Научная статья на тему '"ДИДАХИ" КАК ДРЕВНЕЙШИЙ КАТЕХИЗИС'

"ДИДАХИ" КАК ДРЕВНЕЙШИЙ КАТЕХИЗИС Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДИДАХИ" / КАТЕХИЗИС / ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Егоров Арсений Александрович

«Дидахи» как древнейший христианский источник может служить пособием для изучения жизни Древней Церкви. В том числе по этому источнику можно судить о том, как веровали древние христиане. В работе рассматривается этот памятник в веруочительном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ДИДАХИ" КАК ДРЕВНЕЙШИЙ КАТЕХИЗИС»

Егоров Арсений Александрович

I Студент Новосибирской православной духовной семинарии

«ДИДАХИ» КАК ДРЕВНЕЙШИЙ КАТЕХИЗИС

Аннотация. «Дидахи» как древнейший христианский источник может служить пособием для изучения жизни Древней Церкви. В том числе по этому источнику можно судить о том, как веровали древние христиане. В работе рассматривается этот памятник в веруочительном аспекте.

Ключевые слова: «Дидахи», катехизис, история Древней Церкви.

Egorov Arseniy Alexandrovich

I Student of Novosibirsk Orthodox Theological Seminary

"DIDACHE" AS THE OLDEST CATECHISM

Abstract. "Didache" as the oldest Christian source can serve as a guide for studying the life of the Ancient Church. In particular, this source can be used tojudge howthe Ancient Christians believed. The work considers this artifact in the religious aspect.

Keywords: "Didache", catechism, history of the Ancient Church.

Для чего мы изучаем «Дидахи»? С точки зрения церковной истории, это произведение является одним из древнейших, и благодаря этому мы можем приблизиться к мышлению того времени, взглянуть на деятельность и кругозор людей I-II веков, развитие православия от самых истоков. А если посмотреть со стороны догматики, то оно является началом письменного наставления апостолов, в том числе обрядовой стороны христианства.

Книга «Дидахи» — один из древнейших памятников христианской литературы. Написанная, вероятно, в Сирии в первой половине второго века после Рождества Христова, она всегда пользовалась большим уважением среди христиан. Содержит она краткие наставления апостолов и их ближайших преемников, которые устно сохранялись в разных христианских общинах. Кто-то заботливо собрал, систематизировал и записал эти наставления с целью сохранить их для будущих поколений. В Древней Церкви книга «Дидахи» часто употреблялась в ходе подготовки оглашенных к таинству Крещения.

Хотя «Дидахи» в итоге не вошла в официальный канон священных книг (за исключением непродолжительного периода времени), некоторые отцы Древней Церкви приравнивали ее к Священному Писанию. На сегодняшний день данная книга также не входит в состав канонических книг Писания. Опираться на нее догматически можно, но лишь частично, потому что в ходе существования христианства в канонах Церкви произошло немало перемен. Поэтому при обращении к «Наставлению святых апостолов» необходимо опираться на современное состояние православной догматики.

На памятник ссылались Евсевий Кесарийский, свт. Афанасий Великий и другие древние христианские писатели. Евсевий Кесарийский упоминает «так называемые Учения апостолов». Выражение «так называемые» может указывать на сомнения или в апостольском происхождении сочинения, или в правильности названия. «Дидахи» дважды упоминается в творениях Дидима Слепца, обнаруженных в Туре. Дидим, вероятно, вслед за свт. Афанасием называет «Дидахи» «книгой катехизиса апостолов».

В Новое время текст его стал известен только благодаря находке митрополита Никомедий-ского филофея (Вриенниоса), который обнаружил список «Дидахи»Х1 в. в 1873 г. в библиотеке Иерусалимского Свято-Гробского подворья в Константинополе. Оно находилось в греческой рукописи Hierusolymitanus 54, написанной в 1056 г. нотарием Львом (протограф восходит к 4-5 векам). Эта находка вызвала целое научное движение и сопровождалась жаркими спорами. Причем все вероисповедания пытались опереться на этот древнейший памятник первохристианской эпохи. Первоначально был сделан вывод, что книга относится к апостольскому времени, вернее, к рубежу 1-11 вв. Сейчас за истинную принимается более поздняя датировка — первая половина II в., хотя окончательно вопрос так и не решён.

Наиболее вероятным местом происхождения «Дидахи» является либо Египет, либо регион Сирии-Палестины. В пользу Египта говорит то, что там зафиксировано первое использование «Дидахи» (Климентом Александрийским, хотя цитаты в «Дидаскалии апостолов» опровергают этот аргумент) и что оттуда происходят самые ранние письменные источники (оксиринхский папирус и коптский перевод). На александрийскую традицию может указывать употребление слова кА|1оца (Didache 9,4) и заключительное славословие молитвы «Отче наш» (Didache 8,2), приведенное в форме, известной по коптским рукописям, а также широкое употребление «Дидахи» александрийскими авторами III-IV вв.

Разбор «Дидахи», в частности, дан в трудах следующих учёных: К.Е. Скурат («Воспоминания. Труды по патрологии» (I-V века), А.И. Сидорова (учебник бакалавра теологии «Патрология»), П.К. Доброцветова (учебник бакалавра теологии «Святые Отцы и читатели Церкви»), А.А. Ткаченко (Православная Энциклопедия).

В составе «Дидахи» можно выделить 3 главные части:

1. Первая часть (1-6 глл) содержит нравственное учение о «двух путях» (пути порока и пути добродетели);

2. Вторая часть (7-10 глл) — литургическая;

3. Третья часть (11-16 глл) посвящена вопросам церковной дисциплины. Глава I

«Есть два пути: один - жизни и один - смерти; велико же различие между обоими путями.

И вот путь жизни: во-первых, возлюби Бога, создавшего тебя, во-вторых, ближнего своего, как самого себя, и не делай ничего другому, чего ты не желал бы, чтобы случилось с тобою. Учение же этих заповедей таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь за тех, которые преследуют вас; ибо какая благодать, если вы любите любящих вас? Разве и язычники не делают того же? Вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага.

Воздерживайтесь от плотских и телесных похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, и будешь совершен. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю. Если кто возьмет у тебя что-либо твоё, не требуй назад, ибо ты не можешь. Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то он неповинен; а неимеющий нужды даст отчет, зачем и на что он взял и, подвергшись заключению, будет спрошен о том, что он сделал и не выйдет оттуда до тех пор, пока не заплатит последнего кодранта. Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь».

Итак, первая глава говорит нам о том, что есть два пути: жизни и смерти. Чтобы люди могли пойти по пути жизни, им нужно любить Бога, близких и не делать ничего плохого против окружающих; молиться за своих врагов; быть милостивым к просящим и нуждающимся и по возможности делиться тем, что есть у тебя. Чтобы не пойти по пути смерти, нужно соблюсти хотя бы эти критерии.

Глава II

«Не убивай, не прелюбодействуй, не развращай детей, не предавайся блуду, не воруй, не занимайся волхвованием; не составляй яда, не умерщвляй младенца во чреве и по рождению не убивай его. Не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему, не преступай клятвы, не лжесвидетельствуй, не злословь, не помни зла. Не будь двоедушен, ни двуязычен, ибо двуязычие есть сеть смерти. Да не будет слово твоё пусто, но да будет оно согласно с делом. Не будь алчен, или хищник, или лицемерен, или коварен, или надменен. Не злоумышляй против ближнего своего. Никого не возненавидь, но одних обличай, за других молись, иных же возлюби свыше души своей».

Во второй главе нас учат о грехах. Здесь перечислены лишь некоторые «ошибки человека» (грехи), которых, конечно, гораздо больше. По моему мнению, они все направлены на отношение к окружающим нас людям.

Глава III

«Чадо моё! Убегай от всякого зла и от всего подобного ему. Не отдавайся гневу, ибо гнев ведет к убийству. Не будь вспыльчив, ни сварлив, ни страстен, ибо все это порождает убийства. Чадо моё! не будь похотлив, ибо похоть ведет к блуду. Воздерживайся от непристойных речей и не будь наглым, ибо все это порождает прелюбодеяния. Чадо моё! не гадай по птицам, ибо это ведет к идолопоклонству. Не будь также заклинателем или звездочетом, не твори очищений и не желай даже смотреть на это, ибо это все порождает служение идолам. Чадо моё! не будь лжив, ибо ложь ведет к воровству; ни сребролюбив, ни тщеславен, ибо все это порождает воровство. Чадо моё! удержись от ропота, ибо он ведет к богохульству; не будь также своенравен и не имей дурных помыслов, ибо все это порождает богохульства. Но будь кроток, ибо кроткие наследуют землю. Будь терпелив и милостив, и незлобив, и спокоен, и добр и страшись во всякое время тех слов, которые ты слышал. Не превозносись и не будь дерзким. Да не прилепляется сердце твоё к высокомерным, но обращайся с праведными и смиренными. Случающиеся с тобой тяжелые обстоятельства принимай как благие, зная, что без Бога ничего не бывает».

В третьей главе, как мы можем понять, нас призывают опасаться всякого зла, контролировать свои чувства и эмоции. Также нас призывают делать добрые дела, например, быть милостивыми, спокойными, добрыми и т.д. И все, что происходит в этой жизни, принимать как происходящее по воле Божией.

Глава IV

«Чадо моё! поминай ночью и днем того, кто возвещает тебе слово Божие и почитай его как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь. Каждый день стремись к общению со святыми, дабы найти успокоение в их словах. Не причиняй раскола, но примиряй спорящих. Суди по справедливости. Обличая проступки, не взирай на лицо. Не сомневайся в том, будет ли (суд Божий) или нет. Не будь протягивающим руки, чтобы получить и складываю-

щим их, когда нужно дать. Если имеешь что-нибудь от рук своих, давай выкуп прегрешений своих. Не колеблись давать и отдавая не ропщи, ибо ты узнаешь, кто есть добрый Воздая-тель за заслуги. Не отворачивайся от нуждающегося, но разделяй все с братом своим, и не говори, что это твоя собственность, ибо если вы имеете общение в бессмертном, не тем ли паче и в смертных вещах? Не отнимай руки своей от сына своего или от дочери своей, но с юности научай их страху Божию. Не приказывай ничего с гневом рабу своему или служанке, уповающим на того же Бога, дабы они не перестали бояться Бога, Который над вами обоими; ибо он не по наружности призывает, но приходит к тем, кого уготовал Дух. Вы же, рабы, покоряйтесь господам вашим, как образу Божию со страхом и скромностью. Возненавидь всякое лицемерие и все, что не угодно Господу. Не оставляй заповедей Господних, но береги то, что получил, ничего не прибавляя и не отнимая. В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью.

Таков путь жизни!»

В четвертом разделе «Дидахи» призывает читателей каждый день стремиться к общению со святыми, чтобы найти утешение в их словах, быть праведными, не отворачиваться от просящих; не давать в гневе приказов рабам, чтобы они не перестали бояться Бога, который и над рабом, и над господином. Итак, необходимо помнить о заповедях Божиих и беречь то, что у тебя есть, а также каяться в Церкви и не приступать к молитве с дурной совестью.

Глава V

«А вот путь смерти: прежде всего он зол и полон проклятия. (Тут) убийства, прелюбодеяния, страсти, блуд, воровство, идолопоклонство, чародейство, яд, разбои, лжесвидетельства, лицемерие, двоедушие, коварство, надменность, подлость, самомнение, корысть, сквернословие, зависть, дерзость, высокомерие, чванство. (По этому пути идут) гонители добрых, ненавистники истины, друзья лжи, те, которые не признают воздаяния за праведность, не присоединяются к доброму делу, ни к справедливому суду, не бодрствуют в добре, но во зле, от которых далеки кротость и терпение, которые любят суету, гоняются за воздаянием, не сострадают бедному, не удручаются об удрученном, не знают Того, Кто сотворил их. (Тут) детоубийцы, исказители образа Божия, отвращающиеся от нуждающегося, удручающие несчастного, заступники богатых, беззаконные судьи бедных, во все грешники! Бегите, дети, от всех таковых!»

В пятой главе говорится о пути, ведущем к духовной смерти. На нем встречаются очень страшные грехи. Этого направления придерживаются люди, безразличные к доброму, которые не стремятся и не хотят прийти к Богу и творить добрые дела, а идут по этому пути, потому что в нем есть много удовольствия и исполнения своей воли. Естественно, нас просят избегать и даже убегать от таких.

Глава VI

«Смотри, что кто-нибудь не совратил тебя с этого пути учения, ибо такой учит вне Бога. Ибо, если ты можешь снести иго Господне в целости, то будешь совершен; если же нет, то делай то, что можешь. Что же касается пищи, понеси что можешь; но особенно воздерживайся идоложертвенного, ибо это есть служение мертвым богам».

В главе номер шесть нам говорится о соблазне, который необходимо уметь терпеть. В этом контексте нас призывают воздерживаться от пищи, которая посвящена идолам, так как это служение мертвым богам.

Глава VII

«Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это, крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крестите в другой воде; если не можешь в холодной то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Глава номер семь рассказывает о крещении. Нужно крестить в живой (проточной) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если не можешь в холодной, то можно в теплой; в крайнем случае можно трижды возливать воду на голову во имя Отца и Сына и Святого Духа. Перед крещением крестящий и крещаемый должны были поститься два-три дня.

Оглашенные (катехуменат) — это в первую очередь христиане. Они еще не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству Крещения. И ко времени, когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии и в Церковь вошло много язычников, сподвигнутых родственниками-христианами или желающих продвижения по службе (статус христианина этому способствовал), Церковь встретила их уже проверенной практикой длительной подготовки к крещению. В какой-то степени катехуменат был буфером между Церковью и миром: с одной стороны, Церковь через огласительные беседы говорила с миром; с другой — институт оглашенных защищал Церковь от проникновения в нее духа мира сего. Но главное, эта промежуточная стадия между сознанием язычника и верного христианина нужна была самим оглашенным: для испытания своей верности Христу, покаяния, «перемены ума» в самом прямом смысле — перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения. Главной задачей катехизации было не столько обучение основам веры, сколько введение оглашенных в жизнь и Предание Церкви.

Что должен делать оглашенный и крестные?

В Древней Церкви таинство Крещения совершалось на ближайшие праздники Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник. Оглашенный должен был пройти несколько подготовительных бесед сначала со священником, затем с местным епископом. Крещаемый должен был веровать в Истинного Бога, соблюдать православные обычаи, строя свою жизнь на основе религиозности. На беседах должны были присутствовать крестные, чтобы были свидетелями согласия оглашенного. Перед самим обрядом крещаемый и крестные должны были поститься (отказаться от мяса, вина). Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.

Глава VIII

«Да не совпадают посты ваши с постами лицемеров; ибо они посеяться во второй и пятый день по субботе, вы же поститесь в среду и в канун (субботний). Также не должны вы мо-

литься как лицемеры, но как повелел Господь в своём Евангелии, так и молитесь: Отче наш, сущий на небе, да святится имя твоё; да придет царствие твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долг наш, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение; но избавь нас от лукавого. Ибо Твоя есть сила и слава во веки. Молитесь так трижды в день».

В этой главе мы видим, что в «Дидахи» нам встречается образ правильного поста, который закрепился до нашего времени. Сейчас в Русской Православной Церкви постятся среду и пятницу. Также здесь дана молитва «Отче наш», которая была дана в Нагорной проповеди; ею молились трижды в день.

Глава IX

«Что касается Евхаристии, благодарите так. Прежде о чаше: благодарим Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего. Тебе слава во веки!»

В девятой главе нам показывается образец благодарственной молитвы в Древней Церкви. Также указывается: «Никто же да не ест и не пьет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во имя Господне; ибо об этом сказал Господь: не давайте святыни псам».

Глава X

«Исполнивши все, так благодарите:

Благодарим Тебя, Святой Отче, за святое Имя твоё, которое Ты вселил в сердца наши,и за ведение и веру и бессмертие, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего.

Тебе слава во веки!

Ты, Владыка Вседержитель, создав всё, Имени Своего ради, дал людям пищу и питье на пользу, чтобы они благодарили Тебя, нас же благословил духовною пищею и питьем и жизнью вечной через Твоего Отрока.

Прежде всего благодарим Тебя потому, что Ты всесилен. Тебе слава во веки!

Помни, Господи, Церковь Свою, да охранишь её от всякого зла и сделаешь её свершенной в любви Твоей, и собери её от четырех ветров, освященную, во Царствие твоё, которое Ты уготовал ей.

Ибо Твоя есть сила и слава во веки! Да придёт благодать и да прейдет мир сей! Осанна сыну Давидову!

Если кто свят, пусть приходит, а кто нет - пусть покается.

Маранафа! («господин наш пришёл»)

Аминь».

Здесь приведена установившаяся молитва благодарения: «Пророкам же предоставляйте благодарить, сколько они хотят».

Глава XI

«Если кто, придя к вам, станет учить вас всему тому, что сказано выше, того примите. Если же учитель, совратившись сам, станет учить другому, чтобы опровергнуть ваше учение, такого не слушайте. Если же (он учит с тем), чтобы умножить правду и познание Господа, примите его как самого Господа.

Что же касается апостолов и пророков, согласно правилу Евангелия, поступайте так: всякий приходящий к вам апостол да будет принят как сам Господь. Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может остаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк. Уходя, апостол не должен брать ничего, кроме хлеба (необходимого) до тех пор, пока где-нибудь не остановится. Если же потребует денег, то он лжепророк. И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не расследывайте; ибо всякий грех простится, а этот грех не простится.

Но не всякий, говорящий в духе, есть пророк, а только кто имеет нрав Господень, ибо по нраву своему будет признан лжепророк и (истинный) пророк. И никакой пророк, начиная в духе трапезу, не станет есть с неё, если только он не лжепророк. Всякий пророк, научающий истине, если он не делает того, чему учит, есть лжепророк. Всякий же изведанный, истинный пророк, поступающий согласно со всемирною тайною Церкви, но учащий не делать всего того, что он сам делает, да не будет вами судим, ибо его суд у Бога; так поступали и древние пророки. Если же кто скажет в духе: дай мне денег, или чего-нибудь другого, не слушайте его; если же попросит дать для других, неимущих, никто да не судит его».

Если кто придет в дом наш и начнет говорить про истинную веру, то мы должны его принять. Апостол не должен просить ничего кроме хлеба. Но не всякий, кто говорит в духе, является пророком. Если он просит что-то для себя, то не нужно его слушать, а если просит для кого-то неимущего, то он не будет виновен.

Апостолы — это проповедники для язычников, а пророки — тоже проповедники, но, скорее всего, для христианских общин. Пророки несли собственно пророческое служение, давая непосредственные откровения от Бога и, кроме того, наряду с епископами и диаконами имели право служить литургию: в тексте говорится, что пророки — «первосвященники ваши».

Глава XII

«Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят; а потом, испытавши, вы узнаете его; ибо вы должны иметь рассудок и отличать правое от левого. Если пришедший - странник, помогите ему, насколько можете; но он не должен оставаться у вас более двух или, в случае нужды трех дней. Если же он, будучи ремесленником, захочет поселиться у вас, то пусть, работает и ест. А если он не знает ремесла, то поразмыслите и позаботьтесь (устроить его так), чтоб христианин не жил у вас без дела. Если же он не захочет так поступать, то он христопродавец. Держитесь подальше от таковых!»

Всякий, кто приходит во имя Господне, должен быть принят. Мы должны иметь рассудок и отличать «правое от левого» (истинного от лжеца). Странник может оставаться на 2-3 дня, но не более. Если он умеет работать, то пусть работает и ест, а если не может, то необходимо сделать так, чтобы начал работать.

Глава XIII

«Всякий же истинный пророк, желающий поселиться у вас, достоин пропитания своего; точно также и истинный учитель, как работник, достоин пропитания своего. Поэтому, взявши всякий начаток от произведений точила и гумна, от быков и овец, отдай начаток этот пророкам, ибо они первосвященники ваши. А если нет у вас пророка, отдайте бедным. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай его по заповеди. Точно также, если ты открыл сосуд вина или масла, взявши начаток, отдай его пророкам. Взявши начаток серебра и одежды и всякого имущества, как тебе угодно, отдай по заповеди».

Труд апостолов и пророков составлял проповедование Слова Божия людям: приходить в разные общины и рассказывать учение Иисуса Христа.

Глава XIV

«В день Господень, собравшись вместе, преломите Хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо такого есть наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя моё чудно в народах».

Перед тем как преломить Хлеб и благодарить, требуется примириться с враждующими, потому что жертва, которая приносится, должна быть чиста.

Глава XV

«Поставляйте себе также епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и правдивых, и испытанных, ибо и они также исполняют для вас служение пророков и учителей; поэтому не презирайте их, ибо они у вас должны быть почитаемы вместе с пророками и учителями. Обличайте друг друга не во гневе, но в мире, как имеете в Евангелии; со всяким же, кто погрешает против ближнего, никто да не разговаривает, и пусть он не услышит от нас (слова), пока не покается. А молитвы ваши и милостыни, и все дела творите так, как имеете в Евангелии Господа нашего».

Выбирать себе духовника (епископа, диакона, священника) следует среди тех, которые достойны Господа, не сребролюбивы, и почитать их, как и пророков. И с согрешившим мы, по слову «Дидахи», не должны даже разговаривать, пока он не покается.

В наше время выбор духовника является ответственным делом, в котором нужно обязательно все взвесить, потому что именно этот выбор является подспорьем в несении своего креста. Он помогает правильно вести православный образ жизни и проходить различные искушения с преградами. Чаще всего православные христиане выбирают того священника духовником, который ближе к сердцу (внешне приятен или выделяется какими-либо привлекательными внутренними чертами). Если прочитать XV главу, то можно сделать вывод, что в первые века имели важные черты именно характера и отношения к окружающим.

Глава XVI

«Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши, и чресла ваши да не будут развязаны, но будьте готовы, ибо вы не знаете часа, в который приходит Господь ваш. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим; ибо не принесёт вам пользы все время веры вашей, если вы не сделаетесь совершенными в последнее время. Ибо в по-

следние дни умножатся лжепророки и губители и превратятся овцы в волков, и любовь превратится в ненависть. Ибо когда возрастет беззаконие, станут (люди) ненавидеть друг друга и преследовать и предавать, и тогда явится обманщик мира, наподобие Сына Божия, и станет творить знамения и чудеса, и земля предастся в руки его, и будет он творить беззакония, каких никогда не было от века.

Тогда придет тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся в самом проклятии. И тогда явится знамение истины: первое знамение - разверзнется небо, потом знамение гласа трубного, и третье - воскресение мёртвых, но не всех, а как сказано: придёт Господь и все святые с Ним. Тогда узрит мир Господа, грядущего на облаках небесных».

Мы должны бодрствовать, потому что не знаем, когда придет Господь. Грешники и безза-коннующие будут наказаны.

Заключение.

Изучив древнее произведение «Дидахи», можно смело говорить, что оно действительно является катехизисом, потому что в нем и вправду есть краткие наставления в вере. Присутствует поучительный характер.

Читая это произведение, в некоторых главах можно отметить моменты, которые существенны и сейчас в Русской Православной Церкви. Например, крещение. Люди должны были, как и сейчас, иметь крестных, поститься перед таинством и понимать, что, став христианами, они должны соответствовать своей вере.

Или, например, выбор духовника. Тогда должны были выбирать того, кто не лжив, не сребролюбив, вёл благочестивый образ жизни. И сейчас то же самое, только выбора стало больше: в то время христианство только развивалось и духовенство было немногочисленным, а сейчас широта выбора выросла, но обязанности духовника остаются такими же — помогать своим духовным чадам справляться с неудачами, ошибками и вести их ко спасению.

Также можно рассмотреть подготовку к принятию Святых Христовых Таинств. Конечно, сохраняется благоговейное отношение к дарам (молитвы, пост, покаяние, примирение). Все пункты «Дидахи» важны, но к последнему, по нашему мнению, нужно отнестись особенно внимательно, потому что приносится чистая жертва Богу. Если не будет мира среди молящейся общины, то о какой чистой жертве можно говорить?

На поставленный вопрос о том, на каких основаниях «Дидахи» можно назвать катехизисом, можно ответить так: в этом творении сохранились упоминания о дошедших до нашего времени и используемых до сих пор правилах, обрядах, обычаях. Основываясь на этих обстоятельствах, по-видимому, можно справедливо назвать труд «Дидахи» древнейшим катехизисом.

Список использованных источников и литературы

1. Структура оглашения в древней церкви по тексту Дидахе // Альманах Свято-филаретовского православно-христианского института, 2015. Вып. 15. С. 108-118.

2. Сидорова О.И. Свидетельство оглашаемым о вере в Церковь (на примере раннехристианских источников 11-У вв.) // Вестник Свято-филаретовского института, 2020. Вып. 35. С. 116-136.

3. Скурат К.Е. Воспоминания. Труды по Патрологии (I- века). Москва: Троиц, собор г. Яхрома, 200б. 568 С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церков. письменности: [Учеб. пособие]. М.: Рус. огни, 1996. 348, [i] с.

5. Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том i. Церковная письменность доникейско-го периода (I — начало IV вв.). Под общей редакцией митрополита Волоколамского Ила-риона (Алфеева). М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2017. 384 с.

6. Ткаченко А.А. Дидахе [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия [сайт]. URL: https://www.pravenc.ru/text/171988.html (Время обращения 17.02.2022).

7. Алымов В.А. «Дидахи» или «Учение двенадцати апостолов» [Электронный ресурс] // Bookitut.ru [сайт]. URL: https://bookitut.ru/Lekczii-po-Istoricheskoj-Liturgike.41.html (Время обращения 17.02.2022).

8. Лекции по патрологии: (церковная письменность I-III веков) : курс лекций, читанных студентам Киевской духовной академии / С. Л. Епифанович ; под общ. ред. Н. И. Муравьёва ; [предисл. П. К. Доброцветова]. Изд. 1-е. Санкт-Петербург: Воскресение, 2010. 607 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.