Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ИГРЫ С БУКВОЙ И ЗВУКОМ Ж'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ИГРЫ С БУКВОЙ И ЗВУКОМ Ж Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / ИГРА / РАЗВИТИЕ / КАРТОТЕКА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Контемирова Ирина Ивановна

В статье автор раскрывает значение дидактической игры с буквой и звуком «Ж» для речевого развития дошкольника. Рассмотрены отличительные признаки дидактической игры от других видов игры дошкольника. Приведено описание организации и проведения дидактической игры с буквой и звуком «Ж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Контемирова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC GAME AS A MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT OF THE CHILD: GAMES WITH THE LETTER AND SOUND J

In the article, the author reveals the meaning of the didactic game with the letter and sound "W" for the speech development of a preschooler. The distinctive features of didactic games from other types of preschool children's games are considered. The description of the organization and conduct of a didactic game with the letter and sound "J"is given.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ИГРЫ С БУКВОЙ И ЗВУКОМ Ж»

Дшшшшышщ)® (шбросшшшш®

УДК 37

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ИГРЫ С БУКВОЙ И ЗВУКОМ Ж

Контемирова И.И.

учитель-логопед, ГБДОУ № 50 комбинированного вида, Кировского района Санкт-Петербурга, Россия, Санкт-Петербург. E-mail: dou50.kir@obr.gov.spb.ru

Аннотация. В статье автор раскрывает значение дидактической игры с буквой и звуком «Ж» для речевого развития дошкольника. Рассмотрены отличительные признаки дидактической игры от других видов игры дошкольника. Приведено описание организации и проведения дидактической игры с буквой и звуком «Ж».

Ключевые слова: Дидактика, игра, развитие, картотека, индивидуальная работа.

Всестороннее развитие и подготовка к школе - основные цели, которые преследуют воспитатели в подготовительной группе. Очень важно добиться правильного произношения основных звуков, образующих речь. Дошколята продолжают знакомиться с окружающим миром, познают первые математические азы, расширяют словарный запас, учатся правильному произношению звуков и знакомятся с буквами, развивают связную речь, учатся формулировать предложения, выражать мысли, описывать предметы [1-3; 5]. Всё это делает с легкостью дошкольник во время игр, которые с дидактической целью организуют воспитатели, логопеды и психологи. Особенность дидактических игр заключается в том, что посредством игры малышам в ненавязчивой форме преподносится «целый багаж знаний» [9;10]. К тому же в процессе игровой деятельности дошкольникам проще упорядочить уже приобретенные навыки, скорректировать произношение звуков, образующих речь, удовлетворить свою любознательность и раскрыть потенциал [7].

Следует подчеркнуть, что ведущая деятельность дошкольников - игровая. Именно в ходе игры выстраивается система вза-

имоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Игровая деятельность: •побуждает детей к общению друг с другом;

•способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

•способствует совершенствованию разговорной речи;

•способствует обогащению словаря; •оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Дидактическая игра - деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников [4; 6; 8].

Дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт

большую возможность для развития речи детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проведения исследования по проблеме влияния дидактических игр на развитие активной речи, коррекцию произношения звуков для детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются особенности дидактической игры с буквой и звуком «Ж».

Цель исследования - изучить особенности дидактической игры, как средства развития активной речи, коррекции звукопро-изношения пред дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ особенностей дидактической игры;

2) определить значение дидактических игр и упражнений для коррекции звуко-произношения и изучения букв;

3) провести эмпирическое исследование эффективности дидактической игры с буквой и звуком «Ж» на формирование правильного звукопроизношение и освоение азбуки.

Гипотеза исследования - при правильном соблюдении принципов дидактической игры можно активно развить речь детей дошкольного возраста, эффективно корректировать произношение речевых звуков.

Дидактические игры с дошкольниками позволяют корректировать речевое развитие ребенка, целенаправленно развивать фонетический слух и умение правильно произносить сложные звуки.

В данной статье мы рассмотрим опыт организации дидактической игры с буквой и звуком «Ж».

Проект создан в программе Mimio Studio. При создании данного проекта максимально учитывались положения, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, а именно, учет индивидуальности и неповторимости детства и обеспечение равных стартовых

возможностей для каждого ребенка, независимо от его индивидуальных особенностей.

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют наиболее оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следствие этого, повысить качество образования.

В ходе игры или игрового упражнения решаются разнообразные задачи, направленные на всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальных возможностей в режиме инклюзивного образования.

Автор проекта: Контемирова Ирина Ивановна, учитель-логопед, ГБДОУ № 50 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга. Тип проекта: для дошкольников. Возраст: старший, подготовительный возраст (5-7 лет). Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель проекта:

Закрепление представлений о звуке и букве «Ж».

Коррекционные задачи:

1.Упражнять в правильном произнесении звука [Ж] изолированно, в слогах, словах

2. Совершенствовать артикуляционную моторику.

2. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза.

3. Развивать целостное восприятие.

4. Развивать внимание, память, воображение.

5. Развивать связную речь.

6.Развивать мелкую моторику.

Образовательные задачи:

1.Активизировать и расширять словарь.

2.Развивать навыки чтения.

3.Развивать пространственные представления.

4.Формировать самоконтроль за речью.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать организованное поведение во время проведения занятия. 2.Прививать внимание к красивой и правильной речи.

3.Воспитывать познавательный интерес, любознательность, творческое воображение.

4.Учить детей точно и полно отвечать на вопросы.

5.Формировать положительные установки на участие в занятии.

Работа с проектом:

На каждом листе есть выдвижная область. Нажав на серый треугольник, мы можем увидеть задание для детей. Синие стрелки в нижней части страниц обозначают переход на следующую, предыдущую страницы, жучок -страницу «Содержание».

Пояснение к проекту:

1 лист. Титульный лист. Название проекта.

Слово «ИНТОКС» - гиперссылка на сайт Санкт-Петербургского представительства Института новых технологий.

2 лист. Содержание.

На каждом названии игры - гиперссылка на соответствующий слайд проекта. Содержание сгруппировано по задачам, которые позволяет решить данный проект. Последовательность и количество игр выбирает педагог.

3 лист. «Пазл»

Собрать букву Ж

4 лист. «Собери букву Ж»

Ребенку предлагается из звездочек, монеток и веток по образцу собрать букву Ж

5 лист. «Волшебный сундучок»

Ребенку предлагается рассмотреть картинки, назвать их.

В сундучок кладутся только те картинки, в названиях которых есть звук Ж. Картинка, в названии которой нет звука Ж, не сможет «попасть» в сундучок.

6 лист. « 4-й лишний»

Рассмотреть картинки. Назвать их.

Назвать, что лишнее.

При клике на:

- правильный ответ - зеленая галочка (роза)

При клике на:

- правильный ответ картинка исчезает (сделан из ржаной муки),

- неправильный - красные крестики (жук, ёжик, крыжовник)

7 лист. «Сколько?»

Ребенок называет, что изображено на картинках, определяет количество слогов. Проверка - нажимая, на красный шарик, он лопается и виден правильный ответ.

8 лист. «Собери бусы»

На веревочку нанизывать бусины по образцу, читая при этом слоги. Четко выговаривать звук Ж.

9 лист. «Веселая раскраска»

Щелкнуть по заданию. Далее выполнять

по инструкции ( раскраска онлайн)

10 лист. «Путаница»

Ребенку предлагается рассмотреть контурные изображения предметов. Назвать предметы. «Перетащить» предметы вправо.

11 лист. «Внимательные глазки»

Ребенку предлагается найти всех жуков,

посчитать их, используя свет от фар грузовичка ( мальчик двигается по странице и жуки попадают в «свет фар». Проверка -выдвигается проверочная область ( за серый треугольник)

12 лист. «Ловкие пальчики»

В игре принимают участие 2 ребенка. Одному - машинка, другому - божья коровка. По очереди «кидают» кубик (щелкают по кубику). В соответствии с выпавшим числом на кубике, ребенок выкладывает кружочки на свою картинку. Выигрывает тот, кто быстрее закроет кружками свою картинку.

13 лист. «Волшебная шляпа».

Предлагается вставить букву Ж в пропущенные места (подчеркнуты), прочитать получившееся слова.

Проверка - провести слово через шляпу на белое поле.

14 лист. «Что изменилось».

1 вариант - ребенку предлагается рассмотреть картинки, запомнить. Ребенок закрывает глаза. Педагог меняет местами картинки кроме картинок «ёжик» и «крыжовник», т.е. они заблокированы и при нажатии» затухают».

2 вариант - ребёнок запоминает картинки и закрывает глаза. Две картинки - ёжик и крыжовник « затухают» при нажатии.

15 лист. «Заплатка»

Ребёнок подбирает соответствующий элемент из вариантов. Вставляет.

16 лист. «Загадки»

Педагог (или ребенок) читает загадку. Предложенный вариант отгадки можно проверить, нажав на пустой квадрат рядом (появится отгадка - картинка).

17 лист. «Чья тень?».

Ребенку предлагается отгадать, где чья тень. Проверить путем наложения картинки на тень.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 лист. «Кроссворд».

Ребенок разгадывает кроссворд, вписывая названия картинок по кругу в кружки (конец одного слова является началом другого).

19 лист. «Послушный карандаш».

1 вариант - ребенок инструментом «карандаш» дорисовывает по точкам ёжика.

2 вариант - ребенок инструментом «карандаш» дорисовывает ёжика, последовательно соединяя цифры.

Выводы

Ценность дидактических игр в том, что они служат воспитанию и развитию детей и помогают, как никакой другой вид деятельности, подготовить ребенка к обучению в школе.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование

разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, корректирует звукопроизношение, развивает речь, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра - основа обучения дошкольников, поэтому и развитие различных видов дидактических игр следует рассматривать как подготовку фундамента к учебной деятельности. Чем раньше начнется работа с ребенком, тем больших проблем удастся избежать в будущем. То, что дается легко в младшем возрасте, по мере подрастания ребенка все труднее достигается.

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Литература

1. Акулова, Е.Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте : дисс. ... канд. пед. наук / Акулова Е.Ф. Москва, 2003. 192 с.

2. Акулова, Е. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. 2008. № 8. С. 65-69.

3. Бондаренко, А.А. Дидактические игры на уроках обучения грамоте / А.А. Бондаренко // Начальная школа. 2011. № 10. С. 14-16.

4. Дергачева, Л.М. Классификация дидактических игр с позиции различных методологических подходов / Л.М. Дергачева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. С. 39-43.

5. Кечуткина, Н.А. Дидактические игры на уроках обучения грамоте / Н.А. Кечуткина // Начальная школа. 2008. № 8. С. 74-77.

6. Кузнецова, Л. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с пространственными предлогами / Л. Кузнецова, А. Дройская // Дошкольное воспитание. 2007. № 10. С. 106-107.

7. Мурадагаева, З. Дидактическая игра как средство развития ребенка / З. Мурадагаева, Н. Абдиева // Интеграционные процессы в науке в современных условиях : сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. С. 171-173.

8. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в дошкольных образовательных учреждениях (младший возраст) / Е.Н. Панова. Воронеж, 2006. 78 с.

9. Сергеева, И.А. Дидактическая игра в процессе формирования у младших школьников учебных умений и навыков : дис. ... канд. пед. наук / Сергеева И.А. Москва, 1998. 234 с.

10. Рысьева, Т.Г. Система дидактических игр как средство развития познавательной самостоятельности школьников : дис. ... канд. пед. наук / Рысьева Т.Г. Ижевск, 2003. 230 с.

Для цитирования: Контемирова И.И. Дидактическая игра как средство речевого развития ребенка: игры с буквой и звуком «ж» / И.И. Контемирова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 5. С. 5-10.

Сведения об авторе

Контемирова Ирина Ивановна, учитель-логопед, ГБДОУ № 50 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: dou50.kir@obr.gov. spb. ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 5, pp. 5-10.

DIDACTIC GAME AS A MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT OF THE CHILD: GAMES WITH THE LETTER AND SOUND J

Kontemirova I.I.

teacher-speech therapist, combined type of no. 50, Kirovsky district of St. Petersburg, Russia, St. Petersburg. E-mail: dou50.kir@obr.gov.spb.ru

Abstract. In the article, the author reveals the meaning of the didactic game with the letter and sound "W" for the speech development of a preschooler. The distinctive features of didactic games from other types of preschool children's games are considered. The description of the organization and conduct of a didactic game with the letter and sound "J"is given.

Keywords: Didactics, game, development, cardfile, individual work.

References

1. Akulova E.F. Didakticheskaya igra kak forma organizatsii usloviy osvoeniya ponyati-ynyih otnosheniy v starshem doshkolnom vozraste : spetsialnost 13.00.01 "Obschaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya" : dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk [Didactic game as a form of organization of conditions for the development of conceptual relations in senior preschool age: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education". Thesis]. Moscow, 2003. 192 p. (In Russ.).

2. Akulova E. Poznaem logicheskie otnosheniya. Didakticheskie igryi dlya starshih doshkolnikov [We know logical relations. Didactic games for senior preschoolers]. Doshkolnoe vospitanie [Preschool education], 2008, no. 8, pp. 65-69. (In Russ.).

3. Bondarenko A.A. Didakticheskie igryi na urokah obucheniya gramote [Didactic games at the lessons of teaching literacy]. Nachalnaya shkola [Elementary school], 2011, no. 10, pp. 14-16. (In Russ.).

4. Dergacheva L.M. Klassifikatsiya didakticheskih igr s pozitsii razlichnyih metodologicheskih podhodov [Classification of didactic games from the position of various methodological approaches]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i in-formatizatsiya obrazovaniya [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education], 2005, no. 5, pp. 39-43. (In Russ.).

5. Kechutkina N.A. Didakticheskie igryi na urokah obucheniya gramote [Didactic games at the lessons of teaching literacy]. Nachalnaya shkola [Elementary schoo], 2008, no. 8, pp. 74-77. (In Russ.).

6. Kuznetsova L., Droyskaya A. Didakticheskie igryi dlya oznakomleniya doshkolnikov s pros-transtvennyimi predlogami [Didactic games for familiarizing preschoolers with spatial prepositions]. Doshkolnoe vospitanie [Preschool education], 2007, no. 10, pp. 106-107. (In Russ.).

7. Muradagaeva Z., Abdieva N. Didakticheskaya igra kak sredstvo razvitiya rebenka [Didactic game as a means of child development]. Integratsionnyie protsessyi v nauke v sovremennyih uslovi-yah : sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Integration processes in science in modern conditions: collection of articles of the international scientific and practical conference]. Ufa, 2016. Pp. 171-173. (In Russ.).

8. Panova E.N. Didakticheskie igryi-zanyatiya v doshkolnyih obrazovatelnyih uchrezhdeniyah (mladshiy vozrast) [Didactic games-classes in preschool educational institutions (junior age)]. Voronezh, 2006. 78 s. (In Russ.).

9. Sergeeva I.A. Didakticheskaya igra v protsesse formirovaniya u mladshih shkolnikov uchebnyih umeniy i navyikov : spetsialnost 13.00.01 "Obschaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya" : dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk [Didactic game in the process of formation of educational skills and skills in younger schoolchildren. Thesis]. Moscow, 1998. 234 p. (In Russ.).

10. Ryiseva T.G. Sistema didakticheskih igr kak sredstvo razvitiyapoznavatelnoy samostoyatelnosti shkolnikov : spetsialnost 13.00.01 "Obschaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya" : dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk [System of didactic games as a means of developing cognitive independence of schoolchildren. Thesis]. Izhevsk, 2003. 230 p. (In Russ.).

Information about the authors Kontemirova Irina Ivanovna

teacher-speech therapist, combined type of GBDOU No. 50, Kirovsky district of St. Petersburg, Russia, St. Petersburg. E-mail: dou50.kir@obr.gov.spb.ru

Поступила в редакцию 18.04.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.