Научная статья на тему 'Дидактическая задача персонофицированного профессионального образования: Формирование основ индивидуального стиля физкультурно-педагогической деятельности личности'

Дидактическая задача персонофицированного профессионального образования: Формирование основ индивидуального стиля физкультурно-педагогической деятельности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Педченко М. М.

Формирование основ индивидуального стиля физкультурно-педагогической деятельности как результат программирования содержанием междисциплинарных курсов профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Педченко М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая задача персонофицированного профессионального образования: Формирование основ индивидуального стиля физкультурно-педагогической деятельности личности»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ПЕРСОНОФИЦИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

© Педченко М.М.*

Голышмановский агропедагогический колледж, Тюменская область, р.п. Голышманово

Формирование основ индивидуального стиля физкультурно-педа-гогической деятельности как результат программирования содержанием междисциплинарных курсов профессиональных модуней основной профессиональной образовательной программы.

Содержание образования, по мнению Н.М. Борытко, И.А. Соловцовой, A.M. Байбакова (2007), представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает подготовку человека к жизни в обществе, выполнению социально значимых функций [1, с. 117]. Согласно, такому мнению указанных ученных, в современной дидактике сложились различные подходы, в которых содержание образования рассматривается как:

- педагогически адаптированные основы наук, когда приобщение к науке и производству основано на принципах естественных наук (технократический подход);

- система знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевое отношение к миру должны быть усвоены обучающимися;

- педагогически адаптированный социальный опыт человечества, который тождественный по структуре человеческой культуре: когнитивный опыт (система знаний); опыт репродуктивной деятельности (умения и навыки); опыт творческой деятельности (алгоритмы решения проблемных познавательных задач); опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений;

- содержание и результата процесса прогрессивных изменений индивидуально-личностных свойств и качеств, когда набор общеобразовательных курсов обусловливается структурами изучаемой области действительности и деятельности, отражаемых в инвариантных сторонах индивидуальной культуры человека - познава-

* Руководитель физического воспитания, аспирант.

тельной, коммуникативной, эстетической, нравственной, трудовой, физической;

- образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение учащегося и его внутреннее приращений [1, с. 117-118].

В целом, Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, A.M. Байбаков констатируют, что «источником содержания образования является социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре» [1, с. 118]. Однако, при этом указывают, что «в одних случаях под содержанием образования понимают нечто внешнее к обучаемому, существующее независимо от него, в других - те изменения, которые происходят в процессе обучения в самом обучаемом, в третьих - взаимосвязь между социальной и индивидуальнойкультурой» [1, с. 118].

Следовательно, мы можем вслед за П.И. Пидкасистым (1998), В.И. За-гвязинским (2007), констатировать, что содержание образования является вся культура человечества, т.е. и система научных знаний, и эмоционально-образный мир искусства, и исторические традиции, и система деятельности, в том числе творческая, и отношения, и ценностные ориентаций [2, с. 51]. При этом, В.И. Загвязинский отмечает, что «это очень разные компоненты, и овладение ими требует не только восприятия, понимания, запоминания, воспроизведения, действий по образцам, но и эмоционального отклика, собственного поиска, оценочной деятельности и многого другого» [2, с. 51].

Кроме того, В.И. Загвязинский в учебном пособии «Теория обучения: современная интерпретация» (2007) свидетельствует, что в российском образовательном пространстве «традиционно утвердилась предметная структура содержания образования» [2, с. 51]. Соответственно, учёный выделяет две диалектические особенности такой структуры, с одной стороны, она «несомненно, облегчает систематическое изучение основ научных знаний» [2, с. 51], но, с другой стороны - эта структура «дробит единый мир, разлагает его на составные части, что препятствует формированию в сознании учащихся целостной картины мира, представлений о его единстве и внутренних связях» [2, с. 51].

При этом следует отметить, что В.И. Загвязинский выделяет, одну особенность, данного противоречия, такими словами: «Другая трудность обучения заключается в том, что большой по объёму материал каждого предмета изучается по частям, в линейной последовательности, дискретно» [2, с. 52]. Отсюда, как следствие, по В.И. Загвязинскому вытекает, что «обучение по необходимости растянуто во времени, у учащихся и студентов на основе линейной структуры изучения далеко не всегда складываются целостные представления даже об отдельных научных теориях и предметах» [2, с. 52].

Таким образом, В.И. Загвязинский, формулируя проблемное поле в приведённых противоречиях, при этом указывает на развивающие свойства

(«развивающий потенциал»»«) [2, с. 54 -55] учебного материала, который, по его мнению, имеет особую значимость для достижения целостности познания мира «приобретает в этом плане проблема соотношения гуманитарного и естественно-научного образования и проблема их синтеза, на основе которого формируются понимание единства мира, взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих в нём процессов, природоохранная (экологическая) и здоровьесберегающая (валеологическая) культура» [2, с. 54].

Кроме того, В.И. Загвязинский, обозначает ещё одно противоречие, которое проявляется в принципах отбора содержания материала и его критериев. Это противоречие, обусловлено переходом к вариативным программам в образовательных учреждениях (ОУ), и передачи многих функций по управлению образованием в регионы, где ведущим средством такого регулирования выступает государственный стандарт.

Следует отметить, что в образовательных программах, государственный стандарт, с одной стороны, призван обеспечить гарантированный минимум обязательной подготовки каждого обучающегося, независимо от того, в каком образовательном учреждении данного уровня и профиля он получает образовании, что позволяет ограничить произвол авторов программ и учебников при отборе и расширении объёма учебного материала, и даёт ориентиры для оценки деятельности, аттестации и аккредитации ОХ проектирования образовательных программ и развития образовательной системы в целом (Ю.К. Бабанский, 1982, 1989; В.И. Загвязинский, 1978, 1982, 1987, 1995; В.П. Беспалько, 1989; B.C. Леднёв, 1989, 1991; Б.С. Гершунский, 1987, 1998; и др.).

С другой стороны, в условиях демократизации в образовании, когда вводятся вариативные модули в образовательные программы, проявляется проблема оптимального соотношения в них содержательных компонентов учебного материала, относительно поставленных целей и полученных результатов, а также совокупности всех составляющих этот процесс по воспитанию и развития индивидуальности учащегося и её социальной адаптации в процессе обучения.

В данном контексте, программное управление индивидуальной познавательной деятельностью представляет собой качественно новый этап в оптимизации соотношения компонентов образовательной программы. В этом смысле, МДК ПМ ОПОП, должны быть «слиты» в единую систему воспитания, образования и совершенствования личности, которая по сути представляет собой педагогическую систему ОУ, в которой корректно поставлена дидактическая задача с педагогической технологией, способной её решить. Данный подход подразумевает интеграцию содержания МДК ПМ ОПОП ОУ и рассматривается как радикальное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в создании современной структуры психолого-педагогических предпосы-

лок, для формирования профессиональных компетенций и индивидуальности в целом будущих педагогов.

Таким образом, профессиональные модули ОПОП, отражают имманентно по своей сути, ту или иную модель социального взаимодействия субъектов образования в нескольких плоскостях: «учитель - учитель», и «учитель -ученик», «ученик - ученик», «ученик - учитель», «ученик - физкультурно-спортивная среда» и т.д., в процессе формирования основ индивидуального стиля профессиональной деятельности специалиста, в качестве продукта личностно-развивающей стратегии формальными и неформальными учебными средствами ОУ

Потому как, профессиональное развитие учеников в реальном педагогическом процессе, предполагает не только обучение их способами деятельности, а их преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной, и, в конечном счёте, поведенческих структур как результат учебы в сформировавшихся основах индивидуального стиля деятельности личности, в частности, средствами физической культуры и спорта.

В этом смысле, управление учебной деятельностью имеет отличие от предшествующих форм учения, во-первых, потому как содержание профессиональных модулей образовательной программы направлено на овладение специальным учебным материалом и специальным решением учебных задач, где «специальность» обусловливает профессионализацией учебным материалом формирование основ физкультурно-спортивного стиля личности учащегося, в результате конструктивного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.

Во-вторых, в содержании профессиональных модулей осваиваются как общие, так и специальные способы действий и научные понятия в виде профессиональных компетенций, где при этом общие способы действия, предваряют решение специальных действий.

В-третьих, освоение содержания профессиональных модулей ведёт к изменениям в самом субъекте учебной деятельности, на основании чего можно его характеризовать как со стороны общих, так и овладением специальных компетенций.

В-четвёртых, результат активной формы учения, который заложен в профессиональных модулях образовательной программы, можно проследить как в собственных действиях обучающегося, так и изменением его психических, физических и т.п. свойств, в том числе ЗУН и поведении.

Таким образом, освоение учебной деятельностью содержания профессиональных модулей образовательной программы - ведёт к изменению самого субъекта деятельности в процессе его действий, воспроизводящих объективные свойства познавательного предмета профессионального образования при решении той или иной учебной задачи. В связи с чем, мы

можем содержание учебной деятельности рассматривать как программирование реально необходимых и осуществимых задач персонифицированным обучением.

Следовательно, в содержании МДК профессиональных модулей отражается практико-ориентированный тип проектно-программной направленности, и тем самым практически решаются задачи развития новой личностно-ориентированной системы образования, в основе которой оптимально построенная педагогическая система с реальной дидактической задачей и адекватной педагогической технологией.

Кроме того, фактическое содержание учебной деятельности МДК профессиональных модулей показывает и характеризует:

- мировоззренческие позиции преподавателя в использование новых научных достижений в решении задач личностно-ориентиро-ванной системы образования;

- наличие или отсутствие стратегии в программе в организации совместной учебной деятельности: «учитель - учитель», и «учитель - ученик», «ученик - ученик», «ученик - учитель» и т.д.;

- средовые условие для необходимого поиска в совершенствование содержания профессиональных модулей и разработки и совершенствования системного взаимодействия теории и практики, прогностического и опытно-экспериментальной деятельности образовательного пространства учебного заведения, региона, страны;

- человеческий фактор, прежде всего, в модели конструктивного изменения поведения учителя, в частности: в отношении преподавателя к научно-теоретической и практической исследовательской деятельности; к способности совместно и продуктивно работать в коллективе; осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития и т.д.;

- предполагаемое наличие у студента компетенций и определённого поведения, соответствующего требованиям к выполнению трудовых функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (требований образовательного стандарта, требований профессионального стандарта).

Таким образом, представленный подход, послужил исходной предпосылкой для создания профессиональных модулей (ПМ) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) ФГОС СПО по специальности 050141 «Физическая культура» квалификации «Учитель физической культуры» с углублённой подготовкой.

При этом отмечаем, что ФГОС СПО, по данной специальности утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 5 ноября 2009 года № 528 (зарегистрирован в Минюсте 9 декабря 2009 г. Регистрационный № 15458), и действует с 1 января 2010 года (согласно пункта 7.1) даёт право на реализацию ОПОП ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Указанный подход, по нашему мнению, представляет собой возможность, с одной стороны, в профессиональных модулях ОПОП, осуществить «перевод нормативного научного стиля мышления в структуру деятельности» [3, с. 102-103], т.е. развивающий потенциал гуманистической направленности раскрыть в преподавании, а также реализовать творческую индивидуальность педагога в поиске наиболее эффективных способов саморазвития. С другой стороны, содержание профессиональных модулей, стратегически, представляют собой объединение компонентов сре-довых условий (как предпосылка) для формирования индивидуальности будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта.

Следовательно, формирование личности представляет собой, если можно так выразиться не «средневековую абстрактную цель», а образную и конкретную дидактическую задачу как «различие текстов, в которых человек той или иной эпохи выражает самого себя, фиксируется в стилях написания этих текстов» [4, с. 99], т.е. в формировании основ индивидуальном стиле деятельности личности. Потому как, «знание стиля позволяет не только отличать культуру в данной области от предшествующих культур, но и следовать её канонам, предписаниям, ценностным ориентациям» [4, с. 99], поскольку «каждая культура может явиться толчком к развитию тех индивидуальных свойств, которые именно в данной культуре могут быть максимально реализованы» [3, с. 46].

В соответствии с этим, освоение содержания профессиональных модулей в процессе учебной деятельности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта - это практическая реализация в стиле уникального сплава индивидуальности человека и присвоенной им данной культуры.

Потому как, по словам Д.А. Иванова (2008): «На самом деле учащимся передаются не знания. В неясной форме они ассимилируют сами формы организации обучения и нормы поведения. Реальность обучения представлены не на словах, а в организации занятий, в поведении учителей и администрации учебного заведения» [3, с. 47].

Кроме того, попутно следует отметить, что Д. А. Иванов, вслед за американским психологом Ф. Джексоном (1968), утверждает, что в процессе образования, «передаются и усваиваются не знания, а нормы и правила поведения, отношения «власть - подчинение - санкции», понимание границ ответственности и безответственности, формы организации занятий, умение приспосабливаться» [3, с. 47].

Так, Дж. Равен в работе «Компетентность в современном обществе» (2002), приводит результаты исследований деятельности колледжей при переходе на новые программы, где проявляется целый ряд положительных характеристик такого понятия как «компетентность», При этом он отмечает и ключевой фактор, который отличает эффективно работающих препода -вателей от их менее эффективно работающих коллег. Таким ключевым фактором, является способность сочетать центрированность - отзывчивость на ну^ды, интересы студентов - с директивностью, т.е. способностью придавать смысл и целенаправленность в педагогической деятельности. По мнению Дж. Равенна, хороший преподаватель внимательно подмечает склонности учащегося и обдумывает их, а затем директивно руководит развитием ученика по направлениям, которые будут тому интересны и полезны.

К этому следует добавить, что М.М. Бахтин в исследовании «К философии поступка» (1922), отмечает, что акт нашей деятельности, нашего переживания, как двуликий Янус, глядит в разные стороны: в объективное единство культурной области и в неповторимую единственность переживаемой жизни, но нет единого и единственного плана, где оба лика взаимно себя определяли бы по отношению к одному-единственному единству. По словам М.М. Бахтина, этим единственным единством и может быть только единственное событие свершаемого бытия, всё теоретическое и эстетическое должно быть определено как момент его. Поэтому, учёный считает, что акт должен обрести единый план, чтобы рефлектировать себя в обе стороны: в самом смысле и в самом бытии, обрести единство двусторонней ответственности и за своё содержание (специальная ответственность) и за своё бытие (нравственная), причём специальная ответственность должна быть «приобщённым моментом единой и единственной нравственной ответственности».

В этом смысле, реализация учебной деятельности на основе модульного обучения - это не абстрактная, а реальная возможность преодоление «дурной неслиянности и невзаимопроникаемости культуры и жизни» в индивидуально-ответственных поступках, из «которых слагается жизнь как сплошное поступление» отражаемой в стилевых особенностях профессиональной педагогической деятельности субъектов образования.

Иными словами, если по В.И. Загвязинскому, «внешне учебный процесс представляет перед нами как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет её, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, в первую очередь предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками» [2, с. 21], то в соответствии с этим, двусторонний характер обучения в МДК профессионального модуля, представлен как взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс преподавания (деятельности педагога) и учении (деятельности обучающегося), в освоении общих и профессиональных компетентностей.

Таблица 1

ПМ.01. «Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам»

Код ПК Раздел ПМ Всего часов Объём времени, отведённый на освоение междисциплинарного курса (МДК) Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учеб. Произв.

Всего часов в т.ч. лаб. и практ. В т.ч. курс. Всего часов в т.ч. курс.

1 2 4 5 6 7 8 9 10

ПК 1.1 Раздел 1. Формирование компетенций по общим вопросам теории физического воспитания. 48 32 23 - 16 - - -

ПК 1.2-1.5 Раздел 2. Формирование компетенций по методике проведения учебных занятий по физической культуре. 48 32 21 - 7 - 9 -

ПК 1.3-15 Раздел 3. Формирование компетенций по педагогическому контролю, оценивания процесса и результатов учения. 46 30 21 - 7 - 9 -

ПК 1.4-1.5 Раздел 4. Формирование компетенций по анализу учебных занятий. 46 30 21 - 7 - 9 -

ПК 1.5 Раздел 5. Формирование компетенций в ведении документации, обеспечивающей процесс обучения физической культуре. 46 30 22 - 7 - 9 -

Производственная практика 216 - - - - - - 216

Всего: 450 154 108 - 44 - 36 216

Таблица 2

ПМ.02. «Организация и проведение внеурочной работы занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»

Объём времени, отведённый на

освоение междисциплинарного Практика

курса (МДК)

Код ПК Раздел ПМ Всего часов Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учеб. Произв.

Всего часов в т.ч. лаб. и практ. В т.ч. курс. Всего часов в т.ч. курс.

1 2 4 5 6 7 8 9 10

Раздел 1. Формирование

компетенции в опреде-

ПК 2.1 лении цели и задач, планирования внеурочных мероприятий и занятий. 48 32 23 16

Раздел 2. Формирование

ПК 2.2 компетенции в проведении внеурочных мероприятий и занятий. 47 31 21 - 7 - 9 -

Раздел 3. Формирование

компетенции в мотиви-

ПК 2.3 ровки обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортив-ной деятельности. 46 30 21 - 7 - 9 -

Раздел 4. Формирование

компетенции в осуще-

ствлении педагогиче-

ПК 2.4 ского контроля, оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся. 46 30 21 7 9

Раздел 5. Формирование

ПК 2.5 компетенции по анализу внеурочных мероприятий и занятий. 23 15 11 - 4 - 5 -

Раздел 6. Формирование

компетенции по ведению

ПК. 2.6 документации, обеспечивающей организацию физкультурно-спортив-ной деятельности. 23 15 11 - 3 - 4

Производственная практика 108 - - - - - - 108

Всего: 341 153 108 - 44 - 36 108

Таблица 3

Структура и содержание профессионального модуля ПМ.03. «Методическое обеспечение процесса физического воспитания»

Код ПК Раздел ПМ Всего часов Объём времени, отведённый на освоение междисциплинарного курса (МДК) Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учеб. Произв.

Всего часов в т.ч. лаб. и практ. В т.ч. курс. Всего часов в т.ч. курс.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ПК 3.1 Раздел 1. Формирование компетенций по общим вопросам методического обеспечения процесса физического воспитания. 48 32 23 - 16 - - -

ПК 3.2 Раздел 2. Формирование компетенций в систематизации педагогического опыта и образовательных технологий в сфере физической культуры и спорта. 48 32 21 - 7 - 9 -

ПК 3.3-3.4 Раздел 3. Формирование компетенций научно-методической деятельности в сфере физической культуры и спорта. 137 89 64 - 21 - 27 -

Производственная практика 72 72

Всего: 305 153 108 - 44 - 36 72

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура и содержание профессионального модуля ПМ.04. «Формирование основ индивидуального стиля физкультурно-педагогической деятельности специалиста 050141 «Физическая культура» с углублённой подготовкой квалификации «Учитель физической культуры» (вариативная часть ОПОП)

Код ПК Раздел ПМ Всего часов Объём времени, отведённый на освоение междисциплинарного курса (МДК) Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учеб. Произв.

Всего часов в т.ч. лаб. и практ. в т.ч. курс. Всего часов в т.ч. курс.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ОК 1-11 ПК 1.1-1.8 МДК.04.01 Формирование компетенций профессиональной деятельности в тренировке и руководстве соревновательной деятельностью футболистов. 80 40 40 - 32 12 8 -

ОК 1-11 ПК 1.1-1.5 2.1-2.6 3.1-3.4 МДК.04.02. Формирование компетенций профессиональной деятельности методиста физической культуры и спорта. 71 40 40 - 21 - 10 -

ОК 1-12 ПК 1.1-1.5 2.1-2.6 3.1-3.4 МДК.04.03. Формирование компетенций о физкуль-турно-спортивном стиле деятельности личности в обществе. 83 40 40 - 33 12 10 -

ОК 1.12 ПК 1.1-1.8 МДК.04.04. Формирование компетенций профессиональной деятельности в тренировке и руководстве соревновательной деятельностью баскетболистов. 83 40 40 - 33 12 10 -

Продолжение табл. 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

МДК.04.05.

Формирование ком-

ОК 1.12 ПК 1.1-1.8 петенций профессиональной деятельности в тренировке и руководстве соревновательной деятельностью легкоатлетов. 307 252 242 10 33 12 22 -

МДК.04.06.

Формирование ком-

ОК 1.12 ПК 1.1-1.8 петенций профессиональной деятельности в тренировке и руководстве соревновательной деятельностью волейболистов. 83 40 40 - 33 12 10 -

МДК.04.07.

Формирование ком-

ОК 1.12 ПК 1.1-1.8 петенций профессиональной деятельности в тренировке и руко- 83 40 40 - 33 12 10 -

водстве соревновательной деятельностью лыжников -гонщиков.

МДК.04.08.

Формирование ком-

петенций профессио-

ОК 1.12 ПК 1.1-1.8 нальной деятельности в тренировке и руководстве соревно- 79 46 46 - 23 12 10 -

вательной деятельностью в спортивном единоборстве по вольной борьбе.

МДК.04.09.

Формирование компе-

ОК 1.12 ПК 1.1-1.8 тенций профессиональной деятельности в тренировке и руководстве 83 40 40 - 33 12 10 -

соревновательной деятельностью в спортивной гимнастике.

МДК.04.10.

ОК 1.12 ПК Формирование компетенций профессио-

1.1-1.8 2.1-2.6 3.1-3.4 нальной деятельности специалиста по массовой физкуль-турно-оздоровитель-ной работе и туризму. 180 138 126 12 32 12 10

Продолжение табл. 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ОК 1-11 ПК 2.1-2.6 3.1-3.4 МДК.04.11. Формирование компетенций профессиональной деятельности спортивного руководителя (менеджера) сферы физической культуры и спорта. 307 252 242 10 33 12 22 -

ОК 1-13 ПК 1.1-1.5 2.1-2.6 3.1-3.4 МДК.04.12. Формирование компетенций профессиональной деятельности преподавателя и организатора «Основ безопасности жизнедеятельности». 73 40 40 - 33 12 - -

ОК 1-12 ПК 1.1-1.5 2.1-2.6 3.1-3.4 Производственная практика - - - - - - - 10

Всего: 1512 1008 970 32 362 132 132 10

Условные обозначения:

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарта среднего профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная образовательная программа по специальности;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

К выше изложенному, следует добавить, что кроме ОГСЭ.ОО (Общий гуманитарный и социально-экономический цикл) и ЕН. 00 (Математический и общий естественнонаучный цикл), а также профессиональных модулей ОПОП учебного плана (табл. 1, 2, 3, 4), на основе ФГОС СПО и базисного учебного плана по 050141 «Физическая культура» углублённой подготовки учащиеся должны овладеть общепрофессиональными дисциплинами (ОП.ОО):

- ОП.01 - «Педагогика»;

- ОП.02 - «Психология»;

- 0П.03 - «Анатомия»

- 0П.04. - «Физиология с основами биохимии»;

- 0П.05 - «Гигиенические основы физического воспитания»;

- 0П.06 - «Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа»;

- ОП.07 - «Основы биомеханики»;

- ОП.08 - «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки»;

- ОП.09 - «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»;

- ОП.10 - «Теория и история физической культуры»;

- ОП.11. - «Безопасность и жизнедеятельность».

Кроме того, следует также отметить, что в профессиональном образовании специалиста сферы физической культуры и спорта, учебная дисциплина «Теория и методика физического воспитания», является одной из основных профилирующих дисциплин. Так, по мнению Б. А. Ашмарина (1977; 1990), Л.П. Матвеева (1991), В.М. Качашкина (1980), Ж.К. Холодова, B.C. Кузнецова (2000; 2001), Э.Я. Степаненковой (2001) и др., курс «Теория и методика физического воспитания и спорта» призван через своё содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приёмах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания. В частности, Э.Я. Степаненкова (2001) отмечает, что «профессиональная компетентность будущих специалистов предполагает их готовность к многоплановой и творческой работе с детьми, педагогами, семьёй» [5, с. 3].

Учебная дисциплина «Теория и методика физического воспитания и спорта», а также «История физической культуры и спорта», благодаря модульной системе, представлены в МДК ПМ ОПОП, что, по сути, оптимизирует учебный процесс, с одной стороны, избавляет его от повторов и дублирования, а с другой стороны, предполагает взаимное сотрудничество преподавателей в профессиональных модулях (а также ОГСЭ и ЕН).

В этом смысле, в процессе разработки теоретических и методических основ гуманистически ориентированного, конструктивного взаимодействия в физкультурном образовании, представляют собой, одно из условий (предпосылку) формирования индивидуальности средствами физической культуры и спорта.

Таким образом, взаимодействие как взаимосвязь представлены в содержании междисциплинарных курсов, что с одной стороны, во-первых, позволяет более эффективно решать как задачи госстандарта, и, во вторых - локальные, которые обусловлены требованиями коньюкгуры рынка, индивидуальными и корпоративными особенностями ОУ и т.д. С другой стороны, во-первых, разработка и реализация содержания МДК ПМ ОПОП, практически (в цивилизационном аспекте) представляют механизм совершенствования демократического взаимодействия в условиях трудового коллектива на принципах гражданского общества, и, во-вторых, решается

также стратегически и педагогическая цель профессионализации: раскрывается индивидуальный потенциал субъектов образовательного процесса, в их способности осуществлять совместную деятельность в условиях модернизации сферы образования.

Следовательно, культурно-идеальный критерий экспертизы в осуществлении учебно-воспитательного процесса ОУ, представлен в актуальном содержании МДК ПМ ОПОП как компонент «развивающей среды», в которой отражаются как система ценностей, так и понятия физкультурно-педагогической и физкультурно-спортивной деятельности педагогического коллектива в создании адекватной системы влияния (как условие), на формирование личности студента, а также развития его способностей социальным и пространственно-предметным окружением.

Культурно-материальный критерий экспертизы в осуществлении учебно-воспитательного процесса, будет представлен в сформированных основах индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры, как результат организации такой образовательной развивающей среды, в которой возможно достижение заранее сформированных как отдельными педагогами, так и педагогическим коллективом в целом, образовательных результатов учащихся запрограммированных в МДК ПМ ОПОП.

Таким образом, содержание ОПОП подчинено задаче: формирования основ индивидуального стиля в определённом виде деятельности как результат слияния в единую систему воспитания, образования и совершенствования личности формальными и неформальными средствами в условиях ОУ

Следовательно, система учебных предметов становится строго преемственной и неизбыточной, ведущей к поэтапному овладению заданной профессиональной подготовкой (овладение общими компетенциями и профессиональными компетенциями в рамках Госстандарта и вариативной части) в процессе обучения в образовательном учреждении.

Список литературы:

1. Борытко Н.М. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И. А. Соловцова, A.M. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с.

3. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании [Текст]: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Д.А. Иванов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

4. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Сенько. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

© Педченко М.М.*

Голышмановский агропедагогический колледж, Тюменская область, р.п. Голышманово

Организация современного образования основной профессиональной образовательной программой.

В 1998 г. в журнале «Педагогика», № 2 в статье «Персонифицированное образование», В.П. Беспалько, выразил мысль, по поводу развития самых разных сторон жизни в будущем, в том числе и в сфере образования такими словами: «Знакомясь с работами моих коллег и высоко в целом оценивая их труды, я к сожалению каждый раз отмечал свойственный им общий недостаток, возможность и необходимость совершенствования существующей системы образования видится в рамках принципа «больше и лучше» и не замечается необходимость её коренного преобразования» [1, с. 12]. При этом учёный отмечает, что «тенденция революционного изменения существующего просвещения пока ещё очень слабо наметилась в общем эволюционном потоке развития общества, но, приглядевшись, её можно довольно чётко различать» [1, с. 12].

Беспалько В.П., кризис образования с точки зрения теории педагогических систем видит в том, что «дидактическая задача современного образования не решается или решается неудовлетворительно в основной массе учебных заведений (от детского сада до аспирантуры и докторантуры)» [1, с. 13]. При этом, В.П. Беспалько утверждает, что «истоки кризиса надо искать не в неудовлетворительной работе образовательных учреждений, а в изначально некорректной постановке дидактических задач» [1, с. 13], в связи с чем, «тогда и выход из тупика будет найден не в педагогическом технологическом прожектёрстве, а в программировании реально необходимых и осу-ществимыхдидактическихзадач» [1, с. 13].

Также известно, что принципы государственной политики в области образования закреплены во 2-ой статье Закона Российской Федерации «Об образовании», где учащимся гарантировано:

* Руководитель физического воспитания, аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.