rparnoTQ Манускрипт • Manuscript
2021. Том 14. Выпуск 4. С. 599-609 | 2021. Volume 14. Issue 4. P. 599-609
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
EN
«Диалог искусств и арт-парадигм»: тенденции и перспективы научных изысканий в новых публикациях альманаха (описательный обзор)
Егорова И. Л.
"Dialogue of Arts and Art Paradigms": Trends and Prospects of Research in New Publications of the Almanac (Descriptive Review)
Egorova I. L.
Обращение к обзору статей и материалов научного альманаха «Диалог искусств и арт-парадигм» не случайно. За относительно короткий срок своего существования он приобрёл широкую аудиторию читателей, интересующихся исследованием актуальных проблем в области искусства и культуры. Альманах является научным изданием Центра комплектных художественных исследований, созданного в 2009 году в стенах Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Основателем, руководителем и идейным вдохновителем данного научного сообщества стал его главный научный сотрудник, доктор искусствоведения, профессор Александр Иванович Демченко - действительный член (академик) Российской и Европейской академий естествознания, действительный член (академик) Академии общественных и фундаментальных наук имени М. В. Ломоносова (председатель отделения «История и теория искусств»), заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель науки и образования. Основная цель деятельности Центра состоит в формировании нового всеобъемлющего направления науки - всеобщего (универсального) искусствознания. А. И. Демченко разработал концепцию научной деятельности Центра, стал инициатором масштабных мероприятий по организации специальной платформы для воплощения грандиозных по своему замыслу задач, ведущих к достижению этой главной цели. К сотрудничеству в изыскательской работе им привлечены свыше 170 исследователей из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Это известные учёные - представители научной элиты, имеющие докторскую степень, и большой отряд кандидатов наук разных направлений искусствознания, культурологии, философии, филологии, истории, социологии, педагогики и др. К изыскательскому движению подключились и непосредственные участники творческих процессов - музыканты, художники, писатели, преподаватели высших и средних учебных заведений. Двери Центра открыты и для начинающих свой путь в науке, к исследованиям привлечена большая группа перспективных аспирантов, магистрантов и студентов многих вузов страны и зарубежья.
Перешагнув десятилетний рубеж успешной и плодотворной деятельности, Центр продолжает стремительно продвигаться к новым горизонтам научного познания художественных явлений в искусстве и культуре разных времён и народов. Один из важных этапов формирования нового научного пространства и обеспечения условий для обмена мнениями и продвижения разнообразных идей был связан с публикацией первых четырёх томов из серии сборников «Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы» (2018-2019). Дальнейшее его развитие определяется расширением исследовательского поля - открытием постоянно действующего Международного научного форума с аналогичным названием. Он проводится начиная с октября 2019 года. Масштаб этого выдающегося творческого проекта поражает широтой и многообразием глобальных проблем, находящихся в центре внимания современных изысканий учёных в области литературы, изобразительного искусства, архитектуры, музыкального искусства, театра, кино, традиционного народного творчества, прикладных видов искусства и других отраслей художественного творчества. Менее чем за два года проведены шесть Форумов, где обсуждались проблемы взаимодействия искусств, вопросы онтологической направленности, которые разрабатываются в любом историко-хронологическом измерении и на материале различных видов художественного творчества. Глубокий концептуальный взгляд учёных на актуальные проблемы современного искусствознания и широта диапазона представленных на Форумах тематических сфер
Обзорная статья (review) | https://doi.org/10.30853/mns210144
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
сподвигли руководство Центра к организации издания научного альманаха в двадцати трёх томах, с сохранением названия предшествующих ему сборников.
Цель настоящей статьи заключается в обзоре материалов, вошедших в трёхтомное издание альманаха «Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы» ("SCIENCE FORUM PAN-ART") [21-23], опубликованного по итогам IV Международного научного форума, состоявшегося 17 декабря 2020 года.
Содержание данного альманаха коррелирует с одной из важных задач деятельности Центра - созданием модуса «многоракурсного интегративного охвата различных видов искусства в их развёртывании в любых национальных и временнЫх координатах» (это одно из положений научной концепции Центра). В общей сложности в трёх томах альманаха собраны 69 научных статей, большинство которых принадлежит сотрудникам Центра. Впечатляет и география участников IV Форума в целом. Это представители российских городов (Астрахань, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Москва, Оренбург, Пенза, Пермь, Петербург, Ростов-на-Дону, Саратов, Сыктывкар, Уфа), стран постсоветского пространства (Абхазия, Армения, Беларусь, ДНР, ЛНР) и дальнего зарубежья (Германия, Израиль, Китай, Куба, Франция, Чехия).
Уникальный формат исследования представлен в серии масштабных очерков А. И. Демченко «Пропилеи исторические» (обзоры художественной культуры). Широкий ареал фактов, имен, событий, к которым обращается автор, способствует всеобъемлющему диапазону исследования явлений и тенденций мировой художественной культуры разных эпох: Древний мир (Том III. Очерк первый, 2018), Античность (Том IV. Очерк второй, 2019), Средневековье (Том V. Очерк третий, 2020), Возрождение (Том VI. Очерк четвёртый, 2020), Барокко (Том VII. Очерк пятый, 2020), Просвещение (Том VIII. Очерк шестой, 2020), Романтизм (Том IX. Очерк седьмой, 2020), Постромантизм (Том X. Очерк восьмой, 2020). Очерки, размещённые в томах XIII [21], XIV [22] и XV [23], посвящены эпохе Модерна, охватившей три законченных периода: Модерн I - 1890-1920-е гг. (Том XIII. Очерк девятый) [21]; Модерн II - 1930-1950-е гг. (Том XIV. Очерк десятый) [22]; Модерн III -1960-1980-е гг. (Том XV. Очерк одиннадцатый) [23].
В «Пропилеях» раскрывается полная картина многогранного, разнопланового художественного мира, в котором как в зеркале отражены все перипетии исторических событий и мировоззрений XX века, раздираемого противоречиями, конфликтами и глобальными катаклизмами. В очерках даётся глубокий анализ психологической атмосферы, царившей в обществе в указанные периоды, под влиянием которой мастерами искусств разных стран были созданы шедевры мировой художественной культуры. Каждому из периодов эволюционного процесса развития Модерна дана исчерпывающая характеристика. В ней определены смысловые доминанты содержания произведений, стилей творческих течений, мировоззренческих основ искусства и культуры в целом.
Так, в начальном периоде учёный видит «расслоение художественного потока» искусства, проявленное в сопоставлении образов, символизирующих «увядание» Классической эпохи, и образов, вызывающих ассоциации с «детством, отрочеством, юностью» эпохи зарождающегося Модерна. В середине ХХ столетия в идейных замыслах содержания художественных произведений преобладает торжество «молодости духа», всепобеждающего «оптимизма и света разума». Обращаясь к следующей стадии Модерна (вторая половина XX века), А. И. Демченко, в числе иных принципов романтической эстетики данного периода, выделяет принцип антитез как крайне поляризованных контрастов. В этой связи антитеза «урбанизма» и «антиурбанизма», как эхо нового витка всеобщей индустриализации, выступает одной из художественных форм противостояния тем, концепций, смыслов, образов и стилей в искусстве эпохи позднего Модерна. И как результат - «высочайшая напряжённость и обострённая конфликтность» общего тонуса жизнеощущения, отражённого в идейно-образном контексте содержания. Автор подчёркивает мысль о том, что художественные произведения мастеров искусств являются правдивыми свидетелями истории любого народа и могут рассказать о ней больше, чем документы и научные трактаты, ибо «искусство в первую очередь исследует то, что творится в душах человеческих и в глубинах человеческого духа» [19, с. 53].
Масштабные искусствоведческие исследования разнонаправленных векторов творческих процессов и художественно-эстетических приоритетов в литературе, музыке, живописи, скульптуре, кинематографе XX века осуществляются А. И. Демченко в сочетании с общеисторической, философской, социологической, психологической, филологической сферами научного знания. На пути формирования всеобщего (универсального) искусствознания учёным постоянно совершенствуется методология комплексного подхода к целостному, всеобъемлющему анализу как отдельных художественных произведений, так и процессов, происходящих в культуре, развивающейся в ракурсе тех или иных исторических событий, эпох, под влиянием тех или иных духовно-нравственных, философско-эстетических, политических и религиозных воззрений.
Проблема подходов к научному познанию - одна из актуальных в тематике статей, представленных в альманахе. Глубокий анализ новых тенденций в методологии исследования отечественной художественной традиции проведён доктором культурологии, профессором Галиной Викторовной Скотниковой, ведущим научным сотрудником сектора актуальных проблем современной художественной культуры Российского института истории искусств (РИИИ), профессором Санкт-Петербургского государственного института культуры. Этой теме посвящена большая обзорная статья «Художественно-исторический процесс в новой парадигме гуманитарной науки России» [57]. В поле зрения автора находится широкий круг исследовательских трудов, охватывающих разные сферы гуманитарных наук, освещающих важнейшие вопросы искусства и культуры, изучение которых проводится «в русле единой методологии - метафизического подхода». В статье подчёркивается: «Суть новой парадигмы состоит в рассмотрении художественных феноменов в преемстве с духовными архетипами, имеющими византийско-древнерусский корень, сквозь призму первооснов национально-духовного культурного бытия» [Там же, с. 89]. Раскрывая факторы обновления гуманитарной науки,
автор заостряет внимание на том, что оно «происходит в идейном пространстве противоборства двух методологических доминант, имеющих мировоззренческий фундамент - метафизики и позитивизма. Позитивизму, установке на факт как на предельную реальность, противостоит метафизика духа, установка на выявление субстанций народной жизни» [Там же]. К числу научных изысканий в контексте метафизической парадигмы автор относит труды выдающихся учёных - таких как «византинисты Г. С. Колпакова, А. М. Лидов, музыковеды
B. И. Мартынов, В. В. Медушевский, Н. С. Серёгина, литературоведы В. Н. Захаров, В. А. Воропаев, А. Н. Ужанков, историки архитектуры Т. Н. Вятчанина, Ю. Р. Савельев, А. С. Щенков, историк С. В. Перевезенцев, исследователь народного искусства М. А. Некрасова, философы культуры А. Л. Казин, А. А. Корольков, историк философии Н. П. Ильин и др.» [Там же, с. 92-93]. Эти же методологические принципы выявлены автором и в коллективной монографии «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX - начала XXI века» в 4-х томах. «Новизна данной работы, - пишет Г. В. Скотникова, - определяется прежде всего предметом исследования, каковым предстаёт художественная культура России XX - начала XXI в. (1917-2017) в аспекте проявления в ней христианского, национально-православного духовного опыта» [Там же, с. 106].
В настоящее время, в эпоху глобальных перемен в устройстве человеческой цивилизации, проблема духовности мировосприятия и миропонимания волнует всю здравомыслящую часть населения планеты. В этой связи особенно актуальными являются научные исследования доктора исторических наук Сергея Вячеславовича Перевезенцева - профессора кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В статье «Духовность как фактор мировой политики» [39] говорится о значимости влияния «духовного фактора» на процессы исторического развития человечества. Автор даёт определение понятию «духовность», указывает на методологические ошибки современников в трактовке этого понятия, рассматривает его смысловое значение в философских учениях разных эпох, начиная с Античности. Учёный обосновывает противостояние религии христианства и религии гуманизма, зародившегося в конце XIII века. Он раскрывает суть содержания и смыслов исторических процессов, происходивших под влиянием этого противостояния и борьбы религиозных и политических мировоззрений государств и народов. Автор утверждает: «В XVI-XIX вв. религиозно-философские установки гуманизма стали методологической базой всех основных философских, этических, политических, экономических, эстетических учений западноевропейской цивилизации - рационализма, эмпиризма, "теории естественного права", просветительства, английской политэкономии, немецкой классической философии, марксизма, позитивизма» [Там же, с. 208]. Он объясняет причины и последствия духовного кризиса, наступившего в Европе и в России на рубеже XIX-XX вв., приведшего к духовному оскудению общества, а затем переросшему в открытый мировоззренческий и политический конфликт. С. В. Перевезенцев подчёркивает, что в настоящее время усугубляется процесс обострения конфликтов и противостояний, обусловленных задачей «дехристианизации человека и общества» [Там же, с. 219], смысл которой «в полной мере раскрылся в концепции трансгуманизма» [Там же, с. 221]. Учёный утверждает, что истинное значение «духовности» в полной мере раскрывается только в христианском православном миропонимании, так как является основой веры и влияет на все сферы человеческой деятельности - научную, философскую, социальную, политическую, творческую и др.
Итогом исследования является вывод о том, что «в будущем сохранятся и станут определять мировую политику те народы и цивилизации, чей духовный корень окажется наиболее крепким, а традиционные духовные смыслы и ценности продолжат оставаться значимыми для большинства членов того или иного сообщества». Духовное оскудение народов и цивилизаций грозит утратой собственной духовной суверенности, а «отказ от традиционных религий, смыслов и ценностей в пользу религии человекобожия может привести человечество к физическому исчезновению и замене "человека естественного" "искусственным интеллектом"» [Там же, с. 229].
Своеобразным логическим продолжением разговора о духовности как факторе политики является статья
C. В. Перевезенцева «И нача философъ глаголати сице...», основная цель которой - осмысление роли духовного начала в тысячелетней истории становления и развития государственно-политических и мировоззренческих концепций России. В центре внимания исследователя находится православное духовно-нравственное учение и «учительная литература» как один «из древнейших жанров русской словесности, истоки которого восходят к Священному Писанию и творениям Отцов Церкви» [40, с. 231]. Автор даёт оценку значимости этих сочинений для российского народа и всей истории России. Главная задача и смысл учительной литературы - «привить своему народу христианское миропонимание, а в итоге - открыть Истину и наставить на пусть спасения» [Там же].
В контексте задач комплексных исследований художественной культуры данные изыскания С. В. Переве-зенцева становятся особенно важными и значимыми. Разработанная им методология аналитических подходов к изучению «духовности» как движущего фактора мировой политики может проецироваться на подходы к исследованию «духовности» как движущего фактора мировой культуры и истинного понимания смыслов художественных явлений и творческих течений в искусстве прошлого и настоящего.
Актуальная методология современного многоаспектного анализа искусства изложена доктором философских наук, научным руководителем РИИИ, профессором Александром Леонидовичем Казиным в статье «Искусство как идеальный предмет» [31], состоящей из нескольких разделов. В ней осуществляется характеристика понятий «искусство» и «культура», даётся определение «нравственно-эстетической ценности произведения культуры/искусства» [Там же, с. 59], говорится о противоречии функций «искусства в истории цивилизации и культуры» [Там же, с. 60], раскрывается «иерархия образов, символов и знаков в историческом пространстве русской культуры» [Там же, с. 67]. Обоснование центральных положений методологии и аналитических подходов к исследованию «культуры» и «искусства» осуществляется автором на междисциплинарном уровне, под углом зрения истории, философии искусства. Он говорит о роли христианского миропонимания искусства
в разные периоды существования католическо-европейской и православно-русской цивилизаций, проводит глубокий и обстоятельный анализ нравственно-эстетических признаков падения духовного уровня человека и человечества в современном мире. На основании этого А. Л. Казин приходит к следующему заключению: «В некотором смысле конец культуры уже произошел, только не все это заметили. Современное русское национальное искусство - одно из немногих в XXI веке - противостоит духовному и социальному распаду. Видеть бытие в Божьем луче, а не в сатанинской злобе или смехе - это подвиг художника, особенно в наше апокалиптическое время» [Там же, с. 88].
Размышления о проблемах духовности в искусстве и культуре современности изложены в статье «Влияние трансгуманизма на искусство XXI века» [10], написанной Оксаной Витальевной Губаревой - кандидатом культурологии, старшим научным сотрудником сектора актуальных проблем современной художественной культуры РИИИ. В ней говорится об агрессивно распространяющейся идеологии трансгуманизма, направленной на изменение самой сущности человеческой природы - искусственную трансформацию человека как биологического вида. И «с помощью нано-, био-, информационных и когнитивных технологий», на основе «симбиоза человека с машиной и генетического дизайна», происходит «создание новой расы», способной «эволюционировать в новые гуманоидные виды» [Там же, с. 168-169]. В этой связи автором выдвигается мысль о том, что отрицание «духовно-душевной жизни человека» неизбежно приводит к отрицанию онтологической сути творческого процесса и всех традиционных ценностей, в том числе искусства как одной из сфер духовной деятельности человека. Основными атрибутами «современной культуры» становятся психосоматические и интеллектуальные «арт-практики», где исчезают «категории прекрасного, мастерства, гармонии», способные «вызывать эмоциональные переживания, воздействуя на глубинные чувства, укорененные в социальном прошлом человечества» [Там же, с. 172]. Автор констатирует, что им на смену приходят категории низменного, кощунственного, антигуманного и «новые методологические подходы», транслирующие насилие, провозглашающие культ тела: «Идет борьба между душой и плотью, человеческим духом и человеческой физиологией» [Там же, с. 178]. О. В. Губарева отмечает, что противостояние «трансгуманистического искусства» и искусства, ориентированного на процветание традиционных ценностей, вызвано всеобщим конфликтом культур мировых цивилизаций.
О противостоянии идейно-смысловых тенденций в современном искусстве говорится и в других статьях. Доктором искусствоведения Екатериной Александровной Скоробогачёвой (кафедра всеобщей истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) проводится анализ творчества современных молодых художников и определяется ряд проблем, особенно остро обозначившихся в период пандемии коронавируса COVID-19. В статье «Изобразительное искусство современной России во взаимодействии с политическими, правовыми, социальными тенденциями» [55] автор выявляет противостояние двух основных политико-правовых тенденций, исторически сложившихся в России и в западном мире. Это - «выражение патриотических начал», определяющих «самоидентификацию народа», и «отражение процессов глобализации», олицетворяющих идеологию «неолиберализма» как «одну из ключевых тенденций мировой политики» Запада. В ходе исследования лучших из полотен, представленных на выставке «Новое время» (Москва, февраль - март 2020 г.), автором выделены произведения, ясно отражающие «политико-правовые тенденции, господствующие в мире и России» [Там же, с. 87]. Идейный замысел сюжетов и средства их выражения в картинах молодых художников высветили полярные мироощущения современной жизни. С одной стороны, доминирует патриотическое начало и позитивные чувства, с другой - «унифицированность глобализированного общества, трагизм смысловых решений и негатив в восприятии окружающего мира» [Там же, с. 82]. Это даёт основание автору сделать вывод о первоочередной необходимости целенаправленного патриотического воспитания, в котором «заключен залог успеха личности, нации, государства» [Там же, с. 87].
Тема православной традиции в живописи поддерживается и в двух других работах Е. А. Скоробогачёвой: «Звучание романтизма в религиозных композициях И. К. Айвазовского» [54] и «Традиции и их развитие в современном православном искусстве России» [56].
Вопрос о перспективах, складывающихся на сегодняшний день в научном поле эстетики, поднимается в исследовании доктора философских наук, профессора Николая Андреевича Хренова - главного научного сотрудника сектора художественных проблем массмедиа Отдела зрелищных и медийных искусств Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ. В статье «Самоопределение эстетики в ситуации становления науки о культуре как проблема, требующая междисциплинарной методологии» [65] говорится о процессе становления эстетической мысли в разные периоды исторического развития общества, о соотношениях эстетики и социологии, эстетики и идеологии, эстетики и философии, эстетики и онтологии. Ведётся речь о взаимовлиянии эстетики и искусства, о взаимоотношении эстетики и искусствознания как наук, призванных к формированию объективного взгляда на искусство, и об их роли в становлении теории искусства. Исследуется вопрос о предпосылках появления новой научной области знаний - науки о культуре. В итоге масштабного исследования Н. А. Хренов приходит к выводу: «...в России впервые осознается, что разрешать многие проблемы, сталкивая эстетическое и идеологическое, эстетическое и политическое, индивидуальное и коллективное, художественное и идеологическое, отныне без культуры невозможно. Во всех этих острейших ситуациях посредником и арбитром является культура» [Там же, с. 283].
Исследование духовного начала в художественном творчестве - одна из приоритетных тем искусствознания. Но особое смысловое наполнение она приобретает, когда становится откровением в устах священника. Противовесом негативным явлениям современного «искусства» трансгуманизма выступает Искусство, отвечающее идеалам высоких духовных и художественных критериев. И в первом ряду стоят творения великих гениев всех времён - писателей, поэтов, композиторов, художников.
Гению Моцарта посвящён труд доктора богословия, отца Иоанна Богомила (Береславского) - выдающегося мыслителя, музыканта, писателя, педагога. Московским издательством «МИР СОФИИ» в 2020 году опубликована его книга «Музыкальное евангелие от Амадея», фрагменты которой, с согласия автора, размещены в XIII томе альманаха под названием «Два этюда о Моцарте». В возвышенном поэтическом тоне о. Иоанн повествует о великом композиторе: «Возлюбленный сын добрейшего Небесного Отца, живое божество, сошедшее на землю», уподобляя его Христу, пришедшему «на землю как великий музыкальный гений» [3, с. 348]. Музыкальные опусы композитора он расценивает как 600 евангелий. Отец Иоанн ведёт разговор о музыке в ракурсе, непривычном для современного «мирского» музыканта, искушённого в аналитических технологиях. Его понимание музыки как языка, «на котором говорит Всевышний», многое заставляет переосмыслить в отношении к ней как виду искусства. Истинное проявление духовности музыки священник-музыкант-исследователь видит в высоком её предназначении: «Музыка выше религии! Как истинная духовность, призвана исцелять и спасать. <...> Музыка... глубинная архетипическая мысль в звуках, одновременно глубоко личная и всечеловеческая» [Там же, с. 349]. Труд о. Иоанна - это художественное произведение, воспринимаемое как Откровение о божественной сущности музыки Моцарта и, одновременно, как Учение о духовном её исполнении.
С данной работой удивительным образом перекликаются наблюдения и открытия, связанные с исследованием феномена личности великого гения русской поэзии А. С. Пушкина. В кратком сообщении доктора искусствоведения, профессора, ведущего научного сотрудника РИИИ Натальи Семёновны Серёгиной - «Э. С. Лебедева: взгляд на Пушкина» [53] - речь идёт об изыскательской и просветительской деятельности сотрудника Всероссийского музея А. С. Пушкина. Одна из тем, разрабатываемых ею в лекциях, чтениях и выставках, касается неразрывной связи творчества поэта с христианской культурой, религиозным мироощущением, русским православием. Но в контексте знакомства с сочинением о. Иоанна Богомила, особый интерес вызывает акцент автора статьи на смысловых параллелях, которые находит Э. С. Лебедева в биографиях и творчестве двух «лучезарных гениев» - Моцарта и Пушкина.
Так или иначе, линия многоаспектного изучения художественных произведений, идейно-образное содержание которых отличается высокой духовной наполненностью, находит продолжение в работах разных авторов. Среди них выделяются статьи: И. А. Свиридовой (Москва) «Сакральная символика "Концерта памяти А. А. Юрлова" Г. В. Свиридова» [51], Н. Н. Самохиной (ЛНР) «Экспрессионизм в музыке: истоки трагического существования» [49], Н. С. Серёгиной (Петербург) «Действо о святом Севастиане. О кантате-мистерии "Сирень" Александра Смелкова. 2002 г.» [52], В. О. Петрова (Астрахань) «Инструментальная композиция со словом и её проявление в опусе Фредерика Ржевски "Падение империи"» [41], Т. В. Котович (Беларусь) «Бесконечность сознания и понятие Бога в концепции Казимира Малевича» [33]. Поиск смысловых параллелей в визуализации поэтических и фольклорных образов художественными средствами живописи и кинематографии отражён в статье В. Н. Алесенковой (Саратов) «Лермонтовские образы Демона и Ашик-Кериба в интерпретации Михаила Врубеля и Сергея Параджанова» [1]. Размышления о роли музыкальной образности в кинематографе изложены в работе С. К. Саркисян (Армения) «Музыкальный феномен в фильмах С. Параджанова» [50].
Большой интерес вызывают статьи о выдающихся людях, оставивших значительный след в истории мировой и отечественной культуры и искусства. В них раскрываются неповторимый мир творческой личности, её роль в искусстве и культуре, художественно-эстетические принципы деятельности, образно-смысловые и стилевые особенности произведений. Этому посвящены работы Т. Н. Суминовой (Москва) «Альфред Шнитке как генератор Текста художественного мира» [59], О. Б. Сокуровой (Петербург) «Традиция русского словоцентризма и ее отражение в последней повести Валентина Распутина» [58], И. П. Дабаевой (Ростов-на-Дону) и И. М. Шабу-новой (Германия) «Евгений Владимирович Назайкинский» [14], И. Л. Егоровой (Саратов) «Л. Л. Христиансен -исследователь народного песенного творчества (начальный период научной деятельности)» [27], В. В. Ефи-мовской (Петербург) «Источник света. О творчестве живописца Филиппа Москвитина» [28].
О современных тенденциях музыкальных стилей в композиторском творчестве пишут Н. Н. Сычёва (Ростов-на-Дону) «Романтические цитаты как интонационный исток стилистики "Маленького романтического квинтета" А. Е. Чернова» [60], М. П. Файзулаева (Казань) «Рашид Калимуллин и его стилистические пристрастия в музыке» [63], Н. С. Серёгина (Петербург) «Действо о святом Севастиане. О кантате-мистерии "Сирень" Александра Смелкова. 2002 г.» [52]. О преломлении стилей национальной музыки в композиторском творчестве говорится в статьях О. Г. Вильдановой (Уфа) «Балетное творчество башкирских композиторов» [4] и О. И. Гладковой (Петербург) «Новая фольклорная волна и балетный театр. "Ярославна" Бориса Тищенко» [6].
К проблеме взаимодействия искусств направлен взор авторов в статьях Г. В. Горбулич (ЛНР) «Взаимодействие музыки и изображения в контексте динамики развития художественного образа в кинематографии» [8], Карела Дихтля (Чехия) «Несколько замечаний о взаимоотношениях музыки и изобразительного искусства» [26], М. С. Фоминой (Петербург) «Мирискуснические традиции и современная сценография (на материале творчества Вячеслава Окунева)» [64].
Значительная часть работ посвящена теории музыки, анализу музыкальных произведений разных эпох и стилей, а также исследованию проблем инструментального и вокального исполнительства: А. П. Груцынова (Москва) «Музыкальный "Каменный пир" (1761) (немного о балете К. В. Глюка)» [9], Карел Дихтль (Чехия) «К вопросу об архетипической функциональности в натурно-ориентированной избранной музыкальной литературе второй половины XIX - первой половины XX века» [24], В. А. Колоней (ДНР) «Интонационные начала музыки» [32], Е. В. Кравчик (Пермь) «Современная исполнительская практика на мандоре» [34], В. В. Красов (Москва) «Хоровой вокализ-эпизод в сочинениях отечественных композиторов середины ХХ -начала XXI века» [35], А. Н. Рудянский (ДНР) «О тембровых решениях мелодической функции оркестровой
фактуры» [46], Е. А. Русланова (Саратов) «Истоки певческой культуры России» [47], И. В. Рыбкова (Саратов) «О Реквиеме А. Г. Шнитке» [48].
На страницах альманаха освещается тема хоровых исполнительских традиций в православном искусстве. Ей посвящены статьи И. П. Дабаевой (Ростов-на-Дону) «Духовный концерт как составная часть праздничных и образовательных мероприятий в дореволюционной России» [12], «Духовный концерт в культуре современной России: традиции и новаторство» [11] и Л. П. Рощевской (Сыктывкар) «Обучение пению в школах и монастырях Коми края во второй половине XIX - начале ХХ в.» [45].
Сложная проблема музыкального воспитания занимает одну из важных позиций в комплексных исследованиях Центра и разнообразно представлена в данном альманахе. В контексте современных тенденций и направлений музыкальной педагогики эта тема раскрывается в статьях Карела Дихтля (Чехия) «Краткий глоссарий о противостоянии экспрессивной дикции в избранных художественных и музыкальных материалах» [25], Ю. А. Закунова (Петербург) «Проектирование ценностного содержания образовательного пространства через образы наследия» [30], Е. В. Мстиславской (Саратов) «Интегральная характеристика творческой личности музыканта-исполнителя» [37] и «Развитие творческой личности в аспекте полисистемного взаимодействия» [38].
О взаимодействиях творческих школ, художественных методов и стилей, о развитии национальной культуры и искусства разных стран ведётся диалог следующих авторов статей: О. О. Алиева (Екатеринбург) «Масляная живопись современных художников Китая - феномен синтеза русской и китайской культур» [2], К. А. Джагацпанян (Армения) «Судьбы армянского музыкального наследия в условиях турецкого владычества. Комитас» [20], Лянь Ицэнь (Китай) «На пересечении музыкальных традиций Китая и Европы: флейта в сочинении "Яркое солнце сияет над горами Тянь-Шань" Хуана Хувэя» [36], Е. В. Жданова (Петербург) «Швейцарское восприятие русской культуры: "Русские пути" Феликса Филиппа Ингольда» [29], Эрнесто Три-геро (Куба) «Французское влияние на танец santiaguera в первой половине XIX века» и «Поэтика Николая Гильена в парадигме культурной самобытности» [61; 62]. О жанрах традиционного фольклора идёт речь в статье Н. В. Чанба (Абхазия/Франция) «Народная музыка абхазов и "Нартский эпос"» [66].
Затрагиваются и вопросы арт-терапии: Г. Ф. Головатая (Москва) «Инклюзивный театр как творческая лаборатория» [7], Т. Ш. Гершбейн (Израиль) «По звукам памяти: к проблеме невербального нарратива» [5].
Неожиданным резонансом тема культурного наследия отозвалась в материалах Приложения, размещённого в конце XV тома альманаха. В нём опубликованы материалы коллекции «К 180-летию со дня рождения П. И. Чайковского», где представлены филателистические экспонаты, собранные Н. А. Егояном (Пенза).
Дополнением к основной части альманаха служит исследовательский материал, который посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (целиком этому событию был адресован чрезвычайно объёмный XI том альманаха, основанный на материалах предыдущего Форума). Эта патриотическая тема по-разному отразилась в музыкальных и литературных произведениях и нашла различное преломление в данном разделе. Здесь представлены статьи И. П. Дабаевой (Ростов-на-Дону) и Т. В. Манько (Краснодар) «Этих дней не смолкнет слава: песни о войне в современной культуре» [13], Т. Б. Резницкой (Оренбург) «Война как философская категория в камерно-вокальных сочинениях Густава Малера» [43] и «Антигитлеровская тема в романе Г.-Г. Де-кера-Фойгта "Пасторский дом": искусство как форма свободы и сопротивления» [42], Ганса-Гельмута Декер-Фойгта (Германия) «Мне свыше данные отцы: антигитлеровское сопротивление в Германии периода национал-социализма и роман "Пасторский дом"» [15]. Литературное эссе А. И. Демченко «О моих родителях-фронтовиках» посвящено памяти отца, погибшего на Курской дуге в год рождения автора [16].
В заключение следует отметить, что внушительное многообразие статей и тем, представленных в альманахе, позволяет составить общее представление о новых, актуальных тенденциях, направлениях и перспективах многоаспектного развития научной мысли о художественных процессах и явлениях, происходящих в различных видах искусства и культуры в целом. Усиливает впечатление от работ авторов, придавая им большую значимость, наличие богатейшего иллюстративного материала, которым располагают многие научные статьи. Содержание всего трёхтомного издания свидетельствует о широком спектре междисциплинарных, концептуальных, онтологических, аксиологических, метафизических и прочих приоритетных ракурсов изучения проблем и многополярных исследований новых тенденций в методологии научных изысканий.
Проблема духовности занимает ключевые позиции во многих исследованиях произведений искусства и культуры, проведенных современными авторами, число которых возрастает с каждым годом. Об этом свидетельствует и большая часть научных статей, опубликованных в данном альманахе. Они посвящены осмыслению высокой значимости «духовности» как основополагающего понятия в современной парадигме гуманитарных наук и различным аспектам исследования творческих процессов в контексте его понимания современным обществом.
Список источников
1. Алесенкова В. Н. Лермонтовские образы Демона и Ашик-Кериба в интерпретации Михаила Врубеля и Сергея Параджанова // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 74-80.
2. Алиева О. О. Масляная живопись современных художников Китая - феномен синтеза русской и китайской культур // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 81-96.
3. Богомил И. (Береславский) Два этюда о Моцарте // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 348-370.
4. Вильданова О. Г. Балетное творчество башкирских композиторов // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 97-105.
5. Гершбейн Т. Ш. По звукам памяти: к проблеме невербального нарратива // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 106-113.
6. Гладкова О. И. Новая фольклорная волна и балетный театр. «Ярославна» Бориса Тищенко // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 114-127.
7. Головатая Г. Ф. Инклюзивный театр как творческая лаборатория // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 128-133.
8. Горбулич Г. В. Взаимодействие музыки и изображения в контексте динамики развития художественного образа в кинематографии // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 134-139.
9. Груцынова А. П. Музыкальный «Каменный пир» (1761) (немного о балете К. В. Глюка) // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 140-167.
10. Губарева О. В. Влияние трансгуманизма на искусство XXI века // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 168-179.
11. Дабаева И. П. Духовный концерт в культуре современной России: традиции и новаторство // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 200-208.
12. Дабаева И. П. Духовный концерт как составная часть праздничных и образовательных мероприятий в дореволюционной России // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 193-199.
13. Дабаева И. П., Манько Т. В. Этих дней не смолкнет слава: песни о войне в современной культуре // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XV. С. 301-320.
14. Дабаева И. П., Шабунова И. М. Евгений Владимирович Назайкинский // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 209-234.
15. Декер-Фойгт Г.-Г. «Мне свыше данные отцы»: антигитлеровское сопротивление в Германии периода национал-социализма и роман «Пасторский дом» // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XV. С. 321-342.
16. Демченко А. И. О моих родителях-фронтовиках // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XV. С. 361-368.
17. Демченко А. И. Пропилеи исторические (обзоры художественной культуры). Очерк девятый. Модерн I // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 3-73.
18. Демченко А. И. Пропилеи исторические (обзоры художественной культуры). Очерк десятый. Модерн II // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 3-57.
19. Демченко А. И. Пропилеи исторические (обзоры художественной культуры). Очерк одиннадцатый. Модерн III // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. ХV. С. 3-57.
20. Джагацпанян К. А. Судьбы армянского музыкального наследия в условиях турецкого владычества. Комитас // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 235-241.
21. Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. 376 с.
22. Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. 390 с.
23. Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. ХV. 386 с.
24. Дихтль К. К вопросу об архетипической функциональности в натурно-ориентированной избранной музыкальной литературе второй половины XIX - первой половины XX века // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 242-246.
25. Дихтль К. Краткий глоссарий о противостоянии экспрессивной дикции в избранных художественных и музыкальных материалах // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 253-257.
26. Дихтль К. Несколько замечаний о взаимоотношениях музыки и изобразительного искусства // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 247-252.
27. Егорова И. Л. Л. Л. Христиансен - исследователь народного песенного творчества (начальный период научной деятельности) // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 258-268.
28. Ефимовская В. В. Источник света. О творчестве живописца Филиппа Москвитина // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 269-296.
29. Жданова Е. В. Швейцарское восприятие русской культуры: «Русские пути» Феликса Филиппа Ингольда // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 297-309.
30. Закунов Ю. А. Проектирование ценностного содержания образовательного пространства через образы наследия // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIII. С. 310-347.
31. Казин А. Л. Искусство как идеальный предмет // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 58-88.
32. Колоней В. А. Интонационные начала музыки // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 89-98.
33. Котович Т. В. Бесконечность сознания и понятие Бога в концепции Казимира Малевича // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 99-111.
34. Кравчик Е. В. Современная исполнительская практика на мандоре // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 128-134.
35. Красов В. В. Xоровой вокализ-эпизод в сочинениях отечественных композиторов середины XX - начала XXI века // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 144-151.
36. Лянь Ицэнь. На пересечении музыкальных традиций Китая и Европы: флейта в сочинении «Яркое солнце сияет над горами Тянь-Шань» Xуана Xувэя // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 152-158.
37. Мстиславская Е. В. Интегральная характеристика творческой личности музыканта-исполнителя // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 175-189.
38. Мстиславская Е. В. Развитие творческой личности в аспекте полисистемного взаимодействия // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 190-198.
39. Перевезенцев С. В. Духовность как фактор мировой политики // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 199-230.
40. Перевезенцев С. В. «И нача философъ глаголати сице...» // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 231-247.
41. Петров В. О. Инструментальная композиция со словом и ее проявление в опусе Фредерика Ржевски «Падение империи» // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 248-257.
42. Резницкая Т. Б. Антигитлеровская тема в романе Г.-Г. Декера-Фойгта «Пасторский дом»: искусство как форма свободы и сопротивления // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XV. С. 343-360.
43. Резницкая Т. Б. Война как философская категория в камерно-вокальных сочинениях Густава Малера // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XV. С. 313-320.
44. Рощевская Л. П. Музыкальная культура Тобольска в середине XIX века по мемуарам художника М. С. Знаменского // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 258-270.
45. Рощевская Л. П. Обучение пению в школах и монастырях Коми края во второй половине XIX - начале XX в. // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 271-278.
46. Рудянский А. Н. О тембровых решениях мелодической функции оркестровой фактуры // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 279-292.
47. Русланова Е. А. Истоки певческой культуры России // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 293-296.
48. Рыбкова И. В. О Реквиеме А. Г. Шнитке // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 297-303.
49. Самохина Н. Н. Экспрессионизм в музыке: истоки трагического существования // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 304-311.
50. Саркисян С. К. Музыкальный феномен в фильмах С. Параджанова // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 312-328.
51. Свиридова И. А. Сакральная символика «Концерта памяти А. А. Юрлова» Г. В. Свиридова // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 329-340.
52. Серёгина Н. С. Действо о святом Севастиане. О кантате-мистерии «Сирень» Александра Смелкова. 2002 г. // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 357-374.
53. Серёгина Н. С. Э. С. Лебедева: взгляд на Пушкина // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 341-356.
54. Скоробогачёва Е. А. Звучание романтизма в религиозных композициях И. К. Айвазовского // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XIV. С. 375-384.
55. Скоробогачёва Е. А. Изобразительное искусство современной России во взаимодействии с политическими, правовыми, социальными тенденциями // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. ХУ. С. 79-88.
56. Скоробогачёва Е. А. Традиции и их развитие в современном православном искусстве России // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. ХV. С. 58-78.
57. Скотникова Г. В. Художественно-исторический процесс в новой парадигме гуманитарной науки России // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. ХV. С. 89-114.
58. Сокурова О. Б. Традиция русского словоцентризма и ее отражение в последней повести Валентина Распутина // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. ХV. С. 115-130.
59. Суминова Т. Н. Альфред Шнитке как генератор Текста художественного мира // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. ХУ С. 131-140.
60. Сычева Н. Н. Романтические цитаты как интонационный исток стилистики «Маленького романтического квинтета» А. Е. Чернова // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. ХV. С. 141-160.
61. Тригеро Э. Поэтика Николая Гильена в парадигме культурной самобытности // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. ХУ С. 183-192.
62. Тригеро Э. Французское влияние на танец santiaguera в первой половине XIX века // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. ХV. С. 161-182.
63. Файзулаева М. П. Рашид Калимуллин и его стилистические пристрастия в музыке // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. ХV. С. 193-197.
64. Фомина М. С. Мирискуснические традиции и современная сценография (на материале творчества Вячеслава Окунева) // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XV. С. 198-216.
65. Xренов Н. А. Самоопределение эстетики в ситуации становления науки о культуре как проблема, требующая междисциплинарной методологии // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XV. С. 217-288.
66. Чанба Н. В. Народная музыка абхазов и «Нартский эпос» // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: сборник материалов IV Международного научного форума (17 декабря 2020 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко, Г. В. Скотникова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. Т. XV. С. 289-300.
Информация об авторах | Author information
RU
Егорова Ирина Львовна1, к. иск., проф.
1 Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
EN
Egorova Irina Lvovna1, PhD 1 L. V. Sobinov Saratov State Conservatory
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 12.03.2021; опубликовано (published): 30.04.2021.