Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / СЛОВОФОРМЫ / ИНТЕРЕС / DIDACTIC GAME / DEVELOPMENT / PRESCHOOL AGE / DIALOGICAL SPEECH / WORD FORMS / INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даутова А.Х.

В статье рассматриваются проблемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр. Анализируются виды дидактических игр. Актуализируется роль дидактических игр в развитии диалогической речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC GAMES FOR THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE

The article discusses the problems of speech development in children of primary preschool age by means of didactic games. The types of didactic games are analyzed. The role of didactic games in the development of dialogic speech is being actualized.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373

Даутова А.Х. воспитатель по обучению татарскому языку МБДОУ «Детский сад № 54 "Белоснежка "

Россия, г. Альметьевск

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр. Анализируются виды дидактических игр. Актуализируется роль дидактических игр в развитии диалогической речи.

Ключевые слова: дидактическая игра, развитие, дошкольный возраст, диалогическая речь, словоформы, интерес.

Dautova A.Kh.

teacher tatar language

MBDOU "Kindergarten № 54" Snow White"

Russia, Almetyevsk

DIDACTIC GAMES FOR THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE

Annotation: The article discusses the problems of speech development in children of primary preschool age by means of didactic games. The types of didactic games are analyzed. The role of didactic games in the development of dialogic speech is being actualized.

Key words: didactic game, development, preschool age, dialogical speech, wordforms, interest.

В процессе свойственных дошкольному возрасту видах деятельности развивается формы и функции речи. Перед воспитателями ставится задача построения речевого развития таким образом, чтобы способствовать овладению ребенком речью как средством общения и культуры, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры речи. Выделяют следующие виды дидактических игр: игры-предложения, игры-поручения, игры-путешествия, игры-диалоги, игры-загадки, каждую из которых педагог может использовать для развития речи ребенка [3, с. 16]. Воспитатель использует игрушки, картинки, предметы и вербальное общение проводя словарные игры. Игровые действия в подобных играх дают возможность ребенку использовать ранее приобретенные знания в новых условиях, активизировать имеющийся запас слов и попадать в такие

ситуации, когда он их должен использовать. Не рекомендуется вводить новые слова. Но кроме того дидактические игры также помогают освоению слов в их обобщенных значениях, развитию как родовых, так и видовых понятий. Используются игрушки или картинки с изображением предметов быта для активизации бытового словаря, природный материал - для активизации природоведческого словаря. Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению. Также надо педагогам следует помнить, что подобранный материал должен соответствовать поставленным задачам словарной работы.

В развитии диалогической речи дидактическая игра также является эффективным методом. Игры с образными игрушками, когда воспитатель ведет разговор от имени персонажа и разыгрывает инсценировки, особенно полезны в младших группах. Сценарии сюжетов следует брать знакомые детям - из детской жизни или из знакомых детям художественных произведений. Благодаря своей динамичности и эмоциональности проведения дидактические игры являются эффективным средством закрепления грамматических навыков дошкольников. С их помощью можно многократно упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Игры проводятся как с игрушками, картинками, предметами, так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на действиях и словах играющих. Использование игрушек является преимуществом дидактических игр. Но игрушки должны отбираться в соответствии с дидактической задачей, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму. Наглядный материал обязательно должен быть оформлен эстетически, будить мысль и вызывать конкретные образы и следует брать знакомые детям предметы [4, с. 142].

Обучающее содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду», поэтому, прежде всего, воспитатель руководствуется требованиями программы при их проведении. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс и проводится совместно с другими формами и средствами воспитания и обучения. Также в «Программе воспитания в детском саду» указано небольшое количество дидактических игр, что предполагает их вариативность и усложнение самим педагогом.

Руководство дидактическими играми включает: выбор программного содержания, формулировка дидактических задач, установление взаимодействия и взаимосвязи с другими формами обучения; продумывание самой игры, проектирование всех структурных компонентов дидактической игры; действие согласно ходам игры и обеспечение активности всех детей, вовлечение в игру застенчивых, робких, поощрение инициативы доброжелательных отношений между собой [3, с. 22]. При организации дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста педагогу следует знать возрастные особенности детей этого возраста. Действия малыша в этот период становятся многообразнее и сложнее, в результате своей активности, у него возрастает стремление утвердиться: «Я сам!». Что

же касается внимания оно пока еще неустойчиво, поэтому он быстро отвлекается. В связи с этим решение задачи в дидактических играх требует от него большего усердия при организации своего внимания для усиленной мыслительной деятельности. Вследствие этого возникают трудности для ребенка, преодолеть которые может помочь педагог, организуя деятельность способную занять внимание ребенка. То есть использовать дидактические игры, повышающие интерес малыша к знаниям, и дидактические игрушки, которые способны привлечь внимание своей яркостью, новизной.

В этом возрасте важно сочетание в игре активные действия и движения самого ребенка с умственными задачами. Например, катать цветные шарики в воротца такого же цвета или имитировать движение животного (в словесной игре «Заинька») [2, с. 27]. Интерес к игре возрастает, если в нее включаются элементы загадочности. Например, воспитатель вносит коробку, рассматривает ее с детьми и спрашивает: «Догадайтесь, дети, что в этой коробке». Также чтобы сделать известные детям игры более интересными хорошо будет внести что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. По этой причине рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. Для детей четвертого года жизни свойственно познание окружающего мира через деятельность основных пяти чувств. Принимая это во внимание, педагог подбирает такой дидактический материал, который дети могли бы обследовать [1, с. 26].

Что же касается самого процесса проведения дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста, педагог должен объяснять правила в процессе игры. В то же время воспитателю следует не забывать предъявлять большую требовательность к своим жестам и мимике при работе с детьми. Все дети быстро и легко реагирует на мимику, выражение глаз, улыбку воспитателя: педагог широко открывает глаза от удивления, дети подражают ему; у воспитателя грустное лицо - и у всех детей сразу на лицах появляется грусть. Обязательно до игры педагог знакомит детей с предметами, которые будут использованы изображениями на картинках, чтобы игра прошла более успешно. Если в игре используются потешки, стихотворения воспитатель должен знать их наизусть и читать их выразительно. Воспитатель, подводя итоги игры с детьми младшего возраста, как правило, отмечает только положительные стороны процесса игры (убрали на место игрушки, играли дружно) и вызывает у малышей интерес к последующим новым играм: «Сегодня мы хорошо играли, а в следующий раз будут другие игрушки, с которыми мы будем играть» [1, с. 27].

Таким образом, дидактическая игра - это сложное, многоплановое педагогическое явление. Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. И дидактические игры, являясь эффективным средством, способствуют формированию правильной речи ребенка.

Использованные источники: 1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.

2. Гранкова Н.А. Дидактическая игра «Рыбалка»//Ребенок в детском саду. - №2. 2016. - С. 12-14.

3. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 2013. - 240 с.

4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 288 с.

5. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования.- 4-е изд.-М.: Издательский центр «Академия». 2013. - 448 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.