Научная статья на тему 'ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК СРЕДА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК СРЕДА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — С. О. Копылов

The article deals with the problem of the dialogue of cultures as a means of personality formation. It is noted that one of the most relevant answers that is, those that correspond to the key universals of human existence in the most recent times is the "real definition" (definition of the way of being) of the personality as a subject of the dialogue of cultures. In the author's opinion, this leads to the idea of personality as such a “quality” or ability of an individual, which to the extent of its formation in ontogenesis turns into the subject of its carrier-subject, uniting and guiding instance of his inner life and behavior. The assumption is made that the medium of personality formation is a real and specially modeled dialogue of cultures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК СРЕДА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК СРЕДА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

С. О. Копылов

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории методологии и теории психологии Институт психологии имени Г.С. Костюка

НАПН Украины, г. Киев, Украина

ABSTRACT

The article deals with the problem of the dialogue of cultures as a means of personality formation. It is noted that one of the most relevant answers - that is, those that correspond to the key universals of human existence in the most recent times - is the "real definition" (definition of the way of being) of the personality as a subject of the dialogue of cultures. In the author's opinion, this leads to the idea of personality as such a "quality" or ability of an individual, which - to the extent of its formation in ontogenesis - turns into the subject of its carrier-subject, uniting and guiding instance of his inner life and behavior. The assumption is made that the medium of personality formation is a real and specially modeled dialogue of cultures.

Верному видению проблем формирования личности, выработке и реализации адекватных современности социальных стратегий содействия этому формированию препятствует неоднозначность, размытость самого понятия личности не только в обыденном, но и в научном сознании. Эта неопределенность отражает плюралистичность современного антропологического знания, которая, в свою очередь, соответствует сверхсложности самого предмета. И, возможно, загадка человека сейчас фокусируется именно в идее, - вернее, именно проблеме - личности. Проблеме, конечно же, не только умозрительной: ведь споря и сомневаясь о том, что такое личность, мы, однако, с несомненностью чувствуем, что такое ее «нехватка» -несформированность или деперсонализация - как массовые явления времени. Так что вопрос оборачивается в кантовском «наклонении»: как возможна личность?

На наш взгляд, одним из наиболее актуальных ответов - то есть отвечающих ключевым универсалиям бытия человека Новейшего времени -является «реальное определение» (определение способа бытия) личности как субъекта диалога культур. К этому сходятся основные интуиции философской, научной, эстетической, социально-этической, религиозной мысли,

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

связывающие личность с самодетерминацией индивида (самоопределением, саморегуляцией, самопроектированием и т.д.), трансценденцией - выходом человеческого бытия за свои пределы, - творчеством (в частности, созиданием себя), с социокультурной действительностью и, наконец, с диалогическими отношениями с миром и собой. Эти атрибуты, несомненно, сущностно взаимосвязаны, что конкретно показано, в частности, в концепции В.С. Библера - философской логике культуры. Личность в ней понимается «не как некое наличное состояние, но... как внутренний императив жизненных поступков» -одна из «регулятивных идей в бытии и мышлении индивида (данной цивилизации), что вводят его в сферу культуры» [3, с.425]. Библер также говорит о неразрывной связи, взаимополагании личности и другой регулятивной идеи - «моего (индивидуального) всеобщего разума» [Там же, с.427]. Именно разум, мысль - как всеобще-человеческий атрибут этого уникального лица (?!) - ставит индивидуальное и всеобщее бытие под предельное сомнение, на грань небытия, в точку, где индивид должен сам, «из ничего» творить все заново. Это и значит быть личностью и в то же время субъектом культуры как «мира впервые» [Там же, с.423].

На наш взгляд, это ведет к представлению о личности как о таком «качестве» или способности индивида, которое - в меру его формирования в онтогенезе - оборачивается субъектом своего субъекта-носителя, объединяющей и направляющей инстанцией его внутренней жизни и поведения. Личность, констатирует Г.О. Балл, представляет «высший уровень субъектности» и в то же время «индивидуальный модус культуры» [1]. Впрочем, понятие культуры здесь «нагружено» смыслами, которые также требуют уточнения: Балл, приближаясь к идеям Библера, трактует ее как воспроизводство и преобразование форм бытия (прежде всего социального) [1]. Именно входя в культуру как пространство творчества, порождения и восприятия произведений, индивид «в горизонте личности» полагает, заново порождает свою жизнь (ср. давнюю философскую метафору «второго рождения» индивида - уже не как особи биологического рода «человек», но как носителя-автора уникальных ценностно-смысловых, духовных - собственно культурных - свойств). В этом смысле, заметим, социализация есть не только (и, может быть, не столько) овладение цивилизационными, устойчивыми формами предметной деятельности и общения, сколько вхождение в качестве автора и сотворца-реципиента в пространство создания и преобразования этих форм, т.е. полноценная индивидуализация.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Сказанное заставляет предположить, что средой формирования личности является реальный и специально моделируемый диалог культур в только что намеченном его понимании (детальнее см. [3; 2; 4]. Ведь внутреннее и внешнее диалогическое взаимодействие, как показано М.Бахтиным и подтверждено в ряде психологических исследований [2; 5; 4, с. 151 - 164], находятся во взаимоопределении, стимулируют друг друга. В этом смысле личность можно определить психологически как «продукт» активной интериоризации диалогического со-бытия реальных личностей и в то же время как субъекта экстериоризации внутреннего диалога - его «продолжения»-воплощения во внешнем общении и деятельности. Именно от того, насколько эти последние достигают «горизонта» диалога культур (произведений - личностей -разумов...), интенсивно и целенаправленно осуществляют его, зависит уровень сформированности и воплощенности личности как таковой.

Отсюда следует необходимость специальной организации соответствующей социальной среды - воспитательной и образовательной в существенно новом смысле этих слов. Концепция такого диалого-культурологического «микросоциума» становления личности лишь зарождается в последние десятилетия, и даже наиболее последовательные теоретические и практические разработки в этом направлении, связанные с идеей Школы диалога культур, остаются фрагментарными и - несмотря на значительный резонанс в постсоветском образовательном пространстве -социально маргинальными. Причиной этого является не только общая экономическая ситуация и сопротивление инновациям со стороны традиционной модели образования, распространяющейся в основных чертах и на дошкольную жизнь ребенка. Едва ли не более существенны внутренние проблемы проектирования диалого-культурологического образования, связанные, в частности, с недостаточной психологической и собственно педагогической проработкой начала, исходного этапа этого типа школьного обучения. И, не входя детально в эту проблематику, можно заметить, что она во многом совпадает с проблемой становления личности на его решающих этапах - от кризиса 7-го года жизни до подросткового и раннего юношеского возраста.

Именно здесь - в органичном переходе от игровой формы самоосуществления (основной в дошкольном возрасте) к доминанте мышления, сосредоточения на «фундаментальных загадках бытия» [5] - должно сознательно и последовательно выстраиваться пространство учебного диалога культур как среда становления современной личности. И, как предполагал еще

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

Л.С. Выготский, здесь - в изначальных кризисах самополагания и самопреобразования, в творческом овладении знаковыми и орудийными средствами культуры - личность становится и субъектом, и инструментом «осознания и овладения» поведением и деятельностью, интегративным началом всей жизни индивида. И первоочередная задача исследований в этом направлении - психологическое обоснование и описание этого процесса как собственно образовательного, предварительное определение его содержания, так и пространственно-временных форм в их органическом (а не жестко запрограммированном «сверху») самостановлении и развитии.

REFERENCES

1. Балл Г.А. Психология в рациогуманистической перспективе: Избранные работы. Киев: Основа, 2006.

2. БахтинМ.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.

3. Библер В.С. На гранях логики культуры. - Москва: Рус.феном.общ., 1975. 440 с

4. Волынец А.Г. Становление человеческой психики как внутреннего социума.^РХЭ: Труды культуро-логического семинара. Вып. 6. Москва: РГГУ, 2011.

5. Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово: АЛЕФ, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.