Научная статья на тему 'Диалогические отношения вокальной и фортепианной партий в романсах отечественных композиторов середины XX века'

Диалогические отношения вокальной и фортепианной партий в романсах отечественных композиторов середины XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
537
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанидина Е. А.

Статья посвящена рассмотрению камерно-вокальной музыки середины XX века как диалогической системы. Впервые прослеживаются различные уровни диалогических отношений в рамках нотного текста, основное внимание уделяется взаимодействию между вокальной и фортепианной партиями. В статье впервые анализируется соотнесение вокально-фортепианных и инструментальных эпизодов в ракурсе диалогических отношений в камерно-вокальной лирике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialogic relations of vocal and piano parts in love songs of native composers of the middle of XX century

This article is devoted to the regarding of chamber-vocal music of the middle of XX century as a dialogic system. At the first time different levels of dialogic relations in frames of note text are traced here and the general attention is given to interaction between vocal and piano parts. At the first time the correlation of vocal-piano and instrumental episodes foreshortened of dialogic relations in chamber-vocal lyrics is analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Диалогические отношения вокальной и фортепианной партий в романсах отечественных композиторов середины XX века»

Степанидина Е.А.

Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова

ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ И ФОРТЕПИАННОЙ ПАРТИЙ В РОМАНСАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА

Статья посвящена рассмотрению камерно-вокальной музыки середины ХХ века как диалогической системы. Впервые прослеживаются различные уровни диалогических отношений в рамках нотного текста, основное внимание уделяется взаимодействию между вокальной и фортепианной партиями. В статье впервые анализируется соотнесение вокально-фортепианных и инструментальных эпизодов в ракурсе диалогических отношений в камерно-вокальной лирике.

Проблема диалога - одна из актуальнейших в современном искусствознании. Явление диалога всеохватно, оно привлекает к себе внимание философов, филологов, психологов, драматургов, поэтов, музыкантов. В широком понимании функция диалога заключается в обмене знаками, идеями, символами, которые впитываются и реализуются в обновленном, а иногда и трансформированном виде. Светила научной мысли XX столетия - К. Юнг [1], Э. Фромм, Й. Хейзинга [2] - рассматривают диалог как понятие, сопрягаемое с глубинными явлениями психики, такими как игра, миф, индивидуальная и общечеловеческая память, коллективное бессознательное.

М.М. Бахтин, исследуя поэтику Ф.М. Достоевского, дает определение диалога и диалогичности в целом, исследует диалоги между персонажами литературных произведений, выявляет тончайшие градации реплик, разграничивает их на три типа слов-обращений. Прямое слово, непосредственно направленное на собеседника или на предмет разговора, - есть «выражение последней смысловой инстанции говорящего». Объектное слово указывает на индивидуальную, характеристическую определенность персонажа, вступающего в диалог. К третьему типу исследователь относит двухголосное слово. Здесь в чужое слово, сохраняющее свою смысловую направленность, автор привносит новый смысл, преподносит его в ином контексте (таковы стилизация, рассказы рассказчика, пародии) [3].

Ю.М. Лотман рассматривает теорию диалога, раскрывая особенности взаимодействия как «пересечения пространств» и об-

мена информацией в различных сферах искусства и общественной жизни, в том числе в отношениях между людьми, сном и явью, искусством и действительностью и т.д. [4].

Как явление универсального порядка, диалог не может не охватывать и сферу камерно-вокальной музыки. Романсы середины ХХ века вписываются в систему отличительных признаков диалогической системы, которые сформулировал Бахтин: это много-акцентность, разомкнутость, одновременность существования идей, взаимодействующих друг с другом, «осведомленность» «участников» диалога друг о друге, «обмен мнениями», их столкновения и т.д.

Диалогические отношения в камерновокальной музыке также проявляют себя в рамках самого нотного текста. При синхронном взаимодействии отношения реализуются в одновременности: между словом и вокальной партией, словом и фортепианной партией, а также между вокальной и фортепианной партиями при их одновременном звучании. Диахронное взаимодействие реализуется в процессе последовательного развертывания, сказываясь в обмене репликами «персонажей» романсов-сценок, а также в чередовании вокально-фортепианных и сольных инструментальных эпизодов.

Диалог в камерно-вокальной музыке включает в себя также взаимоотношения между автором и «героем» произведения. В тех случаях, когда романс представляет собой театрализованную сценку с несколькими участниками, «голос автора» часто представлен в вокальной линии. Ярким примером является сценка Свиридова «Финдлей», где налицо три участника ночной беседы: Фин-

длей, безымянная героиня и автор, на долю которого остается краткое, но выразительное «сказал Финдлей».

Изложение «точки зрения» композитора, как правило, более сложно анализировать, поскольку, с одной стороны, само музыкальное прочтение литературного текста представляет собой диалог, отклик на этот текст (то есть диалог композитора и поэта). В то же время композиторское «мнение» по поводу происходящего с героем (героями) подчас проводится в фортепианной партии, которая при помощи интерлюдий реагирует на «события» и благодаря постлюдии подводит их «итог». Подобным образом фортепианная фактура создает собственное «повествование» в романсе «Утро на Кавказе» Шостаковича.

Такое разделение «голоса» автора и персонажа, речь которого изложена в вокальной партии, отвечает принципу диалога: как пишет М. Бахтин, если для монолога характерно слияние автора с персонажем, то диалог предполагает наличие нескольких различных и равнозначных «точек зрения» [3]. Расценивать фортепианную партию подобным образом позволяет, в частности, проведение в инструментальной партии собственного тематического материала, который не появляется в партии голоса. Так происходит, к примеру, в номере «Откуда такая нежность?» из цикла Шостаковича «Шесть стихотворений Марины Цветаевой», где тема, звучащая с первых тактов, остается исключительно в инструментальной сфере. Аналогичную картину можно увидеть в номере «Трубит, трубит погибельный рог» из цикла Свиридова «Отчалившая Русь», где инструментальная тема с первого же такта рисует картину грядущих потрясений. Фатальность происходящего подчеркивается ритмическим рисунком темы, напоминающим бетховенский «мотив судьбы».

Еще один вариант диалогических отношений представляет собой диалог автора и исполнителей через посредство нотного текста. Наиболее очевидный путь такого диалога со стороны композитора - это направление исполнителей при помощи указаний. В ряде случаев авторские ремарки корректируют нотный текст: к примеру, фиксируют разный подход певца и пианиста к одному и

тому же музыкальному материалу. Так, романс Свиридова «Голос из хора» начинается той же темой, которая затем появляется у певца, однако композитор ставит указание е8рге881уо («выразительно») для пианиста и шоИо 1епи1:о («выдержанно») для вокалиста.

Анализ диалогической системы камерновокальной музыки середины ХХ века был бы неполным без освещения такого ракурса, как взаимодействие певца и концертмейстера. Поскольку романс исторически складывался как средство общения между людьми, данный аспект напрямую связан с коммуникативной функцией диалога. Отношения певца и аккомпаниатора, если можно так сказать, «суммируют» все диалоги, которые составляют диалогическую систему романса, поскольку находятся в «поле» многих проанализированных выше пересекающихся сопряжений. Выбор той или иной трактовки, предпочтение тех или иных выразительных средств как «ответ» на происходящее в партии партнера - все это делает диалогическую систему камерно-вокального произведения живой, хотя и существующей по заданным композитором «правилам». Примерами стали великие ансамбли, зафиксированные в аудиозаписях, среди которых в первую очередь следует назвать ансамбли Д. Фишер-Дискау - Д. Мур, Э. Шварцкопф - В. Фуртвенглер, Н. Дорлиак - С. Рихтер, Е. Образцова - В. Чачава и многие другие.

Взаимодействие между вокальной и фортепианной партиями представляет собой одно из наиболее сложных явлений в диалогической системе романса, поскольку относится и к синхронному, и к диахронному виду соотнесений. Диахронное (или «горизонтальное») взаимодействие происходит как «обмен информацией» с вокальной партией - чередование вокально-фортепианных и сольных инструментальных эпизодов. Синхронное (или «вертикальное») соотнесение проявляется в параллельном звучании партий в вокально-фортепианных эпизодах. Казалось, такое взаимодействие не должно называться диалогом, так как это уже больше похоже не на обмен высказываниями, а на «параллельные монологи» (Э. Ионеско). Более того, о «параллельных монологах»

напоминает также появление у фортепиано тем, не связанных с вокальными. По словам Э. Ионеско «язык больше не создает связи между людьми, не служит посредником, - все связи порваны, люди говорят мимо друг друга... Диалога больше нет» [цит. по: 5, с. 139].

Тем не менее, между одновременно «говорящими» участниками «беседы» происходит тесное взаимодействие, которое проявляется в развитии общего тонального плана, а также во взаимодействии на уровне интонаций и тематических элементов, проводящихся в обеих партиях.

Одним из важнейших проявлений диа-хронного среза диалога является обмен репликами между его «участниками», в роли которых в камерно-вокальной музыке могут выступать вокально-фортепианные разделы и чисто инструментальные эпизоды.

Реализация этого диалога допускает множество градаций: от взаимоперетекания сольных и вокально-фортепианных эпизодов до их относительной автономности. Подчас «разговор», осуществляемый в смене сольных инструментальных и вокально-фортепианных фрагментов, позволяет сопоставить полярные «мнения» об объекте диалога. Рассмотрим отношения, складывающиеся между вокально-фортепианными разделами и инструментальными эпизодами: прелюдиями, интерлюдиями и постлюдиями.

Прелюдии играют особую роль в диалоге между сольными и вокально-фортепианными эпизодами: в большинстве сочинений инструментальная партия «начинает разговор», который впоследствии продолжается партией голоса. Прелюдии могут становиться «завязкой драмы» или простой «настройкой» на тональность, благодаря чему реализуется диалогическая связь с последующим вокально-фортепианным эпизодом.

«Настройки» разнятся: их функцию могут исполнять несколько тактов гармонических фигураций или же общая последняя нота прелюдии, как это происходит в большинстве камерно-вокальных сочинений Шостаковича. Музыкальным материалом прелюдий по преимуществу является либо фактура будущего аккомпанемента, либо тема, впоследствии звучащая у голоса, либо собственная тема,

которая на протяжении всего произведения остается чисто инструментальной.

Прелюдии с фактурой будущего аккомпанемента представляют собой одно целое с последующей музыкальной тканью, между ними и вокально-фортепианными эпизодами нет четкой границы. Тем самым они становятся разомкнутыми структурами, что является, согласно Бахтину, одним из признаков диалогичности. Эмоциональное состояние и темп произведения при вступлениях данного рода «задаются» пианистом, и певец уже не может менять их. Так, в «Заклинании» Шапорина фортепианное вступление, несмотря на краткость (всего один такт), «обязывает» певца подхватить заданный темп Agitato, с его установкой на взволнованный, страстный строй высказывания, иначе разрушится целостность вокально-фортепианного ансамбля. Дж. Мур пишет о подобных прелюдиях как о непрерывном потоке, в который певец должен «вскочить на ходу, без промедления» [6, с. 234].

В том случае, когда прелюдия представляет собой мелодию, впоследствии исполняемую голосом, наблюдается та общность «темы разговора», о которой говорит М. Бахтин [3]. Более того, вступление в ряде случаев становится «конспектом» интонационности всего произведения. Развитие и продолжение интонаций вступления встречается в романсах Шостаковича «Сыну» и «Предостережение», где содержанием является наставление, и такой прием создает впечатление продуманной, мудрой речи. Тем самым реализуется диалогическая «осведомленность» собеседников друг о друге, а также присущая этому принципу тенденция к «разомкнутости», незавершенности развития.

В то же время, несмотря на определенные элементы диалога, проведение в прелюдии вокальной темы можно расценить и как черту монологичности, поскольку «голос» фортепиано полностью идентичен с «точкой зрения» героя произведения, прямую речь которого представляет партия голоса. В таких случаях, как и в ряде других, грань между моно- и диалогичностью подвижна, во многом определяется интерпретацией исполнителей, которые могут заострять либо иден-

тичность манеры «высказывания», либо ее изменение. Яркий пример - романс Свиридова «Роняет лес багряный свой убор», где тема инструментальной прелюдии проводится голосом. В исполнении Е. Образцовой и Г. Свиридова трактовка музыкального материала в инструментальной и вокальной партиях максимально сближена, тогда как в исполнении З. Долухановой и Н. Светлановой в прелюдии подчеркивается своеобразное «зависание» на последних нотах, а певица соединяет фразу «сребрит мороз увянувшее поле» с последующим развитием.

Проведение в прелюдиях собственных тем, которые в дальнейшем так и не появляются в вокальной линии, также имеет и диалогические, и монологические черты. Подчас самостоятельный тематизм прелюдий связан со своего рода описаниями внешних обстоятельств действия, причем не с «точки зрения» героя, а как бы «извне»; тем самым подчеркивается диалогическая «многоакцентность». Яркий пример - «Диалог Г амлета с совестью» из цикла Шостаковича «Шесть стихотворений Марины Цветаевой». В этом сочинении тема вступления представляет собой аккордовую фактуру, напоминающую хорал, в противовес нервному току восьмых, пронизывающих вокально-фортепианные эпизоды. Здесь диалог между сольными и вокальнофортепианными разделами заключается в контрастном сопоставлении музыкального материала - «похоронной» прелюдии и реакции на нее при вступлении голоса. Тем самым, во вступлении воплощается первопричина душевного состояния Гамлета, приводящая к «диалогу с совестью». Повтор музыкального материала прелюдии в заключении словно свидетельствует о неразрешимости, неизменности ситуации, вопреки всему, что происходит в душе героя. В то же время подобная завершенность являет собой неотъемлемую черту монологичности и дополняет отмеченный С. Волошко признак, благодаря которому литературный диалог превращается в музыкальный монолог: отсутствие музыкальной персонификации «участников», осуществление диалога в рамках одного сознания [7, с. 76].

Интерлюдии играют, пожалуй, наиболее важную роль в создании диалога между инст-

рументальными и вокально-фортепианными фрагментами (те и другие как бы «опоясывают» друг друга). Инструментальные разделы могут «реагировать» на «реплики» голоса, предвосхищать их, проводить собственную «событийную линию». Масштаб их различен: от развернутых разделов, обозначающих границы формы, до микропроигрышей, заполняющих паузы между краткими вокальными фразами. Так, в свиридовской «Зимней дороге» инструментальные интерлюдии помогают «переключиться» с яви зимней скачки на полусон о грядущем, а затем обратно, в реальность. Заполнение пауз более характерно для произведений с речитативной мелодикой, в частности, для музыкального языка Шостаковича. Яркий пример - «Откуда такая нежность», где фортепианные фразы чередуются с вокальными, словно «отвечают» им.

«Реакция» на происходящее в партии голоса подчас осуществляется как раскрытие эмоционального состояния героя романса в паузах его речи. Одним из ярких примеров можно назвать романс Б. Чайковского «Эхо»: «фоном» для голоса служат здесь остановившиеся аккорды, тогда как в интерлюдиях раскрывается то, о чем только что шла речь в партии голоса. Тем самым, развитие «событийной линии» постоянно переходит от одного участника ансамбля к другому, отчего создается впечатление отклика (эхо).

Интерлюдии подчас помогают создать в произведении диалогическую разомкну-тость, нивелировать границы между строфами: в ряде случаев начало интерлюдий словно «накладывается» на окончание вокальнофортепианного эпизода, словно инструменту не терпится «высказаться», перебивая «собеседника». Так, в «Песне о нужде» конец вокального припева каждый раз совпадает с началом инструментального проигрыша, чем достигается своеобразная передача тема-тизма из одной партии в другую. Подобное смещение границ традиционных структур романса позволяет преодолеть цезуры в тексте, объединить произведение в единое целое.

Наиболее ярко диалогический принцип высказывания проявляется в том случае, когда в музыкальной ткани появляются, если можно так назвать, микропроигрыши, запол-

няющие паузы между короткими фразами вокальной партии. В таких случаях «разговор» между голосом и фортепиано насыщается «репликами» и обретает одну из характерных черт диалога: наличие кратких «высказываний», каждое из которых может повлиять на дальнейшее развитие, как это происходит в романсе Шостаковича «Сыну».

Микропроигрыши способствуют созданию непрерывного развития также и в том случае, когда музыкальная мысль как бы передается от одного участника ансамбля к другому. Так, в романсе Шостаковича «Предостережение» мелодия непрестанно переходит от партии правой руки к голосу и обратно, а аккомпанемент постоянно звучит в партии левой руки. Налицо общая «тема разговора» и развитие ее двумя «собеседниками». Более того, наблюдается разделение инструментальной сферы на две партии, одна из которых становится «союзником» вокальной линии. Такой прием весьма характерен для камерновокальной музыки эпохи в целом: так, в номере «Белым не верьте вы» из «Мадагаскарских песен» М. Равеля композитор ставит разные ключевые знаки не только в партиях голоса и инструмента, но и с т. 17 в партиях правой и левой рук. Тем самым число «собеседников» в вокальной миниатюре расширяется, что соответствует отмеченной М. Бахтиным «многоакцентности». Можно говорить о том, что диалогичность пронизывает всю музыкальную ткань камерно-вокальной миниатюры, не ограничивается строго очерченными «ролями» партий голоса и фортепиано.

Важное значение в выстраивании диалогической системы романсов имеют инструментальные постлюдии. Так, нередко встречающиеся «истаивания» фортепианной фактуры создают диалогический «открытый» финал. Такую картину можно наблюдать в «Русской тетради» Гаврилина, в цикле «Плач гитары» Минкова, в многочисленных свиридовских романсах. С другой стороны, в произведениях рассматриваемого периода часты развернутые заключения, координация музыкального материала которых с вокальным тематизмом, как и в случае с прелюдиями, обозначает «точку зрения» партии фортепиано.

При построении заключений на материале вокальной партии общность тематизма напоминает об одноакцентности, свойственной монологическому принципу высказывания. Наиболее традиционные примеры по-стлюдий подобного рода можно наблюдать в творчестве Шапорина: в качестве примера назовем романсы «Приближается звук» и «В тиши и мраке таинственной ночи». Однако подчас заключение не повторяет тему голоса «дословно», а приобретает значение своеобразного резюме. К примеру, в номере «Критику» из «Сатир» Шостаковича музыкальный материал вокальной партии, который проводится в инструментальном заключении, благодаря изломанным хроматизмам, стаккато, синкопам получает ярко язвительную окраску.

Благодаря часто встречающемуся проведению в постлюдиях музыкального материала прелюдий создается эффект завершенности, композиционной «арки». В романсе Шостаковича «Дженни» такое обрамление вступлением и заключением представляет собой своего рода «конспект» интонаций всего сочинения, поскольку содержит проведение те-матизма, общего с вокальной линией. Сама арка очень велика по масштабам произведения (15 тактов вступления и 16 тактов заключения, тогда как в каждой из строф по 12 тактов), поэтому, скорее, можно говорить о том, что вокальный тематизм «вырастает» из инструментального и «погружается» в него.

Завершенность, которую создает «арка» между прелюдией и постлюдией, подчас приобретает символическое значение. Так, в романсе Шостаковича «Макферсон перед казнью» идентичность тематизма крайних инструментальных разделов, с их смеховой природой, как бы утверждает бессмертие юмора, что и обусловило обращение к этому материалу в постулирующем эту мысль разделе Тринадцатой симфонии.

В ряде случаев арка между вступлением и заключением является составной частью всей фортепианной фактуры, тогда как партия голоса проводит собственный тематизм. Примером подобного решения инструментальной партии является романс Шостаковича «В полях под снегом и дождем», где ритмический

рисунок прелюдии сохраняется в фортепианной партии неизменным и при вступлении голоса, и в кратких проигрышах. Остинатная линия проводится на протяжении всего произведения с тем, чтобы плавно перейти в пост-людию, представляющую тот же музыкальный материал, что и вступление. Диалогическая «осведомленность» двух «собеседников» друг о друге проявляется здесь в общности ритмического рисунка тем голоса и фортепиано.

Диалог инструментальных и вокальнофортепианных эпизодов включает в себя также такой аспект, как своего рода рассредоточенную, «пунктирную» драматургию - собственную драматургическую линию, которую составляют прелюдии, интерлюдии и постлю-дии. Тем самым, процессуальность выстраивается как бы «на расстоянии», образуя свою

логику и последовательность. Такой «диалог на расстоянии» напоминает о диалогическом принципе многоакцентности - обе линии (вокально-фортепианная или инструментальная) развиваются параллельно.

Таким образом, диалогическая система камерно-вокальной лирики середины XX века представляет собой пересечение, сопряжение и взаимодействие многих диалогов. Тем самым, можно говорить о том, что здесь имеет место полилогическая система, в рамки которой входит и литературная основа, и нотный текст, делящийся на вокальную и инструментальную партии, и «человеческий фактор» - голоса поэта, композитора, обоих исполнителей, которые вместе создают живую музыкальную ткань романса.

Список использованной литературы:

1. Юнг К. Человек и его символика / Ред. С.Н. Сиренко - М.: Серебряные нити, 1998. - С. 368.

2. Хейзинга Й. Ното ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992. - С. 458.

3. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

4. Лотман Ю. Механизм диалога // Внутри мыслящих миров. Языки русской школы. 1999. - С. 448.

5. Кукаркин А. По ту сторону расцвета. М., 1977.

6. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. М., 1987.

7. Волошко С.В. Монологическая и диалогическая речь в структуре музыкального мышления Д.Д. Шостаковича. Дис. ... канд. иск. Ростов-на-Дону, 1996.

Статья поступила в редакцию 24.01.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.