4. Долгова М.В. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности : монография. - Москва : Изд-во Российской таможенной академии, 2014.
5. Электронный ресурс URL: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4274740
6. Электронный ресурс URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/779/
УДК 101.1
Мартиросян Э.Г. студент 2 курса факультет «Энергетический» Ульяновский Государственный Технический Университет (УлГТУ)
научный руководитель: Волков М.П. Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА Аннотация: В данной статье рассматривается диалектико-материалистическая теория общества, выделяются основные положения данной теории.
Ключевые слова: философия, общество, история, государство, классы.
Martirosyan E. G.
student
2 years, Faculty "Energy " Ulyanovsk State Technical University (UlSTU) Ulyanovsk city, Ulyanovsk region, Russia Scientific director: Volkov M.P. DIALECTICAL-MATERIALISTIC THEORY OF STATE. Abstract: The paper discusses dialectical-materialistic theory of society. It also highlights main notions of this theory.
Keywords: philosophy, society, history, state, classes.
Введение
Обращаясь к историческому развитию общества, философы задавались вопросами о его движущих силах, факторах, влияющих на происхождение государства. Так, в 19 веке появилась диалектико-материалистическая теория общества, которая также дала ответы на эти вопросы.
Основной раздел Диалектико-материалистическая, или марксистская, теория связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. Эта теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.
[1, c 7] .
Представителями диалектико-материалистической теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Философы считали, что в основе
возникновения государства стоят социально-экономические причины. Например, в результате разделения труда появились новые социальные классы, произошло улучшение орудий труда. Это неизбежно привело к росту производительности труда, к возникновению избыточного продукта и в дальнейшем - к появлению частной собственности. В результате появления частной собственности общество разделилось на экономические классы -богатых и бедных, и как следствие - появление эксплуататоров и эксплуатируемых. В результате возникших противоречий между двумя классами появилась необходимость в создании нового органа управления, способного поддерживать порядок и предотвращать классовые противоречия - государства.
По Энгельсу, государство существует не извечно. [3, с 114]. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, государство стало необходимостью из-за классового раскола. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается неизбежное противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство. [3, с 117]
Однако, этот орган со временем превратился в орган управления господствующего класса. Например, в условиях рабовладения государство охраняло и защищало интересы рабовладельцев, в феодальном обществе -феодалов, а в буржуазном - буржуазии. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. В то же время сторонники марксизма стремились передать власть народу, рабочему классу, что покончило бы с властью эксплуататоров и привело бы к новой общественно-экономической формации - коммунизму.
«Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий» [2,с 7].
Государство отличается от родоплеменной организации территориальным разделением проживающих в нем людей, а также учреждением публичной власти, которая призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений. Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населеннее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан - налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и налогов: государство делает займы, государственные долги. Поскольку государство возникло из
потребности держать в узде противоречия классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса.
Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.
Афинская форма является классической, она была наиболее полно изложена выше. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества. Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Согласно германская форме, государство возникает как результат завоевания обширных территорий. [3, с 152]
Заключение
Некоторыми современными авторами указывается, «что хотя нет оснований считать, что классовая борьба не влияла на возникновение государства, нельзя считать возникновение классов единственной причиной его появления, поскольку имеются примеры зарождения и формирования государства в доклассовом обществе, а на процесс государствообразования влияют и другие, более общие факторы» [1, с 6]. Однако, диалектико-материалистическая теория имеет большой вес в объяснении происхождения государства и общественного развития.
Использованные источники:
1. Алексеев С. С., Корельский В. М. Теория государства и права. М., 2000.
2. Ленин В. И. Государство и революция: Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции// Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 33.
3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. М., 1986 г.