Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА В АСПЕКТЕ ШКОЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ'

ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА В АСПЕКТЕ ШКОЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
476
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ ДИАЛЕКТЫ / ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / RUSSIAN DIALECTS / DIALECT VOCABULARY / METHODS OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING / SCHOOLCHILDREN RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ганичева Светлана Алексеевна

Статья посвящена методике руководства исследовательскими работами школьников, выполняемыми на материале диалектной лексики. Автор рассматривает преимущества и недостатки обращения к диалектологии как к области исследования; характеризует возможные направления выбора тем, связанных с изучением диалектной лексики; выделяет типичные ошибки, возникающие у учащихся. В основу статьи положен опыт руководства исследовательскими работами учеников 7-9 классов Вологодского многопрофильного лицея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECT LEXIS IN THE ASPECT OF SCHOOL RESEARCH WORK

The article deals with the methods of managing schoolchildren research projects based on dialect vocabulary. The author considers the advantages and disadvantages of choosing dialectology as an area of research, characterizes possible directions for choosing topics related to the study of dialect vocabulary, and describes typical difficulties and mistakes that students make.The article is based on the experience of managing research projects, which were carried out by students in grades 7-9 at Vologda multidisciplinary lyceum.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА В АСПЕКТЕ ШКОЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.23859/1994-0637-2020-5-98-1 УДК 81

Ганичева Светлана Алексеевна

Кандидат филологических наук, Вологодский многопрофильный лицей (Вологда, Россия) E-mail: sganicheva@mail.ru

ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА В АСПЕКТЕ ШКОЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация. Статья посвящена методике руководства исследовательскими работами школьников, выполняемыми на материале диалектной лексики. Автор рассматривает преимущества и недостатки обращения к диалектологии как к области исследования; характеризует возможные направления выбора тем, связанных с изучением диалектной лексики; выделяет типичные ошибки, возникающие у учашдхся. В основу статьи положен опыт руководства исследовательскими работами учеников 7-9 классов Вологодского многопрофильного лицея.

Ключевые слова: русские диалекты, диалектная лексика, методика преподавания русского языка, исследовательская деятельность школьников

© TaHHHeBa C. A., 2020

Ganicheva Svetlana Alekseevna

PhD in Philology, Vologda multidisciplinary lyceum (Vologda, Russia) E-mail: sganicheva@mail.ru

DIALECT LEXIS IN THE ASPECT OF SCHOOL RESEARCH WORK

Abstract. The article deals with the methods of managing schoolchildren research projects based on dialect vocabulary. The author considers the advantages and disadvantages of choosing dialectology as an area of research, characterizes possible directions for choosing topics related to the study of dialect vocabulary, and describes typical difficulties and mistakes that students make. The article is based on the experience of managing research projects, which were carried out by students in grades 7-9 at Vologda multidisciplinary lyceum.

Keywords: Russian dialects, dialect vocabulary, methods of the Russian language teaching, schoolchildren research activities

Введение

Исследовательская деятельность представляет собой специфически человеческую деятельность, направленную на познание мира и имеющую своим результатом новое знание, «полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами»1. Цель учебно-

исследовательской деятельности, осуществляемой в школе, - формирование у уча-

2

щихся навыков выполнения исследования ; данная деятельность строится вокруг

1 Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. - Москва: МГУТУ, 2004. -76 с.

2 Сопровождение выполнения индивидуальных проектов на уровне основного общего и среднего общего образования: практический аспект / под редакцией Е. А. Никодимовой. -Вологда: ВИРО, 2019. - С. 40.

решения проблемной творческой задачи, в ходе которого ребенок создает субъективно (а иногда и объективно) новое знание.

Согласно ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования учебно-исследовательская и проектная деятельность является обязательной составляющей учебного процесса в средней и старшей школе. Обратим внимание, что формулировка стандартов предполагает разграничение учебных исследований и проектов. Не вдаваясь в детальное обсуждение соотношения этих понятий, отметим, что исследовательская деятельность сосредоточена на познании мира; «практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения»1. В отличие от исследования проект предполагает «создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства»2. Практическая значимость для проекта обязательна. Безусловно, строгой границы между учебным исследованием и проектом нет: этапы проведения исследования во многом соотносятся с этапами работы над проектом; на основе результатов исследования (или попутно, в ходе работы) может быть создан тот или иной практически значимый продукт (словарь, рекомендации для одноклассников и т. д.). Отнести работу к учебно-исследовательской или проектной возможно на основании того, что для автора является важным: познание (получение нового знания) или создание (разработка конкретного продукта).

В центре нашего внимания находится учебно-исследовательская деятельность учащихся. Данное понятие широко освещается в литературе. Ряд работ общего характера рассматривает педагогические и психологические основы этой деятельности (труды И. А. Зимней, А. В. Леонтовича, А. С. Обухова, А. И. Савенкова, Е. В. Титова и др.). В последние годы появилось много практических пособий и руководств по организации учебно-исследовательской деятельности школьников и представлению ее результатов3. Существуют пособия, посвященные организации исследовательской

4

деятельности по отдельным предметам, в том числе по русскому языку .

Таким образом, руководитель школьных исследовательских работ сейчас обеспечен большим количеством рекомендаций по методике организации учебно -исследовательской деятельности школьников, ее психологическому сопровождению, оформлению текста, публичному представлению результатов и т. п. Вместе с тем практическая работа с учениками, участие в работе жюри конференций и общение с коллегами постоянно наводят на мысль о потребности в статьях или пособиях, кото-

1 Сопровождение выполнения индивидуальных проектов на уровне основного общего и среднего общего образования: практический аспект / под редакцией Е. А. Никодимовой. -Вологда: ВИРО, 2019. - С. 40.

2 Там же.

3 Левина О. Г. Первые шаги в науку. Как проводится исследование? - URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=42388959 (дата обращения: 25.07.2020); Рогова О. Б., Рогов А. А., Клюкина Е. А. Твоя научно-исследовательская работа: информационные материалы для школьника. - Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2001. -31 с. и др.

4 Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы. -Москва: Просвещение, 2014. - 176 с.; Андреева Е. П., Берсенева Л. А., Виноградова С. Б., Федорова А. В. Великое русское слово: как организовать научную работу школьников. - Вологда: Сад - Огород, 2010. - 125 с.

рые рассматривали бы конкретные узкие направления исследования в рамках предмета: давали бы ориентир в плане выбора конкретной темы, поиска литературы; предупреждали о типичных трудностях и возможных ошибках. Следствием этих размышлений является данная статья.

Мы обращаемся к одному из множества направлений, в рамках которых может выполняться учебное исследование по русскому языку. Объект нашего рассмотрения - учебно-исследовательская деятельность школьников, направленная на изучение диалектной лексики. Целью работы является определение специфики школьных исследований на материале диалектной лексики: рассмотрение преимуществ и недостатков обращения к диалектологии как к области исследования, характеристика возможных направлений выбора тем и источников фактического материала, описание типичных трудностей и ошибок, возникающих у учащихся. В основу статьи положен опыт руководства исследовательскими работами учеников 7-9 классов Вологодского многопрофильного лицея.

Основная часть

Территориальные диалекты, или говоры, - это разновидности языка, используемые в определенной местности (как правило, сельской). На территории нашей страны существует множество говоров. Основными диалектными объединениями Европейской части России являются севернорусское и южнорусское наречия. Особенностями севернорусского наречия можно назвать оканье, произнесение взрывного [г], твердый [т] в глаголах 3 лица, использование согласуемых постпозитивных частиц (-от, та, -то, -те и др.), слово лает в значении 'издает звуки (о собаке)' и др. Для южнорусских говоров, напротив, характерно аканье, фрикативный [у], мягкий [т'] в глаголах в форме третьего лица, глагол брешет, соответствующий севернорусскому лает и др. Переходные среднерусские говоры сочетают в себе признаки обоих наречий. В рамках севернорусских, южнорусских и среднерусских говоров выделяются следующие группы: Вологодская, Ладого-Тихвинская, Костромская, Западная, Кур-ско-Орловская и др. (подробнее о диалектном членении русского языка, языковых особенностях наречий и конкретных групп говоров см. монографию К. Ф. Захаровой и В. Г. Орловой «Диалектное членение русского языка»1 или любой учебник по русской диалектологии). Говоры Урала и Сибири менее поддаются классификации, так как являются вторичными, возникшими в результате смешения особенностей речи переселенцев с разных территорий.

В рамках школьной программы по русскому языку учащиеся знакомятся с понятием диалект обзорно, в основном в рамках изучения небольшой темы «Диалектная лексика» в разделе «Лексикология» (5 или 6 класс, в зависимости от программы). Это вполне понятно: целью школьного курса является овладение нормами литературного языка. В то же время диалектный материал давно и широко привлекают во внеурочной работе по русскому языку и в краеведческой работе (особенно в сельской местности). Существует целый ряд статей и пособий, содержащих рекоменда-

1 Захарова К. Ф., Орлова В. Г. Диалектное членение русского языка. - Москва: УРСС, 2004. - 176 с.

ции о том, как организовать сбор диалектных слов и, шире, кружковую работу по диалектологии1.

Во всех подобных пособиях отмечается, что знакомство с диалектным материалом способствует воспитанию любви к родному краю, патриотизма, интереса и уважения к традиционной народной культуре. Этот воспитательный потенциал можно назвать и среди преимуществ выбора для исследовательской работы «диалектологической» темы. Вместе с тем изучение диалектов помогает формировать понимание того, насколько разнообразны могут быть человеческие точки зрения на мир, и, как следствие, воспитывать толерантность.

Диалектный материал имеет также существенный образовательный потенциал. Исследуя говоры, учащиеся вынуждены постоянно так или иначе сопоставлять их с литературным языком, следовательно, они глубже постигают суть этого понятия, осознают смысл устойчивой формулы «литературный язык - высшая форма существования национального языка». Работа с диалектным материалом расширяет лингвистический кругозор, помогает осмыслить историю некоторых языковых единиц или явлений (например, в говорах до сих пор сохраняется утраченное в литературном языке производное для слова нельзя: наречие льзя 'можно' зафиксировано в вологодских, ленинградских, новгородских, псковских, московских, тамбовских, астраханских, томских и целом ряде других говоров2).

Наконец, нельзя недооценивать существенный мотивационный потенциал, присущий диалектному материалу (с нашей точки зрения это наиболее значимое преимущество). Русские говоры, как уже было сказано, чрезвычайно разнообразны, разнообразны и аспекты, в которых их можно исследовать. По этой причине в диалектном материале не так сложно найти тему, которая обладала бы не только субъективной новизной для ребенка, но и объективной научной новизной. Следовательно, учащийся может в полной мере ощутить себя ученым, первооткрывателем. Этому способствует и тот факт, что диалектный материал для школьников (в особенности городских) часто выглядит непривычно, странно, и работа с ним рождает чувство познания чего-то неведомого.

Вместе с тем, предлагая «диалектологические» темы, необходимо понимать их недостатки. Во-первых, они не позволяют в такой мере совершенствовать культуру речи, навыки использования литературного языка, как, например, темы, связанные с изучением орфоэпии, речевой правильности, образцовых художественных текстов и т. п. Во-вторых, иногда в отношении диалектного материала существует некоторое предубеждение: он воспринимается как что-то устаревшее, несовременное, ненужное. Необходимо быть готовым опровергать это представление (однажды к большому своему недоумению мы даже столкнулись с ним в жюри на городской конференции). В-третьих, школьникам может понадобиться существенная помощь учителя в

1 Зорина Л. Ю. Диалектная лексика говоров Вологодского края. - Вологда: ВГПУ, 2008. -144 с.; Лингвистическое краеведение в школах Вологодской области / под редакцией Ю. И. Чайкиной. - Вологда: ВГПИ, 1985. - С. 4-36; Попов И. А. Диалектная лексика как объект внеклассной работы в сельской школе // Русский язык в школе. - 1978. - № 3. - С. 59-62 и др.

2 Словарь русских народных говоров. Вып. 1-51. - Москва: [б. и.]; Ленинград: Наука; Санкт-Петербург: Наука, 1965-2019. - Вып. 17. - С. 230.

подборе литературы и источников фактического материала: книги и статьи по диалектологии, диалектные словари плохо представлены в детских библиотеках, а по запросам в поисковых системах в Интернете обычно легко ищется только базовая информация о русских говорах. При знакомстве с литературой, посвященной отдельным тематическим группам диалектной лексики, диалектной языковой картине мира и другим частным моментам, учащимся лучше сначала ориентироваться на названия конкретных пособий, статей, монографий.

Круг вопросов, которые рассматривает диалектология, весьма широк. Традиционное изучение говоров строится в рамках структурно-семантического аспекта. При этом рассматриваются особенности разных языковых уровней: фонетического, морфемного и словообразовательного, морфологического, лексического, синтаксического.

Если говорить об исследовательских работах в школе, то наиболее удобным объектом для изучения является лексика. Она тесно связана с реалиями окружающего мира, конкретна, выразительна, экспрессивна, поэтому проще и интереснее для учащихся, чем фонетика, морфология и т. д. Исследования диалектной лексики могут выполняться на базе диалектных словарей, записей диалектной речи, а также основываться на наблюдении за речью старших родственников и / или жителей местности, в которой учащийся живет или в которую приезжает на лето. Как правило, школьники обращаются к изучению лексики своего региона, хотя при желании можно выбрать и другую территорию. Главное, чтобы она была достаточно компактной, в противном случае материал для исследования окажется слишком объемным а также возникнут проблемы с его сбором (так, сводный «Словарь русских народных говоров», включающий данные по всем российским регионам, сейчас состоит из 51 выпуска, при этом издание не завершено).

Работы по лексике и фразеологии на материале диалектных словарей обычно представляют собой описание структуры тех или иных лексических групп (названия грибов, ягод, видов дождя; слова со значением количества; термины родства; обозначения детей; лексика тематической группы «Сенокос»; фразеологизмы со словом рука и т. д.). Например, ученица Вологодского многопрофильного лицея Алина Же-лезова, изучая слова тематической группы «Жаворонок», используемые в русских говорах, выделила следующие лексико-семантические группы: общие обозначения самого жаворонка, в том числе названия детенышей птицы и ее уменьшительно-ласкательные обозначения (жаравка, пестрянка, подорожник, жавороненок, жаво-ряточки и др.); названия отдельных разновидностей жаворонка (короголек 'рогатый жаворонок'; снегурка 'белокрылый жаворонок' и др.); глаголы для обозначения действий жаворонка (высвистывать, заливаться, звенеть и др.); обозначения образа жаворонка в весенней обрядовой символике (жавор^та 'маленькие сдобные булочки в виде птичек, выпекаемые по обычаю в начале весны'; жаворонки 'день девятого марта, когда прилетают жаворонки'; жаворонкова кижа 'снег, выпадающий весной, перед прилетом жаворонков' и др.)1.

1 Железова А. О. Образ жаворонка в русской диалектной языковой картине мира // Современная русская лексикология, лексикография и лингвогеография. - 2018. - № 1. - С. 39-45.

Попутно могут быть прокомментированы какие-либо семантические особенности исследуемых слов. Например, для многих диалектных обозначений грибов характерно широкое семантическое варьирование. Так, существительное обабки в вологодских говорах может называть подосиновики, подберезовики, маслята, белые грибы, опята, а также употребляться в качестве общего обозначения грибов, идущих на

сушку1.

В некоторых случаях попутно можно охарактеризовать и мотивировочные признаки, на которых базируются номинации (если это удается выявить). Например, в основе названий желтовичка 'гриб сыроежка с желтой шляпкой'2 и почерневы 'сушеные грибы'3 лежит такой мотивировочный признак, как цвет, а в основе слова подъеловик 'гриб рыжик, растущий в ельнике'4- место произрастания. Заметим, что выявление признаков, на которых базируются номинации, нецелесообразно использовать в качестве ведущего аспекта исследования: весьма вероятно, что в материале окажется большая группа слов с неявной мотивацией (ее можно установить только при условии знакомства с их диалектными производящими или вообще лишь путем этимологического анализа).

Диалектные словари в настоящее время существуют для большинства российских регионов (хотя не всегда издания завершены). Учащиеся Вологодской области могут обратиться к словарям «Вологодское словечко»5 (лексика) и «Золотые россы-пи»6 (фразеология). Это однотомные пособия, созданные специально для школьников. При желании сделать работу более весомой с научной точки зрения можно обратиться к «Словарю вологодских говоров»7. Отметим, что вологодские материалы представлены также в «Словаре говоров Русского Севера»8, «Словаре русских говоров Карелии и сопредельных областей»9, сводном «Словаре русских народных говоров»10 (в нем материалы приводятся с пометов Волог. без указания районов). В Че-

1 Словарь вологодских говоров. Вып. 1-12 / под редакцией Т. Г. Паникаровской. - Вологда: Вологодский государственный педагогический институт; Вологодский государственный педагогический университет, 1983-2006. - Вып. 5. - С. 116.

2 Там же. - Вып. 5. - С. 116.

3 Там же. - Вып. 8. - С. 25.

4 Там же. - Вып. 7. - С. 118.

5 Вологодское словечко: школьный словарь диалектной лексики / под редакцией Л. Ю. Зориной. - Вологда: ВГПУ, 2011. - 344 с.

6 Золотые россыпи: словарь устойчивых оборотов речи в вологодских народных говорах / под редакцией Л. Ю. Зориной. - Вологда: ВГПУ, 2014. - 299 с.

7 Словарь вологодских говоров. Вып. 1-12 / под редакцией Т. Г. Паникаровской. - Вологда: Вологодский государственный педагогический институт; Вологодский государственный педагогический университет, 1983-2006.

8 Словарь говоров Русского Севера: в 7 т. / под редакцией А. К. Матвеева. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001-2018.

9 Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. Вып. 1-6 / под редакцией А. С. Герда. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994-2005.

10 Словарь русских народных говоров. Вып. 1-51. - Москва: [б. и.]; Ленинград: Наука; Санкт-Петербург: Наука, 1965-2019.

реповецком государственном университете началось издание «Словаря западных говоров Вологодской области»1, однако пока вышел только первый выпуск (А-Б).

Как уже отмечено ранее, исследовательские работы учащихся по лексике могут быть основаны на наблюдениях за живой речью. Объектом наблюдений в этом случае выступает речь старших родственников и / или жителей сельской местности, в которой школьники живут или в которую приезжают на время. Предварительно необходимо ознакомить учащихся с методикой сбора диалектной лексики, изложенной во многих пособиях по лингвистическому краеведению (см. выше). Следует обратить особое внимание на выбор информанта(-ов): в его (их) речи должны в достаточном количестве присутствовать диалектные слова. Для облегчения сбора материала можно рекомендовать школьникам воспользоваться какими-либо разделами «Пособия-инструкции для подготовки и составления региональных словарей русского языка»2.

Анализ собранного материала возможен в следующих аспектах. Во-первых, можно установить, к каким тематическим (лексико-семантическим) группам относятся записанные слова. Во-вторых, могут быть описаны речевые ситуации, в которых чаще всего встречается диалектная лексика: повседневное бытовое общение, воспоминания о детстве и юности и т. д. В-третьих, привлекая данные диалектных словарей, можно охарактеризовать слова с территориальной точки зрения (являются ли они типичными для территории, на которой велось наблюдение; на каких еще территориях они встречаются). С этой целью возможно использовать также лингвистические атласы (второй и третий тома «Диалектологического атласа русского языка»3, первый том «Лексического атласа русских народных говоров»4 и др.), если к ним есть доступ. Несколько лексических карт содержится в школьном электронном атласе «Язык русской деревни», размещенном в сети Интернет5.

Еще одно возможное направление исследований, также предполагающее работу с носителями говоров определенной местности, - сбор материала по тем или иным разделам вопросника «Лексического атласа русских народных говоров»6 (далее -ЛАРНГ). Лексический атлас - это масштабный общероссийский проект, направленный на изучение территориального распределения лексики русских говоров. Вопросник ЛАРНГ построен по тематическому принципу и включает в себя более 5000 вопросов. Материалы для атласа собираются на территории Европейской части

1 Словарь западных говоров Вологодской области. Вып. 1: А-Б / под редакцией Н. П. Тихомировой. - Череповец: ЧГУ, 2016. - 102 с.

2 Баранникова Л. И., Бондалетов В. Д., Горева Л. И. и др. Пособие-инструкция для подготовки и составления региональных словарей русского языка. - Москва: АН СССР, 1960. -240 с.

3 Диалектологический атлас русского языка. Центр Европейской части СССР: Вып. 1-3 / под редакцией Р. И. Аванесова, С. В. Бромлей. - Москва: Наука, 1986-1996.

4 Лексический атлас русских народных говоров. Т. 1. Растительный мир / под редакцией Т. И. Вендиной. - Москва: [б. и.]; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. - 736 с.

5 Букринская И. А., Кармакова О. Е., Саркисьян С. Г., Голубева Н. Л., Николаев С. Л. Школьный диалектологический атлас «Язык русской деревни». - URL: http://gramota.ru/book/ village (дата обращения: 25.07.2020).

6 Программа собирания сведений для Лексического атласа русских народных говоров: в 2 ч. / под редакцией И. А. Попова. - Санкт-Петербург: ИЛИ РАН, 1994.

России и Урала. При сборе материала по вопроснику ЛАРНГ нужно учитывать, что в качестве ответов могут приводиться и общерусские слова, если в исследуемой местности нет соответствующих диалектных (например, жарить, печь, солить в качестве обозначений процессов, связанных с приготовлением пищи, в Кирилловском районе Вологодской области). На некоторые вопросы ответов можно не получить вообще (так, в Кирилловском районе не зафиксированы ласкательные формы от глагола есть, однако речь о них идет в одном из вопросов программы атласа).

Завершая разговор о школьных исследовательских работах, посвященных диалектной лексике, рассмотрим типичные ошибки, которые могут возникать у школьников.

Во-первых, учащиеся часто путают понятия диалект, диалектное слово, диалектизм. Необходимо обращать внимание на то, что диалект - это одна из разновидностей национального языка, и, следовательно, она включает в себя фонетические, морфологические, морфемные и словообразовательные, лексические, синтаксические особенности. Слова, которые используются на ограниченной территории (т. е. в тех или иных диалектах), называются диалектными. А под диалектизмами обычно понимают диалектные слова, используемые в художественной литературе с определенной художественной задачей (отметим, что в учебниках и учебных пособиях эта терминологическая четкость, к сожалению, соблюдается не всегда; так, параграф учебника русского языка для 6 класса под редакцией Н. М. Шанского, посвященный диалектной лексике, называется «Диалектизмы»).

Кроме того, прилагательное диалектный в работах иногда смешивают с его паронимом диалектический, от этого учащихся желательно предостеречь заранее.

Во-вторых, при самостоятельном сборе материала у учащихся может вызвать затруднение разграничение диалектных и разговорных / просторечных слов. Необходимо помнить, что диалектные слова имеют ограниченную территорию употребления; в толковых словарях литературного языка приводятся только некоторые из них с пометой обл. Разговорные и просторечные слова, напротив, употребляются повсеместно. В словарях литературного языка они фиксируются с пометами разг. и прост.

В-третьих, иногда в работах отсутствует собственно исследовательская составляющая. Следует помнить о том, что выбранный из словаря или собранный самостоятельно материал должен быть каким-либо образом проанализирован (см. выше возможные аспекты описания).

Выводы

Школьные исследовательские работы на диалектном материале обладают существенным воспитательным, образовательным и мотивационным потенциалом. Наиболее удобным объектом для изучения в школе является диалектная лексика. Соответствующие исследования могут выполняться на материале диалектных словарей, а также на основе наблюдений за живой речью носителей говоров. К типичным ошибкам, допускаемым учащимися в работах по диалектной лексике, относятся смешение понятий диалект, диалектное слово и диалектизм, нечеткое разграничение диалектных и разговорных / просторечных слов, а также сведение работы к простой выборке материала из словаря.

Литература

Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы. -Москва: Просвещение, 2014. - 176 с.

Андреева Е. П., Берсенева Л. А., Виноградова С. Б., Федорова А. В. Великое русское слово: как организовать научную работу школьников. - Вологда: Сад - Огород, 2010. - 125 с.

Баранникова Л. И., Бондалетов В. Д., Горева Л. И. и др. Пособие-инструкция для подготовки и составления региональных словарей русского языка. - Москва: АН СССР, 1960. -240 с.

Букринская И. А., Кармакова О. Е., Саркисьян С. Г., Голубева Н. Л., Николаев С. Л. Школьный диалектологический атлас «Язык русской деревни». - URL: http://gramota.ru/book/ village (дата обращения: 25.07.2020).

Вологодское словечко: школьный словарь диалектной лексики / под редакцией Л. Ю. Зориной. - Вологда: ВГПУ, 2011. - 344 с.

Диалектологический атлас русского языка. Центр Европейской части СССР: Вып. 1-3 / под редакцией Р. И. Аванесова, С. В. Бромлей. - Москва: Наука, 1986-1996.

Железова А. О. Образ жаворонка в русской диалектной языковой картине мира // Современная русская лексикология, лексикография и лингвогеография. - 2018. - № 1. - С. 39-45.

Захарова К. Ф., Орлова В. Г. Диалектное членение русского языка. - Москва: УРСС, 2004. - 176 с.

Золотые россыпи: словарь устойчивых оборотов речи в вологодских народных говорах / под редакцией Л. Ю. Зориной. - Вологда: ВГПУ, 2014. - 299 с.

Зорина Л. Ю. Диалектная лексика говоров Вологодского края. - Вологда: ВГПУ, 2008. -144 с.

Левина О. Г. Первые шаги в науку. Как проводится исследование? - URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=42388959 (дата обращения: 25.07.2020).

Лексический атлас русских народных говоров. Т. 1. Растительный мир / под редакцией Т. И. Вендиной. - Москва: [б. и.]; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. - 736 с.

Лингвистическое краеведение в школах Вологодской области / под редакцией Ю. И. Чайкиной. - Вологда: ВГПИ, 1985. - 84 с.

Попов И. А. Диалектная лексика как объект внеклассной работы в сельской школе // Русский язык в школе. - 1978. - № 3. - С. 59-62.

Программа собирания сведений для Лексического атласа русских народных говоров: в 2 ч. / под редакцией И. А. Попова. - Санкт-Петербург: ИЛИ РАН, 1994.

Рогова О. Б., Рогов А. А., Клюкина Е. А. Твоя научно-исследовательская работа: информационные материалы для школьника. - Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2001. - 31 с.

Словарь вологодских говоров. Вып. 1-12 / под редакцией Т. Г. Паникаровской. - Вологда: Вологодский государственный педагогический институт; Вологодский государственный педагогический университет, 1983-2006.

Словарь говоров Русского Севера: в 7 т. / под редакцией А. К. Матвеева. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001-2018.

Словарь западных говоров Вологодской области. Вып. 1: А-Б / под редакцией Н. П. Тихомировой. - Череповец: ЧГУ, 2016. - 102 с.

Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. Вып. 1-6 / под редакцией А. С. Герда. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994-2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Словарь русских народных говоров. Вып. 1-51. - Москва: [б. и.]; Ленинград: Наука; Санкт-Петербург: Наука, 1965-2019.

Сопровождение выполнения индивидуальных проектов на уровне основного общего и среднего общего образования: практический аспект / под редакцией Е. А. Никодимовой. -Вологда: ВИРО, 2019. - 108 с.

Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. - Москва: МГУТУ, 2004. -76 с.

References

Abramova S. V. Russkii iazyk. Proektnaia rabota starsheklassnikov. 9-11 klassy [Russian language. Senior school students' project work. 9-11 grades]. Moscow: Prosveshchenie, 2014. 176 p.

Andreeva E. P., Berseneva L. A., Vinogradova S. B., Fedorova A. V. Velikoe russkoe slovo: kak organizovat' nauchnuiu rabotu shkol'nikov [The great Russian word: how to organize schoolchildren research work]. Vologda: Sad - Ogorod, 2010. 125 p.

Barannikova L. I., Bondaletov V. D., Goreva L. I. Posobie-instruktsiia dlia podgotovki i sostavleniia regional'nykh slovarei russkogo iazyka [Guidelines on developing and compiling regional dictionaries of the Russian language]. Moscow: AN SSSR, 1960. 240 p.

Bukrinskaia I. A., Karmakova O. E., Sarkis'ian S. G., Golubeva N. L., Nikolaev S. L. Shkol'nyi dialektologicheskii atlas "Iazyk russkoi derevni" [School dialect atlas "Language of the Russian village"]. Available at: http://gramota.ru/book/village (accessed: 25.07.2020).

Vologodskoe slovechko: shkol'nyi slovar' dialektnoi leksiki [Vologda word: school dictionary of dialect vocabulary; ed. by L. Yu. Zorim]. Vologda: VGPU, 2011. 344 p.

Dialektologicheskii atlas russkogo iazyka: Tsentr Evropeiskoi chasti SSSR: Vol. 1-3 [Dialecto-logical Atlas of the Russian Language: Center of the European Part of the USSR: Volumes 1-3; ed. by R. I. Avanesov, S. V. Bromlei]. Moscow: Nauka, 1986-1996.

Zhelezova A. O. Obraz zhavoronka v russkoi dialektnoi iazykovoi kartine mira [The image of a lark in the Russian dialectal linguistic picture of the world]. Sovremennaia russkaia leksikologiia, leksikografiia i lingvogeografiia [Modern Russian lexicology, lexicography and linguogeography], 2018, no. 1, pp. 39-45.

Zakharova K. F., Orlova V. G. Dialektnoe chlenenie russkogo iazyka [Dialectal division of the Russian language]. Moscow: URSS, 2004. 176 p.

Zolotye rossypi: slovar' ustoichivykh oborotov rechi v vologodskikh narodnykh govorakh [Gold filed: dictionary of set expressions in Vologda folk dialects; ed. by L. Yu. Zorim]. Vologda: Volo-godskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2014. 299 p.

Zorina L. Iu. Dialektnaia leksika govorov Vologodskogo kraia [Vocabulary of dialects in the Vologda region]. Vologda: Vologodskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2008. 144 p.

Levina O. G. Pervye shagi v nauku. Kakprovoditsia issledovanie? [The first steps into science. How is research conducted?]. Available at: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=42388959 (accessed: 25.07.2020).

Leksicheskii atlas russkikh narodnykh govorov. T. 1. Rastitel'nyi mir [Lexical atlas of Russian folk dialects. Vol. 1. Vegetable world; ed. by T. I. Vendim]. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriia, 2017. 736 p.

Lingvisticheskoe kraevedenie v shkolakh Vologodskoi oblasti [Linguistic local history in schools of the Vologda region; ed. by Yu. I. Chaikim]. Vologda: VGPI, 1985. 84 p.

Popov I. A. Dialektnaia leksika kak ob"ekt vneklassnoi raboty v sel'skoi shkole [Dialectal vocabulary as an object of extracurricular work in a rural school]. Russkii iazyk v shkole [Russian language at school], 1978, no. 3, pp. 59-62.

Programma sobiraniia svedenii dlia leksicheskogo atlasa russkikh narodnykh govorov: v 2 ch. [The program of collecting information for the lexical atlas of Russian folk dialects: in 2 parts; ed. by I. A. Popov]. St Petersburg: ILI RAN, 1994.

Rogova O. B., Rogov A. A., Kliukina E. A. Tvoia nauchno-issledovatel'skaia rabota: infor-matsionnye materialy dlia shkol'nika [Your research paper: information materials for a school student]. Petrozavodsk: Petrozavodskii gosudarstvennyi universitet, 2001. 31 p.

Slovak vologodskikh govorov. Vyp. 1-12 [Dictionary of Vologda dialects. Vol. 1-12; ed. by T. G. Panikarovskaya]. Vologda: Vologodskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut; Vologodskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 1983-2006.

Slovar' govorov Russkogo Severa: v 7 t. [Dictionary of dialects of the Russian North: in 7 volumes; ed. by A. K. Matveev]. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2001-2018.

Slovar' zapadnykh govorov Vologodskoi oblasti. Vyp. 1 : A-B [Dictionary of Western dialects of the Vologda region. Vol. 1: A-B; ed. by N. P. Tihomirova]. Cherepovets: ChGU, 2016. 102 p.

Slovar' russkikh govorov Karelii i sopredel'nykh oblastei. Vyp. 1-6 [Dictionary of Russian dialects of Karelia and cross-border regions. Vol. 1-6; ed. by A. S. Gerd]. St Petersburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 1994-2005.

Slovar' russkikh narodnykh govorov. Vyp. 1-51 [Dictionary of Russian folk dialects. Vol. 1-51]. Moscow; Leningrad: Nauka; St Petersburg: Nauka, 1965-2019.

Soprovozhdenie vypolneniia individual'nykh proektov na urovne osnovnogo obshchego i sredne-go obshchego obrazovaniia: prakticheskii aspekt [Support in the implementation of individual projects at the level of basic general and secondary general education: practical aspect; ed. by E. A. Ni-kodimova]. Vologda: VIRO, 2019. 108 p.

Shashenkova E. A. Issledovatel'skaia deiatel'nost': Slovar' [Research activities: Dictionary]. Moscow: MGUTU, 2004. 76 p.

Для цитирования: Ганичева С. А. Диалектная лексика в аспекте школьной исследовательской работы // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. -№ 5 (98). - С. 8-18. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-5-98-1

For citation: Ganicheva S. A. Dialect lexis in the aspect of school research work. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 5 (98), pp. 8-18. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-5-98-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.