УДК 004
Дубленко Нина Михайловна Dublenco Nina Mihailovna
Старший преподаватель Teacher
ПГУ им. Т.Г.Шевченко T.G. Shevchenko State University
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕКТРОННЫХ
УЧЕБНИКОВ
DIDACTIC CHARACTERISTICS OF ELECTRONIC TEXTBOOKS
Аннотация: в статье рассматриваются дидактические функции электронных учебников. Учебник, как основное средство обучения, на протяжении последних десятилетий неоднократно менял свое содержание и свою форму. В настоящее время появились электронные учебники, учебники нового типа, свидетельствующие об изменениях, происходящих в современном образовательном пространстве. Также представлен анализ французского электронного учебника Casquette.
Abstract: the article discusses the didactic functions of electronic textbooks. The textbook, as the main mean of learning, has repeatedly changed its content and form over the past decades. Currently, electronic textbooks, textbooks of a new type have appeared, testifying to changes taking place in the modern educational space. An analysis of the French electronic textbook Casquette is also presented.
Ключевые слова: электронный учебник, информационный, тренировочный и контролирующий блок, грамматика, лексика, тест.
Key words: electronic textbook, information, training and control unit, grammar, vocabulary, test.
Достижения последнего десятилетия в области создания и развития принципиально новых педагогических технологий информационно-учебного взаимодействия оказывают педагогическое воздействие, направленное на развитие личности обучаемого и обучающих. В настоящее время наиболее
эффективным электронным средством учебного назначения является электронный учебник.
В мире, с начала 2010 года активно развиваются технологии, и все полностью становится цифровым: США, Франция, Южная Корея и др.
Электронный учебник представляет собой альтернативный учебник, который предлагает образованным нескольким источникам информации, поддержку и электронные средства для осуществления образовательного процесса, адаптивную систему, которая включает гипермедиа-ссылки и адаптивное представление информационного контекста в понятии Елены Райлян [3, с. 15-23].
Николае Балмуш считает, что электронный учебник должен включать в
себя:
1. аудио, видео, картинки (любого формата);
2. документы (*.pdf, *.doc, *.docx, *.rtf);
3. электронные презентации (*.ppt, *.pps, *.pptx, *.ppsx);
4. тесты HotPotatoes (созданы с помощью software-lui HotPotatoes);
5. онлайн тесты (для книг по информатике: примеры программ Pascal, Delphi, cpp, Scratch;)
6. электронные диски (*.drs) - аудио упражнения (выразительное чтение текстов, стихов и песен);
7. упражнения направленные на координирование употребления слов в предложениях (*.ocp);
8. упражнения направленные на координирование идей о тексте(*.oid);
9. тесты: правда или ложь (*.asf);
10. упражнения по правописанию, упражнения с ошибками (*.phl);
11. группировать слова (*.gcc). [1, с. 166]
Березников В.П. выделяет следующие блоки: информационный, тренировочный и контролирующий.
В информационном блоке объясняются темы по лексике, и показывается ее функционирование в речи. Учебный материал излагается в сжатой форме и подается порционно. Каждый раздел заканчивается контрольными вопросами, которые позволяют ученикам выяснить, насколько глубоко усвоили учебный материал. В информационный входят электронный словарь, презентация словосочетаний, демонстрационный текст, иллюстрирующий употребление слов.
Тренировочный и контролирующий блоки электронных учебных изданий по иностранному языку обычно содержат систему упражнений, направленные на отработку пройденного материала, контроль, а также на самостоятельное исправление ошибок. [5, с. 110]
Тренировочный блок занимает центральное место в электронном учебнике, поскольку для обучения иностранному языку требуется целый ряд упражнений и практических заданий для закрепления полученных знаний и отработки приобретенных навыков.
Все упражнения должны иметь конкретную направленность (усвоение лексики, отработка грамматического материала, постановка произношения...), каждое задание должно быть тесно связано с другими и занимать определенное место в системе упражнений [4, с. 230].
В 1947 Samir Abdo-Hanna создает в Бейруте Librairie Samir, которая в 2012 становится одним из самых известных электронных издательств, занимающейся изданием учебников для французских школ.
Электронный учебник Casquette был издан в 2015, авторы являются Delphine N'Dion, DalilaOuali, MichelDani, Linda Imadrane [2]. Учебник предназначен для изучения французского языка и соответствует уровня А2 CECRL. Электронный учебник состоит из 6 разделов: (Premières rencontres, Un tour en ville, Une drôle de découverte, Sur les planches, C'est la fête! On se bouge pour la nature).
В информационном блоке электронного учебника Casquette объясняются темы по лексике в виде рисунка, используя интеллект-карты и показывается функционирование в речи.
Для продуктивного освоения лексики к каждому разделу делаются презентации словосочетаний.
Также к каждому разделу представлен демонстрационный текст, иллюстрирующий употребление слов. Незнакомые слова, которые ученики не могут найти в тексте, не оформлены в виде гипертекста, который позволил бы ученикам иметь доступ к объяснению слов.
В информационном блоке грамматика представлена в виде таблиц, грамматический материал изложен в сжатой форме и подается порционно. Также спряжение глаголов и правила представлены и в виде аудио.
les orteils
Рис. 1. Лексика
je pense que
Рис. 2. Словосочетание
Le passé récent pour parier d'une
activité récente & ,-infini«
venir de la l/vre. je viens de Tinir
d une activité en cour* ^^ à nnrinltlf être en tr-n de , ^ cuis>ne. Il est en train
v. nour parier d'une Le futur proche > P°ur p
activité à venir f
^uVa^aU - ,a natation.
Рис. 3. Грамматика
Что касается фонетики, транскрипции слов в данном блоке отсутствуют. Тренировочный блок содержит упражнения и практические задания для закрепления полученных знаний и отработки приобретенных навыков, что дает возможность учащемуся закрепить знания, полученные при работе с информационным блоком.
Все упражнения имеют конкретную направленность: усвоение лексики, отработка грамматического материала, постановка произношения.
Для усвоения лексики используются следующие типы упражнения: 1. заполнение таблицы изученными словами:
Karima Maxime Anna
1er trimestre
2е trimestre
Рис. 4. Таблица для заполнение
2. искать побольше слов по теме (Loisirs)
«-■ 7. En mini-groupes, cherchez un maximum de mots (matériel, lieu, personne qui pratique...) liés à ces loisirs.
piano
musicien
c'n*rt)a
chanson
à mi musique —
^ nr
guitare
concert
f°otball
Peinture
¿anse
photo
Рис. 5. Лексика по теме «Loisirs»
3. Заполнять пропуски словами и выражениями:
/ S. Complète les expressions avec une partie du corps, puis essaie de les expliquer.
a Un bon comédien connaît son texte sur te bout des
b. Mon prof de maths pose toujours des questions difficiles et aime couper les en quatre.
c, Tu crois que tu as raison, mais tu te mets le doigt dans I' d II faut vraiment se creuser la pour faire cet exercice !
e Lorsqu'il s'agit de calcul mental, je donne ma au chat !
Рис. 6. Упражнение для заполнение пропусков
4. Ассоциировать слова и картинки:
«Ц- 1. Cache le dialogue et écoute. Regarde les photos et associe-les aux élèves. Attention, il y a 2 intrus !
a. b. c. d. e. f.
Рис. 7. Упражнение для ассоциации слов
5. Игры:
l" 5. Le jeu des émotions.
Lance un dé, mime l'émotion inscrite sur la case et trouve une situation correspondant à cette émotion.
Рис. 8. Игра: эмоции
Авторы электронного учебника Casquette используют следующие типы упражнения: слушать текст и отвечать на вопросы; правда или ложь
43
Для отработки грамматического материала авторы предлагают упражнения для классификации грамматических явлений: времена глагола, артикли, наречие, заполнение пропусков и составление предложении на основе рисунков.
Для формирования и развития фонетических навыков используются аудирование и повторение слов.
Контролирующий блок представляет собой контрольную работу, который позволяет проверить подготовку к сдачи экзамена ОБЬБ. Контрольная работа направлена на проверку всех четырех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо.
& Compréhension orale Comprendre une chronologie d'événements ... / 5
Écoute et complète le tableau.
Qu'est-ce qu'elle vient de faire? Qu'est-ce qu'elle est en train de faire? Qu'est-ce qu'elle va faire ?
Lola
Anissa
Рис. 9. Экзамен DELF
С точки зрения инженеров, которые вместе с методистами участвуют в разработке электронных учебников, электронный учебник должен включить в себе следующие системы: ядро (управляющий модуль) курса; иллюстрированный учебно-справочный комплекс; комплекс виртуальных лабораторий и интерактивных моделей; тестирующий комплекс и интегрированный с базой данных задач; поисковый комплекс; система помощи; система методической поддержки.
В ходе анализа системы включающейся в электронный учебник Casquette, мы пришли к выводу, что ядро учебника обеспечивает дифференцированный вывод информации для текста, для набора иллюстраций, для представления лексики и грамматики.
Учебник предполагает интуитивно понятную навигацию по курсу; возможность возврата к открытому ранее параграфу; изменение визуальных размеров учебника на экране наиболее удобным для пользователя образом; поиск по параграфу без перехода в поисковый комплекс курса.
Иллюстрированный учебно-справочный комплекс представлен в частности иллюстрациями, интерактивными учебниками, а видео отсутствует. Тестирующий комплекс представлен в виде тренирующего блока. Поисковый комплекс предназначен для быстрого поиска необходимых сведений по предмету по ключевому слову. Помощь по работе с электронного учебника представлен в виде видео-ролика на официальной странице издания.
Библиографический список:
1. Balmus N., MDI 2.0 - software pentru elaborarea manualelor digitale interactive de generatia a 2-a // Conferida Na^ionalä de Învâ^âmânt Virtual, édifia a XVI-a, Universitatea din Bucureçti si Universitatea „1 Decembrie 1918" [online] -Alba Iulia. - 2018. C. 165-171 - Disponibil: http://c3.icvl.eu/papers2018/cniv/documente/pdf/sectiuneaC/sectiuneaC_lucrarea18.p df (Vizitat la 26.09.2021)
2. Casquette Niveau 2 Manuel, Samir. - 2015.
3. Railean E., Bazele psihopedagogice ale elaborarii manualului electronic. [Text]/E. Railean, Educatie Multidimensional, 2015. - 240p.
4. Безручко В.Т., Практикум по курсу «Информатика». Работа в Windows 2000, Word, Excel, учебник [Текст] / В.Т. Безручко. - Москва: Финансы и статистика, 2010. - 544с.
5. Березников В.П., Автоматизация построения тренажеров и обучающих систем [Текст] / В.П. Березников. - Киев: Наукова думка, 2015. -200 с.