Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-ПРОДУКТИВНОЕ СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-ПРОДУКТИВНОЕ СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / РЕБЕНОК / ПОЗНАНИЕ / ИГРА / ДЕТИ / СЕНСОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аубакирова Алия Абаевна, Жауен Айсулу Багзираткызы, Сатыбалдинова Г.А.

В данной статье рассматривается деятельность дошкольников, как способ познания окружающего мира между различными признаками и свойствами предметов. Показаны эффективные способы использования дидактических игр с целью развития зрительных способностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аубакирова Алия Абаевна, Жауен Айсулу Багзираткызы, Сатыбалдинова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-ПРОДУКТИВНОЕ СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

УДК 397.311.4

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-ПРОДУКТИВНОЕ СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Аубакирова А.А., Жауен А.Б, Сатыбалдинова Г.А. Кокшетауский Университет им.Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В данной статье рассматривается деятельность дошкольников, как способ познания окружающего мира между различными признаками и свойствами предметов. Показаны эффективные способы использования дидактических игр с целью развития зрительных способностей детей.

Ключевые слова: дидактика, ребенок, познание, игра, дети, сенсор.

Один из самых важных, удивительных периодов в жизни человечества - дошкольный период. В этот период у ребенка формируются познавательные способности, познание окружающего мира[1]. Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста предполагает активную деятельность, обучающихся способам осознания

многообразия признаков и свойств предметов[2]. Известно, что в настоящее время число детей с нарушением зрения растет день ото дня, поэтому социально-бытовая адаптация, пространственная ориентация и зрительное восприятие имеет большое значение. Ребенок познает мир с помощью органов чувств, а познание неразрывно связано с его выбором в жизненном опыте, с эмоциональными ощущениями, порожденными информацией. Глаза говорят - «зеркало души» [3]. В целом ребенок воспринимает через глаза около 80 процентов окружающей среды. Нарушение зрения является первичным видом дефекта, приводящим к возникновению дефекта в формировании познавательного развития ребенка. Игра как основная деятельность детей выполняет важнейшие психолого-

педагогические функции. Игра, являясь средством развития ребенка, источником познания, приобретая воспитательно-развивающее значение, способствует становлению личности как личности. Высоко оценивая воспитательное значение игры, Михайлова З.А писала: «в жизни ребенка игра имеет большое значение, для взрослого она имеет то же значение, что и труд, деятельность. Как ребенок в игре, так и на работе после

взросления». Поэтому воспитание будущего деятеля начинается, прежде всего, с игры. Игра-первый шаг в познании жизни ребенка. Главной особенностью игры является

совершенствование мышления ребенка. Игра -один из видов основной деятельности детей. В процессе игры формируются особенности личности детей. Нетрудно заметить, что дошкольники используют в игре то, что видят, замечают, слышат вокруг себя. Дети в процессе игры изображают окружающую

действительность. В процессе игры дети начинают познавать мир, вкладывают свои силы, получают возможность выразить свои чувства, учатся общаться с друзьями[4]. Познание окружающего мира дошкольниками предполагает активную деятельность, обучающуюся способам осознания

многообразия признаков и свойств предметов. Одним из продуктивных средств сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения является дидактическая игра, одним из основных видов деятельности которой является обучение детей способам познания. Дидактические игры в зависимости от их влияния на процесс сенсорного развития детей с нарушением зрения можно разделить на две группы ( Л. И. Плаксина):

1. Дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;

2. Логические игры, целью которых является привнесение опыта верования в смысловую систему [5].

Игры первой группы развивают у детей умения распознавать, сравнивать, обозначать

предметный мир, называть характерные признаки. Во второй группе игр дети учатся группировать и систематизировать предметы по общим и разностным признакам. При группировке дети устанавливают

промежуточную общность предметов, образуют пары, формируют группы предметов в зависимости от их сенсорных признаков и широтных характеристик. В играх, связанных с систематизацией, дети обозначают

соотношение предметов только четким знаком: одноцветные, одноразмерные и т.д. По содержанию можно предложить три вида дидактических игр (Удальцова Е. И., Михайлова З. А.):

1. Игра с предметами;

2. Настольно-печатная игра;

3. Словесные игры.

Поскольку дети с нарушениями зрения не могут видеть и воспринимать предметы полностью, их представления о предметах в окружающей среде скудны и неполны.Игра с предметами создает условия для построения предметных представлений и действий с предметами, учит детей анализировать характерные признаки, свойства явлений и предметов [6].

Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушениями зрения, так как в значительной степени создают условия для обогащения и выявления предметных представлений. Давайте посмотрим на конкретные модели игр и заданий. «Кто быстрее собирает палочки?». Детям предлагается собрать палочки одного цвета в небольшие коробочки ярко окрашенного цвета. Во время игры они диференцируют цвета, подсчитывают, сколько палочек собрали все. Именно из этих палочек делают изображения различных геометрических форм и простых предметов (домик, флажок, елочка, маленький побег). В задании «Угадай точно» дети диференцируют колеса от 8 до 10 одного цвета, но разных оттенков. Создает ряд оттенков от темного тона к светлому. В игре «разложи по цветам» дети по заданному образцу создают ряд цветовых оттенков. Выигрывает тот ребенок, который быстро создал гамму разных оттенков. В упражнении «какие крылья бабочки» дети рассматривают изображения крыльев бабочки разных размеров (дается 5 пар крыльев). Дети определяют размер, цвет

крыльев, узоры на крыльях, собирают из секций целую бабочку. В дидактической игре «сделай орнамент» предлагается

комбинировать орнамент из геометрических фигур по образцу. В этот момент дети называют их формы, цвета, размеры, расположение в пространстве. В игре «подбирай тарелки к чашкам» раздаются разноцветные чашки и блюдца. Дети должны подобрать к каждой чашке подходящую по цвету тарелку. К играм, создающим условия для активизации зрения, можно отнести узорчатое лото, домино, разрезные и сюжетные картинки, волшебный мешочек, волшебные колеса, зеркало, узорчатый ковер, спрятать мышку, сортировать. Для развития способности различать цвета «соедини разноцветные нитки в шарики», «соедини цветы из частей», «мозаика», «цвета радуги», «светофор», «прикрепи бисер к нитке». «Что дальше?», дидактические игры «длинный-короткий», «высокий-низкий», «толстый-тонкий»,

«широкий-узкий» развивают у детей размер глаз. Развитие зрительского внимания и памяти «Что изменилось?», «Найди такой же предмет», «Что потеряно?» и др. В игре «Найди свою игрушку для каждого ребенка» дети набирают игрушки: для мальчика-машину, для девочки-поводок и т.д. Также называют, какие действия они выполняют при игре с игрушкой. В игре «одень куклу» дети набирают одежду в соответствии с сезоном, в зависимости от размера куклы. Игра «Кто быстрее перечисляет свои бусы» создает условия для развития глазомера и мелкой моторики рук. В зависимости от скорости вводится эвелемент выигрыша. «Найди самые высокие, высокие, длинные предметы в комнате», « Кто на твоей стороне? В игре», «следы», «сосед», «каждой игрушке есть свое место» дети учатся складывать игрушки в коробки соответствующего размера. «Чей телефон?» игра обучает приключенческому решению, наблюдению за телефонным ремешком глазами, чтобы определить, кто с кем разговаривает по телефону, играется с целью зрительного восприятия,ориентации в пространстве. Все умения и знания, полученные на занятиях и играх, прочно закрепляются в повседневной жизни детей. Для развития пространственной осведомленности и зрительской интуиции во время прогулки

можно использовать следующие игры и задания: «сравни два дерева», «найди 6 похожих листьев», «след в снегу», «Пройди дорогу на звук», «пройди тропу», «куда спрятался?», «Сравни снежные бутоны». Смена природных явлений на прогулке, смена времен года, выявление и осмотр животного и растительного мира можно наблюдать в следующих играх: «назови цвет первых опавших листьев», «назови растение по листу», «корми птиц», «покажи большие и маленькие ледышки», «назови цветы» в этих заданиях тренируются зрительные функции детей. «Угадай, откуда звонил?» в игре происходит упражнение на пространственную ориентацию звука: спереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу и т.д. «Угадай, кто звонил?» детей учат различать голоса товарищей. Наряду с играми, в которых дети с нарушениями зрения имеют отношение к конкретному предметному миру, для закрепления представлений детей могут использоваться словесные дидактические игры. Например: игра «угадай по картинке». Предлагает детям картинки с предметными изображениями: игрушки, посуда, одежда и т.д. загадка, изобразить предмет. Берет карточку, которая отгадывает загадку. Выигрывает ребенок, набравший много карточек. Дидактические упражнения:

1. изобразить, что означает данное слово;

2. соотнести слово с картиной, изображающей его;

3. составить слова с одинаковым окончанием;

4. назвать слова с одинаковым окончанием.

Сенсорные подвижные игры необходимы для обучения распознаванию, группировке видов, цветов, размеров по оттенкам. Находить в других предметах знакомые детям качества, развивать умение ориентироваться в пространстве, зрительно воспринимать упражнения на сравнение, сортировку, расположение и нахождение с помощью схем. Приведенные игры повышают способность дошкольников к обобщению и осознанию окружающей действительности, а также развивают и активизируют зрение детей [7].

Библиографический список

1. Абрамович В.Л., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И.. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.» -М: 1989 г. -42с.

2. Вишневская Т.А. «Организация и содержание коррекционно-подагогической работы в специальной дошкольной организации для детей с нарушением зрения». - К: 2009 г.

3. Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А., Чеботаревская Т.М. «Давайте поиграем», - М: 1991г. -107с.

4. Михайлова З.А. «Занимательный математический материал» - М: 1985 г. - 98с.

5. Плаксина Л.И. «Реабилитация детей страдающих содружественным косоглазием и амблиопией» - М: 1983 г. -5с.

6. Удальцова Е.И, Михайлова З.А «Дидактичесские игры в воспитании и обучении дошкольников», - М: 1976 г.- 9с.

7. Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» - М: 1986 г. - 21с.

Аубакирова Алия Абаевна, магистр педагогических наук, старшый преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: Aubakirova_90_90_90@mail.ru

Жауен Айсулу Багзираткызы, магистрант, преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский Университет им.Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

e-mail: ice_sulu97@mail.ru

Сатыбалдинова Г.А., магистрант, Кокшетауский Университет им.Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан) e-mail:nissan_datsul@mail.ru. Дата поступления статьи: 18.03.2021

© Аубакирова А.А., Жауен А.Б., Сатыбалдинова Г.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.