Научная статья на тему 'ДИАЛОГИЗМ И СИМВОЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ: К 70-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА А.И. ПИГАЛЕВА'

ДИАЛОГИЗМ И СИМВОЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ: К 70-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА А.И. ПИГАЛЕВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
ДИАЛОГИЗМ / КРИЗИС КУЛЬТУРЫ / МЕТАФИЗИКА / НИГИЛИЗМ / ПОСТМОДЕРН / СОЦИОЛОГИЯ СИМВОЛА / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яворский Дмитрий Ромуальдович

В статье представлен обзор научной деятельности профессора ВолГУ, доктора философских наук Пигалева Александра Ивановича. Показаны основные этапы эволюции его философских взглядов, дается краткая характеристика основных научных трудов - монографий «Философский нигилизм и кризис культуры», «Культура как целостность: (Методологические аспекты)», «Призрачная реальность культуры: (Фетишизм и наглядность невидимого)», «Апокалиптика постмодерна». Продемонстрированы результаты работы А.И. Пигалева по переводу и популяризации идей немецко-американского философа-диалогиста Ойгена Розенштока-Хюсси. Особо подчеркивается новаторский характер «социологии символа» - подхода к анализу категорий культуры (таких как Бытие, Бог, Природа, Дух), реализованного А.И. Пигалевым в статьях, опубликованных в двухтомной энциклопедии «Культурология», и в культурфилософской дилогии, состоящей из монографий «Культура как целостность» и «Призрачная реальность культуры». В конце дается перечень наиболее важных научных трудов А.И. Пигалева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGISM AND SYMBOLISM IN MODERN CULTURAL AND PHILOSOPHICAL DISCOURSE: TO THE 70TH ANNIVERSARY OF PROFESSOR A.I. PIGALEV

The article presents an overview of the scholar activities of Professor Alexander Ivanovich Pigalev. The main stages of the evolution of his philosophical views are shown, a brief description of the main works - monographs “Philosophical nihilism and the crisis of culture”, “Culture as totality: (Methodological aspects)”, “The spectral reality of culture: (The fetishism and the apparencyof an invisibility)”, “Postmodern Apocalypticism” is given. The results of A.I. Pigalev’s work on the translation and popularization of the ideas of the German- American philosopher-dialogist Eugen Rosenstock-Huessy are demonstrated. The innovative nature of the “sociology of the symbol” - an approach to the analysis of cultural categories (such as Being, God, Nature, Spirit), implemented by A.I. Pigalev in articles published in the two-volume encyclopedia “Cultural Studies” and in the cultural philosophical dilogy, consisting of monographs “Culture as integrity” and “The spectral reality of culture”, is particularly emphasized. At the end, a list of the most important scholar works of A.I. Pigalev is given.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГИЗМ И СИМВОЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ: К 70-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА А.И. ПИГАЛЕВА»

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.1.1

UDC 130.2 LBC 87.3(2)

Submitted: 17.03.2022 Accepted: 15.04.2022

DIALOGISM AND SYMBOLISM IN MODERN CULTURAL AND PHILOSOPHICAL DISCOURSE: TO THE 70th ANNIVERSARY OF PROFESSOR A.I. PIGALEV

Dmitriy R. Javorskiy

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article presents an overview of the scholar activities of Professor Alexander Ivanovich Pigalev. The main stages of the evolution of his philosophical views are shown, a brief description of the main works -monographs "Philosophical nihilism and the crisis of culture", "Culture as totality: (Methodological aspects)", "The spectral reality of culture: (The fetishism and the apparency of an invisibility)", "Postmodern Apocalypticism" is given. The results of A.I. Pigalev's work on the translation and popularization of the ideas of the German-American philosopher-dialogist Eugen Rosenstock-Huessy are demonstrated. The innovative nature of the "sociology of the symbol" - an approach to the analysis of cultural categories (such as Being, God, Nature, Spirit), implemented by A.I. Pigalev in articles published in the two-volume encyclopedia "Cultural Studies" and in the cultural philosophical dilogy, consisting of monographs "Culture as integrity" and "The spectral reality of culture", is particularly emphasized. At the end, a list of the most important scholar works of A.I. Pigalev is given.

Key words: dialogism, cultural crisis, metaphysics, nihilism, postmodernism, sociology of symbol, philosophy of culture.

Citation. Javorskiy D.R. Dialogism and Symbolism in Modern Cultural and Philosophical Discourse: To the 70th Anniversary of Professor A.I. Pigalev. Logos et Praxis, 2022, vol. 21, no. 4, pp. 5-10. (in Russian). DOI: https://doi.org/ 10.15688/lp.jvolsu.2022.1.1

УДК 130.2 Дата поступления статьи: 17.03.2022

ББК 87.3(2) Дата принятия статьи: 15.04.2022

ДИАЛОГИЗМ И СИМВОЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ: К 70-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА А.И. ПИГАЛЕВА

Дмитрий Ромуальдович Яворский

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлен обзор научной деятельности профессора ВолГУ, доктора философских наук Пигалева Александра Ивановича. Показаны основные этапы эволюции его философских взглядов, дается краткая характеристика основных научных трудов - монографий «Философский нигилизм и кризис культуры», «Культура как целостность: (Методологические аспекты)», «Призрачная реальность культуры: (Фетишизм и наглядность невидимого)», «Апокалиптика постмодерна». Продемонстрированы результаты ^ работы А.И. Пигалева по переводу и популяризации идей немецко-американского философа-диалогиста Ойгена Розенштока-Хюсси. Особо подчеркивается новаторский характер «социологии символа» - подхода р; к анализу категорий культуры (таких как Бытие, Бог, Природа, Дух), реализованного А.И. Пигалевым в стать-^ ях, опубликованных в двухтомной энциклопедии «Культурология», и в культурфилософской дилогии, состо-| ящей из монографий «Культура как целостность» и «Призрачная реальность культуры». В конце дается а перечень наиболее важных научных трудов А.И. Пигалева.

^ Ключевые слова: диалогизм, кризис культуры, метафизика, нигилизм, постмодерн, социология сим© вола, философия культуры.

Цитирование. Яворский Д. Р. Диалогизм и символизм в современном культурфилософском дискурсе: к 70-летию профессора А.И. Пигалева // Logos et Praxis. - 2022. - Т. 21, N° 1. - С. 5-10. - DOI: https://doi.org/ 10.15688/lp.jvolsu.2022.1.1

В 2022 г. отметил юбилей доктор философских наук, профессор Александр Иванович Пигалев, в настоящее время работающий ведущим научным сотрудником кафедры философии и теории права Волгоградского государственного университета.

А.И. Пигалев родился 7 января 1952 г. в Волгограде. Начало его научного пути связано с физическим факультетом Горьковского государственного университета (ныне Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского), куда Александр Иванович поступил в 1969 году. Уже в студенческие годы в его судьбе произошел философский поворот: дипломная работа выпускника физфака была посвящена философским проблемам естествознания, а преподавательская деятельность А.И. Пигалева началась на кафедре философии Горьковского университета. В 1976 г. он поступил в аспирантуру философского факультета МГУ, где продолжил исследования в области идеологических импликаций естествознания и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-идеологические основания естественнонаучного теоретического знания». В 1979 г. Александр Иванович вернулся в Волгоград, где работал сначала на кафедре философии Волгоградского политехнического института, а с 1983 г. начал преподавать в только что основанном Волгоградском государственном университете. В это время А.И. Пигалев работает над докторской диссертацией, посвященной феномену философского нигилизма. Диссертация «Нигилизм и проблема кризиса культуры в современной западной философии» была защищена в Институте философии РАН в 1993 году. Двумя годами ранее, в 1991 г., вышла первая монография Александра Ивановича «Философский нигилизм и кризис культуры» [Пигалев 1991].

Выход этой работы ознаменовал смещение исследовательского интереса А.И. Пига-лева на область истории философии и философии культуры. Но еще важнее представляется мировоззренческий поворот. Хотя в це-

лом первая монография выдержана в традициях отечественной версии марксизма (философские события XX в. объясняются в ней трансформациями в социальных практиках современного буржуазного общества), однако в выводах монографии уже намечен выход за рамки привычных идеологем того времени. А.И. Пигалев видит причины кризиса культуры и кризиса философской мысли в новой ситуации, связанной с утратой современным человеком понимания смысла собственной деятельности и утратой им эпистемологического контроля над ней: «Речь идет об осознании того факта, что смысл результатов человеческого действия выходит за пределы понимания индивида, его целей, интересов, потребностей. Невозможность соотнесения со всеобщей мерой - трансцендентальным субъектом - требует выработки умения изменять человеческую меру в столкновении с продуктами культуры, которые, несмотря на свое "человеческое" происхождение, превышают возможности понимания индивида (имеется в виду, конечно, не их непознаваемость, а несоизмеримость их способа бытия и классической рациональности)» [Пигалев 1991, 134]. Глубокое влияние на философский инструментарий А.И. Пигалева в этот период оказали идеи М.К. Мамардашвили [Мамардашвили, Соловьев, Швырёв 1972]. Мысль об утрате субъектом классического рационализма контроля над реальностью, прежде всего социальной, нередко звучала в его публичных лекциях. Одну из своих последующих монографий Александр Иванович посвятил памяти Мераба Мамардашвили, «проложившего путь» новым трактовкам культуры и социальности [Пигалев 2003].

Все это подготовило почву для обращения А.И. Пигалева к проблематике религиозной философии, для которой осознание пребывания человека перед лицом непознаваемого, неконтролируемого, таинственного - норма мышления. В начале 1990-х гг. уже переиздавалось множество трудов русских философов Серебряного века, широко издавались западноевропейские религиозные философы-экзи-

стенциалисты, неотомисты. Однако Александр Иванович (будучи знатоком русской религиозной философии - ей посвящен ряд его статей, а также спецкурс, который читался на факультете философии и социальных технологий Волгоградского университета) выбрал направление, которое было тогда мало известно в России - диалогизм, а среди его представителей, пожалуй, наименее известного -немецко-американского мыслителя Ойгена Розенштока-Хюсси. А.И. Пигалев опубликовал два сборника переводов этого автора: «Бог заставляет нас говорить» и «Язык рода человеческого», принял участие в переводе книги «Великие революции» («Out of Revolution»). Важным вкладом в осмысление и популяризацию идей философа-диалогиста стал учебник «Культурология», подготовленный Александром Ивановичем на основе курса лекций, прочитанных в Волгоградском государственном университете [Пигалев 2006]. В это время (с 1993 г.) А.И. Пигалев становится заведующим кафедрой культурологии и истории философии ВолГУ, под его научным руководством ведут исследования и защищают диссертации аспиранты и докторанты.

Результаты исследований А.И. Пигале-ва в области философии культуры представлены в статьях, вошедших в двухтомную энциклопедию «Культурология» (всего им опубликовано в энциклопедии 46 статей) [Культурология 2007], а также в культурфилософской дилогии «Культура как целостность» и «Призрачная реальность культуры». В этих работах Александр Иванович реализовал разработанный им подход к анализу культуры -социологию символа. Этот подход вобрал в себя принцип социальный редукции, содержащийся еще в монографии «Философский нигилизм и кризис культуры». Глядя сквозь призму социологии символа, А.И. Пигалев предлагает толковать религиозную, философскую, научную и иную символику как «превращенные формы» социальных процессов с учетом эффекта «обратной связи»: речь идет не только о том, что социальные процессы, ускользающие от понимания субъекта, кристаллизуются в его сознании в виде символов (Бог, Природа, Бытие, Личность, Дух и т. п.), но и о том, что сами эти символы оказывают влияние на социальные процессы. Как пишет сам автор:

«Согласно предлагаемому подходу, то, с помощью какой системы символов формализуется и осмысляется действительность, не является чем-то необъяснимым, обусловливается не структурами души, таящимися в ее загадочных глубинах, а конфигурациями (диспозициями) системы межличностных отношений» [Пигалев 2001, 19-20]. Особое внимание Александр Иванович уделяет феномену языка, философский анализ которого в концентрированном виде реализует задачи социологии символа.

Развивая свою культурфилософскую концепцию, А.И. Пигалев продолжил обогащать собственный методологический инструментарий идеями современных мыслителей. В этот период его особенно интересует фундаментальная антропология Рене Жирара и оригинальная эпистемология Грегори Бейтсона. Концепция Р. Жирара позволила уточнить связь религиозных практик, в частности жертвоприношения, со структурой метафизики в контексте ее критики [Жирар 2000]. Холистическая концепция Г. Бейтсона, а также теория систем в целом позволили интерпретировать феномены культуры как системные эффекты общественных отношений [Бейтсон 2000].

После выхода книги «Призрачная реальность культуры» А.И. Пигалев сфокусировал внимание на критическом анализе западноевропейской философии как метафизики, на порожденных ею культуре модерна и процессе глобализации, а также на современных концепциях «управления реальностью». В четвертой монографии «Апокалиптика постмодерна», а также в статьях, опубликованных и продолжающих публиковаться в различных российских и зарубежных журналах (см. избранную библиографию), Александр Иванович показывает, что культура модерна и релевантная ей философия (остающаяся, несмотря на самокритику, в структуре метафизики) реализуют локальный проект, декларирующий свой универсальный характер. Трансляция этого локального культурного проекта в иные культурные очаги вызывает сложные и противоречивые эффекты, которые можно охарактеризовать как кризисные. Как пишет сам А.И. Пи-галев, настоящий кризис культуры «возник только перед лицом реально осуществляющегося процесса глобализации» [Пигалев 2012, 6].

То есть в процессе глобализации происходит не только взаимное обогащение культур (как хотелось бы представить дело убежденным глобалистам), но и деформация культур-реципиентов. В статьях, опубликованных за несколько последних лет, деконструируются некритически транслируемые универсалистско-гуманистические мифы модерна, показывается, что современное состояние европейской культуры представляет собой предел эволюции «модерна».

Коллеги желают Александру Ивановичу творческого долголетия и ожидают новых идей, текстов, побуждающих к размышлению и вдохновляющих на философское творчество.

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ А.И. ПИГАЛЕВА

Монографии

1. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 150 с.

2. Культура как целостность: (Методологические аспекты). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. 464 с.

3. Призрачная реальность культуры: (Фетишизм и наглядность невидимого). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 354 с.

4. Апокалиптика постмодерна. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. 231 с.

Переводы

1. Розеншток-Хюсси О. Бог заставляет нас говорить. М.: Канон+, 1997. 288 с.

2. Розеншток-Хюсси О. Избранное: Язык рода человеческого. М.; СПб.: Унив. кн., 2000. 608 с.

3. Терещенко М. Такой хрупкий покров человечности: Банальность зла, банальность добра. М.: РОССПЭН, 2010. 303 с.

Статьи

1. Рене Жирар и Мартин Хайдеггер: о смысле преодоления метафизики // Вопросы философии. 2001. 10. С. 152-168.

2. Поток желания и сеть реальности // Вестник Волгоградского государственного уни-

верситета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2003. № 3 (3). С. 77-87.

3. Бог и обратная связь в сетевой парадигме Грегори Бейтсона // Вопросы философии. 2004. 6. С. 148-159.

4. Глобализационные процессы в свете новых подходов к анализу культуры // Вестник Волгоградского государственного университета. 2005. № 2 (11). С. 22-31.

5. Гедонистическая магия против психологии аддиктивного поведения // Мир психологии. 2008. № 4 (56). С. 13-23.

6. Знак и психика: виртуальная прагматика постмодернистских психотехник // Мир психологии. 2008. № 2 (54). С. 26-37.

7. Образ и смысл // Мир психологии. 2009. № 4 (60). С. 119-130.

8. Категория формы как инструмент исследования мышления // Мир психологии. 2009. № 2 (58). С. 171-181.

9. Тема творчества в сценариях конца истории // Мир психологии. 2010. № 2 (62). С.25-37.

10. Магия осознанного намерения в современных стратегиях управления реальностью // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 36-46.

11. Постмодернистская апокалиптика как упреждающее обновление цивилизационного проекта // Вопросы философии. 2011. № 5. С.30-40.

12. Социальная самоорганизация, синергетика и конец истории // Мир психологии. 2011. № 2 (66). С. 38-51.

13. Социальное пространство и культура: философские аспекты // Мир психологии. 2012. № 4 (72). С. 30-41.

14. Модернизация и человек // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 3 (18). С. 36-44.

15. Культура и целерациональность // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 3 (18). С. 36-44.

16. Деконструкция денег и постмодернистская концепция человека // Вопросы философии. 2012. № 8. С. 50-60.

17. Эзотерическая метаистория между секретностью и разоблачением иллюзорнос-

ти реальности // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 63-74.

18. Знание и образование при переходе от модерна к постмодерну // Мир психологии. 2013. № 3 (75). С. 15-28.

19. Искусственные языки экономического человека и закон необходимого разнообразия // Мир психологии. 2014. № 2 (78). С.213-224.

20. The Universal Harmony Theory from Pithagoreanism to Early European Science and Beyond // Existentia. 2014. T. 24, № 1-2. С. 99-122.

21. Память в социокультурном контексте: философские аспекты // Мир психологии. 2015. № 2 (82). С. 167-179.

22. Метафора пространства в замкнутой системе // Мир психологии. 2015. № 4 (84). С.19-31.

23. Физика и экономика: о принципах сохранения в научно-исследовательских программах // Эпистемология и философия науки. 2015. Т. 45, № 3. С. 167-183.

24. Философия языкового планирования в программах идеологического обоснования модерна // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2015. № 3 (29). С. 18-29.

25. Концепция транскультурации как теоретическая рамка дискурса «наука и религия» // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 33. № 4. С. 228-246.

26. Игры экономического человека и конкурентная среда постмодерна // Вопросы философии. 2015. № 6. С. 189-200.

27. Системные эффекты во взаимодействии я-образа с социальной средой // Мир психологии. 2016. № 3 (87). С. 27-39.

28. The Overcoming of Aristotelianism by the Nominalist Movement as a Prerequisite for Modernity // Existentia. 2016. № 1-2. С. 141185.

29. Аристотелевский фон «номиналистической революции» и философские основания европейской рациональности // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности : материалы Моск. междунар. конф. по Аристотелю. М.: Аквилон, 2017. С. 555-571.

30. О некоторых философских аспектах современных концепций снятия неопределен-

ности // Мир психологии. 2017. № 3 (91). С.129-140.

31. Философия риторики и принципы культуры // Мир психологии. 2017. № 4 (92). С. 48-61.

32. Метафизика как структурная модель состояния редкости и постметафизические символические экономии // Вопросы философии. 2018. № 4. С. 16-26.

33. Метафизика как глобальная онтология изолированной системы // Метафизика.

2018. № 3 (29). С. 109-123.

34. Василий Кандинский и Арнольд Шёнберг: предвосхищение постмодерна в искусстве // Logos et Praxis. 2018. Т. 17, № 2. С. 26-35. DOI: https://doi.Org/10.15688/lp.jvolsu.2018.2.3

35. Философский дискурс и динамика символической власти в межкультурных контекстах // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология.

2019. Т. 5 (71), № 2. С. 40-51.

36. Contextualizing Rosenzweig's and Levinas' Notion of the Other by Derrida's Construal of Difference // RUDN Journal of Philosophy.

2020. Vol. 24, no. 3. P. 379-397.

37. Репрезентация после модерна: от «другого начала» Хайдеггера к «посланию» Деррида // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 85-96.

38. Границы визуального режима модерна: синкретические образы рядом с единообразием видения // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 1 (23). С. 12-30.

39. Структуры понятийной репрезентации и символический обмен: новые контексты истолкования Марксом системных эффектов // Logos et Praxis. 2020. Т. 19, № 4. С. 520. DOI: https ://doi.org/10.15688/lp .jvolsu.2020.4.1

40. Икона как визуализация невидимого и основания суверенной власти // Визуальная теология. 2020.№ 2. С. 105-123.

41. Достоевский и Ницше о преодолении нигилизма // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 63. С. 285-293.

42. Премудрость Божия как вечная женственность: Данте и Вл.С. Соловьев о софий-ном единстве // Соловьевские исследования.

2021. № 4 (72). С. 54-69.

43. Иконоборчество как предмет визуальной теологии // Визуальная теология. 2021.

№ 2 (5). С. 11-24.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Бейтсон 2000 - Бейтсон Г. Экология разума: избр. ст. по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М.: Смысл, 2000.

Жирар 2000 - Жирар Р. Насилие и священное. М.: НЛО, 2000.

Культурология 2007 - Культурология. Энциклопедия. В 2 т. М.: РОССПЭН, 2007.

Мамардашвили, Соловьев, Швырёв 1972 - Мамар-дашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырёв В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972. С. 28-94.

Пигалев 1991 - Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Са-рат. ун-та, 1991.

Пигалев 2001 - Пигалев А.И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.

Пигалев 2003 - Пигалев А.И. Призрачная реальность культуры: (Фетишизм и наглядность невидимого). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.

Пигалев 2006 - Пигалев А.И. Культурология: учебник. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. Пигалев 2012 - Пигалев А.И. Апокалиптика постмодерна. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bateson G., 2000. Ecology of Mind: Selected Articles on Anthropology, Psychiatry and Epistemology. Moscow, Smysl Publ. Girard R., 2000. Violence and the Sacred. Moscow,

Novoye literaturnoye obozreniye Publ. Cultural Studies. Encyclopedia. In 2 Vols., 2007.

Moscow, ROSSPEN Publ. Mamardashvili M., Solovyov E., Shvyryov V., 1972. Classics and Modernity: Two Epochs in the Evolution of Bourgeois Philosophy. Philosophy in Modern World. Philosophy and Science. Moscow, Nauka Publ., pp. 28-94. Pigalev A., 1991. Philosophical Nihilism and the Crisis

of Culture. Saratov, Izd-vo Sarat. un-ta. Pigalev A., 2001. Culture as Totality: (Methodological

Aspects). Volgograd, Izd-vo VolGU. Pigalev A., 2003. The Spectral Reality of Culture: (The Fetishism and the Apparency of an Invisibility). Volgograd, Izd-vo VolGU. Pigalev A., 2006. Cultural Studies: Textbook.

Volgograd, Izd-vo VolGU. Pigalev A., 2012. Postmodern Apocalypticism. Volgograd, Izd-vo VolGU.

Information About the Author

Dmitriy R. Javorskiy, Doctor of Sciences (Philosophy), Associate Professor, Professor, Department of Philosophy and Theory of Law, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, d.r.yavorsky@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9198-4847

Информация об авторе

Дмитрий Ромуальдович Яворский, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и теории права, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, d.r.yavorsky@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9198-4847

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.