кина “Потомок Чингис-хана”, но и о произведениях Пелевина “Чапаев и пустота”, Воеводина “Русский внук Чингис-хана”, -писателей, играющих с историческими реалиями, мифологизирующих историческую реальность. Здесь переплетаются судьбы писателей и произведений, тенденции освоения буддизма русскими и западными деятелями культуры, подводятся аналитические итоги.
Границы культур, порождение новых смыслов, историческая память, импринт-ность и рецептивная эстетика, импринт-ность и социология, биографический фактор и жизнетворчество, влияния и взаимодействия, рецепция и функционирование
эстетических и культурных феноменов буддизма - за трактовкой всех этих проблем стоит продуманная аргументация, обширный историко-культурный контекст.
Монография представляет обобщающий философско-культурологический труд, восполняющий отсутствие подобных исследований в отечественной науке. Она содержит целостную и убедительно обоснованную концепцию, представляет серьезный вклад в изучение актуальных философско-культурологических проблем, прокладывает пути для дальнейшего изучения процессов, лежащих в основе диалога культур. “Но нет Востока, и Запада нет”?!
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Грохольская О.Г.
Идея стандартизации содержания образования опирается на ЗУНы, не несет воспитательно-мировоззренческой нагрузки, следовательно, не может быть целеполагающей идеологией сегодня, в условиях социально-нравственной нестабильности общества и растущей дифференциации уровней образования. Стандарт - это средство смещения содержания образования из поля “цель” в поле “ее реализация”. Он является лишь знаниевым способом интерпретации интегрированных целей образования. В связи с этим возникает вопрос: если отказаться от стандартизации в образовании, то на какой методологической основе следует строить процесс интегративного взаимодействия образовательных пространств различных уровней?
На пути методологического обоснования механизма образовательной интеграции через реализацию мировоззренческих культурологических идей (европейской общности, всеобщей безопасности) ответ можно получить в ходе следующих рассуждений. Решение проблемы удержания единого образовательного пространства России видится нами через
выдвижение общенациональной образовательной идеи (идей). Под единым образовательным пространством государства понимается сфера отношений между субъектами образования, формируемых на основе согласованных норм законодательства, единого понимания целей, задач, принципов и механизмов развития систем образования.
Механизм интеграции заключается в следующем: необходимо наличие общего качества, вокруг которого аккумулируются цели и идеи, наличие “фундамента”, на котором строится вся система; необходимо включение в комплекс всех обязательных элементов в определенных пропорциях, которые должны согласованно и упорядоченно взаимодействовать, не разрушая целостности системы. Одним из главных условий успешной интеграции является совместимость, взаимосвязь и иерархия различных компонентов системы при обеспечении подчинения их целей единой общей цели системы.
Интегративный эффект, новое интегративное качество, которым будет обладать система, является признаком состо-
© Грохольская О.Г., 2008
явшейся интеграции. При интеграции элементы образуют системное единство не на основе их функционально-целевого сходства, а интегративный эффект достигается взаимодополняемостью функционирования элементов на основе углубления и развития внутрисистемных связей.
Интеграция в образовании отражает единство содержательной и процессуальной его сторон, характеризует процесс взаимодействия последних на всех уровнях: на теоретико-методологическом, на учебно-методическом (на уровне предмета, учебного материала), на уровне структуры (модели) личности. При этом все элементы подвергаются определенным преобразованиям через включение их во всё большее число связей, которое может привести к структурным изменениям в системе, к появлению новых функций у вступивших во взаимодействие элементов, а в итоге - к возникновению новой целостности, сопровождающейся усилением педагогического эффекта.
Таким образом, при осуществлении интеграции в образовании необходимо учитывать следующие ее свойства и закономерности:
1. На выбор и обоснование той или иной логико-содержательной основы интеграции влияют педагогические цели и задачи. Именно они определяют тип, механизм и структуру педагогической интеграции, результатом которой будет более эффективное выполнение комплекса определенных задач: обеспечение целостности представлений, единой методологии, приоритетных направлений образовательного процесса.
2. В интегративном целом должны проявляться новые интегративные качества, определяемые целями и задачами образовательного процесса, развитием социокультурных процессов в обществе в целом.
3. Интегративные качества целого должны формироваться через взаимопроникновение и взаимотрансформацию кооперируемых частей, не за счет, а в пользу друг друга, не разрушая свойств и особенностей составляющих его компонентов.
4. Содержательную и процессуальную стороны образовательного процесса необходимо формировать в единстве и с необходимым учетом дезинтегрирующих
факторов в интегративном целом: энтро-пийности, нелинейности, несводимости, непропорциональности соотношения общего и частного.
Реализация процесса интеграции во взаимодействии систем образования осуществляется на базе комплекса организационно-педагогических условий, составляющими которого являются:
• единство концептуального пространства целеполагания;
• организация целостного учебно-воспитательного процесса;
• создание единой языковой среды обучения и воспитания;
• вовлечение всех участников педагогического процесса во все формы совместной деятельности (свобода движения педагогических идей, специальной информации; свобода движения всех видов образовательных услуг; свобода выбора людьми места получения, уровня и качества образования).
В мировой практике уже сложилось ряд подходов к процессу интеграционного взаимодействия образовательных пространств [3]. Нами проанализированы особенности Европейской модели интеграции образовательных систем, Азиатско-Тихоокеанской модели интеграции, реинтеграции (реальной интеграции) как самого эффективного пути интеграции в образовании государств постсоветского пространства.
Сущностью Европейской модели интеграции, в основе которой - ведущая роль университетов в процессе интеграции, является идея европейской общности, целостности, заключающей в себе многообразие народов и культур. Идея носит воспитательно-формирующий, мировоззренческий характер.
Особенностью Азиатско-Тихоокеанской модели интеграции (с четко выраженной ориентацией на повышение качества знаний), объединяющей темой сотрудничества являются “Стандарты в области образования XXI века”.
Важным шагом на пути разработки теоретических основ интеграции образовательных систем различных уровней, на наш взгляд, являются вопросы постановки цели в образовании, опираясь на которую можно идти к разработке его концептуальных основ в современных условиях
и на перспективу. При этом повторимся: важным является определение объединяющей образовательной идеи.
Зачем нужна объединяющая идея? Образование определено как целенаправленный процесс, а значит, его качество и эффективность определяется тем, насколько результаты (свойства человека, получившего образование) соответствуют сформулированным целям и дают возможность личности самореализоваться в условиях современной реальности. При этом цели образования должны отражать интересы личности, общества, государства на современном этапе его развития и находить поддержку большинства населения страны.
Путем реализации механизма соединения интересов названных субъектов (личности, общества, государства) в интегрированную цель, на наш взгляд, могут стать культурологические объединяющие образовательные идеи полноценной жизненной самореализации и формирования личности безопасного типа, которые дадут направление формирования новой личности нашего государства, самореализующейся в условиях все возрастающей угрозы мирового терроризма, многочисленных катастроф и катаклизмов, как природного, так и социального характера.
Методологически обосновать необходимость выдвижения данного комплекса идей в качестве интегрированной цели образовательных систем различных уровней в России можно на пути следующего анализа.
Сегодня в рамках Евросоюза активизирован механизм интеграции образовательных систем, основывающийся на формировании единых подходов к обязательной передаче общих ценностных ориентиров, в качестве которых выступают, в первую очередь, ценности, связанные с практически-формируемым мировоззрением подрастающего поколения, как граждан Европы.
В различных странах формирование мировоззрения сопровождается тем, что в социологии принято называть “национальным оттенком”. Так, например, во Франции активно культивируется идея превосходства коренного населения над мигрантами, прежде всего, из Северной
Африки. В Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и Швеции исторически сложилась идея о наиболее эффективном управлении страной в условиях монархии. Подобных примеров можно привести множество.
На этом фоне объединяющей идеей является идея формирования толерантности у подрастающих поколений. Эта идея формирует терпимое отношение ко всем членам сообщества, независимо от конфессиональных пристрастий, форм и методов обеспечения прожиточного минимума. При этом, формируется негативное отношение уже на уровне дошкольной системы образования к криминальным формам жизнеобеспечения. Не случайно, формирование основ безопасной жизнедеятельности и самореализации личности является центральной проблемой системы обучения и воспитания всех стран Евросоюза.
Эта идея получила широкую успешную апробацию и, по-видимому, должна стать одной из ведущих в условиях интеграции, например, систем образования Беларуси и России. В условиях, когда братские славянские народы предпринимают все более активные шаги, к сожалению, не всегда удачные, по вхождению в единую Европу, понятно, что для России, значительная часть территории которой относится к Азии, вектор направленности в единое сообщество сдерживается объективными культурно-историческими законами. Совершенно очевидно, что значительная часть населения к Востоку от Урала, а сегодня уже и европейской части страны, ориентируется на достижения Японии, Китая, ряда других дальневосточных стран, и эта особенность не может игнорироваться, например, в условиях интеграции образовательных систем и европейского государства Беларусь, и евро-азиатской страны России.
Эта особенность России и проявилась в активной разработке стандартов образования всех уровней не как требований налогоплательщиков к уровню компетенции выпускников, а как требований к минимуму содержания образования. Такой путь стандартизации характерен, как указывалось выше, для Азиатско-Тихоокеанской модели развития образовательной системы.
Сегодня следует отметить постепенный отход от такой модели у руководства Минобразования и науки РФ. Этот отход проявляется в тенденциях, связанных со снижением финансирования разработки образовательных стандартов школы, широкой, аргументированной критикой этих стандартов в средствах массовой информации.
Не вызывает сомнения факт, что культурологические тенденции будут и в дальнейшем преобладать в идеологических установках российского образовательного сообщества. В этом мы видим положительную направленность и развития общества, и определяемой этим направлением развития системы образования. Именно поэтому интегрирующие идеи должны быть связаны сегодня с мировоззренческими культурологическими идеями европейской общности, всеобщей безопасности, личной, производственной и национальной безопасности, обеспечением полноценной жизненной самореализации личности.
Несомненной становится необходимость реформы всей государственной службы в целом, и, если не полной ликвидацией, то значительным снижением веса управленческих структур, связанных с разработкой стандартов образования различных уровней. Сегодня Государственная аттестационная служба защищает права налогоплательщиков в сфере получения ими, их детьми качественного образования.
Будущее российского образования и науки должно контролироваться налогоплательщиками через исключительно государственные структуры. Не считая необходимым подробно останавливаться на этом вопросе, отметим: организация конкурса по научным исследованиям, осуществляемая частными организациями, противоречит духу и букве российского законодательства, создает условия для коррупции в этом вопросе.
В демократическом государстве стандарт - это требования налогоплательщиков к качеству подготовки учащихся (конечного продукта). Нигде в мире потребителя не интересует, как создавался продукт, важно его качество - то, что в образовании называют “компетенции выпускника”. В России же постоянно мусси-
руются вопросы обязательного минимума содержания - чему и как учить, но это проблема специалистов.
В данном вопросе мы полностью разделяем точку зрения профессора А.Г. Ас-молова, тезисно сформулировавшего причины, по которым нельзя вводить образовательные стандарты даже в одной стране (России):
• «невозможно в российской культуре свести образование к торговле знаниями, к утилитарной сфере образовательных услуг, а социальную роль учителя - к роли продавца образовательными товарами;
• невозможно утверждать закон о стандарте без какого-либо указания идеологии нашей страны, определяющей ценности и цели образования, воспитания граждан России;
• невозможно определять стандарт как “минимум качества знаний”;
• невозможно ввести стандарт вне контекста парадигмы образования (парадигмы “знаний, умений, навыков” как дрессуры школьников или информационных, вариативных и развивающих парадигм);
• невозможно ввести перманентный стандарт и перманентный контроль деятельности школы (стандарт, предполагающий пошаговое вмешательство в процесс обучения в школе, а не стандарт, оценивающий уровень качества знаний по итоговым результатам образования)» [1].
Стандарт содержания образования -это педагогический признак тоталитарного государства. И не нужно постоянно навязывать обществу идею о том, что система образования страны сориентирована именно на такой путь развития. Ближайшей же целью формирования и развития единого образовательного пространства является достижение нового качества дошкольного, общего и профессионального образования, обеспечивающего развитие единого культурного и научно-технологического пространства нашего государства, более полное удовлетворение социально-экономических потребностей России в высококвалифицированных специалистах, ускорение научно-технического прогресса, обеспечение устойчивого, динамичного развития общества с высоким уровнем жизни,
гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.
На пути удержания единого образовательного пространства страны мы придерживаемся точки зрения “интеграция по Европейской модели” по следующим основаниям: ориентация на мировоз-зренческо-воспитательную направленность нашей стране значительно ближе и нужнее сегодня, в условиях социальнонравственной нестабильности общества (войны, преступность, психо-физическое здоровье нации). Однако же возможна интеграция и по смешанной модели - в результате соединения европейской и модели реинтеграции. При этом, повторимся, должна быть сформулирована и методологически оценена новая объединяющая образовательная идея, которую можно принять как цель.
По нашему мнению, идея формирования культуры безопасности личности, создания условий для формирования личности безопасного типа может и должна стать стержнем интеграционного взаимодействия образовательных систем на современном этапе [2]. В очередной раз подчеркнем, что такая трансформация системы образования России объективно отвечает и потребностям союзных государств Россия и Беларусь, а также определяет эффективность вхождения России в Европейское сообщество. С уверенностью можно констатировать, что такая трансформация не что иное, как императив взаимодействия различных образовательных систем. И стандарту минимума содержания образования в этом императиве нет места. Чем скорее эта простая и очевидная мысль будет понятна руководству Минобразования и науки РФ, тем эффективнее будет развиваться и система образования нашей страны.
Исходными методологическими посылами, которые составляют концептуальную основу взаимодействия образовательных систем России и Беларуси, с позиций формы организации, цели, содержания и методов реализации, являются приведенные ниже.
По форме организации - речь идет не об унификации образовательных систем, а о гармонизации действий (направленных на взаимное сближение, взаимодополняе-
мость, взаимозависимость национальных образовательных систем) и синхронизации действий (достигается на основе регулирования их возникающими наднациональными структурами - коллегиальными органами, Советами и так далее).
По цели и содержанию - интеграция в образовании ведет, в определенной мере, к смене направлений развития образовательных систем (это касается цели -системообразующего элемента и содержания как наполнения цели). Такое интеграционное взаимодействие возможно при наличии новой объединяющей образовательной идеи, которую можно принять как цель. Это могут быть идеи полноценной жизненной самореализации, формирования культуры безопасности личности, всеобщей безопасности(в широком смысле слова).
По методам реализации - форма организации и содержание взаимодействия на пути интеграции могут эффективно работать на создание единого образовательного пространства при наличии трех свобод: свободы движения педагогических идей, специальной информации; свободы движения всех видов образовательных услуг; свободы выбора людьми места получения, уровня и качества образования.
Нами определены три важных, на наш взгляд, методологических посыла, носящих концептуальный характер и определяющих основу успешности процесса взаимодействия образовательных систем на пути интеграции. Эти установки носят как прогностический, так и регулирующий характер реализации идеи создания единого образовательного пространства. По нашему мнению, эти установки могут использоваться различными странами при вхождении в союз или при разработке собственных интеграционных образовательных программ.
Литература
1. Асмолов А.Г. О политике введения стандартов образования. Сентябрь 2002. / Шр//шшш.аи^опит.ги.
2. Грохольская О.Г. Проблемы теории обучения: Монография. Иркутск, 2007.
3. Лиферов А.П. Региональные аспекты реинтеграции образовательного пространства стран СНГ. М., 2001.