Научная статья на тему 'Дидактическая роль коммерческих и финансовых рисков в совершенствовании уровня прикладной математической подготовки бакалавра'

Дидактическая роль коммерческих и финансовых рисков в совершенствовании уровня прикладной математической подготовки бакалавра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОММЕРЧЕСКИЙ РИСК / ФИНАНСОВЫЙ РИСК / СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синчуков А.В.

В статье анализируется дидактическая роль коммерческих и финансовых рисков в совершенствовании прикладной математической подготовки бакалавра, особое внимание уделяется развитию компетенций студентов в области предупреждения и снижения риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая роль коммерческих и финансовых рисков в совершенствовании уровня прикладной математической подготовки бакалавра»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

характеристики: «Уровень сложности»; «Уровень методической адаптации» (к настоящему времени); «Уровень технологизации» (к настоящему времени); «Уровень информатизации» (к настоящему времени).

Значения данных параметров получены эмпирическим путем и представляют собой среднюю оценку методических характеристик по стандартной шкале от нуля до девяти (по усилению признака). Важно отметить, что ориентация на созданную методическую систему прикладной математической подготовки бакалавра [3] способствует обучению и воспитанию высококлассных профессионалов, готовых к решению более сложные профессиональных проблем, обладающих широким научным кругозором.

Таблица 1

Инвариантное содержание учебного модуля «Дифференциальные уравнения».

Опорный раздел Уровень сложности Уровень методической адаптации Уровень технологизации Уровень информацизации

1. Операционный метод и его применение к решению дифференциальных уравнений. 3 6 5 7

2. Сравнение и анализ решений дифференциальных уравнений. 2 7 10 7

3. Метод последовательных приближений при исследовании существования и единственности решения задачи Коши. 5 8 10 8

4. Метод Эйлера приближенного интегрирования. 4 8 8 8

5. Дифференциальные уравнения в эконофизике. 8 9 5 10

Список использованной литературы:

1. Власов Д.А., Синчуков А.В. Новое содержание прикладной математической подготовки бакалавра. // Преподаватель XXI век. 2013. Т.1 № 1. С. 71-79

2. Власов Д.А., Синчуков А.В. Стратегия информатизации методической системы математической подготовки бакалавров в России. // Информатизация образования. 2012. Т 2012. С. 68

3. Власов Д.А., Синчуков А.В. Стратегия развития методической системы математической подготовки бакалавров. // Наука и школа. 2012. № 5. С. 61-65

4. Власов Д.А. Особенности целеполагания при проектировании системы обучения прикладной математике. // Философия образования. 2008. № 4. С. 278-283

5. Власов Д.А. Методологические аспекты принятия решений. // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 760-763

© Синчуков А.В., 2016

УДК 372.8

А.В. Синчуков

Кандидат педагогических наук, доцент Кафедра высшей математики РЭУ им. Г.В.Плеханова г. Москва, Российская Федерация

ДИДАКТИЧЕСКАЯ РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УРОВНЯ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

Аннотация

В статье анализируется дидактическая роль коммерческих и финансовых рисков в совершенствовании

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

прикладной математической подготовки бакалавра, особое внимание уделяется развитию компетенций студентов в области предупреждения и снижения риска.

Ключевые слова

Риск, прикладная математическая подготовка, коммерческий риск, финансовый риск,

стратегии работы с рисками.

Под коммерческим риском принято понимать риск потерь в процессе предпринимательской деятельности. Проведенный анализ научной литературы и опыта предпринимательской деятельности позволяет среди причин его возникновения указать следующие:

• снижение объемов реализации продукции;

• непредвиденное снижение объемов закупок;

• повышение закупочной цены товара;

• повышение издержек обращения потери товара в процессе обращения и др.

К настоящему времени нами разработана и внедрена в учебный процесс в РЭУ им. Г.В.Плеханова концептуальная схема работы с учебными задачами на коммерческий риск, реализация которой при работе с созданной системой упражнений обеспечивает погружение студентов в квазипрофессиональную деятельность: «Анализ коммерческих рисков» - «Оценка коммерческих рисков» - «Нейтрализация коммерческих рисков».

Другим видом риска, наиболее часто проявляющимся в предпринимательской сфере, является финансовый риск. Он актуализируется в условиях полной или частичной невозможности выполнения предпринимателем своих финансовых обязательств в силу изменения покупательной способности денег, задержек или неосуществления платежей, изменение валютных курсов и др.

Мы акцентируем внимание студентов на потенциал, сферы применения и ограничения трех стратегий работы с риском, детально разработанных к настоящему времени в теории принятия решений [2].

Стратегия I. «Избежание риска».

Стратегия II. «Принятие риска».

Стратегия III. «Снижение риска».

Первая стратегия позволяет разработать мероприятия, направленные на полное исключение конкретного вида риска. Политика отказа наиболее проста, но не всегда эффективна, так как, избегание риска любым путем сопровождается потерей возможности получения высокой прибыли. Реализация второй стратегии предполагает желание и возможность покрытия величины риска (ущерба) за счет собственных средств. При отсутствии стабильного финансового состояния, положительной динамики развития такая политика приводит к большим и неоправданным потерям. Применение третьей стратегии предполагает минимизацию объема и соответствующей вероятности потерь посредством обращения к эффективными методами и приемам предупреждения и снижения риска:

• внутреннее и внешнее страхование;

• лимитирование;

• диверсификация.

В заключении статьи отметим, что необходим поиск путей совершенствования содержательно-научного и методического уровня прикладной математической подготовки бакалавра, обновления содержания его подготовки [4] в рамках учебных дисциплин «Исследование операций», «Теория игр», «Теория риска» и др., изучении теории и практики оценки различных видов рисков. Освоение будущими бакалаврами экономики анализа инвестиционных, финансовых, экологических, производственных, страховых рисков, различных моделей и методов оценки рисков, основанных на теории вероятностей, математической статистике, портфельной теории должно базироваться на достижениях теории

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

педагогических технологий в области целеполагания (Монахов В.М., Нижников А.М., Смыковская Т.К., Власов Д.А. и др.) [3] и современных информационных технологиях [1], среди которых особое место занимает база знаний и набор вычислительных алгоритмов Wolfram Alpha.

Список использованной литературы:

1. Власов Д.А. Информационные технологии в системе математической подготовки бакалавров: опыт МГГУ им. М.А. Шолохова // Информатика и образование, № 3, 2012. С. 93-94

2. Власов Д.А. Методологические аспекты принятия решений. // Молодой ученый, 2016. № 4. С. 760-763

3. Власов Д.А. Особенности целеполагания при проектировании системы обучения прикладной математике. // Философия образования, 2008. № 4. С. 278-283

4. Власов Д.А., Синчуков А.В. Новое содержание прикладной математической подготовки бакалавра. Преподаватель XXI век. 2013. Т. 1 №1. С. 71-79

© Синчуков А.В., 2016

УДК 372.862

О.В.Смородова

доцент кафедры Промышленная теплоэнергетика ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной

технический университет» г.Уфа, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ - ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКОВ

Аннотация

В работе рассмотрены некоторые вопросы получения студентами профессиональных теоретических знаний и практических умений в области эксплуатации тепловых сетей с водяным теплоносителем. Предложено получение практических навыков по наладке систем теплоснабжения для студентов профиля подготовки Промышленная теплоэнергетика.

Ключевые слова

учебный план, профессиональная компьютерная программа, наладка

Российская система теплоснабжения является самой крупной в мире. Одной из причин сложившейся ситуации является меридиональная протяженность страны с преобладающим расположением в умеренной климатической зоне с ярко выраженным зимним периодом. На теплоснабжение зданий в настоящее время направляется около 45% всех энергетических ресурсов, расходуемых в стране. В холодные зимы эта цифра возрастает еще на величину более 9%.

Система теплоснабжения России состоит из почти 50 тыс. локальных систем теплоснабжения, которые обслуживаются 17 тыс. предприятиями теплоснабжения. Для эксплуатации такой развитой системы требуется большое количество специалистов-теплоэнергетиков. Подготовка бакалавров такого профиля ведется в соответствии с учебным планом (рисунок 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.