ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И РОЛЬ СЕМЬИ В ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Абдурахимова Б.С.
Курган-Тюбинский государственный университет имени Носира Хусрава
Известно, что усвоение знаний опирается на определенные дидактические основы во многом прогнозирующие воспитание и развитие школьников. В дидактике имеется много основных положений, объединенных в систему дидактических принципов позволяющих эффективно управлять целостным педагогическим процессом. Можно утверждать, что учет дидактических принципов в обучении оказывает серьезное влияние на становление мировоззрения подрастающего поколения и тем самым они несут в себе воспитывающие функции.
Принципы воспитывающего обучения предусматривают, что учащиеся не только получают знания, развивают умения и навыки, но они одновременно приобретают социально-необходимые мотивы сознания и поведения, формирующие деятельностно-активную личность.
Особенно четко прослеживается связь воспитания на основе научного содержания в трудах К,Д. Ушинского, который связывал воспитательное влияние науки с его воздействием не на один ум, но и на душу и чувства. Великий педагог подчеркивает необходимость всестороннего развития личности.
Учитывая роль естественно-математических дисциплин в эколого-экономическом воспитании, нам представляется чрезвычайно важным выявить пути реализации принципов воспитывающего обучения в системе обучения и во взаимодействии школы и семьи.
С этой целью мы поставили перед собой задачу: исходя из теории воспитывающего обучения, выработать ряд положений, помогающих повысить общепедагогическую функцию учебных предметов.
В исследовании мы исходили из того, что воспитание деятельностно-активной личности, осуществляемое на школьных уроках, должно основываться на знании учителем воспитательных возможностей предмета, а также опираться на возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Основой и методологическим средством для выработки исходных положений явилась философская теория познания. В своей работе мы опирались на исследования педагогов и психологов, рассматривающих различные аспекты процесса воспитания в школе (Н.И.БолдыревуИ.С.Марьенко, О.С.Богданова, Л.И.Новикова, И.О.Обидова) значительную помощь в изыскании путей оптимизации учебно-воспитательного процесса оказали труды А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского.
Как показывает исследования последних лет (И.С.Марьенко, О.С.Богдановой и др., задача воспитания состоит в том, чтобы сформировать личность с заранее намеченными свойствами.Следует, что учитель в своей учебно-воспитательной деятельности должен ясно себе представлять, какие качества личности он стремится сформировать у своих учеников, отразить эту задачу в конкретной программе работы с детьми, наметить и осуществить реальные связи между различными сторонами воспитания, достичь их единства,..". Нужно научить предвидеть - в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого, вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий" (2, 50).
При разработке исходных положений мы опирались на важное положение педагогики о том, что сочетание функционального подхода с общепедагогическим, учитывающим целостную личность, является непременным условием эффективности воспитания в процессе обучения.
Следует отметить также, что нами принимались во внимание возрастные особенности школьников подросткового возраста. При этом учитывали, что "подростки вдут новых норм знакомства с новым материалом, в которых были бы
реализованы их активность, деятельный характер, мышления, тяга к самостоятельности" (4,6).
Учащиеся этого возраста для лучшего усвоения материала используют приемы сравнения, классификации, но не могут еще организовывать свою эколого-экономическую деятельность. Вот почему такое большое значение приобретает руководящая роль учителя, вооруженного не только знаниями, но и определенными принципами работы с учащимися данного возраста.
Результаты поискового экспериментапозволили нам прийти к выводу о необходимости вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Воспитание всесторонне развитой личности, на наш взгляд, может успешно осуществляться лишь при целенаправленной деятельности учителя, осуществляемой совместно с родителями. Функция учителя - предметника рассматривалась в таких аспектах:
- разъяснительная работа с родителями о необходимости экономического и экологического воспитания подростков;
- формирование экологических и экономических знаний учащихся, педагогическое просвещение их родителей;
- работа, направленная на становление экономико-экологически значимых качеств личности подростка в учебной и во внеучебной трудовой деятельности;
- организация совместной деятельности учителя и родителей в эколого-экономическом воспитании подростков.
При проведении опытно-экспериментальной работы мы исходили из того, что процесс эколого-экономического воспитания должен быть непрерывным, то есть охватить урок, внеклассные занятия трудового общения, познавательную, общественную и хозяйственную деятельности подростков.
Проанализировав содержание учебных предметов с точки зрения его эколого-экономических воспитательных возможностей, мы пришли к выводу, о том, что их изучение имеет существенное значение для эколого-экономического воспитания. Однако на практике далеко не всегда реализуются воспитательные резервы предмета. Вместе с тем, нужно признать, что в учебном плане школы "нет другого такого предмета, который давал бы в руки учителям такие богатые возможности, какие дает ему естествознание... " (4, 169). Для того чтобы реализовать те возможности, которые вытекают из логики предмета, мы стремились тщательно отбирать материал к уроку, учитывая при этом его познавательную и практическую ценность; воспитательную значимость, эмоциональное воздействие тех, или иных фактов.
Отметим, что не каждый урок у нас несет одинаковую нравственную нагрузку в силу особенностей своего содержания. На одном из них больше внимания уделялось воспитанию хозяйственности, на другом - гуманизма, ответственности и т.д. Однако мы помнили, что в нравственном и экономическом, экологическом воспитании нельзя придерживаться очередности формирования качеств личности и старались держать в поле зрения весь этот процесс.
Нами учитывалось, что изучая обязательный программный материал, учащиеся столиваются и с теми сведениями, которые несут книги, журналы, а также такие средства массовой информации.
Для того чтобы учащиеся не просто воспроизводили материал, а умели осмысливать его, необходимо учить их анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Особую значимость в этой связи приобретает "преподавание на основе формулы "синтез-анализ-синтез", которое по справедливому замечанию К.П.Ягодовского, способствует более отчетливому восприятию и усвоению материала учащимися" (4, 249).
Поскольку экологическое и экономическое воспитание предусматривает формирование высокой культуры поведения человека и гравданской ответственности за рациональное использование природной среды, и сохранение народного имущества, то становится ясной необходимость формирования на уроках, внеклассных занятиях
культуры труда и экономики, общения учащихся в коллективе, разумной организации их познавательной деятельности.
Опора на знание характеристик класса помогла нам и в проведении комплексной экскурсии. Мы на собственном опыте убедились, в том, что их проведение перестает быть проблемой, если педагог осознает, что культура общения и организация детского коллектива является важным звеном в этой работе.
Неоценимую помощь в экологическом и экономическом воспитании подростков оказывало обсуждение в семье прочитанных книг, журналов о природе и об экономике. ("Юный натуралист", "Наука и жизнь", "Земля людей", "Экономика и жизнь", "Вокруг света" и др.), телепередач, затрагивающих проблемы охраны природы, ведение тематических вырезок, для которых использовались старые журналы. Большинство из родителей охотно вовлекались в такую работу, поскольку и для себя находили в ней много полезного и интересного. Тематика вырезок была различной: "Лекарственные растения", "Полезные советы", "Растения и животные", занесенные в Красную книгу", "Новое в биологии" и т.д. С этой целью использовались также сведения из других журналов, делались выписки из книг, фиксировались факты, услышанные по радио и телевидению. Родители нацеливались на, то, чтобы активно руководить процессом восприятия телепередач, направленных на экологическое и экономическое воспитание, "экология, технология и экономика", "наука, техника, экономика и экология", "природа и общество и человек", "эколого-экономические проблемы рационального природопользования", "Мир животных и растений" и т.п.
Итак, повышение воспитывающих функций учебного предмета опиралось на разработанные исходные положения, которые касались усиления экологической и экономической информации, совершенствование содержания каждого урока, методики и организации процесса обучения.
Суть исходных положений, которыми мы руководствовались на уроках состоит в оптимальном использовании возможностей содержания учебного предмета; в сознательном усвоении предусмотренных программой знаний; в сочетании коллективной, дифференцированной и индивидуальной работы с подростками привлекая к этому их родителей; в максимальном использовании возможностей всего процесса обучения для решения поставленных задач; в развитии поисковой и практической деятельности по рациональному использованию и охране природы и народного достояния.
Литература:
1. Богданова О.С. Проблема формирования у школьников нравственного отношения к действительности. - Советская педагогика, 1981, № 8, 19 -24 с.
2. Вопросы экономического образования и воспитания / Под ред. Л.П.Мельниковой. -Челябинск, 1982.
3. Вопросы экономического образования и воспитания / Под ред. Л.П.Мельниковой. -Челябинск, 1982.
4. Смирнов Г.Л. К вопросу о комплексном подходе к воспитанию. Советская педагогика, 1976. № 12, 3-8с.
5. Суравегина И.Т. Система экологических знаний как основа формирования ответственного отношения к природе. - В кн.: Становление и развитие ответственного отношения школьников к природной среде. - М., 1981, 31-36 с.
6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / в 2-х т. Под ред. В.Я.Струминского. Т.1,Учпедгиз, 1953, с.169.
7. Шкарбан Н.В, 0 путях развития экологического образования. Советская педагогика, 1983, № 1, 24-28с.
8. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / Под ред. Л.П.Печко. - М.: Педагогика, 1984. - 136с.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И РОЛЬ СЕМЬИ В ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Абдурахимова Б.С.
Известно, что усвоение знаний опирается на определенные дидактические основы во многом прогнозирующие воспитание и развитие школьников. В дидактике имеется много основных положений, объединенных в систему дидактических принципов позволяющих эффективно управлять целостным педагогическим процессом. Можно утверждать, что учет дидактических принципов в обучении оказывает серьезное влияние на становление мировоззрения подрастающего поколения и тем самым они несут в себе воспитывающие функции.
Ключевые слова: дидактические основы, экологическое образование, экономическое образование, обучение, семья, учебные занятия.
DIDACTIC FUNCTION OF TRAINING SESSIONS AND THE FAMILY'S ROLE IN
ECOLOGICAL ECONOMIC EDUCATION
Abdurahimova B.C.
It is known that knowledge aqusition is relied on determination of didactic bases in many forecasting education and development of schoolchildren. There are many basic positions united in system didactic principles allowing effectively control the holistic pedagogical process. It is confirmed that account didactic principle in education renders serious influence upon formation of the worldoutlook of growing generations and hereunder they carry in bring -up functions.
Key words: didactic basis, ecological education, economic education, formation, function, academic classes.
Cведения об авторе: Абдурахимова Бибишамсия Саидовна - соискатель кафедры педагогики Курган-Тюбинского государственного университета имени НосираХусрава, тел: (+992) 917 692693.
Information about the author: Abdurahimova Bibisgamsiya Saidovna, researcher, Chair of Pedagogy, Kurgan-Tube State University named after Nosir Khusrav, tel.: (+992) 917 692693.
РУШДИ БАЧАГОНИ ИМКОНИЯТИ МАХСУСДОШТА ВА НИГАРИШИ МУАЛЛИМОНИ СИНФХОИ БОЛОИ
Ша^нози Муродии Царакцшлокц
Донишгоуи миллии Тоцикистон
Ин омузиш як омузиши тавсифй-тахлилии навъаш нихой мебошад. Пажухиши мазкур тайи соли тахсили 2013 дар сатхи синфхои болоии мактабхои одии шахри Душанбе анчом дода шуд. Роху равиши чамъоварии маълумот дар ин пажухиш хусусияти пурсишномай дошта, пурсишномаи пажухиш бо омузишу баррасии маколаю пажухишхои хоричию эронй, хамчунин интихоб карда гирифтани саволхо аз матни пурсишномахое, ки дар охири хар як макола замима шуда буданд ва воридсозии каме тагийрот дар онхо бо изофа намудани як катор саволхо тахия гардид. Дар ин пажухиш маълумотхои ададй бо истифода аз усули Ликерт бахогузорй шудааст. Гурухи тахти оморро хамаи муаллимони синфхои болоии мактабхои одии шахри Душанбе ташкил доданд, ки хар кадом дар синфхои худ шогирди кундзехне доштаанд. Намунаи оморй 186 нафар муаллими синфхои болоиеро, ки дар мактабхои одии шахри Душанбе машгули фаъолиятанд, фаро гирифтааст. Барои озмуни маънодории фарзияхои аслй ва гайриаслии тахкик аз коэффитсенти хамбастагии Пиерсон истифода шудааст. Ончунон