Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА / ДОШКОЛЬНИК / РЕЧЕВЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Р.Ю., Ермолаева Н.С., Инголова Т.Г.

Статья посвящена проблемам формирования грамматического строя языка дошкольника. В публикации затрагивается тема использования специально разработанных дидактических игр, которые помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий. Цель статьи - это ознакомить читателей с исследованиями педагогов по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Р.Ю., Ермолаева Н.С., Инголова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC GAME AS MEANS OF FORMING LEXICAL & GRAMMATICAL CATEGORIES IN PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the problems of forming the grammatical structure of the preschool child's language. The publication touches on the topic of using specially designed didactic games that help to ensure high performance in the formation of lexical and grammatical categories. The purpose of the article is to familiarize readers with the research of teachers on this problem.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 37

Григорьева Р.Ю.

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2» (г. Чебоксары, Россия)

Ермолаева Н.С.

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2» (г. Чебоксары, Россия)

Инголова Т.Г.

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2» (г. Чебоксары, Россия)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: статья посвящена проблемам формирования грамматического строя языка дошкольника. В публикации затрагивается тема использования специально разработанных дидактических игр, которые помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий. Цель статьи - это ознакомить читателей с исследованиями педагогов по данной проблеме.

Ключевые слова: грамматический строй языка, дошкольник, речевые отклонения, дидактическая игра.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Речевые отклонения отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Расстройства речи, нарушая ее коммуникативную и познавательную функции, отрицательно влияют на формирование интеллекта ребенка, ведут к нарушению эмоционально-волевой сферы, мешают развитию связной речи и, что особенно важно, отражаются на готовности к обучению, усвоению грамоты, затрудняют общение с окружающими, ограничивают формирование представлений, понятийных значений.

Дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьную программу, долго не могут научиться читать и писать, а в дальнейшем допускают в письменной речи большое количество ошибок. Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда к нервным расстройствам.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности - в игре.

Эффективнее всего, методики по развитию дошкольника строить на использовании специально разработанных и дидактических игр. У дидактической игры две цели: одна из них - обучающая, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико -грамматических категорий.

Е.И.Тихеева была первым отечественным педагогом, рассмотревшим дидактическую игру как средство развития речи.

Е.И. Тихеева предложила 15 игровых упражнений для развития словаря. Вот некоторые из этих упражнений:

Подбор эпитетов к предмету, узнавание по эпитетам предмета.

Подбор к предмету действий.

Подбор обстоятельств.

Вставление детьми пропущенных слов.

Другим педагогом, разрабатывающим дидактические игры по развитию речи, была О.Н. Соловьева

Она считала, что дидактические игры должны широко использоваться в обучении детей от 3 до 7 лет как средства закрепления знаний.

По ее мнению, чтобы дети приобрели знания, умения, навыки, их необходимо упражнять в этом. Но упражнение как простое многократное повторение не вызывает интереса, дети быстро отвлекаются и утомляются. Она предлагает дидактические игры с предметами или с картинками «Чудесный мешочек», «Угадай что спрятали», «Наведи порядок», словесные игры «Что делает?», «Назови какой?», «Кому что нужно?» и др.

Так же высоко оценивала роль дидактической игры в процессе обучения В.В. Гербова. Она разработала дидактические игры и упражнения на активизацию и закрепления словаря «Скажи наоборот», «Кто скажет точнее», «Назови одним словом» и многие др., игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи «Что одно, а чего много?», «Чего не стало?», «Добавь слово», «Чья вещь?» и др.

О.С. Ушакова разработала дидактические игры и упражнения, направленные на решение разных речевых задач:

на формирование разных способов словообразования и словоизменения «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Петрушкины команды», «Угадай-ка»;

на обучение правильному образованию, склонению и употреблению в единственном и множественном числе, например, «Один - много»;

на развитие умения образовывать наименования детенышей, например, игра «У кого кто?»;

на развитие умения соотносить название глагола с действием человека, животного, предмета, например, «Кто как двигается?», «Кто, что умеет делать?».

Агранович 3. Е. [1] предложила в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников такие игры, как «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Назови, какие»; направленные на формирование навыков словообразования прилагательных игра «Кому что нужно?» ; предназначена для закрепления навыков употребления винительного падежа существительных дидактическая игра «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?» направлена на формирование навыков составления предложных конструкций.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. [6] разработали для фронтальных логопедических занятий в старшей группе детей с общим недоразвитием речи следующие игры: для закрепления употребления предлогов - «Потерялось слово», «Путаница» (в упражнении с деформированной фразой), для закрепления навыков употребления притяжательных прилагательных, названий животных - «Чья шуба теплее, чей мех красивее, чье ухо длиннее?». Игра «Мы работаем на фабрике» направлена на формирование навыков образования и употребления относительных прилагательных от названия материала, расширение словарного запаса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

2. А.Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. Центр «Дошкольное детство», 2004.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002

4. Лопухина И.Н. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: 1998.

5. Придумай слово /Под ред. Ушаковой О.С. - М.: Просвещение, 1996.

6. Тихеева Е.И. Дидактические игры //История Советской дошкольной педагогики: Хрестоматия /Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. - М.: Просвещение, 1988.

Grigorieva R.Y.

Kindergarten No. 2 (Cheboksary, Russia)

Ermolaeva N.S.

Kindergarten No. 2 (Cheboksary, Russia)

Ingolova T.G.

Kindergarten No. 2 (Cheboksary, Russia)

DIDACTIC GAME AS MEANS OF FORMING LEXICAL & GRAMMATICAL CATEGORIES IN PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: the article is devoted to the problems of forming the grammatical structure of the preschool child's language. The publication touches on the topic of using specially designed didactic games that help to ensure high performance in the formation of lexical and grammatical categories. The purpose of the article is to familiarize readers with the research of teachers on this problem.

Keywords: grammatical structure of language, preschooler, speech deviations, didactic

game.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.