Научная статья на тему 'Диалог культур как элемент современного стратегического маркетинга'

Диалог культур как элемент современного стратегического маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалог культур как элемент современного стратегического маркетинга»

Ганчерёнок В .И.

Диалог культур как элемент современного стратегического маркетинга

Внешняя экономическая политика государств является наиболее яркой и значимой частью международных отношений. Многие ключевые положения касательно анализа и прогнозирования развития мировой экономики были сформулированы в ходе дискуссий ещё в 18 и 19 веках. Тем не менее, по-видимому, никогда исследование международных экономических отношений не имело такого значения, как сегодня. В условиях современного мирового экономического кризиса и нестабильности мировой экономики все большее значение приобретает возможность прогнозирования будущего развития экономик отдельных стран, а также мировой экономики в целом с целью разработки оптимальной экономической политики, возможности своевременного предотвращения негативных явлений, достижения стабильного роста благосостояния населения, а также разработки маркетинговых стратегий, отвечающих требованиям современности. Валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических систем, в течение долгого времени используется в качестве основного показателя экономической деятельности во всех странах мира. Согласно экономической теории одним из основных методов расчета ВВП является метод конечного использования, на основе которого проводилось исследование. Для построения первичной модели в качестве зависимой переменной был выбран валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт (GDP) - общая рыночная стоимость всех произведенных за год готовых товаров и услуг, независимо от источника получения ресурсов, иностранных или внутренних. В качестве объясняющих переменных выбраны следующие показатели: расходы на потребление домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; государственные закупки; инвестиции. Между данными показателями существует линейная зависимость, где в качестве эндогенной переменной выступает ВВП, а само уравнение носит название основного макроэкономического тождества. В современных условиях глобализации и интеграции развитие национальной экономики невозможно без внешнего взаимодействия и диалога культур. С целью выявления роли мировой торговли мною была построена эконометрическая регрессионная модель относительно ВВП без учета показателя баланса текущих операций:

GDP=3765, 72 + 0,756469С + 1, 46751G + 1, 235081 +

Модель 1: МНК, использованы наблюдения 1-35 Зависимая переменная: GDP

Коэффициен Ст. ошибка t- P-значение

т статистика

const 3765,72 8472,1 0,4445 0,65978

C 0,756469 0,0386274 19,5837 <0,00001 ***

G I

1,46751 0,230529 6,3658 <0,00001 1,23508 0,21289 5,8015 <0,00001

Среднее зав. перемен Сумма кв. остатков Я-квадрат Р(3, 31)

Лог. правдоподобие Крит. Шварца

767560,9 Ст. откл. зав. перемен 1760612

5,32e+10 Ст. ошибка модели 41424,45

0,999495 Испр. R-квадрат 0,999446

20462,19 Р-значение (F) 3,59e-51

-419,6460 Крит. Акаике 847,2919

853,5133 Крит. Хеннана-Куинна 849,4396

, где

GDP - Валовой внутренний продукт;

C - Расходы на потребление домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

G - Государственные закупки;

I - Инвестиции;

- Среднеквадратическое отклонение.

Эконометрическое моделирование выполнено при помощи метода наименьших квадратов и основано на выборке по 35 странам и реальных статистических данных их экономической деятельности по итогам 2008 года. В ходе тестирования регрессионной модели при помощи соответствующих тестов Вайта и Парка была обнаружена проблема гетероскедастичности. При невыполнимости предпосылки постоянства дисперсий отклонений (гетероскедастичности) последствия применения МНК будут следующими:

1.Оценки по-прежнему остаются несмещенными и линейными

2. Оценки не будут эффективными (то есть они не будут иметь наименьшую дисперсию по сравнению с другими оценками данного параметра). Они не будут даже асимптотически эффективными. Увеличение дисперсии оценок снижает вероятность получения максимально точных оценок.

3. Дисперсии оценок будут рассчитываться со смещением. Смещенность проявляется вследствие того, необъясненная уравнением регрессии дисперсия

коэффициентов, не является более несмещенной.

4. Вследствие вышесказанного все выводы, получаемые на основе 1;- и Б-статистик, а также интервальные оценки будут ненадежными. Следовательно, статистические выводы, получаемые при стандартных проверках качества оценок, могут быть ошибочными и приводить к неверным заключениям по построенной модели. Вполне вероятно, что стандартные ошибки коэффициентов будут занижены, а 1-статистики будут завышены. Это может привести к признанию статистически значимыми коэффициентов, таковыми на самом деле не являющимися.

Причиной появления гетероскедастичности является ошибка спецификации, а именно, не учет каких-либо значимых переменных, что свидетельствует, исходя из цели проведенного нами исследования, о сильном

которая используется при вычислении оценок дисперсий всех

влиянии внешней торговли на формирование благосостояния отдельно взятых стран. Для устранения недостатков в эконометрическую модель были включены две новые экзогенные переменные, а именно экспорт и импорт. В этом случае макроэкономическое тождество принимает вид:

GDP = 1605,4 + 0,981745 C + 1,01283G + 1,05259 I + 1,01367 Ex - 1,01828 Im + £и

Модель 2: МНК, использованы наблюдения 1-35

Зависимая переменная: GDP

Коэффициен Ст. ошибка t- P-значение

т статистика

const 1605,4 642,233 2,4997 0,01834 **

C 0,981745 0,00387822 253,1434 <0,00001 ***

G 1,01283 0,0199191 50,8470 <0,00001 ***

I 1,05259 0,015501 67,9043 <0,00001 ***

Ex 1,01367 0,0157805 64,2358 <0,00001 ***

Im -1,01828 0,0208216 -48,9050 <0,00001 ***

Среднее зав. перемен 767560,9

Сумма кв. остатков 2,14е+08

Я-квадрат 0,999998

Б(5, 29) 2858403

Лог. правдоподобие -323,1080

Крит. Шварца 667,5481

Ст. откл. зав. перемен 1760612

Ст. ошибка модели 2715,538

Испр. R-квадрат 0,999998

Р-значение (F) 1,34e-81

Крит. Акаике 658,2160

Крит. Хеннана-Куинна 661,4375

, где

GDP - Валовой внутренний продукт;

C - Расходы на потребление домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

G - Государственные закупки;

I - Инвестиции ;

Ex - Экспорт;

Im - Импорт;

■:. - Среднеквадратическое отклонение.

При учете внешнего баланса текущих операций качество модели улучшается. На основании результатов проведенных тестов и проверок можно сделать вывод о строгой адекватности модели и о возможности ее использования в практической деятельности. Кроме того, данное исследование подтверждает наличие сильного влияния, оказываемого внешним миром на экономики отдельно взятых стран, а также о значительной доли чистого экспорта в формировании ВВП. Однако следует отметить: несмотря на то, что все экономики на сегодняшний день в той или иной степени являются открытыми, правительства некоторых стран игнорируют данный фактор или уделяют ему недостаточное внимание при разработке и проведении макроэкономической политики.

Процессы глобализации и интеграции в будущем будут оказывать все большее влияние на мировую экономику. Поэтому для того, чтобы сделать экономические процессы более «прозрачными», предсказуемыми, прогнозируемыми необходимо усовершенствование полученной эконометрической модели посредством включения в нее новой экзогенной переменной, а именно «переменной диалога культур». Количественным выражением данного показателя могут служить данные о количестве стран-торговых партнеров, об объеме сделок в иностранной валюте, о сумме привлекаемых иностранных инвестиций, а также о количестве иностранных студентов, культурных и спортивных мероприятий международного уровня. Подобного рода модель планируется к разработке в ближайшем будущем. Мне представляется, что определение оптимального значения новой переменной позволит во многом количественно обозначить основные тренды концепции странового маркетинга, который позволит обеспечить устойчивое развитие экспортно-ориентированной экономической системы. С другой стороны, математическое моделирование может оказаться достаточно полезным инструментом при разработке маркетинговой стратегии в современном информационном обществе, где «интеллектуальные» сценарии поведения все больше доминируют над «интуитивными». При этом принципиальное значение имеет вопрос формализации исходных данных, вычленение доминирующих факторов, к которым, безусловно, в современном глобализирующемся мире следует отнести «диалог культур» или межкультурную коммуникацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.