Научная статья на тему 'Дидактические основы формирования информационной компетентности будущих бакалавров по профилю «Право и обществознание»'

Дидактические основы формирования информационной компетентности будущих бакалавров по профилю «Право и обществознание» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ / ПРОФИЛЬ "ПРАВО И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбанова Аминат Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы формирования информационной компетентности будущих бакалавров по профилю «Право и обществознание»»

А.М. Курбанова

дидактические основы формирования информационной компетентности будущих бакалавров по профилю «право и обществознание»

Ключевые слова: формирование информационной компетентности, будущие бакалавры, профиль «Право и обществознание».

Система образования в Российской Федерации вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием ее целей, ценностей, качества и осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию и инновационным концептуальным подходам в разработке и использовании современных педагогических технологий. В связи с этим одним из основных направлений формирования перспективной и мобильной системы высшего профессионального образования в России наряду с повышением уровня его качества обеспечением большей доступности для всех групп населения, повышением творческого начала, является и обеспечение нацеленности обучения на новые информационные технологии. Это предусматривается в ряде государственных документов: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Федеральная программа развития образования на 2001-2005 гг.», «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» и др.

В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриат предполагает изучение гуманитарных и социально-экономических, математических, естественно-научных, общеобразовательных дисциплин, а также дисциплин, формирующих начала специализации и навыки выполнения научно-исследовательских работ. Таким образом, обучение в бакалавриате дает общетеоретическую базу для дальнейшего освоения конкретной выбранной профессии в процессе трудовой деятельности либо путем самообразования. Авторы [1; 2; 3; 4; 5] отмечают, что одним из новшеств Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения, помимо компетенций как результатов обучения, является понятие информационной образовательной среды, включающее в себя совокупность технологических средств: компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.

В данной среде формируется информационная компетентность будущих бакалавров по профилю «Право и обществознание», под которой нами понимается интегратив-ное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств. В настоящее время эффективность процесса формирования информационной компетентности любого специалиста зависит от качественной общеобразовательной компьютерной подготовки. Обучаемый должен стремиться использовать компьютер именно в своей профессиональной сфере и обладать высоким уровнем психологической и функциональной готовности к успешному применению современных средств ИКТ.

© Курбанова А.М., 2013

Одной из основных проблем информационной подготовки студентов является создание методики формирования информационной компетентности. Основная трудность заключается в том, что компетентность может быть сформирована только в процессе деятельности, которая максимально приближена к реальной профессиональной деятельности. Осуществить такую деятельность в процессе аудиторных и практических занятий не представляется возможным. Однако используя информационные и коммуникационные технологии в качестве средства обучения можно создать необходимые условия для формирования информационной компетентности.

Средства ИКТ являются эффективным способом повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий у бакалавров. Хорошее усвоение учебного материала на сегодня невозможно без применения современных средств ИКТ. Если в процессе обучения информатике средства ИКТ могут выступать и как средство обучения, и как объект изучения, то в процессе преподавания других дисциплин они могут являться только средством обучения. С учетом того что применение информационных и коммуникационных технологий позволяет изменить способы подачи учебного материала, преподаватель имеет возможность наглядно иллюстрировать материал по тематике лекций и практических занятий.

В результате анализа компетенции стандарта были распределены по компонентам информационной компетентности будущих бакалавров по профилю «Право и обще-ствознание» следующим образом (см. рис.).

• готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, пер ер а боты I информации, готовностью работать с компьютером как средствомуправлення информацией (ОК-8);

•способностьюработать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК- 9), •способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12)

♦способностью разрабатывать и реалтовывать. с учетом отечественного н зарубежного опыта, кулыурно-просветптельскпе программы (ПК-9), •способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной п профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического п экспериментального

тгггттр^тпт'- .тпг'т (ОТТ-Д)___У

•способностью разрабатывать и реалпзовывать. с учетом отечественного п зарубежного опыта. ку л ь ту р но-пр о с в еп пел ьскнепро гр аммы (ПК - 9).

♦в области научно-исследовательской деятельности готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения I юс л ед о в ател ьсн к задач в областт I обр а зоваш ы (ПК -11),

•владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)

Рис. Компоненты информационной компетентности будущих бакалавров по профилю «Право и обществознание», представленные в ФГОС ВПО

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что успешное освоение большей части общекультурных и профессиональных компетенций, а значит и успешное осуществление своей профессиональной деятельности основывается на информационной компетентности будущих бакалавров по профилю «Право и обществознание». Осуществляя свою деятельность в условиях информационной образовательной среды, будущий

бакалавр, выступая на начальном этапе информационной подготовки, переходит в процесс своего профессионального развития в области работы с информацией и информационными технологиями на новой технологической основе в категорию грамотного и самостоятельного пользователя. Главный акцент при проектировании информационной образовательной среды вуза нами делается на ее методико-содержательном аспекте. Реализация этого аспекта делается с учетом следующих условий:

1) отбор содержания, форм и методов обучения, направленный на достижение каждым студентом заданного уровня сформированности компонентов информационной компетентности;

2) реализация в образовательном процессе всех компонентов модели формирования информационной компетентности будущих бакалавров по профилю «Право и обществознание»;

3) Органичное включение в общую структуру профессиональной подготовки будущего бакалавра по профилю «Право и обществознание» дисциплины, позволяющей интегрировать знания, умения и навыки в области работы с информацией и информационными технологиями.

Такими дисциплинами по данному профилю являются:

1. «Основы математической обработки информации»;

2. «Информационные технологии в образовании».

Для непрерывности информационной подготовки, а также формирования информационной компетентности, нами разработаны курсы по выбору:

1. «Компьютерный практикум по электронному офису»,

2. «Компьютерные правовые системы».

В порядке выполнения социального заказа на подготовку компетентных бакалавров педагогического образования разработанная нами модель дает возможность формировать информационную компетентность при условии использования системного, ком-петентностного и интегративного подходов и принципов систематичности и последовательности, практикоориентированности, а также принципа индивидуализации обучения. Формирование исследуемой компетентности происходит посредством выделения дидактических условий организации учебного процесса обучения студентов-бакалавров, который дает возможность устранить дисциплинарные границы и перейти от предметного содержания обучения к интегративному. Стержнем интеграции при таком обучении является программно-методическое обеспечение (электронный ресурс). К ним относятся все электронные образовательные издания и ресурсы, которые помогают решать конкретные задачи, поставленные перед специалистом-бакалавром по профилю «Право и обществоз-нание». Внедрение информационных технологий в учебный процесс актуализирует разработку и использование в курсе «Компьютерный практикум по электронному офису» специализированных образовательных электронных изданий и ресурсов.

В настоящее время многие учебные заведения самостоятельно занимаются разработкой собственных электронных ресурсов различного назначения и применяют их в учебном процессе. Созданием подобных продуктов для различных типов учебных заведений занимаются и специализированные организации такие, как, например: «1С», «Кирилл и Мефодий», «Физикон», «Медиахауз», «Просвещение-Медиа» и другие. К настоящему времени образовательные издания и ресурсы получили большое распространение в области индивидуальной подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, при организации различных видов дистанционного и смешанного обучения. Программные продукты данных фирм апробируются на занятиях по спецдисциплинам на факультете права Дагестанского государственного педагогического университета.

Библиографический список

1. Гусенбекова Н.А., Везиров Т.Г. Информационная образовательная среда в профессионально направленной математической подготовке инженеров в техническом вузе // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3 (40). - С. 45-46.

2. Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 10. - С. 268-270.

3. Везиров Т.Г. Развитие профессиональной компетентности студентов магистратуры в условиях информационной образовательной среды педвуза // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4 (41). - C. 126-128.

4. Сорокопуд Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения // Вестник Университета (Государственный университет управления).- 2012.- № 6. - С. 96-101.

5. Сорокопуд Ю.В. Система компетенций преподавателя высшей школы в контексте методологических подходов программы "Tuning Education Programmes in Russian HEIs" («Настройка образовательных про-грамм в Российских вузах») и ФГОС ВПО 3-го поколения // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 10. - С. 27-36.

О.И. Максимкина

жанрово-стилистические особенности

профессиональной речи педагога дошкольного образовательного учреждения1

Ключевые слова: речевой жанр, профессиональная речь, объяснительный текст, научно-учебный текст.

Профессиональная речь рассматривается в современном речеведении как тот или иной вид речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма), осуществляемый в ситуации профессиональной коммуникации (в условиях решения профессиональных задач). Очевидно, что любая разновидности профессиональной речи обладает определенными жанровыми и стилистическими особенностями, которые обусловлены характером задач, решаемых в профессиональной коммуникации. Цель данной статьи - рассмотреть жанрово-стилистическую специфику профессиональной речи на основе анализа речевого поведения педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Речевой жанр определяется в речеведении как «первичная форма существования языка, возникающая в определенной ситуации общения» [4, с. 573]. Определим жанровые признаки профессиональной речи педагога ДОУ по предложенной Т.В. Шмелевой [5] схеме. Очевидно, что в системе профессиональных задач педагога ДОУ присутствуют задачи объяснения дошкольникам понятий, фактов, способов деятельности (правил

© Максимкина О.И., 2013

1 Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств мероприятия 2. «Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности (содержание и организация)» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.