«гаудлоирог Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 37.013
Диалогическое взаимодействие -вектор развития современного образования
Е. А. Игумнова
Забайкальский государственный университет, г. Чита
Аннотация. В статье обосновывается диалогическое взаимодействие как первостепенная функция, базовый принцип философии воспитания и перспективное направление развития образования в условиях демократизации современного общества. Диалог рассмотрен как поликультурный феномен с философских, педагогических и психологических аспектов. Приведены аргументы, доказывающие, что разработанная автором технология учебных вопросов отвечает критериям технологичности и по концептуальным основаниям относится к гуманитарным технологиям, содействующим раскрытию человеческого потенциала.
Ключевые
слова: диалогическое взаимодействие, гуманитарные техноло-
гии, технология учебных вопросов.
Диалогическое взаимодействие в современных социокультурных условиях развивается во всех сферах деятельности: диалог с людьми - в образовании, здравоохранении, политике и др.; диалог человека с природой - в экологии; в культурологии анализируется взаимодействие культур; в теологии выстраивается диалог человека с Богом; даже в технике проявляется диалог человека в целом с «машиной» и др. Анализ ФГОС на всех ступенях обучения выявил, что в качестве одного из направлений достижения обучающимися планируемых результатов рассматриваются коммуникативные учебные действия (в начальной школе) и коммуникативная компетентность (основная и старшая школа), которые включают умение задавать вопросы, строить диалог и сотрудничать. В условиях демократических преобразований, многополярности и поликультурности мира актуализируется необходимость
и преемственность формирования у обучающихся способности к диалогическому взаимодействию как основы успешности в мире и свершения созидательных действий.
Проблема изучения диалога как культурного феномена изучается в разных аспектах философами, культурологами, литературоведами, социологами, психологами, педагогами и специалистами других сфер. В историю человечества ещё с Древнего мира вошли известные диалоги Сократа и Платона, диалоги в Афинских мусических школах, беседы Конфуция с учениками и др. Смыслопорождающий диалог в философии трансформировался в такие методы воспитания и обучения, как беседы о мире и нравственности (Я. А. Коменский (XVII в.), И. Г. Песталоцци (XVIII в.), Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский (XIX в.), А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский (XX в.) и др.); в XX и XXI вв. - диалектический метод обучения, метод проблемного обучения, технологию критического мышления и другие образовательные технологии.
Проанализируем, каким образом трактуется многогранный феномен «диалог». Слово «диалог» греческого происхождения и переводится как беседа, разговор двух лиц, процесс их общения и взаимодействия. В философии диалог рассматривается как имманентная форма существования мышления, движения культуры, противоположность монолога; информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание [13]. Существует множество точек зрения на понимание диалога, некоторые точки зрения известных философов и педагогов отражены в табл. 1.
Таблица 1
Диалог в понимании известных философов и педагогов
№п/п Автор Точка зрения автора на диалог
1. М. М. Бахтин - русский философ, культуролог, создатель концепции полифонизма (многоголосия, многополярности, плюрализма) в литературном произведении. Диалогичность - это «активность познающего и активность открывающегося. Умение познать и умение выразить себя» [1, с. 409]
2. В. С. Библер - советский и российский философ, культуролог, историк культуры. Создатель учения о диалоге культур, руководитель проекта и исследовательских коллективов «Школа диалога культур» «...Понимание другого человека предполагает взаимопонимание «я-ты» как онтологически различных личностей, обладающих - актуально или потенциально различными культурами, логиками мышления, различными смыслами истины, красоты, добра . Диалог, понимаемый в идее культуры, - это не диалог различных мнений или представлений, это - всегда диалог различных культур.» [2, с. 299].
№п/п Автор Точка зрения автора на диалог
3. А. М. Лобок - современный философ и психолог, автор многих оригинальных психолого-педагогических книг и модели вероятностного образования, раскрывающего творческий потенциал ребёнка «.. .подлинный диалог принципиально есть там и тогда, где и когда его участники не «образовывают» друг друга, а взаимно разворачивают свои позиции. И эти взаимные позиции требуют взаимного вслушивания друг в друга, но никак не взаимной коррекции. Коррекция позиции в диалоге - это только аутокоррекция, самокоррекция» [4, с. 678].
4. В. В. Сериков - член-корр. РАО, один из ведущих авторов личностно-ориентированного подхода в современном образовании «Элементарной технологической единицей гуманистически ориентированного образования и воспитания выступает диалог как специфическая форма обмена духовно-личностными потенциалами, как способ согласованного взаиморазвития и взаимной деятельности педагогов и воспитанников» (8, с. 63)
5. А. М. Сидоркин - автор книги «Образование: самость и диалог» (США,1999), руководитель инновационных проектов в образовании Диалог призван помочь «...прислушиваться к многоголосию внешнего мира» [9, с. 11]
В дополнении к вышеприведённым точкам зрения на диалог, представленным в таблице, обратимся к психологическим аспектам трактовки. Так, Т. А. Топольской была исследована дефиниция «диалог» и выделены основные способы понимания диалога как межличностного взаимодействия в контексте психологии [11] (табл. 2).
Таблица 2
Анализ понимания диалога в психологическом контексте (по Т. А. Топольской) [11]
№ п/п Понимание диалога Характерные признаки
1. Диалог как форма речевого взаимодействия (как информационное явление) Чередование процессов слушания и говорения; активность собеседников; понимание собеседниками смысла сообщений друг друга; приращение, развитие информации; наличие обратной связи между субъектами
№ п/п Понимание диалога Характерные признаки
2. Диалог как совместный мыслительный процесс (как когнитивный процесс) Речевой характер взаимодействия; общность темы; наличие у собеседников различных точек зрения по общему вопросу, которые озвучиваются и развиваются; проявление способности к пониманию позиции партнера и объяснению собственной; нахождение решения, сдвиг в решении проблемы
3. Диалог как совместная деятельность собеседников по преодолению противоречий между ними (как движение в сторону сотрудничества) Взаимодействие смысловых позиций; наличие у каждого собеседника возможности её выражения; симметричное взаимодействие; осуществление собеседниками деятельности по преодолению противоречия. Общение может приобретать характер спора, полемики, главное, чтобы присутствовала направленность на достижение согласия
4. Диалог как общение на уровне действительных мотивов деятельности (как открытое общение) Субъект-субъектный характер отношений партнёров; наличие установки на открытость, искренность; раскрытие в сообщении действительных мотивов своей деятельности; встреча личностных позиций, смыслов; отношения доверия, со-творчества, взаимной поддержки, взаимопомощи
5. Диалог как общение, основанное на личностном характере отношений (как общение, основанное на гуманистических ценностях) Личностное отношение партнёров друг к другу (признание равенства позиций, безоценочное принятие, отношение к человеку как к ценности, как к свободной личности); взаимоуважение, соблюдение коммуникативных прав друг друга; понимание партнёрами коммуникативных целей друг друга и согласие их удовлетворить; эмоциональная открытость и искреннее самораскрытие партнёров; доверие друг другу; положительный эмоциональный фон взаимодействия; взаимодействие по типу сотрудничества
Анализ приведённых выше позиций исследователей на диалогические отношения позволил сделать выводы:
- диалогическое взаимодействие - явление постоянное в общении людей и различных культур;
- трактовка диалога заключает в себе экзистенциальную и коммуникативную составляющую;
- истинно человеческие отношения раскрываются в диалоге между «я» и «ты» в условиях поликультурности;
- диалогичные отношения противостоят отношениям к другому как объекту достижения своей цели, которые можно выразить формулой: «я» и «оно» (как третье лицо), т. е. объект манипулирования;
- целями диалога между людьми с позиции свободы и равенства являются уважение друг друга, понимание личности, различных текстов, других культур и их единение, взаимопомощь и сотрудничество.
Итак, в диалоге главное - понимание, взаимодополняемость, постижение ценностей и смыслов между его субъектами, проявление равноправия и уважения к другой точке зрения, эмпатии и критического мышления в отличие от линейного мышления. Посредством диалога реализуется фундаментальная потребность человека в общении, сотрудничестве и со-творчестве.
В условиях демократизации диалогическим отношениям в образовании на всех уровнях отводится первостепенная функция, диалогизм обосновывается как базовый принцип философии воспитания (А. О. Кравцов) [5], развиваются разнообразные диалогические подходы:
- педагогика сотрудничества С. Л. Соловейчика [10];
- «Школа диалога культур» В. С. Библера [2] и С. Ю. Курганова [7];
- проблемополагающее образование в диалоге как практика освобождения Фрейре Паулу [12] и др.
Нам импонирует мнение П. Фрейне, что в диалогических подходах «учитель перестаёт быть тем единственным, кто учит, а становится одним из тех, кто учится в процессе диалога с учениками, а те в свою очередь также учат, обучаясь при этом. Они получают общую ответственность за процесс, в котором растут все» [12, с. 221].
Особая роль диалогических отношений в освоении ценностно-смыслового уровня содержания материала подчёркивается как в личностно-ориентирован-ном подходе (В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.), так и в системно-деятельностном подходе к образованию (А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.). Перечислим методы, содействующие воспитанию диалогических отношений у обучащихся: дискуссии, игры, тренинги, решение ситуационных задач, метод проектов и др.
Применение методов диалогического освоения мира в образовательном процессе, как справедливо считают представители этих двух вышеназванных взаимодополняющих подходов, создают возможность для построения смысло-порождающего диалога не только учителя и обучащегося, но и диалога человека с природой и культурой и их взаимообусловленности друг другом.
Таким образом, общение в диалоге между субъектами образования создаёт условия, содействующие обучающимся:
- искать различные способы для выражения своих мыслей;
- учиться понимать себя и окружающих, быть толерантными, переживать чувства радости, счастья и доверия;
- уважительно относиться к новым сведениям и альтернативным точкам зрения;
- осваивать умения по принятию конструктивных решений в группе;
- исследовать окружающий мир;
- сохранять здоровье посредством создания психологически комфортной среды общения.
Учитывая, что основой диалога является умение задавать вопрос себе и другим, мы обратили особое внимание на формирование данного умения у школьников. К «тайнам великой учёности» ещё Я. А. Коменский в VII в. относил такой метод обучения, как «спрашивать - это значит обращаться за советом по поводу неизвестной вещи к учителю, к товарищу или книге.» [4, с. 282]. Нами была обоснована и разработана технология учебных вопросов, на её основе создано учебно-методическое сопровождение для введения данной технологии, которое введено в образовательное пространство на региональном и федеральном уровнях:
- учебный модуль «Технология учебных вопросов» для магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»;
- учебный модуль «Технология учебных вопросов в естественнонаучном образовании» для учителей биологии по данной проблеме для курсов повышения квалификации;
- учебное пособие - рабочая тетрадь для учащихся 3 классов для школьников «Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы» (авторы Е. А. Игумнова, И. Б. Барахоева).
Апробация технологии учебных вопросов показала успешность её применения на уроках и во внеурочной деятельности, подтвердила в процессе подготовки будущих учителей и системе повышения квалификации, что данную технологию можно считать самостоятельной и отнести её к разряду гуманитарных технологий. Разработанная технология удовлетворяет основным критериям технологичности, предъявляемым к образовательным технологиям: концептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости. Была выстроена её инвариантная часть, которая заключается в содействии обучающимся овладевать умением задавать вопросы, соблюдая следующие психолого-педагогические условия:
1) помочь обучающимся осознать личную цель, связанную с овладением ими умением задавать вопросы, показать значимость этого для личностного роста, успешного общения и сотрудничества, решения проблем;
2) ознакомить обучающихся с краткими теоретическими и практическим аспектами создания вопросов: структурой, классификациями и правилами их постановки;
3) познакомить обучающихся с применением таксономии целей обучения и уровней мышления Б. Блума как алгоритма, позволяющего, во-первых, систематизировать вопросы, развивающие мышление, во-вторых, соотносить вопрос с результатом, который мы хотим получить от отвечающего с позиции познания окружающего мира;
4) стимулировать у обучающихся систематическую тренировку умения задавать вопросы в учебной ситуации и при решении жизненных проблем;
5) показать, что ресурсом для постановки вопросов и их решения могут выступать различные типы текстов в широком смысле слова как знаковых систем (учебные, художественные, графические и др.), Интернет, личный опыт общения с людьми и природой;
6) при реализации технологии на занятиях и во внеурочной деятельности
создавать атмосферу творчества, доверия и взаимного уважения, диалогичность взаимодействия учителя и обучающихся, что стиму-
лирует к самостоятельному поиску, творчеству и вызывает желание задавать вопросы [3].
По концептуальным основам технологию учебных вопросов можно отнести к гуманитарным технологиям, которые проектируются на основе системно-де-ятельностного подхода, интегрируют достижения различных гуманитарных (человековедческих) наук, направлены на раскрытие человеческого потенциала. Доказательствами данного вывода являются следующие аргументы: технология учебных вопросов направлена на развитие у обучающихся мышления на высоком уровне; данная технология опирается на теоретические и практические аспекты различных гуманитарных наук, таких как философия, логика, языкознание, психология, риторика, социология. Это содействует формированию у обучающихся умения задавать вопросы как способа познания мира, как техники и как искусства осмысления своего места в нём [3].
В заключение отметим, что создание диалогических отношений и развитие толерантности, как способности к диалогу, рассматриваются как перспективное направление на всех уровнях взаимодействия: начиная с семьи и школы до решения глобальных проблем человечества.
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.
2. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI век / В. С. Библер. - М. : Политиздат, 1990. - 413 с.
3. Игумнова, Е. А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление / Е. А. Игумнова // Биология в школе. - 2011. - № 4. - С. 33-39.
4. Коменский, Я. А. Избранные педагогические произведения / Ян Амос Коменский ; под ред. А. А. Красновского. - М. : Учпедгиз, 1955. - 650 с.
5. Кравцов, А. О. Диалогизм как базовый принцип философии воспитания XXI века [Электронный ресурс] / А. О. Кравцов // Философия образования : сб. материалов конференции. Сер. Symposium. - Вып. 23. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 358-364. - URL: http://anthropology.ru/ru/edition/filosofiya-obrazovaniya (дата обращения: 20.09.2016).
6. Курганов, С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге : кн. для учителя / С. Ю. Курганов. - М. : Просвещение, 1989. - 127 с.
7. Лобок, А. М. Антропология мифа / А. М. Лобок. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 1997. - 688 с.
8. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: поиск новой парадигмы [Электронный ресурс] : монография / В. В. Сериков. - URL: http://www.bim-bad.ru/ docs/serikov_education_of_personality.pdf (дата обращения: 20.05.2016).
9. Сидоркин, А. М. Диалог в воспитании: к постановке проблемы / А. М. Сидоркин // Гуманизация образования. - 1995. - № 2. - С. 9-16.
10. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех : книга для будущих родителей / С. Л. Соловейчик - М. : Детская литература, 1989. - 367 с.
11. Топольская, Т. А. О понятии «диалог» в психологических исследованиях общения и консультативной практике [Электронный ресурс] / Т. А. Топольская // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. - № 4. - С. 69-90. - URL: http://psyjournals. ru/mpj/2011/n4/49244_full.shtml (дата обращения: 20.05.2016).
12. Фрейре, П. Образование как практика освобождения / П. Фрейре. - М. : Просвещение, 2006. - 253 с.
13. Что такое Диалог? Значение и толкование слова dialog, определение термина [Электронный ресурс] // Философский словарь : сайт. - URL: http://www.onlinedics.ru/ slovar/fil/d/dialog.html (дата обращения: 20.05.2016).
Список литературы
Dialogical Interaction as a Vector of Modern Education Development
E. A. Igumnova
Transbaikal State University, Chita
Abstract. Dialogical interaction as a primary function and a basic principle of education philosophy and perspective direction of development of education in the conditions of modern society democratization is considered. A dialogue is considered as a multicultural phenomenon in philosophical, pedagogical and psychological aspects. The author gives arguments proving that the educational "asking-questions" technology developed by the author meets the criteria for the educational technology and with regard to conceptual foundations it is related to humanitarian technologies enabling to realize human potential.
Keywords: dialogical interaction, humanitarian technologies, educational asking-questions technology.
Игумнова Igumnova
Екатерина Александровна Ekaterina Aleksandrovna
доктор педагогических наук, Doctor of Sciences (Pedagogy),
доцент, профессор кафедры Associate Professor, Professor
педагогики of the Department of Pedagogy
Забайкальский государственный Transbaikal State University университет
672039, г. Чита, ул. Александро- 30 Aleksandro-Zavodskaya St,
Заводская, 30 Chita, 672039
тел.: 8(3022)357012 tel.: 8(3022)357012
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]