Научная статья на тему 'Диалог власти и общества: об оптимизации работы с электронными обращениями граждан'

Диалог власти и общества: об оптимизации работы с электронными обращениями граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
982
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЩЕНИЯ / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / APPEALS / CITIZENS'' APPEALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Ирина Валерьевна

В данной статье представлены актуальные проблемы работы с электронными обращениями граждан, а также рассмотрены пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIALOGUE BETWEEN THE AUTHORITIES AND SOCIETY: ABOUT OPTIMIZATION OF THE WORK WITH ELECTRONIC CITIZENS'' APPEALS

This article presents the actual problems of work with electronic citizens' appeals are presented, and ways of their solution

Текст научной работы на тему «Диалог власти и общества: об оптимизации работы с электронными обращениями граждан»

УДК: 342.7

Шевченко Ирина Валерьевна, студентка факультета Экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

email: [email protected]

ДИАЛОГ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА: ОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

Аннотация: в данной статье представлены актуальные проблемы работы с электронными обращениями граждан, а также рассмотрены пути их решения.

Ключевые слова: обращения, обращения граждан.

Shevchenko Irina Valerievna, student of the Economics and management faculty, Kursk state University

email: [email protected]

THE DIALOGUE BETWEEN THE AUTHORITIES AND SOCIETY: ABOUT OPTIMIZATION OF THE WORK WITH ELECTRONIC CITIZENS' APPEALS

Abstract: this article presents the actual problems of work with electronic citizens' appeals are presented, and ways of their solution.

Key words: appeals, citizens' appeals

Количество обращений граждан, поступивших органы власти в электронной форме, возрастает с каждым годом и превышает количество письменных и устных. Статистические данные Управления Президента по работе с обращениями граждан за период 2011-2017 гг. показывают рост доли обращений в электронном виде (Рис. 1). В 2011 году такие обращения составили 53,29%, в 2012 - 49,07%, в 2013 - 51,42%, в 2014 - 61,92%, в 2015 -

67,11 %, в 2016 - 64,7 %, а в 2017 - 62,5 % [2].

Рис. 1 Тенденция роста электронных обращений граждан (источник данных: http://letters.kremlin.ru, диаграмма создана автором)

На сегодняшний день общество становится все более активным потребителем электронных услуг во взаимодействии с органами государственной власти. В связи с этим, техническая оснащенность подразделений органов власти за работу с обращениями граждан - важная составляющая процесса оптимизации работы с электронными обращениями граждан. Механизм должен быть таким, чтобы электронное обращение гражданина, поступившее в адрес органа власти, должно быть оперативно принято на рассмотрение. Необходимо внедрять современные средства информационно-коммуникационных технологий.

Повсеместный переход к электронному документообороту, с интегрированной возможностью получать электронные обращения напрямую в систему, без бумажных процедур, а также рассматривать и оперативно направлять ответы, будет способствовать скорейшему рассмотрению обращений (Рис. 2), не нарушая прав граждан [3].

Решать проблему оптимизации работы с обращениями граждан нужно системно и комплексно. Следующие аспекты существенно влияют на работу с обращениями граждан:

1. Отсутствие обучений служащих работе с обращениями;

2. Отсутствие электронного документооборота;

3. Недостаточное техническое оснащение для работы с обращениями;

4. Недостаточно количество служащих для работы с обращениями.

Электронное обращение гражданина

/" \

Автоматизированное направление ответа по адресу электронной почты

\ </

Рассмотрение обращения и контроль сроков

Рис. 2 Алгоритм оперативного рассмотрения электронных обращений граждан (диаграмма создана автором)

Для оптимизации работы с обращениями граждан необходимы следующие меры.

1. Создание во всех органах власти структурные подразделения, которые будут заниматься исключительно работой с обращениями граждан и определение конкретных должностных лиц, ответственных за организацию работы, контроль и ведение делопроизводства по обращениям граждан.

2. Внедрение электронного документооборота для работы с обращениями граждан.

3. Обеспечение рабочих мест специалистов, ответственных за непосредственную организацию и контроль рассмотрения обращений граждан, необходимой компьютерной, копировально-множительной техникой и средствами связи, для обеспечения использования автоматизированных систем учета, современных телекоммуникационных средств доступа к постоянно

Автоматизированный прием и регистрация обращения

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 пополняемым правовым базам данных, получения необходимой информации, оперативной отправки материалов о ходе и результатах рассмотрения обращений.

4. Организация специализированных повышений квалификации служащих, работающих с обращениями граждан. Система обучения и повышения квалификации, организованная, внедренная и функционирующая на постоянной основе, позволит изучать, систематизировать и распространять опыт работы наиболее эффективных работников повсеместно на рабочих местах.

5. Установление строгой ответственности должностных лиц и исполнителей за несвоевременное и неполное рассмотрение вопросов, за бездействие, порождающих нарушение прав и свобод человека и гражданина, за волокиту при рассмотрении обращений граждан. Необходимо определить, либо усилить меры материального и морального стимулирования сотрудников, работающих с обращениями граждан (в том числе через положения о премировании). Для этого необходимо разработать и использовать оценочные критерии результативности работы специалистов с обращениями граждан, полнее использовать меры их поощрения, предусмотренные действующим законодательством. Также необходимо определить дополнительные меры по повышению результативности работы с обращениями граждан, по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы, повторные обращения [1].

Таким образом, для оптимизации работы с обращениями граждан, для преодоления проблем и противоречий, имеющих место в сегодняшней системе с обращениями граждан, необходима разработка комплексного подхода, который включил бы в себя не только нормативно-правовые аспекты реализации данной деятельности, но и методологические, управленческие, структурные, технологические и прочие меры.

Процесс работы с обращениями граждан в электронном виде - весьма доступный для большинства граждан и при этом очень эффективный способ повысить качество обслуживания населения, в первую очередь, за счет

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 «прозрачности» всех процедур прохождения документов и возможности контролировать этот процесс.

Список источников:

1. Савина Т.Н. Проблемы бюрократии в современной России. [Электронный ресурс] : sisupr.mrsu.ru/2009-2/pdf/26_Dashdamirov.pdf (дата обращения: 22.09.2018)

2. Президент России [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 15.11.2018)

3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.