Научная статья на тему 'Диалогичность воспитания в наследии Я. Корчака: реализация в мировой практике'

Диалогичность воспитания в наследии Я. Корчака: реализация в мировой практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
Я. КОРЧАК / ДИАЛОГИЧНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвалдин Александр Юрьевич

В статье раскрывается идея диалогичности воспитания как одной из ведущих в педагогическом наследии Я.Корчака. Обосновывается актуальность идеи диалогичности воспитания в современной теории и практике воспитания. Автор приводит примеры развития и реализации идеи диалогичности воспитания Я.Корчака в отечественной и мировой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалогичность воспитания в наследии Я. Корчака: реализация в мировой практике»

УДК 37.022

ДИАЛОГИЧНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ В НАСЛЕДИИ Я. КОРЧАКА: РЕАЛИЗАЦИЯ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

Гвалдин А.Ю., аспирант Ростовского государственного экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

В статье раскрывается идея диалогичности воспитания как одной из ведущих в педагогическом наследии Я.Корчака. Обосновывается актуальность идеи диалогичности воспитания в современной теории и практике воспитания. Автор приводит примеры развития и реализации идеи диалогичности воспитания Я.Корчака в отечественной и мировой практике.

Ключевые слова: Я.Корчак, диалогичность воспитания, межкультурный диалог, инклюзивное образование.

DIALOGIC EDUCATION IN J.KORCZAK'S HERITAGE: IMPLEMENTATION IN THE WORLD PRACTICE

Gvaldin A. Rostov State University University of Economics (RINH), Rostov-on-Don

The article reveals the idea of dialogic education as one of the leading in the pedagogical heritage of J.Korczak. The urgency of the idea of dialogic education in modern theory and practice of upbringing is substantiated. The author gives examples of the development and realization of the idea of dialogue education of J.Korczak in the domestic and world pedagogy.

Keywords: J.Korczak, dialogue education, intercultural dialogue, inclusive education.

В июле 2018 года исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося польского педагога-гуманиста, писателя, общественного деятеля Януша Корчака (1878 - 1942). Уникальная воспитательная система польского педагога, разработанная и реализованная в учреждениях «Дом сирот» и «Наш Дом», вошла в золотой фонд не только европейской, но и мировой педагогики. Неслучайно, что 1978 год, ознаменовавший столетие со дня рождения педагога-гуманиста, был объявлен Организацией Объединенных Наций по

вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) годом Я.Корчака.

Я.Корчаку приходилось работать и создавать свою педагогическую систему в сложных социально-политических условиях: цивилизационный и антропологический кризис, вылившийся в две Мировые войны; существование сиротских учреждений педагога-гуманиста на фоне антисемитизма, воплотившегося в массовое уничтожение евреев. Пожалуй, больших социальных потрясений, которые испытал на своем веку Я.Корчак, не приходилось пережить ни одному другому педагогу с мировым именем. Я.Корчак внес огромный вклад в защиту прав детей, утверждая незыблемость права ребенка на уважение, на сегодняшний день, на ошибку, права быть самим собой, активно участвовать в собственном воспитании. Выступая за защиту прав и свобод детей в своих работах, Я.Корчак фактически предвосхитил положения

Женевской декларации о правах детей (1924) и декларации прав ребенка ООН (1959).

В основном исследования наследия Я.Корчака посвящены таким проблемам как гуманизация воспитания, детское

самоуправление, права детей, демократизация школьной жизни. Однако проблема диалогичности воспитания в педагогическом наследии Я.Корчака не нашла целостного отражения в диссертационных исследованиях, монографиях и статьях. На наш взгляд, именно диалог является стержневым элементом педагогики Я.Корчака. Диалог это не только системный элемент, на котором основываются методы, формы и средства воспитания, но прежде всего сама суть, философско-педагогическая метаидея воспитательной системы Я.Корчака. Конечно, понятие диалогичности воспитания не встречается в работах педагога-гуманиста, но его наследие позволяет наполнить это понятие новыми смыслами. На основе анализа педагогического наследия Я.Корчака мы выделили следующие трактовки диалогичности воспитания:

1. Диалогичность воспитания -принцип воспитания, при котором воспитание рассматривается как субъект-субъектный смысло-поисковый творческий процесс, основанный на принятии и уважении педагогом личности воспитанника, равноправии, со-бытии.

2. Диалогичность воспитания -профессионально-личностная, мировоззренческая позиция педагога,

9

10

отражающая способность к организации диалога с воспитанниками, внутреннего диалога, рефлексии собственной

педагогической деятельности.

3. Диалогичность воспитания -характеристика воспитательных технологий, направленных на формирование способности понимать Другого, ценности его культуры, религии, народа [1].

Педагогическое наследие Я.Корчака, став мировым достоянием, получило распространение далеко за пределами его родной Польши. На сегодняшний день по всему миру существуют десятки организаций имени Я.Корчака, которые не только изучают его наследие, но и воплощают идеи педагога в реальность. Каждая из организаций по-своему реализует идею диалогичности воспитания польского педагога-гуманиста, вкладывая в это понятие новое содержание и разрабатывая оригинальные формы организации диалога. В этой статье мы рассмотрим специфические особенности реализации диалогичности воспитания педагогами, учеными,

общественными организациями в современной воспитательной практике.

Российское общество Януша Корчака, образованное в 1991 году, является одной из старейших организаций в мире, направленных на распространение и внедрение идей польского педагога. Ярким примером того, как идея диалогичности воспитания работает на практике в России, выступает корчаковский летний лагерь «Наш Дом», существование которого насчитывает уже более чем 25-летнюю историю. Корчаковский лагерь «Наш Дом» - это международная площадка, объединившая педагогов и детей из России, Голландии, Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Бразилии, США, Украины. Корчаковский лагерь имеет интеграционный характер, заключающийся в том, что в нём проживают совместную жизнь дети из различных по составу и материальной обеспеченности семей, абсолютно здоровые дети и с ограниченными возможностями [2]. Именно поэтому особое внимание в лагере уделяется организации воспитательного пространства, благоприятного

психологического климата в коллективе, диалога вожатый-воспитанник. Для этого организуется подготовка вожатых путем семинаров, в процессе которых они знакомятся с положениями наследия Я.Корчака и с психологией общения. В лагере практикуется

идея Я.Корчака о выстраивании диалога с помощью невербальных методов общения (мимики, жестов, прикосновений),

направленных на установление доверительного контакта с воспитанниками. И.Д.Демакова отмечает, что основными механизмами гуманизации воспитательного интеграционного пространства лагеря является гуманизация его быта, совместной творческой деятельности здоровых детей и детей с ОВЗ, общие эмоциональные переживания [2]. Совместная жизнь детей и вожатых из разных стран, социальных слоев ставит перед необходимостью во взаимопомощи, содействует воспитанию толерантности. Также диалогичность проявляется в анализе вожатыми собственной каждодневной воспитательной деятельности, в постоянном наблюдении за детьми и поиске подходов к тем, кто не сразу адаптировался к условиям лагеря. Вожатые описывают свой опыт работы с детьми в эссе как в свое время Я.Корчак записывал в дневник воспитателя свои успехи и неудачи в воспитании детей.

В Германии к наследию Я.Корчака относятся с высоким интересом, называя педагога-гуманиста «польским Песталоцци» [7]. Это сравнение не случайно, поскольку в начале педагогического пути Я.Корчак изучал опыт И.Г.Песталоцци, и в некоторой степени является его последователем. Заслуги Я.Корчака в педагогике и литературе были отмечены премией Мира немецких книготорговцев 1972 года. Наследие Я.Корчака стало предметом изучения и популяризации в Германии благодаря Э.Даузенроту, А.Хампелю, Ф.Бейнеру, Э.Хеймпель. На сегодняшний день одними из самых крупных академических исследовательских центров по изучению наследия польского педагога являются центры, расположенные в Гисене, Вуппертале и Дюссельдорфе.

Особую роль в популяризации и внедрении идей польского педагога-гуманиста в Германии занимает Европейская академия имени Януша Корчака, созданная в 2009 году. Председатель правления академии - кандидат педагогических наук Станислав Скибинский. С.Скибинский является основателем Санкт-Петербургского общества Я.Корчака и уже долгое время живет в Германии и работает над образовательными проектами, основанными на педагогическом наследии польского педагога-гуманиста. Основные центры академии, в которых реализуются образовательные

11

проекты, расположены в Берлине, Мюнхене, Дуйсбурге. Однако, деятельность академии за годы работы вышла за пределы Германии. Академия, делая упор в своей работе на постсоветские страны, Израиль, США, также успешно реализует свои проекты в Австрии, Бельгии, Великобритании, Польше, Франции. Академия является партнером организации Сохнут (Израиль), а также представляет её в качестве организационной образовательной структуры в Германии.

Проекты Европейской академии по своей сути основаны на идее диалогичности воспитания Я.Корчака и направлены на решение проблем организации диалога взрослых и детей, межкультурного и межконфессионального диалога.

Образовательный проект академии «Мишпаха» (с еврейского - семья) направлен на построение диалога между поколениями в системе педагог-родители-ребенок. С этой целью организуются различные мероприятия, праздники, в процессе которых педагогами, родителями и детьми проживается опыт совместного

взаимодействия, обучения друг у друга. В процессе взаимодействия взрослые и дети находят точки сотрудничества, моменты, в которых они могут поделиться реальным жизненным опытом, научиться чему-либо. Диалогичность воспитания Я.Корчака, подразумевающая взаимовоспитание взрослых и детей, безусловно стоит в основе проекта «Мишпаха». Другой проект академии «Гешер» (с еврейского - мост) направлен на организацию межкультурного и

межконфессионального диалога среди молодежи Германии. Для Германии необходимость межкультурного диалога стала особенно важной в связи с приездом большого числа беженцев, которых тяжелые жизненные ситуации (войны, низкий уровень жизни) сподвигли на этот шаг. Следует отметить, что помимо описанной деятельности Европейской академии Я.Корчака существует проект обмена студентов и ученых из Германии и Польши с целью установления межкультурного диалога и более глубокого изучения и понимания педагогики Я.Корчака [9]. Студенты Германии и Польши обсуждают положения педагогики Я.Корчака и применимость их на практике в своей будущей работе педагогами. Для немецких студентов организуются экскурсии по местам, которые связаны с Я.Корчаком: памятник Умшлагплац - бывшая погрузочная площадь, откуда фашисты вывезли тысячи

евреев и Я.Корчака с детьми в лагерь смерти; мемориал Треблинка на месте одноименного концентрационного лагеря, в печах которого сожгли Я.Корчака и детей. В таких экскурсиях немецкие студенты стали лучше понимать смыслы педагогики Я.Корчака, прочувствовав его мечту о лучшем мире для детей [9].

На наш взгляд, необходимо создание подобных проектов для обмена российских и польских студентов. При этом российские студенты могли бы лучше исследовать наследие Я.Корчака, к которому в России все-таки существует определенный интерес. С другой стороны, польские студенты могли бы познакомиться с наследием представителей русской, советской и нынешней российской педагогической мысли. К тому же Я.Корчак был знаком с концепцией А.С.Макаренко, а также обращался к педагогическим сочинениям Л.Н.Толстого. При том, что у России и Польши исторически сложились непростые отношения, необходимо культурное и научно-педагогическое взаимопроникновение,

организация положительного эмоционально -ценностного диалога среди молодежи двух стран, который смог бы помочь преодолеть политические стереотипы в отношении друг друга.

Педагогическое наследие Я.Корчака активно изучается и популяризируется в США. Так, Ассоциация Я.Корчака США объединила в себе немало педагогов, ученых, исследователей наследия польского педагога. Своей целью ассоциация ставит внедрение идей Я.Корчака в государственные и частные школы. Ассоциация сотрудничает с польскими школами в Нью-Джерси и разрабатывает для них учебные программы, основанные на наследии Я.Корчака. Американские исследователи рассматривают диалогичность не только как принцип воспитания, но и как свойство личности педагога, его

мировоззренческую позицию. С.Эфрон считает важным постулат концепции Я.Корчака о необходимости проявления педагогической любви в диалоге с воспитанниками [6]. Для Я.Корчака педагогическая любовь, этика воспитательных отношений заключается в том, что педагог должен быть примером человеческого достоинства, вызывать доверие у детей, чтобы возродить у них надежду на лучшее будущее. Э.Н.Марвин отмечает, что Я.Корчак предлагал видеть в каждом ребенке целостную личность, поддерживать его как человека, а не только как

12

обучающегося [5]. Именно такой подход необходим в работе с детьми с ОВЗ, которые нуждаются в организации развивающей среды, заботе, любви, а не просто в получении нужных знаний для жизни в обществе. Э.Н.Марвин на основе анализа педагогического наследия Я.Корчака приходит к выводу, что формирование социально-эмоциональной компетентности у детей представляется важным в инклюзивном образовании. Педагог должен помнить не только о развитии интеллектуальной, но и развитии эмоциональной сферы воспитанников, формированию социальных навыков, чтобы дети с ОВЗ могли взаимодействовать со здоровыми детьми, устанавливать с ними дружеские связи, преодолевать возникающие конфликты в общении. Педагог в работе с детьми с ОВЗ своим отношением к ребенку, проявлением доброты, заботы, похвалы, постоянного интереса к личности обеспечивает их нравственное воспитание, мотивирует на собственное развитие, создает веру в успешное будущее. Упор на социально-эмоциональное развитие, нравственное воспитание дает детям с ОВЗ возможность взаимодействовать с другими, успешно учиться, что приводит в дальнейшем к готовности осуществлять трудовую деятельность.

В Южной Америке одной из крупнейших организаций, исследующих и пропагандирующих наследие польского педагога, является Бразильская Ассоциация Януша Корчака. Бразильская Ассоциация Я.Корчака обязана своими успехами в распространении идей педагога-гуманиста, в реализации образовательных проектов профессору А.Жпичковски [8] и президенту организации Т.Новински-Хэйбекорн [4]. В Бразилии идея диалогичности воспитания Я.Корчака воплотилась в жизнь в реализации сетевой образовательной программы организации «Вага Луме», направленной на изучение молодежью своей страны, расширение культурных горизонтов, осознание многообразия народов Бразилии и специфики их отношения к окружающей природе. В рамках программы организуется диалог между педагогами, подростками г.Сан-Паулу и сельских поселений бассейна Амазонки. Эта программа представляет собой диалог - обмен ценностями, идеями, проектами. Диалог городской и сельской молодежи Бразилии способствовал взаимопознанию, развитию социальной активности и ответственности. Мы

считаем, что особую ценность этой образовательной программы представляет диалог культур - сельской и городской молодежи как различных социальных слоев. Такая образовательная программа может быть реализована и в России, где село имеет особое место в истории страны, особый менталитет, обычаи, традиции, в том числе и педагогические традиции.

Таким образом, диалогичность воспитания позволяет уйти от шаблонности, стереотипности в воспитании, создать условия для индивидуализации стиля учебно-воспитательной деятельности, личностной самореализации. Мы видим, что каждый из реализованных проектов, затрагивающих наследие Я.Корчака, отличается

нестандартным подходом, оригинальностью, новыми формами диалога. Каждая из указанных организаций, изучающая наследие Я.Корчака, открывает новые смыслы в идее диалогичности воспитания польского педагога-гуманиста. И.Д.Демакова [2] и Э.Н.Марвин [5] предложили идею применения диалогичности воспитания в инклюзивном образовании, в работе с детьми с ОВЗ на основе наследия Я.Корчака. Большая часть исследователей наследия Я.Корчака поднимают проблему организации межкультурного диалога. Кризис человеческого существования ХХ века - две Мировые войны, огромное количество локальных конфликтов, показал, что межкультурный диалог должен стать важным условием мирного, бесконфликтного существования различных народов.

Актуальным является в наше время и как нам кажется, не перестанет быть таковым никогда следующее утверждение Я.Корчака: «Никакая война не стоит того, чтобы лишать детей их естественного права на счастье. Дети важнее какой бы то ни было политики» [3].

Список источников и литературы:

1. Гвалдин А.Ю. К постановке проблемы диалогичности воспитания в наследии Я.Корчака [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2017. - №2. URL: http ://www. a-factor.ru/archive/item/29-k-postanovke-problemy-dialogichnosti vospitaniya-v-nasledii-ya-korchaka

2. Демакова И.Д. Специфика опытно-экспериментальной работы в условиях инклюзивного образования (из опыта работы c

13

детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в международном корчаковском интеграционном лагере "Наш Дом" (1993-2016). // Педагогическое образование в изменяющемся мире. - 2017. -№. 2. - С. 217-231.

3. Лифтон Б. Д. Король детей // Жизнь и смерть Януша Корчака = The King of Children. The life and death of Janusz Korczak [пер. с англ. И. Гуровой и В. Генкина]. М.: Рудомино. - 2004. - 397 с.

4. Новински-Хэйбекорн Т. «Король детей» в Бразилии [Электронный ресурс] // Российско-американский форум образования: электронный журнал. - 2016. -№2. - Режим доступа: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=aut&aut=2000 238&iid=25

5. Марвин Э.Н. Содействие социальному признанию и развитию социальных умений на уроке [Электронный ресурс] // Российско-американский форум образования: электронный журнал. - 2017. -№2. - Режим доступа: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1 001234&iid=27

6. Efron S. E. Janusz Korczak, Educator: Teaching humanity in the face of evil // Prism: An International Journal for Holocaust Educators. - 2016. - V. 8. - p. 18-23.

7. Kowal G. Niemiecka recepcja Janusza Korczaka // Transfer. Reception studies. -2016. - V. 1. - p. 209-233.

8. Szpiczkowski A. Janusz Korczak: construindo um mundo melhor //Arquivo Maaravi: Revista Digital de Estudos Judaicos da UFMG. - 2010. - V. 1. - №. 1. - p. 16-23.

9. Ullrich A., Horsley H. L. Intercultural dialogue: Understanding Janusz Korczak using qualitative interviews about a Polish-German exchange project // European Journal of Research on Social Studies. - 2014. -V. 1. - №. 1. - p. 47-53.

Работа - официальный участник I международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня принятия Всеобщей декларации прав человека «Международные подходы к новым практикам воспитания и гражданского образования», 6 августа 2018 года в г. Красноярск.

Секция: Лучшие практики воспитания и гражданского образования в системе образования стран мира

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:

— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.

— А дети?

— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.

— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

Через несколько дней в концлагере Треблинка он вместе с детьми из «Дома сирот» вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

Этот потрясающий человек составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому:

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

Не унижай!

Не забывай, что самые важные встречи человека

— его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них

— мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.