Научная статья на тему 'Диатонические лады в мазурках Ф. Шопена'

Диатонические лады в мазурках Ф. Шопена Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1672
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАТОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫ / ФОЛЬКЛОРИЗМ / НЕОФОЛЬКЛОРИЗМ / DIATONIC / FOLKLORISM / NEOFOLKLORIZM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кривопалова Вероника Алексеевна

В статье рассматриваются роль жанра мазурки в творчестве композитора, особенности использования диатонических ладов в мазурках Ф. Шопена, влияние Ф. Шопена на развитие фольклоризма в XIX в. и неофольклоризма в первой половине XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diatonic in the mazurka by Chopin

The article discusses the role of the genre mazurkas in the composer, the features of the use of diatonic harmonies in his mazurkas by Chopin, the influence of Chopin at developing folklorism in the XIX century and neofolklorizma in the first half of the XX century.

Текст научной работы на тему «Диатонические лады в мазурках Ф. Шопена»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. № 4(12)

УДК 7(075)

В.А. Кривопалова ДИАТОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫ В МАЗУРКАХ Ф. ШОПЕНА

В статье рассматриваются роль жанра мазурки в творчестве композитора,

особенности использования диатонических ладов в мазурках Ф. Шопена, влияние

Ф. Шопена на развитие фольклоризма в XIX в. и неофольклоризма в первой половине XX в.

Ключевые слова: диатонические лады, фольклоризм, неофольклоризм.

Фредерик Шопен - выдающийся композитор XXI в., классик и основоположник польской музыки, сыгравший огромную роль в истории польской музыкальной культуры и утвердивший её на мировом уровне. Традиции западноевропейской классики сплелись в его творчестве с национальными особенностями польской музыки. Шопен бережно сохранил самобытность народного музыкального искусства, что проявилось в глубоком постижении песенных и танцевальных интонаций.

Особенно ярко опора на народные истоки проявилась в жанре мазурки. В творчестве Шопена этот жанр сквозной. Свои первые мазурки композитор написал в 15 лет в 1825 г. во время учебы в Главной школе музыки в Варшаве. Последние мазурки ор. 57, ор. 63 написаны им в конце жизни в период с 1845 по 1849 г. Всего композитор написал около 60 мазурок, некоторые из них имеют несколько редакций. Стилистические признаки мазурки проникают и в другие произведения композитора (например, в полонез фа-диез минор, в жанр прелюдии Ля мажор, в фортепианный концерт и другие произведения), что свидетельствует об огромном значении жанра. Интересен тот факт, что Шопен избегал прямого цитирования фольклора, в отличие от фольклоризма русских композиторов. Ему удалось опоэтизировать жанр, возвысив его до высот академического искусства.

Мазурки Шопена выросли из трех родственных польских народных танцев: мазура (народный танец Мазовии), для которого характерна острая ритмика с «пунктиром» на первой доле, разнообразие акцентов; куявяка (народный танец Куявии) - более плавный, напоминаюший вальс, но с более акцентированной ритмикой; оберека - более оживленной разновидности куявяка с акцентом на третьей доле.

В мазурках Шопена, как правило, выделяют три содержательных типа:

1) жанрово-бытовые, которые сам композитор называл оЬгагкі - «картинки» (например, ор. 7 № 1, ор. 24 № 1, ор. 41 № 4);

2) блестящие бальные с элегантной пластикой, изысканной ритмикой (например, ор. 56 №2);

3) лирико-психологические и лирико-драматические, которые часто окрашены чувством грусти, ностальгии и наиболее точно соответствуют польскому слову <«аі», в них отчетливо проявляются черты поэмности,

тяготение к сквозному развитию, драматизации и даже «симфонизации» этого жанра.

Но такое разделение по содержанию весьма условно и нередко в одной мазурке содержатся различные по характеру и образному содержанию темы.

Народно-жанровые истоки проявляются в мазурках Ф. Шопена по-разному: в прихотливости ритма, изменчивости акцентов и нарушении периодичности; в особенностях фактуры, имититующей приемы деревенского музицирования (например, двойные квинтовые органные пункты, воспроизводящие звучание волынки или контрабаса; мелизмы на триолях, подражающие игре на польском народном инструменте - фуярке и др.); в широком использовании вариационности и импровизационности в развитии тем.

В данной работе рассматриваются некоторые особенности ладовой организации и использование диатонических ладов в мазурках Ф. Шопена.

Именно творчество Ф. Шопена в первой половине XIX в. стало импульсом для мощной фольклорной волны, которая с особой силой проявила себя в творчестве русских композиторов XIX в. и подготовила неофольклорист-ские тенденции в ХХ в. Эти стилистические тенденции в музыковедении принято называть натурально-ладовой гармонией. В творчестве Шопена она проявляется в использовании: а) натуральных диатонических ладов (особенно лидийского и фригийского); б) ладовой переменности; в) условной диатоники - ладов с увеличенными секундами (гармонического и дважды - гармонического минора); плагальности в гармонических и мелодикогармонических оборотах, тональных планах.

Известно, что в музыкальном барокко натуральные диатонические лады использовались, преимущественно в духовной музыке (хоралы Баха), венские классики практически исключили их из употребления. Спустя более пятидесяти лет диатонические лады в мазурках Шопена зазвучали особенно свежо, действенно и полноценно. Композитор максимально использует выразительные возможности каждого лада. Так, лидийский с его спецификой -мажорная терция и высокая кварта - передаёт настроение радости, народного веселья.

Такими являются мазурки ор. 24 № 2 (С^иг), ор. 56 № 2 (С^иг), ор. 68 № 3 (Б^иг), а также мазурки № 56 (В^иг) и № 57 (С^иг).

В мазурке ор. 68 № 3 (Б^иг) основная тема содержит черты героики, что проявляется в аккордовой фактуре, пунктирном ритме, которые сообщают ей черты маршевости:

Нисходящая секвенция содержит и ладовую переменность, и плагаль-ность (Б-^В). Всё это в сочетании с динамикой форте создает образ действенной отваги.

Резким контрастом к основной теме звучит тема средней части, которая рисует жанровую картинку народного веселья. Здесь, именно лидийский лад выполняет главную выразительную функцию:

В мазурке ор. 24 № 2 (С^иг) композитор использует белоклавишную диатонику, поэтому в ней ярко проявляется ладовая переменность и можно обнаружить признаки разных диатонических ладо: лидийского Б с характерным гйепШо на модализме Ь (такты 27-28).

Дорийского d (такты 17-18) с акцентом на третьей доле и миксолидийского О на первой:

В мазурке ор. 56 № 2 (С^иг) «мерцание» IV лидийской и IV натуральной в С^иг'е создаёт эффект игры:

Но каданс утверждает лидийскую краску:

Очень часто у Шопена именно каданс становится средоточием ладовой характерности. Так, в мазурке ор.33 № 2 (Б^иг) только заключительный каданс обрисовывает лидийский лад:

А использование в каденционных разделах мазурок ор.33 № 4 (Ь-то11) и ор.41 № 2 (е-то11) фригийского лада усиливает трагическое настроение:

Фригийский лад с минорным терцовым тоном и второй низкой ступенью всегда имел трагическую семантику. Это особенно ярко проявляется в мазурке ор. 41 № 1 (сІ8-шоіі) , в которой начальная тема звучит как речитатив без сопровождения. Её нисходящее движение и выделение модализма четвертной длительностью усиливают трагическое звучание:

Во многих из перечисленных мазурок наряду с особыми диатоническими ладами широко используется переменность, причем не только параллельно - переменные лады, как в мазурках ор. 24 № 2 (С-<!иг -а-то11), ор. 68 № 3 (Б^иг - ^то11), ор. 67 № 2 (§-то11 - В^иг), ор. 59 № 1 (§-то11 - В^иг) и других, но и переменность тоники и доминанты -в мазурках ор. 6 № 2 (^ натуральный - миксолидийский), ор. 7 № 5 (С^иг - в^иг) и др. Ладовая переменность проявляется также через использование разных вариантов ступеней при едином ладовом центре, например в мазурке ор. 56 № 2 (С^иг).

Лады с увеличенными секундами (гармонические и дважды гармони-чес кие) сообщают мелодиям Шопена особую утонченность и хрупкость. В мазурке ор.7 № 1 (В^иг) в среднем разделе звучит прихотливая тема, содержащая увеличенные секунды. Она звучит на двойном медиантовом органном пункте и изображает звучание народного оркестра:

А в мазурке ор. 30 № 2 (Ь-то11) использование увеличенной секунды а!8-§ связано с игрой ладовыми ступенями и сочетается с ладовой переменностью (Ь-то11 - Й8-то11):

В мазурке ор.68 № 2 (a-moll) увеличенные секунды в мелодии в сочетании с динамикой piano, темпом Lento, подчеркивающим широту и мягкость, придают мелодии особую изысканность:

Использование Шопеном диатонических ладов придаёт мазуркам неповторимость, специфичность. Именно благодаря характерным для этих ладов ступеням, их деликатному, очень искусному «вкраплению» мазурки звучат то изысканно - простодушно, то пасторально - идиллично, то остроумно -шутливо, то сдержанно - сурово. Открыв миру выразительность диатонических ладов, Шопен подготовил своим творчеством новую волну интереса к фольклору, которая в XIX в. реализовалась в фольклоризме Глинки и представителей «Могучей кучки», а в первой половине ХХ в. - в не-офольклоризме Кароля Шимановского. Говоря о народности в музыке Ф. Шопена, исследователь его фортепианного творчества А. Алексеев писал: «Его музыка - одно из глубочайших проявлений народности искусства -не перестает изумлять полнотой и силой выявления духовной культуры родной страны. Он стал в полном смысле слова народным поэтом Польши» [1. С. 193].

Литература

1. Алексеев А. История фортепианного искусства. М., 1988. Ч. 1, 2. С. 193-194.

2. Конен В. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1965. Вып. 3. 527 с.

3. Ментюков А. Очерки истории гармонических стилей: в 3 ч. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория имени М.И. Глинки. 2008. Ч. 2. С. 151-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.