Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ НЕУДАЧИ В ДИСТАНЦИОННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ НЕУДАЧИ В ДИСТАНЦИОННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НЕУДАЧИ / МЕТОДОЛОГИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ / ОНЛАЙН-КУРС / ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОВАЛ / ДЕМОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / САМОМОТИВАЦИЯ / ВЕБИНАР / ВИДЕОКАМЕРА / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринов Константин Анатольевич

Дистанционное обучение завоевывает в высшем образовании всё большую популярность. Преподаватель работает в различных онлайн-форматах: сотрудничество, совещание, обсуждение, совместное использование. Информационная компетентность стала важнейшим критерием образованности молодёжи. Однако появились специфические проблемы в данной форме обучения (отсутствие должного рубежного и текущего контроля знаний; подрыв развития коммуникабельности; готовность самих преподавателей вести вебинары, а студентов удалённо учиться; огромные временные и финансовые ресурсы на внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в вузы; необходимость разработки единого образовательного стандарта удалённого обучения; низкий уровень личных невербальных контактов между учителем и учениками; проблема идентификации лица на онлайн-экзамене и т.д.). Большинство перечисленных проблем автоматически решаются при развитии информационной культуры в обществе, но значительное их число может быть ликвидировано только грамотной методической работой самих преподавателей. Поэтому существует проблема подготовки онлайн-педагогов, начиная с преодоления боязни веб-камеры и заканчивая освоением всех образовательных онлайн-стилей. В статье автор систематизирует информации об ошибках в вузовском дистанционном обучении и предлагает пути их исправления. Большое внимание уделено процессу адаптации электронного обучения требованиям современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC FAILURES IN DISTANCE HIGHER EDUCATION

Distance learning is gaining popularity in higher education. The teacher works in various online formats: collaboration, meeting, discussion, sharing. Information competence has become the most important criterion for the education of young people. However, specific problems appeared in this form of education (lack of proper midterm and current control of knowledge; undermining the development of communication skills; the willingness of the teachers themselves to conduct webinars, and students to study remotely; huge time and financial resources for the introduction of information and communication technologies (ICT) in universities; the need development of a unified educational standard for distance learning; low level of personal non-verbal contacts between teacher and students; the problem of face identification on an online exam, etc.). Most of these problems are automatically solved with the development of information culture in society, but a significant number of them can only be eliminated by competent methodological work of the teachers themselves. Therefore, there is the challenge of training online educators, from overcoming the fear of the webcam to mastering all online educational styles. In the article, the author systematizes information about errors in university distance learning and suggests ways to correct them. Much attention is paid to the process of adapting e-learning to modern requirements.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ НЕУДАЧИ В ДИСТАНЦИОННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

TATARINOV Konstantin Anatolyevich DIDACTIC FAILURES IN DISTANCE HIGHER ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

V7TK" П18 ¿И [7Л~7Л5П£>202 1 Контент доступен по лпцетни СС В Y-NC 4.0

у A14 J /O.UIO.-Ю |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1002-0042 lfcdese™https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ НЕУДАЧИ В ДИСТАНЦИОННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 448794 SPIN: 7563-3025

ТАТАРИНОВ Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: tatarinov723@gmail.com) Аннотация. Дистанционное обучение завоевывает в высшем образовании всё большую популярность. Преподаватель работает в различных онлайн-форматах: сотрудничество, совещание, обсуждение, совместное использование. Информационная компетентность стала важнейшим критерием образованности молодёжи. Однако появились специфические проблемы в данной форме обучения (отсутствие должного рубежного и текущего контроля знаний; подрыв развития коммуникабельности; готовность самих преподавателей вести вебинары, а студентов удалённо учиться; огромные временные и финансовые ресурсы на внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в вузы; необходимость разработки единого образовательного стандарта удалённого обучения; низкий уровень личных невербальных контактов между учителем и учениками; проблема идентификации лица на онлайн-экзамене и т.д.). Большинство перечисленных проблем автоматически решаются при развитии информационной культуры в обществе, но значительное их число может быть ликвидировано только грамотной методической работой самих преподавателей. Поэтому существует проблема подготовки онлайн-педагогов, начиная с преодоления боязни веб-камеры и заканчивая освоением всех образовательных онлайн-стилей. В статье автор систематизирует информации об ошибках в вузовском дистанционном обучении и предлагает пути их исправления. Большое внимание уделено процессу адаптации электронного обучения требованиям современности.

Ключевые слова: проблемы дистанционного обучения, электронное образование, педагогические неудачи, методология онлайн-обучения, онлайн-курс, прекращение обучения, образовательный провал, демотивация обучения, самомотивация, вебинар, видеокамера, индивидуализированный подход, когнитивная зрелость, дидактические проблемы.

DIDACTIC FAILURES IN DISTANCE HIGHER EDUCATION

© The Author(s) 2021

TATARINOV Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina 11, e-mail: tatarinov723@gmail.com) Abstract. Distance learning is gaining popularity in higher education. The teacher works in various online formats: collaboration, meeting, discussion, sharing. information competence has become the most important criterion for the education of young people. However, specific problems appeared in this form of education (lack of proper midterm and current control of knowledge; undermining the development of communication skills; the willingness of the teachers themselves to conduct webinars, and students to study remotely; huge time and financial resources for the introduction of information and communication technologies (ICT) in universities; the need development of a unified educational standard for distance learning; low level of personal non-verbal contacts between teacher and students; the problem of face identification on an online exam, etc.). Most of these problems are automatically solved with the development of information culture in society, but a significant number of them can only be eliminated by competent methodological work of the teachers themselves. Therefore, there is the challenge of training online educators, from overcoming the fear of the webcam to mastering all online educational styles. In the article, the author systematizes information about errors in university distance learning and suggests ways to correct them. Much attention is paid to the process of adapting e-learning to modern requirements.

Keywords: distance learning problems, e-learning, pedagogical failures, online learning methodology, online course, learning discontinuance, educational failure, learning demotivation, self-motivation, webinar, video camera, individualized approach, cognitive maturity, didactic problems.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Ошибки в обучении студентов - это составная часть учебного процесса. Электронное обучение не требует создания совершенно новой методологии в противовес традиционному обучению [1]. Дидактические методы и приёмы, разработанные до эры электронной передачи знаний, не нужно полностью пересматривать, а нужно лишь дополнять по мере развития информационной системы управления образовательным процессом [2, с. 21]. Автор считает, что огромной педагогической неудачей в университетах является не отсутствие у студентов-выпускников умений и навыков согласно образовательному стандарту, а не задействование в учебном процессе личностного и интеллектуального потенциала молодёжи [3, с. 549]. Последствием данного негативного явления становятся прекращение обучения в вузе, отсутствие в будущем профдеятельности по специальности и недостаточная самореализация. Неудачи в образовании анализируются по двум переменным: эффективность (результативность) и процент прекращения обучения. Эффективность оценивают с помощью показателей успеваемости, удов-

летворённости, трудоустроенности по специальности, величине заработной платы молодых специалистов и быстроте их карьерного роста [4]. Второй показатель - процент отказа от учёбы варьируется от 5 до 90 процентов, в зависимости от способа подачи информации в удалённом режиме. Большинство исследователей сходятся в едином мнении, что бросают чаще всего дистанционное обучение, нежели традиционное. Причины этого не только методические и организационные, но и социальные. Передовой опыт удалённого обучения, в котором качество ни сколько не снижается по сравнению с традиционным, в основном опирается на мотивацию и вовлечение учеников в дидактический процесс. Это достигается через студенческое сотрудничество, визуально привлекательные учебные материалы и точно выверенные сценарии лекций и практических занятий.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросами выявления педагогических неудач в электронном обучении и их ликвидацией занимались такие ученые, как Е.В.

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ТАТАРИНОВ Константин Анатольевич ДИДАКТИЧЕСКИЕ НЕУДАЧИ В ДИСТАНЦИОННОМ ...

Пиневич, Л.Н. Тюшеков, Л.И. Красноплахтова, М.С. Чванова, И.А. Киселева, Н.В. Петрова, В.Н. Гончарова, Е.А. Решетняк, Ю.П. Гладких, С.В. Попов, Г.В. Ахмет-жанова, Д.Р. Абиева, Н.П. Бахарев, Е.В. Грязнова, И.А. Треушников, Н.Ю. Бобыкина, С.В. Афанасьев, Н.М. Полевая, В.В. Ситникова.

Пиневич Е.В. выявляет рад проблем при проведении вебинара (дискомфорт и напряжение у преподавателя, необходимость поддержания определённого ритма, различия в часовых поясах, технические проблемы) [5, с. 107]. Тюшеков Л.Н., Красноплахтова Л.И. считают, что применение дистанционного обучения затруднительно для специальностей, требующих постоянной практики (например, у будущих медицинских работников) [6, с. 956]. Чванова М.С., Киселева И.А. анализируя опыт использования удалённого обучения в России, выделяют следующие насущные проблемы: идентификация студента во время экзамена, интерактивная защита диплома (по факту запрещённая законодательством), отсутствие очного контакта с педагогом [7, с. 1200]. Петрова Н.В., Гончарова В.Н. приводят классификацию проблем дистанционного обучения (педагогические, экономические, психофизиологические, нормативно-правовые, технические и эргономические) [8, с. 224]. Решетняк Е.А., Гладких Ю.П. обосновывают наличие высокопрофессиональных знаний и навыков у преподавателей, разрабатывающих лекции в опНие-режиме [9, с. 117]. Попов С.В. подчеркивает, что онлайн-студенты легко справляются с техническими заданиями и с трудом выполняют самостоятельную творческую онлайн-работу [10, с. 49]. Ахметжанова Г.В., Абиева Д.Р. постулируют о том, что видеокамера, являясь основным инструментом онлайн-педагога, заставляет цепенеть 70% респондентов [11, с. 30]. Бахарев Н.П. поднимает вопрос о том, что внедряют дистанционное обучение в вузах только молодые преподаватели (вчерашние студенты), не знающие теорию и методологию профобучения [12, с. 35]. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Бобыкина Н.Ю., Афанасьев С.В. делают вывод от том, что главное в дистанционной педагогике - это информационная культура [13, с. 64]. Полевая Н.М., Ситникова В.В. затрагивают вопрос о финансовых и временных затратах при удалённом обучении (индивидуализированный подход при подготовке курсов требует пересмотров нормативов оплаты труда педагогов-методистов, а видео-конференции в априори требуют больших затрат) [14, с. 165].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в выявлении типичных дидактических проблем в электронном университетском обучении. Для этого необходимо показать первостепенные причины, приводящие к неудачами при удалённом самообучении и наметить пути их ликвидации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Педагогические трудности в асинхронном дистанционном обучении напрямую связаны с индивидуальными особенностями студентов (способность концентрировать внимание и запоминать информацию, внутренняя мотивация, предрасположенность к абстрактному мышлению, предыдущий опыт удалённого обучения). Кроме того, провал в онлайн-обучении также зависит от объективных обстоятельств (технические сложности, недостаток времени, слабый контроль со стороны преподавателей, интерфейс LMS не соответствует когнитивным навыкам студентов) [15].

Причины образовательных неудач в школе хорошо описаны в литературе и связаны они с материальными, социальными и культурными условиями, создающими неблагоприятную для учёбы жизненную среду, а также педагогическими ошибками (неадекватное использование методов и средств обучения и развития ребёнка) и психологическими особенностями индивида.

Автор выделяет ряд первостепенных причин, приводящих к неудачам, характерным только для онлайн-об-

учения:

1. Низкий уровень когнитивной зрелости, то есть человек попросту психологически не готов к удалённой работе над своим образованием (низкий уровень навыков организации и планирования самообучения) [16].

2. Максимум свободы выбора времени онлайн-заня-тий. Когда мало мотивированные студенты могут учиться «всегда и везде», они учатся «никогда и нигде».

3. Минимизация усилий в электронном обучении ведёт к неадекватному достижению результатов. Огромный процент студентов правильно выполняют тестовые задания даже не ознакомившись с дидактическим материалом. Во время очного обучения студенты вынуждены общаться с преподавателем и посещать лекции, во время же удалённого обучения никто не может ученику запретить смотреть ленту социальных сетей, вести чат в мессенджере или просматривать каталог интернет-магазина. В результате такого обучения (без внешнего контроля) достижения студентов полностью не соответствуют их интеллектуальному потенциалу. Онлайн-студент научился бегло просматривать учебный материал, готовить реферат в последнюю минуту и с помощью программных средств уникализировать текст в своей выпускной квалификационной работе.

4. Примитивный стиль онлайн-обучения «с использованием ИКТ», вызывающий у студентов апатию и скуку. Это явление наблюдается тогда, когда преподаватель не владеет такими стилями обучения как «перевёрнутый класс», гибридное обучение, образовательный проект и т.д.

Приведённые выше причины характерны и для традиционного обучения, но в удалённой среде они наиболее выражены. Успехи онлайн-студентов в больше степени зависят от компетентности онлайн-преподавателей (выбор целей, задач, методов и форм онлайн-занятий), а также стимулирования учеников к активной работе над собой и интенсивному взаимодействию с учителем. Мотивация к учёбе у студентов снижается, если контроль их достижений ведётся не правильно (субъективность взглядов, отсутствие точности и повторяемости) [17]. Ошибки контроля знаний особенно ярко проявляются тогда, когда в тестах используются только закрытые вопросы. Ведь вся информация для того, чтобы правильно ответить, доступна в полном объёме как в он-лайн-курсе, так и в сети. Поэтому высокие баллы за тест нисколько не говорят о полученных студентами знаний, а лишь свидетельствуют о их навыках поиска информации в Интернете. К демотивирующим факторам можно отнести неясные правила прохождения онлайн-курсов и низкое качество их наполнения.

Характеристики киберсреды формируют контекст, не существовавший ранее при традиционных занятиях. Любая информация всегда доступна и находится мгновенно. С одной стороны это благо, с другой - это бремя, так как получение знаний больше не отождествляется с усилиями, а является мгновенным «доступом по запросу». Ряд учёных считают, что поиск информации индивидуумом более важен, чем её создание. Автор же считает, что знания не следует отождествлять с информационными ресурсами. В электронном образовании вместо свободы места обучения необходимо чувство автономии, вместо неограниченной персонализации нужна адаптация к способностям человека, а вместо развлечения - самомотивация. Избыточная геймификация электронного дидактического материала также вредна, так как вместо «образовательного веселья» студенты получают «пассивное развлечение» [18]. Игровые элементы должны вовлекать в обучение [19, с. 521]. Мультимедийное сообщение должно быть подчинено целям обучения и не отвлекать от познавательной деятельности. Ускорение темпа жизни также негативно влияет на образование. Преподаватели стараются сжать время, направленное на обучение, значительно упрощают содержание онлайн-курса, а виды мыслительной де-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002

165

TATARINOV Konstantin Anatolyevich DIDACTIC FAILURES IN DISTANCE HIGHER ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ятельности, как анализ, синтез, оценка и понимание, совсем не используются в учебном процессе. Цикличный ритм обучения сменился на хаотичную и внезапную прихоть человека. Асинхронная модель онлайн-заня-тий, предусматривающая самоорганизацию учебного времени, в итоге превращается в борьбу с отвлекающими факторами. Поэтому учителя сознательно снижают требования к дидактическому онлайн-материалу (легко усваиваемый и упрощённый контент, решение развлекательных задач и поверхностный тестовый контроль). Ожидания онлайн-студентов ставятся на первое место, а содержание обучения на второе.

Прежде чем предотвращать провалы в дистанционном обучении необходимо понять, какой образовательный эффект мы должны получить [20-23]. Ведь формат занятий должен подстраиваться под цели, а не наоборот. Процесс адаптации дистанционного обучения под требования современности должен предусматривать профилактическую деятельность (забота о его высоком качестве), диагностику (тщательное наблюдение за учебной деятельностью студентов) и терапевтические мероприятия (ликвидация выявленных образовательных пробелов в знаниях). Изменить поведение студента, который перестаёт обращаться ко всем темам онлайн-курса, выполняет задания лишь частично и небрежно и бросает учёбу, намного проще, чем в традиционном формате.

LMS Moodle, широко используемая в дистанционном университетском обучении, не позволяет отследить поведение студентов и правильно его интерпретировать, а значит, если нет точного диагноза, то и лечить фактически нечего. Преподаватель попросту не видит образовательных провалов и не предпринимает меры к их исправлению и недопущению.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Ошибочное представление о дистанционном обучении как со стороны преподавателей, так и студентов становится причиной дидактических катастроф. Осознание специфических особенностей электронного обучения - это первый шаг к выходу из «отрицательной фазы» [24]. Вовремя распознать трудности, научиться им противостоять и начать вырабатывать правильные навыки онлайн-преподавания

- главный приоритет высшей школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акматбекова А.Ж. Внедрение современных электронных средств в практику обучения физике /А.Ж. Акматбекова //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2017. - № 7 (120). - С. 47-51.

2. Братищенко В.В. Информационная образовательная среда Байкальского государственного университета / В.В. Братищенко // Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8. - № 1. - С. 18-27.

3. Степаненко Д.А. Эстетико-этический элемент образовательной среды как фактор формирования внутренней мотивации студентов юридического вуза: к постановке вопроса /ДА. Степаненко, И.А. Арзуманов //Известия Байкальского государственного университета.

- 2019. - Т. 29. - № 4. - С. 545-551.

4. Рудакова О.В. Высшее образование как основа карьерного роста молодежи / О.В. Рудакова //Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2018. - № 3 (15). - С. 47-48.

5. Пиневич Е.В. Дистанционное обучение: проблемы и решения / Е.В. Пиневич //Международный научный журнал. - 2017. - № 6. - С. 106-110.

6. Тюшеков Л.Н. Основные проблемы дистанционного обучения / Л.Н. Тюшеков, Л.И. Красноплахтова // Аллея науки. - 2018. - Т. 4. - № 6 (22). - С. 951-954.

7. Чванова М.С. Проблемы дистанционного обучения в сети интернет / М.С. Чванова, И.А. Киселева //Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2017. - Т. 22.

- № 5-2. - С. 1200-1203.

8. Петрова Н.В. Проблемы дистанционного обучения в высшей школе /Н.В. Петрова, В.Н. Гончарова //Актуальные вопросы образования. - 2017. - № 1-1. - С. 222-225.

9. Решетняк Е.А. Перспективы и проблемы развития дистанционного обучения в России /Е.А. Решетняк, Ю.П. Гладких //В сборнике: Перспективы развития информационных технологий. Сборник материалов XXXVМеждународной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. - 2017. - С. 113-119.

10. Попов С.В. О проблемах дистанционного обучения среднего профессионального образования / С.В. Попов // Научное обозрение.

Педагогические науки. - 2018. - № 1. - С. 47-51.

11. Ахметжанова Г.В. Особенности деятельности педагога в условиях дистанционного обучения / Г.В. Ахметжанова, Д.Р. Абиева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 3 (28). - С. 28-31.

12. Бахарев Н.П. Формирование интерактивного контента для дистанционного обучения студентов в высшей школе / Н.П. Бахарев //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 3 (28). - С. 35-38.

13. Грязнова Е.В. Дистанционная педагогика: проблемы концептуализации и определения / Е.В. Грязнова, И.А. Треушников, Н.Ю. Бобыкина, С.В. Афанасьев //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 4 (29). - С. 63-65.

14. Полевая Н.М. Проблемы реализации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе / Н.М. Полевая, В.В. Ситникова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 163-166.

15. Волкова Е.В. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е.В. Волкова // Проблемы высшего образования. - 2009. - № 1. -С. 126-128.

16. Кузнецова Д.А. Определение понятия и структуры личностной зрелости / Д.А. Кузнецова // Личность и общество. - 2020. - № 3 (14). - С. 9-13.

17. Кожевина А.П. Особенности профессиональной мотивации студентов вуза / А.П. Кожевина, И.А. Ошарова // Global and Regional Research. - 2020. - Т. 2. - № 2. - С. 350-356.

18. Колычев В.С. Применение игровой механики в электронном обучении /В.С. Колычев, А.Б. Петров //Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 7 (97). С. 50-54.

19. Фонталова Н.С. Применение методов геймификации в образовательном пространстве вуза /Н.С. Фонталова, В.В. Артамонова // Global and Regional Research. - 2020. - Т. 2. - № 1. - С. 517-522.

20. Мироненко Ю.Д. Создание образовательного комплекса: си-нергетический эффект / Ю.Д. Мироненко, Е.В. Максимова, Т.А. Сергеева // Профессиональное образование и рынок труда. - 2017. -№ 3. - С. 4-11.

21. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.

22. Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (3940). С. 163-168.

23. Итинсон К.С. Массовые открытые онлайн курсы и их влияние на высшее образование // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 15-17.

24. SiomczynskiM. Niepowodzenia edukacyjne w ksztaiceniu zdalnym / M. Siomczynski, D. Sidor//Available at: http://www.e-mentor.edu.pl/mobi/ artykul/index/numer/47/id/970

Статья поступила в редакцию 29.12.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.