Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СТРУКТУРЕ УРОКА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СТРУКТУРЕ УРОКА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урок легкой атлетики / прыжок в длину с разбега / средства и методы обучения / дидактическая последовательность применения специально-подготовительных упражнений / athletics lesson / running long jump / means and methods of teaching / didactic sequence of using specially preparatory exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюкина Лариса Александровна, Зорин Сергей Дмитриевич

Предложен шаблон организации и проведения типового урока по легкой атлетике, целью которого является построение дидактической последовательности применения средств и методов обучения основам техники прыжка в длину с разбега. Не ограничивая возможности учителя физической культуры в применении элементов творчества в процессе обучения базовой технике, формируется основа для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. Обоснована эффективность применения шаблона и создания педагогических условий для успешной адаптации выпускников-бакалавров в профессии учителя физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC SEQUENCE THE USE OF TEACHING TOOLS AND METHODS IN THE STRUCTURE OF THE ATHLETICS LESSON

A template for organizing and conducting a typical lesson in athletics is proposed, the purpose of which is to build a didactic sequence of using means and methods of teaching the basics of the running long jump technique. Without limiting the ability of a physical education teacher to apply creative elements in the process of teaching the basic elements of technology, the basis for achieving personal, subject and meta-subject results is formed. The effectiveness of using the template and creating pedagogical conditions for the successful adaptation of bachelor graduates into the profession of physical education teacher is substantiated.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СТРУКТУРЕ УРОКА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ »

УДК 796.42:373.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-5-10-19

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СТРУКТУРЕ УРОКА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Л.А. Дюкина, С.Д. Зорин

Предложен шаблон организации и проведения типового урока по легкой атлетике, целью которого является построение дидактической последовательности применения средств и методов обучения основам техники прыжка в длину с разбега. Не ограничивая возможности учителя физической культуры в применении элементов творчества в процессе обучения базовой технике, формируется основа для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. Обоснована эффективность применения шаблона и создания педагогических условий для успешной адаптации выпускников-бакалавров в профессии учителя физической культуры.

Ключевые слова: урок легкой атлетики, прыжок в длину с разбега, средства и методы обучения, дидактическая последовательность применения специально-подготовительных упражнений.

DIDACTIC SEQUENCE THE USE OF TEACHING TOOLS AND METHODS IN THE STRUCTURE OF THE ATHLETICS LESSON

Dyukina L.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, dyukinala@ma-il.ru, Russia, Cheboksary, Chunash I. Yakov-lev State Pedagogical University, Zorin S.D., candidate of pedagogical sciences, associate professor, zorin.dm@mail.ru, Russia, Cheboksary, Chunash I. Yakovlev State Pedagogical University

A template for organizing and conducting a typical lesson in athletics is proposed, the purpose of which is to build a didactic sequence of using means and methods of teaching the basics of the running long jump technique. Without limiting the ability of a physical education teacher to apply creative elements in the process of teaching the basic elements of technology, the basis for achieving personal, subject and meta-subject results is formed. The effectiveness of using the template and creating pedagogical conditions for the successful adaptation of bachelor graduates into the profession of physical education teacher is substantiated.

Key words: athletics lesson, running long jump, means and methods of teaching, didactic sequence of using specially preparatory exercises.

Дюкина Лариса Александровна, канд. пед. наук, доц., dyukinala@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева,

Зорин Сергей Дмитриевич, канд. пед. наук, доц., zorin.dm@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева

Современные требования прак-тико-ориентированной направленности обучения будущих учителей физической культуры, декларируемые в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», предполагают создание комплекса педагогических условий, при реализации которых самореализация обучающихся в процессе учебной деятельности становится приоритетным фактором успешного формирования профессиональных компетенций. В этой взаимосвязи необходимость в совершенствовании процесса обучения практико-ориентированной направленности обусловлена рядом причин [2, 7]:

1) качественным своеобразием цели и задач обучения технике легкоатлетических упражнений студентов;

2) недостаточностью времени (количество часов, отведенных на их решение) в рамках учебного плана профессиональной подготовки;

3) различным уровнем готовности к обучению, наблюдаемым у студентов различных спортивных специализаций.

Это обусловливает необходимость поиска новых подходов к обуче -нию студентов технике легкоатлетических упражнений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте целью изучения модуля «Легкая атлетика» является обучение основам техники бега, прыжков и метаний. Интеграция модуля «Легкая атлетика» помогает школьникам в освоении содержательных компонентов и модулей по другим дисциплинам, обеспечивает подготовку к сдаче норм ГТО, к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Содержание модуля «Легкая атлетика» направлено на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. В системе физического воспитания школьников урок легкой атлетики является приоритетным благодаря прикладному значению, а также разнообразию и доступности легкоатлетических упражнений. Различные виды бега, прыжков и метаний имеют место в структуре урока физической культуры на всех уровнях образования в школе [3]. Детям всех возрастных групп всегда интересно, когда урок проводит высококвалифицированный учитель физической культуры, и так было всегда.

В последние годы преподаватели педагогических вузов все чаще получают сигналы от работодателей и учителей с большим педагогиче -ским стажем о том, что выпускники-бакалавры не могут или не хотят работать по профессии. В чем же проблема?

Если рассматривать проблему исследования в широком понимании, то она заключается в разрешении существующего противоречия между необходимостью в академическом образовании студентов кафедры теории и методики физической культуры и спорта, с одной стороны, и недостаточностью практико-ориентированной подготовки будущих учителей физической культуры, с другой.

Тотальное сокращение часов всех видов практик создает условия для «болезненной» адаптации в профессии молодого учителя физической культуры. Молодой учитель, обладая потенциалом академического обра -зования, при отсутствии достаточного практического опыта путем проб и ошибок проходит становление в профессии. Реализация модуля «Легкая атлетика» по предмету «Физическая культура» в школе должна осуществляться подготовленными для этого универсальными специалистами, спо -собными делать это практически. Подбор и дидактическая последовательность применения средств и методов обучения на уроке легкой атлетики всегда являлись актуальной проблемой теории и методики физического воспитания школьников [5].

Выделенная частная проблема исследования заключается в опреде -лении: какой должна быть дидактическая последовательность применения средств и методов обучения в структуре урока по легкой атлетике?

Цель исследования состоит в разработке шаблона организации и проведения типового урока по легкой атлетике, при этом требуется не лишать возможности учителя физической культуры применять элементы творчества.

Гипотетически предполагаем, что разработанный шаблон организации и проведения типового урока по освоению программы модуля «Легкая атлетика» будет способствовать успешной адаптации выпускников-бакалавров в профессии. К профессии учителя физической культуры предъявляются требования не только работать по шаблону, обучая других тому, что они умеют делать сами, но и универсально применять элементы твор -чества, не выходя за рамки правового поля.

Задачи исследования:

1) выполнить примерное планирование модуля «Легкая атлетика» в структуре уроков физической культуры в школе;

2) разработать шаблон организации и проведения типового урока по легкой атлетике, цель которого - обучить школьников основам техники прыжка в длину с разбега;

3) обосновать эффективность применения разработанного шаблона организации и проведения типового урока по освоению программы модуля «Легкая атлетика», создания педагогических условий для успешной адаптации выпускников-бакалавров в профессии учителя физической куль -туры.

Методика и организация исследования. Методы исследования: педагогическое тестирование, анкетирование, экспертная оценка, независимый педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась кафедра теории и методики физического воспитания (ТиМФВ) ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» и СОШ № 10, 22, 30, 38, 45, 61 г. Чебоксары. Участниками эксперимента были 6 выпускников-бакалавров, первый год работающих учителями физической культуры в школе, и учащиеся (мальчики и девочки) 5-х классов (п=117).

Результаты исследования и их обсуждение.

Решение первой задачи. Примерное планирование модуля «Легкая атлетика» в структуре уроков физической культуры в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 31.12.2015 № 1577 рекомендует для учащихся младшего школьного возраста планирование уроков легкой атлетики начинать с образовательно-обучающей направленности, содержание кото-

рых определяет подбор и применение необходимых средств и методов обучения [4]. Как правило, количество образовательных задач на уроке должно быть две, максимум три. Программный материал для учащихся начальной школы предусматривает обучение простейшим формам ходьбы, бега, прыжков и метаний: прямолинейный бег, прыжок в длину способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание», метание малого мяча в цель и на дальность. Постепенно с каждым учебным годом легкоат -летический материал программы усложняется, обеспечивая практическую подготовку учащихся к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

Для учащихся среднего школьного возраста планирование уроков легкой атлетики образовательно-обучающей направленности должно быть связано с получением необходимых умений и навыков в спринтерском, эстафетном и кроссовом беге, в прыжках в длину и высоту. Они практи -куются в преодолении полосы препятствий. Успешно реализуются средства и методы практической подготовки учащихся к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

Для учащихся старшего школьного возраста ключевым в планиро -вании уроков образовательно-обучающей направленности является совершенствование умений и навыков, полученных при обучении в младших и средних классах. Занятия легкой атлетикой на уроке по своему характеру приближаются к спортивной тренировке, что обеспечивает практическую подготовку к сдаче норм ГТО и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации [8].

Решение второй задачи. Разработка шаблона организации и прове -дения типового урока по легкой атлетике, цель которого - обучить школьников основам техники прыжка в длину с разбега. В данном исследовании не ставилась цель объять необъятное, рассматривалось только достижение цели на конкретном примере разработанного шаблона.

Цель урока легкой атлетики - «Обучить школьников основам техники прыжка в длину с разбега способом согнув ноги». Для достижения цели учителю физической культуры необходимо решить большое количе -ство частных задач подготовительного характера, главная из них - поставить детей на прыжковую стопу (для успешного выполнения фазы отталкивания в прыжках в длину с разбега).

Подготовительная часть урока. Не будем описывать традиционные действия, включающие построение, рапорт, постановку цели и задач урока, применение строевых упражнений, беговой разминки, общеразви-вающих упражнений. Как показывает практика, данные элементы успешно реализуются на каждом из проведенных уроков, а общую разминку реко -мендуем заканчивать маховыми упражнениями. Подробнее остановимся на элементах специальной разминки. Частной задачей в специальной раз -минке является задача обучить школьников специально-подготовительным прыжковым упражнениям, в арсенал которых входят подводящие и имита-

ционные упражнения для обучения основам техники прыжка в длину с разбега. Дидактическая последовательность применения - от простых упражнений к более технически сложным.

Примерная серия специально-подготовительных прыжковых упражнений:

- ходьба с задачей поставить стопу опорной ноги одномоментно (момент времени) на всю стопу;

- толчком одной ногой махом другой выполнить отталкивание с приземлением одномоментно на всю стопу маховой ноги;

- толчком одной ногой махом другой выполнить отталкивание с приземлением одномоментно на всю стопу толчковой ноги;

- и.п. выпад, выпрыгивая с места вверх-вперед выполнить разножку и приземлиться в исходное положение.

Доводим выполнение специально-подготовительных прыжковых упражнений до уровня двигательного умения.

Применяя метод целостно-конструктивного упражнения при обучении технике специально-подготовительных прыжковых упражнений, осуществляем их подбор с динамическим соответствием выполнения фазы отталкивания в прыжке в длину с разбега. Создаем условия для положительного переноса двигательного умения выполнять специально-подготовительные прыжковые упражнения на эффективность выполнения фазы отталкивания. От школьников, которые владели техникой постановки толчковой ноги на всю стопу загребающим движением перед собой под себя в фазе отталкивания, практически не поступает жалоб на боли в ногах, и они имеют высокие шанс избежать болезни Осгуда-Шлаттера [1]. Прыжки с такой техникой будут приносить мышечную и эмоциональную радость. Специальная разминка на уроке легкой атлетики должна заканчиваться ускорениями с увеличением скорости бега до максимальной, в течение 5-6 секунд (3-4^30 метров, метод повторный, с полными интерва -лами отдыха).

Основная часть урока. В основной части будем рассматривать только процесс обучения основам техники прыжка в длину с разбега. Возникает вопрос, с какой фазы начинать процесс обучения? В учебной лите -ратуре четко регламентировано, что обучение технике прыжка в длину с разбега необходимо начинать с главной фазы [6], а главной фазой является фаза отталкивания. Данное положение вступает в противоречие с практи -кой, так как опытные учителя физической культуры начинают процесс обучения с фазы приземления. Они руководствуются аксиомой: прежде чем научить детей летать, научите их падать. В результате применения специально-подготовительных прыжковых упражнений получаем положительный перенос двигательного умения, на этой основе создаем условия для успешного освоения техники подводящих упражнений.

Примерная серия подводящих упражнений для обучения фазе приземления: прыжок в длину с места с приземлением на пятки с амортизацией в коленных и тазобедренных суставах, то же самое с запрыжкой и движением таза влево-вправо за проекцию приземления пяток, то же самое с активным одновременным махом руками. Применяем метод расчле-ненно-конструктивного упражнения. Доводим выполнение подводящих упражнений до уровня двигательного умения.

Примерная серия подводящих упражнений для обучения фазе отталкивания: с трех шагов разбега (бег выполнять на всей стопе) выполнить отталкивание с постановкой толчковой ноги на всю стопу загребающим движением перед собой под себя, одномоментно (момент времени) выполнить мах бедром маховой ноги (вылет в шаге) и приземлиться в положение выпад, то же самое, но перед приземлением сменить положение ног и приземлиться в выпад на другое бедро, то же самое, но с пяти шагов разбега (бег выполнить на всей стопе). Применяем метод расчлененно-конструк-тивного упражнения. Доводим выполнение подводящих упражнений до уровня двигательного умения.

Связка для совершенствования техники прыжка в длину с разбега: с пяти шагов разбега (бег выполнять на всей стопе) выполнить отталкива -ние с постановкой толчковой ноги на всю стопу загребающим движением перед собой под себя. В фазе полета для сохранения равновесия, опуская бедро маховой ноги, прогнуться. В фазе приземления в результате прогиба выполнить запрыжку с активным одновременным махом руками, активным выносом ног, удерживая прямые ноги в коленных суставах, приземлиться на пятки, как можно дальше от места отталкивания, амортизируя, согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, выполнить движение тазом влево-вправо и приземлиться на ягодицы за проекцию приземления пяток. Применяем метод целостно-конструктивного упражнения. Доводим выполнение связки до уровня двигательного навыка. Подбираем стабильный (не изменяя длину и частоту беговых шагов) разбег с 11-12 беговых шагов.

Заключительная часть урока. Не описываем традиционные элементы построения заключительной части урока. Как показывает практика, данные элементы успешно реализуются на каждом из проведенных уроков. Такие шаблоны основной части урока разработаны по всем видам бега, прыжков и метаний, представленных в модуле «Легкая атлетика» по предмету «Физическая культура» в школе.

В рамках дисциплины «Теория и методика легкой атлетики», а с 2023/24 учебного года - дисциплины «Легкая атлетика с методикой преподавания», применяя способ обучения в парах сменного состава с использованием разности потенциалов [4], в течение более десяти лет практикуем применение разработанных шаблонов в учебном процессе для студентов второго курса. Разработанные шаблоны помогают студентам в подборе и

дидактической последовательности применения огромного потенциала средств и методов обучения основам техники бега, прыжков и метаний.

Решение третьей задачи. Обоснование эффективности применения разработанного шаблона организации и проведения типового урока по освоению программы модуля «Легкая атлетика» и создания педагогических условий для успешной адаптации выпускников-бакалавров в профессии учителя физической культуры.

В таблице представлены среднегрупповые результаты освоения программы модуля «Легкая атлетика» учащимися 5-х классов. Уроки физической культуры с учащимися проводили выпускники-бакалавры кафедры ТиМФВ, каждый в своей школе. Провели независимый экспери -мент с большой выборкой (117 учащихся). Личностные, предметные и ме -тапредметные результаты экспертной оценки в начале первой четверти (сентябрь 2022 года) оказались низкими (у мальчиков среднегрупповой показатель составил 3,20±0,63 балла, у девочек - 3,43±0,28 балла). Эксперты в том же составе (3 учителя физической культуры высшей катего -рии) в тех же условиях провели тестирование и анкетирование в конце четвертой четверти (май 2023 года).

Среднегрупповые результаты освоения программы модуля «Легкая атлетика» учащимися 5-х классов, Х±3

Результаты 1 -я четверть 4-я четверть

М Д М Д

n=49 n=68 n=49 n=68

Личностные Стремление школьников к физическому совершенствованию, баллы 3,1 3,4 4,3 4,7

Формирование культуры движений, баллы 3,2 3,4 4,0 4,4

Результат прыжка в длину с разбега, см/баллы 277/ 3,4 234/ 3,3 298/ 4,4 256/ 4,5

Предметные Умение школьников выполнять комплексы специально подготовительных (подводящих, имитационных) упражнений, баллы 3,3 3,9 4,3 4,6

Умение школьников выполнять прыжок в длину с разбега как способом согнув ноги, так и способом прогнувшись, баллы 3,2 3,1 4,5 4,4

Мета-предметные Познавательные универсальные учебные действия: устанавливать причинно -следственную связь между качеством владения техникой прыжка в длину с разбега и возможностью возникновения травм во время самостоятельных занятий 3,3 3,9 4,3 4,5

Окончание

Результаты 1 -я четверть 4-я четверть

М Д М Д

n=49 n=68 n=49 n=68

Мета-предметные Коммуникативные универсальные учебные действия: описывать и анализиро -вать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные упражнения и планировать последовательность решения задач обучения, оценивать эффективность обучения по -средством сравнения с эталонным образцом 3,0 3,2 3,5 3,6

Регулятивные универсальные учебные действия: составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма, развитие его резервных возможностей 3,1 3,3 4,1 4,2

Х±5 3,20 ±0,63 3,43 ±0,28 4,17 ±0,29 4,36 ±0,62

Прирост личностных, предметных и метапредметных результатов у мальчиков составил 4,17±0,29 балла, у девочек - 4,36±0,62 балла.

Высокий прирост наблюдали по результатам теста «Прыжок в длину с разбега» (у мальчиков - 21±7,14 см, у девочек - 22±9,04 см). Результаты независимого педагогического эксперимента подтверждают гипотезу о том, что применение разработанных шаблонов организации и проведения типового урока по освоению программы модуля «Легкая атле -тика» является эффективным и помогает успешнее адаптироваться выпускникам-бакалаврам в профессии учитель физической культуры в школе.

В то же время метапредметные результаты коммуникативных универсальных учебных действий оказались слабым звеном освоения про -граммы модуля «Легкая атлетика» для учащихся 5 -х классов. В связи с этим планируется поиск пути решения данной проблемы и проведение дальнейшей работы по совершенствованию профессиональной подготовки выпускников-бакалавров.

Заключение. Выполнено примерное планирование модуля «Легкая атлетика» в структуре уроков физической культуры в школе, разработан шаблон организации и проведения типового урока по легкой атлетике, цель которого заключается в построении дидактической последовательности применения средств и методов обучения основам техники прыжка в длину с разбега. Не лишая возможности учителя физической культуры

применять элементы творчества в процессе обучения базовым элементам техники не только прыжков, но и различных видов бега и метаний, введение разработанного шаблона способствует повышению эффективности процесса освоения программы модуля «Легкая атлетика» на уроках физической культуры в школе.

Повышение личностных, предметных и метапредметных средне-групповых результатов, высокий прирост результатов теста «Прыжок в длину с разбега» подтверждает гипотезу о том, что разработанный шаблон организации и проведения типового урока по освоению программы модуля «Легкая атлетика» является эффективным и помогает быстрее адаптироваться выпускникам-бакалаврам в профессии учитель физической куль -туры.

Список литературы

1. Антонова Т.В., Дюкина Л.А., Моталина В.А. Травматизм среди школьников // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов XII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ имени И.Я. Яковлева, 2022. С.265-270.

2. Драндров Д.А., Драндров Г.Л. Модели смешанного обучения обучающихся общеобразовательной школы // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 10. С. 167-173.

3. Дюкина Л.А., Емельянов С.В. Легкая атлетика как средство физического воспитания школьников средних классов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ имени И.Я. Яковлева, 2021. С. 227-230.

4. Кожанов В.В. Формирование интереса к занятиям физической культурой у младших школьников // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ имени И.Я. Яковлева, 2021. С. 255-259.

5. Муханова Н.В. Педагогические условия формирования познава -тельной активности учащихся в процессе общего образования в области физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2018. 218 с.

6. Пауков А.А. Формирование у младших школьников уни -версальных учебных действий в процессе обучения «школе мяча» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2019. № 1(101). C. 160-169.

7. Петрова Т.Н., Пьянзина Н.Н., Шиленко О.В. Формирование мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности у старшекласс-

ниц // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современ -ных социально-экономических условиях: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары-Ташкент: Изд-во ЧГАУ, 2022. С. 169-174.

8. Пьянзина Н.Н., Петрова Т.Н. Внедрение норм ГТО в учебный процесс по физической культуре школьников средних классов // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и здоровья: пути их реализации: сб. материалов науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2023. С. 27-35.

References

1. Antonova T.V., Dyukina L.A., Motalina V.A. Travmatizm sredi shkol'nikov [Injuries among schoolchildren] // Current problems of physical culture and sports: collection of articles. materials of the XII Intl. scientific-practical conf. / ed. G.L. Drandrova, A.I. Pyan-zina. Cheboksary: Publishing house of ChSPU im. I. Yakovleva, 2022. P. 265-270.

2. Drandrov D.A., Drandrov G.L. Modeli smeshannogo obucheniya obuchayush-chihsya obshcheobrazovatel'noj shkoly [Models of blended learning for secondary school students] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern science-intensive technologies]. 2023. No. 10. P. 167-173.

3. Dyukina L.A., Emel'yanov S.V. Legkaya atletika kak sredstvo fizicheskogo vos-pitaniya shkol'nikov srednih klassov [Athletics as a means of physical education for middle school students] // Current problems of physical culture and sports: collection of articles. materials XI International. scientific-practical conf. / ed. G.L. Drandrova, A.I. Pyanzina. Cheboksary: Publishing house of ChSPU im. I. Yakovleva, 2021. P. 227-230.

4. Kozhanov V.V. Formirovanie interesa k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj u mlad-shih shkol'nikov [Formation of interest in physical education among junior schoolchildren] // Current problems of physical culture and sports: collection of articles. materials XI Int. scientific-practical conf. / ed. G.L. Drandrova, A.I. Pyanzina. Cheboksary: Publishing house of ChSPU im. I. Yakovleva, 2021. P. 255-259.

5. Muhanova N.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya poznavatel'noj aktiv-nosti uchashchihsya v processe obshchego obrazovaniya v oblasti fizicheskoj kul'tury [Pedagogical conditions for the formation of cognitive activity of students in the process of general education in the field of physical education]: dis. ...cand. ped. sciences. Stavropol, 2018. 218 p.

6. Paukov A. A. Formirovanie u mladshih shkol'nikov universal'nyh uchebnyh dejstvij v processe obucheniya «shkole myacha» [Formation of universal educational actions in junior schoolchildren in the process of teaching "ball school"] // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva [Bulletin of Chuvash State Pedagogical University named after I. Yakovleva]. 2019. No. 1(101). P. 160-169.

7. Petrova T.N., P'yanzina N.N., Shilenko O.V. Formirovanie motivacii k fiz-kul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti u starsheklassnic [Formation of motivation for physical culture and health activities among high school girls] // Current problems of physical culture and sports in modern socio-economic conditions: collection of articles. materials International scientific-practical conf. Cheboksary-Tashkent: ChSAU Publishing House, 2022. P. 169-174.

8. P'yanzina N.N., Petrova T.N. Vnedrenie norm GTO v uchebnyj process po fizicheskoj kul'ture shkol'nikov srednih klassov [Introduction of GTO standards into the educational process of physical culture for middle school students] // Current problems of physical culture, sports and health: ways of their implementation: collection of articles. scientific and practical materials conf. Cheboksary: Publishing House of ChSU named after I.N. Ulyanova, 2023. P. 27-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.