Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ФАКУЛЬТАТИВЕ «ИЗУЧАЕМ МИР, ИГРАЯ»'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ФАКУЛЬТАТИВЕ «ИЗУЧАЕМ МИР, ИГРАЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ФАКУЛЬТАТИВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Мирзаянова Рената Рустемовна

В практике современной образовательной системы все чаще замечается повышенное внимание, как отдельных образовательных организаций, так и самих учителей к вопросам активизации познавательных способностей и их деятельности у учащихся различных возрастных категорий. Данную проблему можно отнести к числу наиболее важных и значимых на сегодняшний день. Реализация дидактического принципа активности в обучении имеет определенное значение, которое отражается в требованиях к организации его процесса таким образом, чтобы он способствовал проявлению и воспитанию у учащихся познавательной активности и имел впоследствии качественные результаты. Для решения данной проблемы нами было проведено исследование на базе МОУ «Гимназия № 1» г. Нерюнгри. Исследование было направлено на определение уровней развития, как самой познавательной деятельности, так и отдельных ее компонентов, а также заинтересованности учащихся в получении дополнительных знаний во внеурочное время, что позволило нам дать обоснование поставленной перед нами цели по активизации познавательной деятельности учащихся, которая осуществлялась на факультативе «Изучаем мир, играя» посредством использования дидактических игр. В исследовании приняли участие ученики 3Б класса в количестве 24 человек. Комплексная диагностика всецело подтвердила наши предположения и ожидания от проводимой педагогической программы, что в свою очередь дало подтверждение выдвинутой гипотезе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Мирзаянова Рената Рустемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC GAME AS A MEANS OF ACTIVATING THE COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS ON THE ELECTIVE COURSE «LEARNING THE WORLD BY PLAYING»

In the practice of the modern educational system, an increased attention is increasingly noticed, both by individual educational organizations and by teachers themselves, to the issues of activating cognitive abilities and their activities in students of various age categories. This problem can be attributed to one of the most important and significant to date. The implementation of the didactic principle of activity in learning has a certain significance, which is reflected in the requirements for the organization of its process in such a way that it contributes to the manifestation and education of cognitive activity in students and subsequently has qualitative results. To solve this problem, we conducted a study on the basis of the MOE “Gymnasium No. 1” in Neryungri. The study was aimed at determining the levels of development of both the cognitive activity itself and its individual components, as well as the interest of students in obtaining additional knowledge in extracurricular time, which allowed us to justify the goal set for us to activate the cognitive activity of students, which was carried out on the elective “Learning the world by playing” through the use of didactic games. The study involved students of class 3B in the number of 24 people. Comprehensive diagnostics fully confirmed our assumptions and expectations from the ongoing educational program, which in turn confirmed the hypothesis put forward.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ФАКУЛЬТАТИВЕ «ИЗУЧАЕМ МИР, ИГРАЯ»»

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе «Изучаем мир, играя»

Мамедова Лариса Викторовна,

канд. педагогических наук, зав. кафедрой ПиМНО ТИ(ф) СВФУ

E-mail: larisamamedova@yandex.ru Мирзаянова Рената Рустемовна

студент кафедры педагогики и методики начального обучения Ти(ф) СВФУ

E-mail: mirrenru14@inbox.ru

В практике современной образовательной системы все чаще замечается повышенное внимание, как отдельных образовательных организаций, так и самих учителей к вопросам активизации познавательных способностей и их деятельности у учащихся различных возрастных категорий. Данную проблему можно отнести к числу наиболее важных и значимых на сегодняшний день. Реализация дидактического принципа активности в обучении имеет определенное значение, которое отражается в требованиях к организации его процесса таким образом, чтобы он способствовал проявлению и воспитанию у учащихся познавательной активности и имел впоследствии качественные результаты. Для решения данной проблемы нами было проведено исследование на базе МОУ «Гимназия № 1» г. Нерюнгри. Исследование было направлено на определение уровней развития, как самой познавательной деятельности, так и отдельных ее компонентов, а также заинтересованности учащихся в получении дополнительных знаний во внеурочное время, что позволило нам дать обоснование поставленной перед нами цели по активизации познавательной деятельности учащихся, которая осуществлялась на факультативе «Изучаем мир, играя» посредством использования дидактических игр. В исследовании приняли участие ученики 3Б класса в количестве 24 человек. Комплексная диагностика всецело подтвердила наши предположения и ожидания от проводимой педагогической программы, что в свою очередь дало подтверждение выдвинутой гипотезе.

Ключевые слова: дидактическая игра, факультатив, познавательная деятельность, педагогическая программа, младшие школьники.

о с

U

см о см

03

Актуальность выбранной темы работы обуславливается стремлением педагогических работников обеспечить целостное и всестороннее развитие каждого ученика, их самостоятельности в изучении как отдельных, так и конкретных областей научного знания, характеризующееся не только обязательным овладением определенных ЗУНов, которые предусматривает современная система образование, но и умением «выходить за рамки» не по принуждению, а по желанию. Это является приоритетным направлением работы по решению проблемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Одним из важнейших аспектов данной проблемы можно назвать следующие вопросы: «Каким образом активизировать учащихся на уроке?»; «Какие методы и приемы использовать для того, чтобы повысить учебную и познавательную активность учащихся на уроке и во внеурочное время?». Ответы на них содержатся не только в специализированной научной литературе, но и профессиональной практической деятельности. В первую очередь стоит рассмотреть то, что влияет на повышение интереса учеников к учебному процессу, а затем выбрать ту форму обучения, которая в последствии даст положительный результат, основываясь и опираясь на индивидуально-личностные качества каждого ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения прописаны основные требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (г. 2), которые характеризуют проблему активизации познавательной деятельности младших школьников. Так основными ориентирами в профессиональной деятельности педагога, который ставит перед собой цель - развитие познания у учащихся младшего школьного звена, будут являться метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, прописанные во второй главе п. 11: «освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии» (п.п. 5); «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач» (п.п. 7); «использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета» (п.п. 8); «овладение базовы-

ми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами» (п.п. 15) и т.д. [4].

В Положении о посещении необязательных занятий (об элективных курсах, факультативных и индивидуально-групповых занятиях), разработанном разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в г. 2 п. 1 факультативные занятия рассматриваются, как «одна из форм учебно-воспитательного процесса в школе», которая, согласно п. 2, имеет следующую цель: «углубление и расширение общеобразовательных знаний, образовательных компонентов инвариантной части (обязательной части) учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также создание условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся, совершенствования их способов учебной деятельности, формирования разного рода компетенций. Их деятельность дает обучающимся возможность: дополнить, углубить свои знания и умения по предмету; развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно приобретать, применять знания, наблюдать и объяснять природные и общественные явления; развивать творческие способности; подготовиться к продолжению образования и сознательному выбору профессии» [3].

Говоря об эффективных способах активизации познания у детей младшего школьного звена, следует отметить, что особая роль отводится дидактическим играм, которые в свою очередь оказывают положительное влияние на все составляющие познавательной деятельности: интерес, самостоятельность, продуктивность и т.д. В результате их систематического использования в учебном процессе у детей развивается гибкость и подвижность ума, формируются такие процессы мышления, как анализ, синтез, умозаключение.

Изучение проблемы активизации познавательной деятельности у обучающихся начальной школы путем применения дидактических игр и поисков ее решения наиболее необходимо для построения такой системы обучения детей, где опорой будет служить, как было сказано ранее, стремление к самостоятельному изучению нового, а также расширению кругозора. Педагогические и психологические исследования показывают, что сущность и способы активизации познавательной деятельности всегда интересовали педагогов и психологов, среди которых Г.И Щукина, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Тылызина, Ш.А. Амонашвили, М.П. Барболин Н.А. Половникова, В.А. Сластенин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Б.И. Коротяев, Л.П. Аристова, Л.И. Божович В.Г. Разумовский, А.В. Усова и др.

Анализируя вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что проблема активизации учения детей с младшего школьного возраста как рассматривалась, так и рассматривается достаточно обширно. Все приведенные доводы позво-

лили нам достаточно точно сформулировать цель нашего исследования, которая заключается в изучении теоретических и практических аспектов в работе по активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативных занятиях цикла «Изучаем мир, играя» с применением дидактических игр.

По результатам данного исследования, полученных посредством применения диагностических материалов мы сможем подтвердить поставленную перед нами гипотезу: применение различных дидактических игр (словесные, настольно-печатные, игры с предметами) на факультативе «Изучаем мир, играя» способствуют активизации познавательной деятельности у учащихся младшего школьного звена.

Исследование проводилось на базе МОУ «Гимназия № 1» г. Нерюнгри - класс 3Б, количество испытуемых: 24.

Рассмотрим и проанализируем результаты по задействованным на констатирующем и формирующем этапе исследования методикам.

1. Диагностика познавательной активности младшего школьника по А.А. Горчинской (в адаптации) [2].

Цель диагностики: выявление заинтересованности младших школьников в посещении различных факультативных занятий, а также их самостоятельности в изучении дополнительного материала/литературы как по изучаемым темам, так и вне их.

Результаты диагностики показывают, что из общего количества учеников 24 (100%) - у 16 (67%) учеников познавательная активность проявляется на среднем уровне (недостаточная заинтересованность в изучении материала по дополнительной литературе и получении новых знаний в урочное время, а также на факультативных/внеурочных занятиях; показывают средний уровень сообразительности), 5 (21%) учеников показывают высокий уровень познавательной активности (часто заинтересованы в изучении нового, его обсуждении и получении знаний во внеурочное время на факультативных занятиях; показывают высокий уровень сообразительности), 3 (12%) ученика демонстрируют низкий уровень познавательной активности (не заинтересованы в изучении нового познавательного материала и посещении дополнительных занятий; показывают низкий уровень сообразительности).

2. Диагностика выявления оценки уровня познавательной активности младших школьников по А.Ф. Авдюшиной [1].

Цель диагностики: определение уровня познавательной активности младшего школьника и интерпретация в соответствии с критериями его определения.

Результаты исследования показывают, что из общего числа учеников - 24 (100%) - у 12 (50%) наблюдается средний уровень познавательной активности (интерпретирующая активность), который характеризуется стремлением учащего-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. 11 (46%) учеников демонстрируют высокий уровень познавательной активности (творческий), характеризующийся интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. 1 (4%) ученик показывает низкий уровень познавательной активности (воспроизводящая активность), которая определяется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу.

3. Диагностика по методике, направленной на определение познавательной самостоятельности младших школьников по А.А. Горчинской (в адаптации) [2].

Цель диагностики: определение уровня познавательной самостоятельности младшего школьника.

Результаты диагностики показывают, что из общего количества учеников 24 (100%) - у 12 (50%) познавательная самостоятельность находится на достаточно высоком уровне (заинтересованность в поиске дополнительной информации по теме урока/факультативного занятия; способность отстаивать свою точку зрения), 10 (42%) учеников показывают средний уровень познавательной самостоятельности (недостаточная заинтересованность в поиске дополнительной информации по теме урока/факультативного занятия и стремление расширять свои знания), 2 (8%) ученика демонстрируют слабое проявление познавательной самостоятельности (абсолютная незаинтересованность в расширении своих знаний путем самостоятельного изучения дополнительного материала).

По результатам диагностических данных уровней проявления познавательных составляющих деятельности у учеников младших классов была составлена программа факультативного курса «Изучаем мир, играя», которая служила в качестве катализатора, способствующего активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, а также на повышению интеллектуального уровня обучающихся через изучение нового материала по различным областям научного знания.

Ожидаемые результаты:

1) активизация познавательной деятельности младших школьников, формирование устойчивого интереса к изучению нового материала и поиска дополнительного по ранее пройденному;

2) формирование инициативности, самостоятельности, ответственности младших школьников;

3) оптимизация межличностных отношений 5 среди младших школьников, формирование бла-§ гоприятного психологического климата, установ-^ ление дружеских отношений, атмосферы взаимо° понимания, доверия, поддержки.

Основная программа проводится в три этапа, разделенных на три блока.

1 блок - краткая история Вселенной (6 занятий).

Краткое содержание. Данный блок занятий направлен на формирование представления об устройстве Вселенной, этапах ее зарождения; знакомство со звездным миром; изучение планет Солнечной системы и процессов, происходящих в ней.

2 блок - краткая история Земли (6 занятий).

Краткое содержание. Второй блок занятий направлен на изучение теоретического материала по теме: океаны и их происхождение; полезные ископаемые и история их возникновения; рассмотрение различных процессов, происходящих в природе.

3 блок - краткая история цивилизации (6 занятий).

Краткое содержание. Блок «Краткая история цивилизации» направлен на знакомство учащихся с историей возникновения цивилизации, включающей в себя все этапы: начиная с возникновения различных веяний искусства, заканчивая открытием научных знаний.

Тематическое планирование факультативного курса «Изучаем мир, играя» представлено в таблице 1.

Таблица 1. Тематическое планирование факультатива «Изучаем мир, играя»

№ Тема занятия Дидактические игры

Блок 1. Краткая история Вселенной

1 Вводное занятие. «Наша Вселенная. Мир глазами астронома» 1. Дидактическая игра (с предметами) «Собери ракету. 2. Дидактическая игра (словесная) «Всезнайка».

2 «Как устроена Вселенная?» Дидактическая игра (словесная) «Назови планету по описанию»

3 «Теория Большого взрыва: как зародилась Вселенная?» Дидактическая игра (с предметами) «Интересные факты о Теории Большого взрыва».

4 «Первое знакомство со звездами» Подвижная игра «Звезды и созвездия».

5 «Планеты солнечной системы» 1. Дидактическая игра (словесная) «Найди лишнее». 2. Дидактическая игра (словесная) «Почему планеты имеют такие названия?».

6 Заключительное занятие. «Просто космос» -тест по пройденному материалу. Дидактическая игра (словесная) «Просто космос: покажи свои знания».

Блок 2. Краткая история Земли

1 Вводное занятие. «Мы и окружающий нас мир» Дидактическая игра (словесная) «Факты, которые я знаю».

2 «Океаны земли: происхождение» Дидактическая игра (с предметами) «Путешествие по карте мира».

Окончание

№ Тема занятия Дидактические игры

3 «Почему идет дождь и дует ветер?» 1. Дидактическая игра (словесная) «Аукцион знаний о Луне». 2. Дидактическая игра-опыт «Почему идет дождь?».

4 «Почему тает лед? Свойства воды в твердом состоянии» Дидактическая игра-опыт (с предметами) «Свойства воды».

5 «Полезные ископаемые: откуда они взялись?» + настольно-печатная игра «Вперед, юный геолог!» Дидактическая игра (настоль-но-печатная) «Вперед, юный геолог!».

6 Заключительное занятие. «Своя игра: жизнь на Земле» Дидактическая игра (словесная) «Своя игра: жизнь на Земле».

Блок 3. Краткая история цивилизации

1 Вводное занятие. «Палеолитическое искусство: украшения, пещерная музыка и живопись» Дидактическая игра (с предметами) «Найди лишнее».

2 «Появление языка: почему Homo начали разговаривать» Дидактическая игра (с предметами) «5 фактов о речи».

3 «Почему люди стали разговаривать?» Дидактическая игра (с предметами) «Способы древней коммуникации».

4 «Как появилась наука?» Дидактическая игра (с предметами) «Соотнеси предмет и науку, которая его изучает».

5 «Как появилась цивилизация?» Дидактическая игра (с предметами) «Тихая охота».

6 Заключительное занятие. Интерактивная Дидактическая игра (настольно-печатная) «Новая Цивилизация».

Все занятия в коллективной форме были направлены на активизацию познавательной деятельности младших школьников посредством использования различных видов дидактических игр, где каждый из них выполнял свою задачу.

1. Словесные игры. Данный вид дидактических игр способствует развитию речи; пополнению и активизации словарного запаса; развитию умения правильно выражать свои мысли; устный поиск доступной информации из вне с помощью навыка общения со сверстниками и педагогом.

Рассмотрим некоторые из них.

1. На вводном занятии по теме «Наша Вселенная. Мир глазами астронома» применялась игра «Всезнайка», целью которой была проверка имеющихся знаний у учащихся о космических фактах, явлениях и выдающихся личностях; выявление недостающих знаний по теме. Игра включает в себя 11 вопросов, где каждый из них проверяет ту или иную область научного знания учеников в Космологии, например, «Какой прибор используется для исследования звездного неба? (Телескоп)»; «Как звали первого космонавта - назовите ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин)» и т.д.

2. Целью дидактической игры «Аукцион знаний о Луне» была проверка изученной ранее информации о Луне. Она использовалась в рамках занятия «Почему идет дождь и дует ветер?», включенным во второй блок, посвященный Краткой истории Земли. Данная игра применялась на втором этапе занятия в качестве небольшой интеллектуальной разминки и содержала в себе 12 вопросов, каждый из которых был составлен на основе ранее изученной информации по предыдущему блоку - Краткая история Вселенной, например, «Что такое Луна? (Спутник Земли)»; «Какую форму имеет Луна? (Форму шара)»; «Что больше: Земля или Луна? (Земля (она больше Луны в 6 раз)» и т.д.

2. Игры с предметами. Данные игры ставят перед собой следующие цели: знакомство с предметами, их признаками и свойствами; развитие умения сравнивать, устанавливать сходство, различие; формирование умения строить логические умозаключения исходя из перечисляемых свойств различных предметов с целью пополнения имеющихся знаний о них.

Рассмотрим дидактическую игру-опыт «Свойства воды», которая применялась на занятии «Почему тает лед? Свойства воды в твердом состоянии». Ее целью являлось знакомство учащихся со свойствами воды в твердом состоянии.

Игра включает в себя 4 опыта:

1) «что происходит со льдом, который находится в теплой комнате?»;

2) «изменяет ли вода в твердом состоянии свою форму?»;

3) «тонет ли лед в воде или плавает?»;

4) «можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещенный за ней цветной карандаш?».

В каждом опыте используются различные предметы: лед, тарелки, карандаши и т.д.

3. Настольно-печатные игры. Данный вид дидактических игр вырабатывает умение вести коллективную деятельность в группе; развивает логическое мышление; активизирует мыслительные процессы; закрепляет знания о предметах, их назначении, видовых различиях; развивает быстроту реакции, наблюдательность.

Дидактическая игра «Вперед, юный геолог!» применялась на занятии «Полезные ископаемые: откуда они взялись?», целью которой было знакомство с обширной территорией Республики Саха (Якутии) и разнообразием полезных ископаемых, сокрытых в глубинах подземных кладовых нашей области.

Настольная игра «Вперед, Геолог!» состоит из игрового поля, 20 карточек с изображением полезных ископаемых, списка их условных обозначений, списка районов области, правил игры с краткими характеристиками полезных ископаемых и жетонов для поощрения игроков.

В игре могут принимать участие игроки в возрасте от 10 лет и старше в количестве от 2 до 10 человек. В игре требуется ведущий, который будет следить за ходом игры и подтверждать правиль-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З

ы о со

о с

U

см оэ

ность прочитанного или рассказанного о полезном ископаемом материала.

Первый игрок берет карточку, называет его по изображению или по условному обозначению, читает его характеристику и отдает карточку ведущему, который кладет ее на игровое поле к месту добычи и дает игроку жетон за правильный ответ.

Ход игры передается следующему игроку по часовой стрелке. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны и охарактеризованы все карточки.

В ходе изучения характеристик полезных ископаемых предлагается усложнение игры: игрок, взяв карточку с изображением полезного ископаемого, называет и сам характеризует, а затем кладет карточку на игровое поле в соответствии с месторождением, где добывают это полезное ископаемое.

Можно также сначала характеризовать карточки с полезными ископаемыми магматического и метаморфического, а потом осадочного и особого происхождения или по месту их распространения: в материковой или островной части, в том или ином районе Республики Саха (Якутия).

После апробации программы факультативного курса «Изучаем мир, играя» была проведена итоговая диагностика, направленная на выявление динамики составляющих познавательной деятельности младших школьников.

Результаты диагностики до и после проведения программы факультатива «Изучаем мир, играя» в целом по группе детей представлена далее.

1. Диагностика познавательной активности младшего школьника по А.А. Горчинской (в адаптации) [2] (рис. 1).

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

67%

58%

21%

38%

12%

4%

Высокий Средний Низкий

I Сентябрь ■ Май

Рис. 1. Динамика результатов диагностики познавательной активности младших школьников до и после проведения педагогической программы «Изучаем мир,играя», проведенная по методике А.А. Горчинской

Проверяя значимость по Т-критерию Вилкоксо-на нам удалось выяснить, что Т < Т при р < 0,01,

Jrn ' эмп кр г г ' '

то есть оценка уровня познавательной активности группы испытуемых является статистически значимой со степенью вероятности 1%, с условием того, что за нетипичное отклонение мы принимали неизменность результатов диагностики по исследованию уровня познавательной активности младшего школьника.

2. Диагностика выявления оценки уровня познавательной активности младших школьников по А.Ф. Авдюшиной [1] (рис. 2).

75%

70% 60%

50% 40%

30% 20%

10% 0%

25%

' Сентябрь 1Май

4%

0%

Высокий Средний Низкий

Рис. 2. Динамика результатов диагностики познавательной активности младших школьников до и после применения педагогической программы «Изучаем мир,играя», проведенная по методике А.Ф. Авдюшиной

Проверяя значимость по Т-критерию Вилкоксо-на нам удалось выяснить, что Тэмп < Ткр при р < 0,01, то есть оценка уровня познавательной активности группы испытуемых является статистически значимой со степенью вероятности 1%, с условием того, что сумма рангов нетипичных сдвигов в данном случае равняется 0. Все отклонения по обеим выборкам являются типичными.

3. Диагностика по методике, направленной на определение познавательной самостоятельности младших школьников по А.А. Горчинской (в адаптации) [2] (рис. 3).

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

79%

I Сентябрь ■ Май

8%

0%

Высокий Средний Низкий

Рис. 3. Динамика результатов диагностики познавательной активности младших школьников до и после применения педагогической программы «Изучаем мир,играя», проведенная по методике А.Ф. Авдюшиной

Проверяя значимость по Т-критерию Вилкоксо-на нам удалось выяснить, что Т < Т при р < 0,01,

' эмп кр г г ' '

то есть оценка уровня познавательной активности группы испытуемых является статистически значимой со степенью вероятности 1%, с условием того, что сумма рангов нетипичных сдвигов в данном случае равняется 0. Все отклонения по обеим выборкам являются типичными.

После проведенных исследований на формирующем этапе нами было замечены следующие положительные изменения: многие учащиеся стали испытывать непрерывную потребность в самостоятельном получении новых знаний, начали выра-

жать свои мысли более конструктивно, правильно при этом выражая и формулируя свою мысль. Нельзя не обратить внимание и на то, что уровень интеллектуального фона в классе вырос в разы в сравнении с первым этапом диагностики. Это характеризуется более активным проявлением своих познавательных интересов как в урочное, так и во внеурочное время. Ученики часто во время проведения факультативных занятий, так и после задавали вопросы по теме, генерировали новые идеи и активно участвовали в проводимых играх.

Таким образом, гипотеза нашего исследования была подтверждена. Применение различных дидактических игр (словесные, настольно-печатные, игры с предметами) на факультативе «Изучаем мир, играя» способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников.

Литература

1. Авдюшина Н.Ф. Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников. - 2017. [Электронный ресурс] URL: URL: https://hruschevka48.ru/ storage/app/media/Региональная%20площад-ка/Диагностика%20познавательная%20сфе-ра^ (Дата обращения: 06.04.2021).

2. Диагностика познавательной активности младшего школьника (Горчинская А.А.). -2016. [Электронный ресурс] URL: https:// infopedia.su/17x11d74.html (Дата обращения: 06.04.2021).

3. Положение о посещении необязательных занятий (об элективных курсах, факультативных и индивидуально-групповых занятиях). - 2011. [Электронный ресурс] URL: https://ohrana-tryda. com/node/1896 (Дата обращения: 06.04.2021).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).

DIDACTIC GAME AS A MEANS OF ACTIVATING THE COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS ON THE ELECTIVE COURSE «LEARNING THE WORLD BY PLAYING»

Mamedova L.V., Mirzayanova R.R.

Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova "in Neryungri

In the practice of the modern educational system, an increased attention is increasingly noticed, both by individual educational organizations and by teachers themselves, to the issues of activating cognitive abilities and their activities in students of various age categories. This problem can be attributed to one of the most important and significant to date. The implementation of the didactic principle of activity in learning has a certain significance, which is reflected in the requirements for the organization of its process in such a way that it contributes to the manifestation and education of cognitive activity in students and subsequently has qualitative results. To solve this problem, we conducted a study on the basis of the MOE "Gymnasium No. 1" in Neryungri. The study was aimed at determining the levels of development of both the cognitive activity itself and its individual components, as well as the interest of students in obtaining additional knowledge in extracurricular time, which allowed us to justify the goal set for us to activate the cognitive activity of students, which was carried out on the elective "Learning the world by playing" through the use of didactic games. The study involved students of class 3B in the number of 24 people. Comprehensive diagnostics fully confirmed our assumptions and expectations from the ongoing educational program, which in turn confirmed the hypothesis put forward.

Keywords: didactic game, elective, cognitive activity, pedagogical program, primary school students.

References

1. Avdyushina N.F. Diagnostic measures to determine the level of cognitive activity of younger schoolchildren. - 2017. [Electronic resource] URL: URL: https://hruschevka48.ru/storage/ app/media/PerMOHanbHa^%20nno^aflKa/flwarHOCTMKa%20 no3HaBaTenbHafl%20ci£epa.pdf (Accessed: 06.04.2021).

2. Diagnostics of cognitive activity of a junior school student (Gorchinskaya A.A.). - 2016. [Electronic resource] URL: https:// infopedia.su/17x11d74.html (Accessed: 06.04.2021).

3. Regulations on attendance of optional classes (elective courses, elective and individual-group classes). - 2011. [Electronic resource] URL: https://ohrana-tryda.com/node/1896 (Accessed: 06.04.2021).

4. Federal state educational standard of primary general education [Text] / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - Moscow: Prosveshchenie, 2010. - 31 p. - (Standards of the second generation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.