OS^ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -12-116-123 МГДЕСЯН Владимир Мнацаканович,
NIION: 2018-0076-12/21-390 аспирант Кубанского государственного
MOSURED: 77/27-023-2021-12-589 университета, г. Краснодар,
e-mail: [email protected]
МИНЕНКОВА Вера Владимировна,
кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической, социальной и политической географии Кубанского государственного университета, г. Краснодар,
e-mail: [email protected]
ДИАСПОРЫ ТИТУЛЬНЫХ НАЦИЙ ЗАКАВКАЗЬЯ И ИХ РОЛЬ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОДИНЫ
Аннотация. В статье проводится анализ диаспор титульных наций Закавказья с целью выявления их функций, этапов и перспектив развития. Авторами демонстрируются различные методологические подходы представителей экспертного сообщества по рассматриваемой проблеме. Исследуется этимология термина «диаспора» и его историческое применение. Отмечается значимость диаспоры как социальной группы в этнополити-ческом контексте. Показано развитие диаспор как этнических общностей, проживающих вне пределов своих национально-государственных образований.
Ключевые слова: диаспора, титульная нация, этнос, община, Закавказье.
MGDESYAN Vladimir Mnatsakanovich,
postgraduate student, Department of Economic, Social and Politic Geography, Kuban State University, Krasnodar
MINENKOVA Vera Vladimirovna,
Candidate of Geography, Associate Professor, Head of the Department of Economic, Social and Politic Geography, Kuban State University, Krasnodar
THE DIASPORAS OF THE TITLE NATIONS OF THE TRANSCAUCASIA AND THEIR ROLE FOR THE HISTORICAL HOMELAND
Annotation. The article analyzes the diasporas of the titular nations of Transcaucasia in order to identify their functions, stages and development prospects. The authors demonstrate various methodological approaches of representatives of the expert community on the problem under consideration. The etymology of the term "diaspora" and its historical application are investigated. The significance of the diaspora as a social group in the ethno-political context is noted. The development of diasporas as ethnic communities living outside their national-state formations is shown.
Key words: diaspora, titular nation, ethnos, community, Transcaucasia.
В современных экономических, социальных и особенно политических процессах возрастает роль этнического фактора. Подтверждение тому - напряженная этнопо-литическая ситуация на постсоветском пространстве (в особенности в Закавказье), усиление позиций сепаратистских движений в современном мире, расширение деятельности международных
организаций, специализирующихся на всевозможных формах поддержки национальных и религиозных меньшинств.
Вследствие различных факторов (исторических, политических и др.) ареалы проживания многих этносов расширились, что привело к формированию общин в других странах, которые сформировались в диаспоры.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
Диаспора - понятие весьма сложное и многогранное, в последние годы оно стало часто использоваться в качестве научного термина. Титульные нации Закавказья в процессе своего развития сформировали крупные диаспоры, рассеянные по всему миру.
Закавказье - один из древнейших заселённых регионов на Земле, оно с глубокой древности представляло собой связующее звено между странами Запада и Востока и находилось на перекрёстке торговых путей между Европой и Азией, миграционных волн, армий завоевателей. На сегодняшний день здесь проживают свыше 100 этносов и этнических групп, различных по языку, хозяйственно-культурному типу, быту, традициям, вероисповеданию, однако титульными нациями являются 5: армяне, грузины, азербайджанцы, абхазы и осетины.
Титульная нация - это одно из понятий, использующихся в географии населения и в общем в научной литературе. Данное понятие было сформулировано французским писателем Морисом Барресом в конце XIX в. и обозначало этническую группу, на основе языка и культуры которой строится государственная система образования. М. Баррес противопоставлял титульной нации этническое меньшинство (представители нации, проживающие за пределами её национального государства, например, в то время это были французы в Эльзасе и Лотарингии), и этнические диаспоры (этнические группы внутри территории национального государства, например, евреи и армяне во Франции).
Диаспора - это часть этноса, проживающая за пределами исторической родины, но поддерживающая свою идентичность и общность и, как правило, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания [5].
Морис Баррес полагал, что национальное государство может быть сильным только при наличии двух условий: национальные меньшинства должны сохранять лояльность государству, а национальные диаспоры - поддерживать свои интересы за границей.
Отношения с диаспорой признаются многими странами как важное направление внешней политики. Для таких стран, как Израиль и Армения диаспора играет особо важную роль и оказывает политическую и экономическую поддержку исторической родине. Диаспора может играть также заметную роль в сохранении национальной культуры и формировании национального самосознания.
Так, например, в некоторых странах мира существуют министерства диаспоры, которые занимаются вопросами установления и поддержания контактов с представителями своей нации за
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
рубежом. Такие министерства созданы относительно недавно, в Армении и Грузии в 2008 г., в Израиле - в 2009 г. При этом одним из основных направлений данного министерства в Армении является репатриация представителей армянского этноса, а в Израиле структура носит название «министерство информации и диаспоры» и контролирует государственную рекламную компанию и государственное управление журналистики. В Грузии же Министерство по вопросам диаспоры прекратило существование в 2016 г.
Сам термин «диаспора» возник в Древней Греции и переводится как «рассеяние». Изначально греки так называли часть своей общности, которая эмигрировала из своих полисов (городов-государств) с целью колонизации новых земель. Первые диаспоры формировались из военных, купцов и ремесленников и были характерны для финикийцев, евреев и греков. Все эти народы, имея небольшие по площади государства, распространились и создали колонии на огромных пространствах Древнего мира [8].
Долгие годы данное обозначение использовалось исключительно по отношению к евреям, насильно изгнанным из Земли Израиля, а с 1970-х годов термин «диаспора» вошёл в научный обиход и стал применяться для всех этносов, имеющих общины за пределами страны своего происхождения. При этом важно отметить, что термин до сих пор не является строго определённым, вокруг него ведутся оживлённые дискуссии, как в России, так и за рубежом [6].
Одним из исследователей диаспор является советский историк и востоковед З.И. Левин, которому принадлежит труд «Менталитет диаспоры».
Левин выделяет в существовании диаспоры как структурой единицы общества несколько этапов:
1) прибывшие иммигранты пытаются выжить в новой стране, взаимодействуют только с представителями своей этнической группы, однако делают это вынужденно, из-за сложившихся обстоятельств. На данном этапе важна среда, в которой они находятся;
2) если коренное население страны отторгает мигрантов, то они устанавливают всё более тесные социальные связи со своими соотечественниками, что и становится предпосылкой для формирования диаспоры. Это способствует сплочению их между собой и закрытию их общности, в частности по этническому принципу;
3) формирование полноценной диаспоры на начальной стадии её развития - когда отношения между членами этнической общности структурируются и становятся более стабильными. В этот период диаспора постепенно интегрируется в экономическое пространство страны-реципиента,
занимает в нём какую-то нишу и приобретает всё более закрытый характер [7].
Важную роль в дальнейшем развитии диаспоры играет её численность. Малочисленная диаспора неспособна сформировать внутри себя полноценные социальные институты, полностью абстрагироваться от внешнего мира, больше подвержена его влиянию. Это значит, что немногочисленная диаспора быстрее изживает себя и позволяет своим членам интегрироваться в общество. Многочисленные же диаспоры обладают гораздо большим влиянием и возможностями, что пагубно сказывается на процессе ассимиляции мигрантов и даже может полностью застопорить данный процесс. Кроме того, немаловажна также интенсивность притока новых мигрантов в уже существующую диаспору. Если миграционный приток достаточно мощный, это способствует усиливающейся связи с исторической родиной, возрождению национального самосознания в его радикальном виде, что вновь влечёт к обособлению уже частично ассимилировавшихся мигрантов от общества принимающей страны [7].
Как этническая группа, диаспора выполняет ряд социально важных функций:
1) сохранение национальной идентичности и этнического самосознания, что предполагает сохранение языка и культуры своего этноса;
2) экономическая интеграция. Крупные диаспоры способствуют быстрой экономической интеграции, способны образовать национальную нишу в экономике страны, организовывать национальные предприятия, состоящие из представителей конкретного этноса;
3) социальная защита. Зачастую диаспоры выступают в защиту своих членов в различных экономических и социальных конфликтах, а также оказывают им различного рода помощь и услуги;
4) адаптация. Представители диаспоры чувствуют себя комфортно и подстраиваются под новое общество, получая поддержку с его стороны;
5) воспитание и социализация. Дети получают соответствующее воспитание в пределах своей семьи и в целом диаспоры, которая вполне способна создавать внутри свои школы или классы обучения, издавать национальные газеты и журналы [11].
Наряду с позитивными функциями, существуют также и негативные последствия развития диаспор. Одно из главных - нарастание межнациональной напряжённости. Такое негативное развитие событий прежде всего связано с тем, что представители диаспоры часто абсолютно обособляются от представителей не их этноса, в первую очередь членов других диаспор. В целом, данные социальные образования склонны к закрытому типу отношений. Это также способствует формированию неверного представления членов диаспоры о своём этносе и о представителях других народов и стран. Так, очень часто случается ситуация, когда члены диаспоры предвзято настроены по отношению к народу той страны, в которой они сами живут, из-за социальной отчуждённости их диаспоры. Такое развитие событий также ведёт к нарастанию межнациональной напряжённости и недоверия [12].
Исторически сложилось так, что титульные нации Закавказья имеют крупные диаспоры во многих странах мира. Среди них самые большие азербайджанская (оценочно до 33 млн чел.) и армянская (от 7 до 10 млн чел.) диаспоры. Грузинская диаспора насчитывает около 1 млн чел, осетинская - 0,7 млн чел., абхазская - 0,2 млн чел. (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма численности диаспор титульных наций Закавказья, млн чел. [1; 3; 4; 9; 10; 13].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
Численность диаспор особенно превышает численность этноса внутри своей страны среди армян и азербайджанцев. Так, доля армян в Армении составляет всего лишь 30% от численности всего армянского этноса, а среди азербайджанцев эта доля едва превышает 25%.
Большое количество армян проживает вне исторической родины по различным причинам, а слово диаспора по-армянски означает «спюрк» (от слова «спрвел» - рассеяться), что и отражает истинный смысл этого слова.
Пережив трагедию геноцида 1915 г., армяне потеряли половину нации и большую часть исторической родины. В ХХ в., покинув Армению, миллионы армян расселились по всему миру. Создавая многочисленные общины в странах Европы и Азии, Америки и Австралии (армянские общины есть в 72 странах мира), армяне смогли обеспечить возрождение нации, преодолеть психологические травмы общенациональной трагедии. Соотношение армян по странам мира приведено на рис. 2 [1].
Рис. 2. Диаграмма соотношения армян по странам мира, в % [1; 9].
Первое упоминание об армянах в России восходит к временам Киевской Руси - армяне жили во всех крупных торговых городах. Указом Екатерины II армянам, подданным империи, выделялись на юге державы места для поселения (Краснодар, Ростов, Ставрополь).
Всего в мире по минимальным оценкам насчитывается 10 млн армян, из них лишь 2.96 млн живут в самой Армении и 150 тыс. в Нагор-но-Карабахской Республике [9].
Из множества армянских общин, разбросанных по всему миру, община в России является крупнейшей. По разным подсчетам, в России проживает до 2.5 млн армян (официально - 1.2 млн на 2010 г.) [9].
В США официально проживает 0.5 млн армян по переписи 2010 г. (неофициально - до 2 млн), во Франции - также 0.5 млн (неофициально - до 1 млн). Это 3 крупнейшие армянские общины в мире [1].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
Армяне являются вторым по численности этносом в Ливане (до 300 тыс. чел.) и частично признанной Абхазии (до 60 тыс. чел.), а также третьим по численности этносом в Грузии (170 тыс. чел. по переписи 2014 г. и 250 тыс. чел. по оценке) [1].
Крупные армянские общины есть также в Иране (150 тыс. чел., неофициально - до 0.5 млн), Аргентине (130 тыс. чел.), Украине, Польше и Канаде (по 100 тыс. чел.), Сирии (до 100 тыс. чел.) [1].
В Австралии и Узбекистане проживают по 50 тыс. армян, в Германии, Бразилии и Испании - по 40 тыс., в Греции, Туркмении и Болгарии - более 30 тыс., в Белоруссии, Казахстане, Израиле, Ираке и Уругвае - по 20 тыс. армян [1].
В Турции официально проживает 60 тыс. армян, ещё 400 тыс. составляют хемшилы, или амшенцы - субэтническая группа армян, являющаяся мусульманами. Проживают в основном в
Стамбуле и по побережью Чёрного моря от провинции Самсун до юга России.
Так же есть криптоармяне - потомки западных армян, живущих на территории современной Турции и скрывающие, по политическим и иным причинам, своё армянское происхождение. Говорят на западном диалекте армянского языка, а также на турецком и курдском языках, исповедуют ислам суннитского толка. Их численность определяется минимум в 1.5 млн чел., оценочно - до 6.5 млн чел. Чаще всего численность криптоармян определяется в 5 млн чел. [1].
В годы советской власти были практически ликвидированы национальные структуры, созданные армянами на территории Российской Империи (общественные объединения, школы, институты, средства массовой информации и т.д.). Единственным проявлением сплоченности были сборы и распевание песен 24 апреля (День памяти жертв геноцида армян). Разрозненные же попытки объединиться в группы изучения языка быстро гасли, наталкиваясь на болезненную реакцию властей.
В 2000 г. была создана общественная организация «Союз армян России» для сплочения представителей армянского этноса, т.е. в данном случае армянской диаспоры. Сегодня Союз армян России - это объединение зарегистрированных органами юстиции региональных отделений, представляющих армянские общины 63 субъектов РФ (республик, краев и областей). Местные отделения Союза армян России имеются в более чем 350 городах.
Таким образом, численность армян в мире, по неофициальным оценкам, составляет 13 млн чел. (без учёта хемшилов и криптоармян). С учётом же названных субэтносов, численность армян в мире - более 18 млн чел. [1].
В настоящее время наибольшая диаспора характерна для армянского и азербайджанского этносов, однако и грузин за пределами родины проживает также немалое количество.
Всего в мире (по официальным данным) проживает около 4 млн грузин, из которых 3.22 млн (80,5%) живут непосредственно в Грузии, остальные - в диаспоре [10].
Крупнейшие грузинские общины (более 100 тыс. чел.) находятся в Турции и России, менее крупные (более 30 тыс. чел.) - в Иране, Абхазии и Украине. Грузинские общины численностью более 10 тыс. чел. каждая имеются также в Азербайджане, Греции, Испании и на Кипре [10].
Учёт грузинского населения в Турции усложнён тем, что из-за политики отуречивания невозможно точно подсчитать численность населения отдельных этносов, проживающих в Турции.
В Турции официально проживает более 150 тыс. грузин. По разным оценкам, численность грузин-мусульман в мире составляет 2.5 млн чел, из которых значительная часть (до 2 млн чел) проживает в Турции [2].
Это лазы (до 500 тыс. чел.), имерхевцы, месхетинцы, аджарцы, талойцы, потомки мухад-жиров (в данном случае это грузины, перебравшиеся после включения Грузии в состав Российской Империи).
В Турции грузины представляют собой довольно крупную и компактную этническую единицу, и выделяется несколько категорий этнических грузин на территории Турции: турецкоязыч-ные, грузиноязычные, двуязычные, ассимилированные. Турецкое правительство ведёт целенаправленную политику ассимиляции грузинского населения в своей стране.
Примером полной ассимиляции считается субэтнос чвенебури, ранее входивший в состав грузинского этноса. Они родственны лазам, однако в отличие от них полностью отуречены, утратили знание родного языка, традиций и обычаев вследствие бурного роста межнациональных браков среди них. Всего их насчитывается до 100 тыс. чел.
В России грузины живут с раннего средневековья, а с XII в. прослеживаются тесные связи политических элит двух государств - начиная с 1154 г., когда сын Андрея Боголюбского князь Юрий женился на царице Тамаре [2].
Численность грузинского населения в России стабильно увеличивалась вплоть до 2002 г. Первая Всесоюзная перепись населения 1926 г. зафиксировала более 21 тыс. грузин на территории РСФСР, в 1959 г. - 57 тыс., в 1989 - более 130 тыс. чел. [2].
По данным переписи населения 2010 г., всего в России проживало 157.8 тыс. грузин (на 2002 г. - 197.9 тыс. чел.). Основными местами сосредоточения грузин являются крупные города: Москва (40 тыс. чел.), Санкт-Петербург (10 тыс. чел.), среди других субъектов выделяются Московская и Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края, а также северокавказские республики: Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Дагестан.
Что касается оценок, то численность грузин в России составляет от 0.8 до 1 млн чел.
С 2000 по 2015 г. в России действовала общественная организация «Союз грузин России», которая имела отделения в 40 субъектах РФ. В 2016 г. на смену ей пришла «Федеральная грузинская национально-культурная автономия в России».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
Другая диаспора - ингилойцы - грузины-мусульмане Азербайджана. Термином «ингил», т.е. «новообращённый» их называло тюркоязычное население, подчеркивая тем самым обращение грузин в ислам. Говорят на ингилойском диалекте грузинского языка. По переписи 2009 г. всего в Азербайджане проживало около 10 тыс. ингилой-цев, по оценкам грузинских источников, - 17 тыс. чел. [2].
Ещё одна этническая группа грузин - ферей-данцы - в отличие от других грузин-мусульман исповедует ислам шиитского толка. Живут они в провинции Ферейдан в Иране.
В XVII в. персидский шах Аббас I покорил Грузию и взял в плен более 300 тыс. чел., которых переселил в пустынные провинции Ирана. Позднее только в Фейране грузины в той или иной степени смогли сохранить свою самобытность. Сейчас их около 16 тыс. чел. [2].
Меньшая численность грузинских общин (менее 10 тыс. чел.) насчитывается во Франции, Италии, Бельгии, Республике Беларусь, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и других странах.
Таким образом, с учётом всех субэтнических и частично ассимилированных групп, всего на Земле проживает до 6 млн грузин.
Азербайджанская диаспора - крупнейшая из диаспор всех кавказских народов. По разным оценкам, она достигает 33 млн чел. [4].
В самом Азербайджане проживают около 8.2 млн представителей титульной нации (с учётом талышей, численность азербайджанцев здесь составляет не более 7 млн чел.).
Азербайджанцы являются вторым по численности этносом в Иране (по самой распространенной оценке - 16 млн чел.) и Грузии (233 тыс. чел.).
Примечательно, что численность азербайджанцев в Иране в 2-3 раза превышает их число на родине. Официальных данных относительно этнической структуры населения Ирана нет. По минимальной оценке, они составляют 16% населения Ирана, а это 13 млн чел. Живут компактно, преимущественно в 4 провинциях: Западный и Восточный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан [4].
Различные источники дают оценки, которые имеют широкий диапазон и варьируются от 12 до 30 млн чел., т.к. невозможно точно посчитать численность азербайджанцев в Иране, то примем усредненную цифру в 21 млн чел.
Следующая по численности община сосредоточена в России: 603 тыс. чел., по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. (на 18 тыс. чел. меньше, чем в 2002 г.). При этом 22% азербайджанцев России проживают в Дагестане (в Дербенском районе они составляют до 60% насе-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
ления), 13% - в Москве и Московской области, ещё 7% - в Тюменской области (включая ЯНАО и ХМАО), в целом данный этнос, как и армянский, расселен дисперсно на территории России. По неофициальным оценкам, в России проживают до 2 млн азербайджанцев [4].
В Грузии, как было сказано, азербайджанцы с численностью 233 тыс. чел. (на 2014 г.) являются вторым этносом. Они проживают в основном в двух краях: Квемо-Картли (78%) на юге и Кахетии на востоке (13%), т.е. в приграничных с Азербайджаном краях. Однако здесь также их число сократилось: с 2002 г. на 51 тыс. чел. Основная причина
- возвращение на родину.
Крупные азербайджанские общины есть в Турции и Афганистане. В Турции насчитывается до 800 тыс. этнических азербайджанцев, проживающих на востоке страны, преимущественно в Ыгдыре и Карсе [4].
Что касается Афганистана, то по данным этой страны, носителей азербайджанского языка здесь 50 тыс. чел., однако, по неофициальной оценке, их до 260 тыс. чел., это в основном этническая группа - кызылбаши (авшары). Они выделяются в азербайджанский этнос по лингвистическим причинам.
Большие азербайджанские диаспоры есть в разных странах мира: в Казахстане - 114 тыс. чел. (оценка на 2021 г.), Бразилии - 75 тыс., Афганистане - 50 тыс., Украине - 45 тыс. (перепись 2001 г.), во Франции и Швеции - по 40 тыс., Туркмении
- 33 тыс. чел. [4].
Более 10 тыс. азербайджанцев насчитывают общины в Киргизии, Германии, Великобритании, США, Нидерландах, Австралии.
Таким образом, всего в мире (по приблизительным оценкам) 33 млн азербайджанцев, хотя сами они утверждают, что только диаспора насчитывает 50 млн чел., т.е. всего их в мире - более 58 млн чел. [4].
Абхазская диаспора насчитывает до 200 тыс. чел, численность абхазов в самой Абхазии -122 тыс. чел. (на 2011 г.) [3].
Абхазы проживают в 52 странах мира, однако имеют большие общины лишь в нескольких странах, крупнейшая - в Турции (до 40 тыс. чел.).
В России абхазов всего 11 тыс. чел. (на 2010 г.), их основные ареалы - Северный Кавказ, Москва и Санкт-Петербург [3].
Абхазская диаспора в Сирии превышает 7 тыс. чел., в Грузии - 3 тыс. (живут в основном в Аджарии, Тбилиси и крае Самегрело-Верхняя Сванетия). Также абхазы есть в Иордании, Ливане, Украине, Египте, США и странах Западной Европы [3].
Численность осетин в мире превышает численность абхазов: всего в мире насчитывается до 0.7 млн осетин [13].
При этом в Республике Южная Осетия титульная нация составляет чуть более 48 тыс. чел. (на 2014 г.), а в Республике Северная Осетия
- 460 тыс. чел. (на 2010 г.).
Всего же в России по переписи 2010 г. насчитывается 528 тыс. осетин, которые живут в основном на Северном Кавказе, в Москве и Московской области.
Вторая по численности осетинская диаспора сосредоточена в Турции (до 46 тыс. чел.), третья
- в Грузии (14 тыс. чел.). Основные ареалы в Грузии - края Шида-Картли, Кахетия и Тбилиси.
Так же осетинские общины есть в Узбекистане, Туркмении, Казахстане, Киргизии, Азербайджане, Сирии, Франции, Украине, Республике Беларуси, США, Канаде и других странах [13].
Таким образом, национальные диаспоры являются важными игроками на международной арене. Диаспора может способствовать реализации внешнеполитических целей государства, а также поддержке собственного государства. Так, например, после армяно-азербайджанского конфликта 2020 г. армянская диаспора оказала финансовую помощь для Нагорного Карабаха, собрав 10.5 млн долларов. Это не единичный пример: армянская и еврейская диаспоры организуют ежегодный сбор средств и гуманитарной помощи для своей родины. В среднем данные сборы набирают по 10 млн долларов в год. Существует также фонд поддержки азербайджанской диаспоры, а в Москве работает штаб по поддержке грузинских соотечественников. Помимо финансовой и материальной ценности, диаспоры приносят интеллектуальный, политический, социальный и культурный капитал, связывающий родное государство с принимающим государством во всем мире. В таких странах, как Армения и Израиль существуют программы по репатриации своих соотечественников. В Армении Министерство диаспоры ежегодно организует молодёжную программу «Шаг к дому», по которой армяне со всего мира в возрасте 13-18 лет проводят 2 недели в Армении, проходят курсы армянского языка, песен и танцев, посещают достопримечательности, музеи и т.д. [1].
Важное значение имеют мероприятия (съезды, форумы, конференции и т.д.), которые ставят и реализуют конкретные цели и задачи. Например, сохранение национальной самобытности (языка, культуры, традиций), оказание взаимной социальной поддержки (юридическая помощь, трудоустройство, возвращение на родину), разработка учебных программ для привлечения студентов и т.д.
Список литературы:
[1] Армянская диаспора. Ежегодник / под ред. Г. Акопян. - Ереван: Министерство диаспоры Республики Армения, 2012. - 532 с.
[2] Бериашвили Л.К. Грузины. - М.: Наука, 2015. - 813 с.
[3] Государственное информационное агентство Республики Абхазия [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.apsnypress.info/ (дата обращения: 13.12.21).
[4] Государственный комитет статистики Азербайджана [Электронный ресурс] / Численность населения, этнический и конфессиональный состав. - Режим доступа: https://www.stat.gov. az/source/demoqraphy/?lang=en (дата обращения: 13.12.21).
[5] Джангозян С. Об определении понятия «диаспора». - Ереван: Вестник Ереванского ун-та. Международные отношения. Политология, 2012.
- С. 64-73.
[6] Кондратьева Т.С. К вопросу о понятии «диаспора». - ИНИОН РАН. - 2009. - № 4. - С. 18.
[7] Левин З.И. Менталитет диаспоры. - М.: Крафт+, 2001. - 170 с.
[8] Мень А.В. Библиологический словарь: в 3 т. - М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. - Т. 1. -602 с.
[9] Национальная статистическая служба Республики Армения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.armstat.am/file/ doc/99526823.pdf (дата обращения: 13.12.21).
[10] Национальная служба статистики Грузии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.geostat.ge/index.php?action=0&lang=eng (дата обращения: 13.12.21).
[11] Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. - М.: ИС РАН, 2003. - 340 с.
[12] Полоскова Т.В. Современные диаспоры. Современные диаспоры (внутриполитические и международные аспекты). - М.: Научная книга, 2002. - С. 199.
[13] Управление государственной статистики Республики Южная Осетия [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://ugosstat.ru/ (дата обращения: 13.12.21).
Spisok literatury:
[1] Armyanskaya diaspora. Ezhegodnik / pod red. G. Akopyan. - Erevan: Ministerstvo diaspory Respubliki Armeniya, 2012. - 532 s.
[2] Beriashvili L.K. Gruziny. - M.: Nauka, 2015.
- 813 s.
[3] Gosudarstvennoe informacionnoe agent-stvo Respubliki Abhaziya [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.apsnypress.info/ (data obrashcheniya - 13.12.21).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
[4] Gosudarstvennyj komitet statistiki Azerba-jdzhana [Elektronnyj resurs] // Chislennost' nasele-niya, etnicheskij i konfessional'nyj sostav. - Rezhim dostupa: https://www.stat.gov.az/source/demoqra-phy/?lang=en (data obrashcheniya - 13.12.21).
[5] Dzhangozyan S. Ob opredelenii ponyatiya «diaspora». - Erevan: Vestnik Erevanskogo universi-teta. Mezhdunarodnye otnosheniya. Politologiya, 2012. - S. 64-73.
[6] Kondrat'eva, T. S. K voprosu o ponyatii «diaspora». - INION RAN. - 2009. № 4. - S. 18.
[7] Levin Z.I. Mentalitet diaspory. - M.: Kraft+ , 2001. - 170 s.
[8] Men' A.V. Bibliologicheskij slovar': v 3 t. - M.: Fond im. Aleksandra Menya, 2002. - T. 1. - 602 s.
[9] Nacional'naya statisticheskaya sluzhba Respubliki Armeniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim
dostupa: https://www.armstat.am/file/doc/99526823. pdf (data obrashcheniya: 13.12.21).
[10] Nacional'naya sluzhba statistiki Gruzii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.geo-stat.ge/index.php?action=0&lang=eng (data obrashcheniya: 13.12.21).
[11] Popkov V.D. Fenomen etnicheskih diaspor.
- M.: IS RAN, 2003. - 340 s.
[12] Poloskova T.V. Sovremennye diaspory. Sovremennye diaspory (vnutripoliticheskie i mezhdunarodnye aspekty). - M.: Nauchnaya kniga, 2002.
- S. 199.
[13] Upravlenie gosudarstvennoj statistiki Respubliki YUzhnaya Osetiya [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://ugosstat.ru/ (data obrashcheniya - 13.12.21).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021