Научная статья на тему 'Диалог как форма человеческого бытия'

Диалог как форма человеческого бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2480
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалог как форма человеческого бытия»

из проблемной ситуации, тем больше он выходит за пределы своей индивидуальной закрытости. То есть субъект становится открытой системой, взаимодействующей с окружающей средой и обменивающейся веществом, энергией и информаций - а это уже выход на синергетические стратегии деятельности, позволяющие учесть множество альтернативных вариантов взаимовлияния системы «человек - окружающая среда».

«Этим системам свойственны синергетические эффекты, и в них существенную роль начинают играть несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. В точках бифуркации незначительное воздействие может радикально изменить состояние системы, порождая новые вероятностные траектории ее развития. Установка на активное силовое преобразование объектов при взаимодействии с такими системами уже не является продуктивной. При простом увеличении внешнего силового давления система может не порождать нового, а воспроизводить один и тот же набор структур. Но в состоянии неустойчивости часто небольшое воздействие в точках бифуркации (укол в пределенном пространственно-временном локусе) способно вызвать формирование, в силу кооперативных эффектов, новых структур и уровней организации. Этот способ воздействия напоминает стратегии насилия, развитые в индийской и китайской культурной традиции» [2, 96].

Сегодня происходит парадигмальный сдвиг в науке, подразумевающий переход от объективистской науки к эпистемической (диалогической), от истины -к приблизительным описаниям, от господства и контроля над природой -к ненасилию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Черникова И.В. Философия и история науки. Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебн. завед. М., 2002.

2. СтёпинВ.С. Высокие технологии и проблема ценностей // Теоретическое знание. М., 2000.

3. Григорьева Т. Синергетика и Восток // Вопросы философии, 1997. № 3. С. 96.

4. Громкова М. Т. Синергия духовного и материального в условиях глобализации // «Глобализация: синергетический подход». М.: РАГС, 2002.

Е.А. Першонкова ДИАЛОГ КАК ФОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Концепция диалога как формы бытия может быть рассмотрена как продолжение - и преодоление на основе философской герменевтики и трансцендентальной философии - интенций лингвистической и аналитической философии.

Обратимся к истории философии.

Характерная для классической рациональности ориентация на «трансцендентального субъекта» приводит к возникновению

«трансцендентального алиби» (М. Бахтин) и монологическому, не признающему возможной истинности других позиций, видению мира. Более того, абстрагирование от эмпирических качеств единичного человека приводит к тому, что как философия, так и наука не учитывают жизненных запросов отдельного индивида.

В экзистенциализме, напротив, единичное выдвигается на передний план, зачастую возводится в абсолют. « ... Единой ситуации для людей одного времени

не существует», - утверждал К. Ясперс [7, 302]. Понятие ситуации несет в себе и онтологическое, и гносеологическое содержание: в определенной ситуации, по мнению Ясперса, оказывается воля отдельного человека «вместе со своей вещью» [7, 300]. Таким образом, ситуация всегда ограничена сливающимися в индивидуирующем акте как в точке отсчета онтологическими и гносеологическими моментами бытия.

В современной постклассической рациональности познавательные установки рассматриваются как обусловленные всем многообразием внешних и внутренних факторов человеческой субъективности.

Научное знание не уделяет внимания единичному, индивидуальному в силу принципиальной несводимости теории к сумме отдельных конкретных моментов. Особенно это касается изучения человеческой психики, уникальность которой не позволяет раскрыть тайны происхождения сознания и языка.

Экзистенцию нельзя адекватно постичь рациональным путем, как и трансценденцию. В.Л. Лехциер говорит о двух путях к «нерепрессивной, непринудительной рациональности». Первый путь связан с изменением языка философии, который в современном философском дискурсе «знает о своих ограниченных возможностях» и «приглашает к диалогу, интонируя каждое слово живой иронией». Второй путь - «в признании за отправной пункт описания опыта собственного опыта». В этом случае общее ищется в личном, единичном [4, 235].

В современной философии признаются сосуществующими, вступающими в диалогические отношения различные познавательные позиции. Следует различать информацию и знание. Информация всегда представлена как монолог. Знание возможно только как диалогическое, отталкивающееся от собственного опыта исследователя и соотносящее несводимые друг к другу мнения в диалогическом акте, который следует отличать от коммуникативного, как связанного с получением информации, не имеющей обратной связи. Диалог - это форма человеческого бытия, основанная на равноправном общении уникальных человеческих сознаний, синтезирующем данные эмоционально-чувственной и языковой сфер жизни отдельных индивидов на уровне родовых понятий, ориентированном на взаимное обогащение сознаний участников диалога и в то же время на сохранение их самоидентичности. По мнению В. С. Швырева, современное рациональное сознание «должно быть готово к перманентному диалогу, в котором победа той или иной позиции в принципе рассматривается как относительная, как допускающая возможность дальнейшего спора и пересмотра» [6, 141].

Значимость языка в процессе общения признается всеми исследователями, однако сам феномен языка понимается при этом по-разному. Традиционное понимание языка основывалось на здравом смысле, на конвенциональной функции обозначения. Л. Витгенштейн ввел понятие «языковой игры» и доказал тезис о невозможности «частного языка». Х.-Г. Гадамер утверждал, что «бытие, которое может быть понято, есть язык». М. Хайдеггер рассматривал язык как «дом бытия». К.О. Апель вводит трансцендентально - герменевтическое понятие языка. Он считает, что «говоря о языке, необходимо иметь в виду трансцендентальную величину в смысле Канта, точнее говоря, условие возможности и значимости понимания и самопонимания, а тем самым и понятийного мышления, предметного познания и осмысленного действия» [1, 78]. Учение Апеля может быть рассмотрено как рефлексивная трансцендентальная философия интерсубъективности.

В трансцендентальной прагматике Апеля не рассматриваются механизмы трансформации социальных систем. Это делает Ю. Хабермас в теории коммуникативного действия. Хабермас создал концепцию «коммуникативной

рациональности», в основе которой - убеждение в том, что в процессе дискурса можно достичь рационально мотивированного согласия. Эта концепция неоднократно подвергалась критике за недостаточную реалистичность.

Ценность концепций Апеля и Хабермаса видится прежде всего в том, что оба этих исследователя стремятся найти прочную основу процесса коммуникации, создавая при этом идеальную модель коммуникативного сообщества.

Но возможно ли историческое сближение реального и идеального коммуникативного сообществ, и вообще, может ли процесс коммуникации быть идеальным?

Никаких «последних обоснований» в смысле абсолютной, окончательной истины ни философия, ни наука дать не могут. Язык и социум, с одной стороны, общезначимы - в предельном своем категориальном выражении; с другой стороны, они же всегда особенны, различны не только для отдельных людей, но и для одного человека в различных ситуациях. Они всегда опосредованы диалогом - точкой пересечения «здесь и теперь» моего жизненного мира(в его конкретном проявлении) и жизненного мира Другого или Других.

«Я» вступает в диалог с иной реальностью, будучи не уверенным в собственной укорененности в бытии - и стремясь ее достичь. Формы бытия творятся человеком в ограниченных языковых рамках - рамках человеческой конечности. Сознание анализирует и синтезирует потенциальные возможности наличного бытия, не «снимая», но упорядочивая противоположности. Диалог двух сознаний - это не одна из ипостасей универсального диалога - всякий раз это весь диалог, порождение «мира впервые» (В.С. Библер).

Диалог сознаний всегда есть диалог культур. По Библеру, «культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур», причем «время такого общения - настоящее» [2, 286]. Именно в точке настоящего - «здесь и теперь» - культура может выступать как «форма самодетерминации индивида в горизонте личности» [2, 289], именно в этой точке человек обретает свободу -детерминированную, однако, воздействиями мира культуры.

Диалог сознаний помогает человеку осмыслить, вербализовать свой поток переживания бытия, то есть упорядочить его, придать ему законченность, «бытийность». Даже в существовании объективного мира мы убеждаемся (окончательно ли?), лишь соотнеся свои восприятия с восприятиями других людей. Наша мысль в большей степени оформляется, становится особенно четкой и логически заостренной именно в процессе диалога с другими людьми (непосредственного или опосредованного), а не в процессе внутреннего диалога с «alter ego». Соотнося свои суждения с суждениями другого человека, мы уточняем наши мысли. Они могут в результате измениться существенным образом, могут и остаться практически неизменными - в любом случае такой диалог оставляет след в нашем сознании - след от общения с другим сознанием, равным и уникальным в рамках бытия. Мы понимаем друг друга настолько, насколько это необходимо в рамках наличного бытия, «здесь и теперь». Наши слова неадекватны мыслям (уже «на выходе»), в процессе диалога смысл их еще больше искажается. Непонимание может мешать усвоению смысла бытия - если рассматривать и бытие, и понимание как процесс. Но в рамках четко фиксированной «точечной» ситуации внутри диалога, как и по выходе из него - в осознании его целостности - бытие явно, и, если можно так выразиться, «непредвзято» проявляет себя - в самом факте общения сознаний, неповторимых, уникальных, но единых в этой уникальности, - как едино само бытие.

Бытие дается человеку в своей гармоничной целостности лишь на основе познания явлений как фактов, как элементов бытия - хотя бытие не только

несводимо к сумме этих элементов, но и не есть система, образованная из некоторых частей - оно неделимо, но неделимость эта постигается человеком через явление (бытие являет свою сущность сознанию частями, но само не состоит из частей).

Необходимо отметить, что конечность бытия человека, постоянное стремление к самосовершенствованию и одновременно невозможность абсолютного знания приводят к тому, что человек разрывается между прошлым, настоящим и будущим и проецирует себя в Ничто (Ж.-П. Сартр). Все мы, по мнению Н.Н. Моисеева, «внутренние наблюдатели», нам всегда будут доступны лишь конечные знания из их бесчисленной совокупности» [5,198].

Следует различать подлинное и неподлинное бытие. «Массовый порядок существования» (К. Ясперс) рассматривается в экзистенциализме как мнимое бытие. Именно такой уровень бытия поддерживается в большинстве случаев теми, кто находится у власти. Н. Моисеев отмечает, что « мы, может быть, уже вступили в период формирования системы «интеллектуального геноцида» [5, 86], который проявляется не только в господстве американских стандартов в искусстве, но и в тенденции к «монологичности» средств массовой информации, сосредоточенных в руках небольшой группы людей, навязывающих остальным единый образ мышления и систему ценностей [5, 145]. Информация, навязываемая массам, при этом представляет собой не более чем нормативно организованный знаковостереотипный поток бессмыслицы, не имеющей собственной ценности, но при этом являющейся основным товаром в постиндустриальном коммуникативном сообществе (Ж. Бодрийяр) [3, 324-353].

Эта ложная коммуникация не имеет ничего общего с тенденцией построения новой человеческой цивилизации, основанной на диалектическом единстве несводимых друг к другу духовных миров - личностных, общественных, национальных; цивилизации, фундаментом которой должна стать диалектическая взаимосвязь вступающих в диалог сознаний, представляющих собой отдельные грани истины бытия. Это общество можно назвать «идеальным коммуникативным сообществом» не в смысле трансцендентального идеала общения (хотя в настоящий момент такое общество существует только как некая «виртуальная реальность»), но в смысле реалистической программы самоорганизации общества на основе всеобщего диалога равноправных уникальных сознаний. Подлинное бытие в этой связи может рассматриваться не как бытие индивидуального сознания и даже не как диалог единичных сознаний, но как универсальная коммуникация, синтезирующая реальные противоречия на уровне самоорганизации сознания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. № 1.

2. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. М., 1990.

3. Бодрийяр Ж. О совращении // А(1 Ма^теш’ 93: Ежегодник. М., 1994.

4. Лехциер В.Л. Феноменология опыта. // История. Культура. Общество:

Междисциплинарные подходы. Ч. I. М.: Аспект Пресс, 2003.

5. МоисеевН.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000.

6. Швырев В.С. О социально-гуманитарном измерении современной научной рациональности // Знание в связях социальности / Отв. ред. Т.Х. Керимов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003.

7. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М., 1991. Ч. I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.