Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ДИАЛЕКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкевич Владимир Ефимович

В данной работе автор отмечает положительные эффекты, которые несет в современное общество внедрение информационных технологий. Основное внимание обращено на значимость информатизации для современного образовательного процесса. Вместе с тем автор также отмечает существенные проблемы, связанные с внедрением информационных технологий на современном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкевич Владимир Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS OF DIGITISATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE CONDITIONS OF THE FORMATION OF THE INFORMATION SOCIETY OF MODERN RUSSIA

In this paper, the author notes the positive effects that the implementation of information technologies brings to modern society. The main attention is drawn to the importance of informatization for the modern educational process. At the same time, the author further notes the significant problems associated with the implementation of information technology at the present stage.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 165.1: 316.72

DOI 10.34823/SGZ.2022.2.51778

В.Е. ШИНКЕВИЧ доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России*

Диалектика цифровизации

среды в условиях становления информационного общества современной России

В данной работе автор отмечает положительные эффекты, которые несет в современное общество внедрение информационных технологий. Основное внимание обращено на значимость информатизации для современного образовательного процесса. Вместе с тем автор также отмечает существенные проблемы, связанные с внедрением информационных технологий на современном этапе

Ключевые слова: информатизации, цифровизация, образовательная среда, образовательные организации органов внутренних дел.

V.E. SHINKEVICH Doctor of Sociology, Ass. Professor, Professor of the Department of Humanitarian and Social and Economic Sciences, Siberian Law Institute of MIA of Russia

Dialectics of digitisation of the educational environment in the conditions of the formation of the information society of modern Russia

образовательной

* Шинкевич Владимир Ефимович, e-mail: vlashink@yandex.ru 108

In this paper, the author notes the positive effects that the implementation of information technologies brings to modern society. The main attention is drawn to the importance of informatization for the modern educational process. At the same time, the author further notes the significant problems associated with the implementation of information technology at the present stage.

Keywords: informatization, digitisation, educational environment, educational organizations of internal affairs bodies

Живущие сегодня и активно участвующие в различных сферах общественной жизни, будь то политика, экономика, наука, образование, социальная сфера и сфера услуг, несомненно, отмечают громадный прорыв в последние десятилетия в направлении формирования информационного общества. По многим параметрам формирования этого общества характерны признаки революционных преобразований, особенно в процессах внедрения информационных новаций, которые вошли практически во все сферы общественной жизни, как например: изменение методов и значительное сокращение времени поиска необходимой информации и принятия управленческих решений; принципиальный отказ от традиционных накопителей и хранителей различных видов и объемов информации; практическое сведение к нулю времени передачи информации между корреспондентами и потребителями независимо от ее объемов как на ближние, так и на дальние расстояния. Но имеются существенные и эволюционные контенты, которые предполагают и сохранение традиционных систем передачи, поиска, учета и контроля либо существенно задерживают отказ от них как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе. Особенно в сфере сопровождения учета и контроля.

Несмотря на то, что автоматизированные системы стали активно внедряться в управленческие процессы с середины ХХ века, а некоторые элементы использовались и ранее, сам термин «информатизация общества», связан с появлением кибернетики. «Именно тогда, - по мнению ряда исследователей, - появился термин об информатизации общества, раскрывающий понятие возможности взаимного обмена информационными ресурсами»1.

1 Зонова Н.С. Роль цифровой экономики в реформировании российского общества // Образование и наука в современных реалиях: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017.

Однако активно термин «информатизация» вошел в нашу жизнь в 90-е гг. прошедшего века и непосредственно связан с распространением компьютерной техники, особенно персональных бытовых компьютеров, которые закрепились в новых реалиях системы коммуникации, деятельности, сделали немыслимым организацию современной жизнедеятельности человека, организации, общества без комью-терного ее сопровождения.

Последние два-три десятилетия принято считать эрой активного и всестороннего внедрение в различные сферы общественной жизни информационных и коммуникационных технологий, цифровизации среды жизнедеятельности человека, формированием электронной культуры общения. По наблюдению исследователей «...процессы цифровиза-ции оказывают влияние на все сферы жизни человека, на его ресурсы и возможности»1. Во многом этим процессам дало толчок как появление первых персональных компьютеров, так и переход общества к использованию принципиально новых средств и систем связи, осознание реальной возможности передачи разнородных данных, качественно иной уровень информационного взаимодействия. Уже на первом этапе преобразования системы коммуникации информация стала не только стратегическим ресурсом общества, но её производство и потребление составили основу эффективного функционирования и развития абсолютного большинства областей общественной жизни.

Владение информацией, умение ее добывать, использовать и передавать стала неотъемлемой составляющей реалий сегодняшнего общежития, кооперации производства, движения товаров, услуг и работ на их рынке. Цифровизация проникла в систему государственного управления, в сферы международного взаимодействия, бизнеса, образования, медицинского обеспечения и социальную сферу. Стала доступна для граждан и бизнес сообществ технология предоставления услуг «в одно окно», с 1 июля 2021 г. на евразийском пространстве реализуется первый цифровой проект «Унифицированная система поиска «Работа без границ» и т.д.

Информационные технологии составили основу современной информационной образовательной среды, некого образовательного пространства, элементами которого являет-

1 Гуджавина Т.А. Новые цифровые практики как важнейший эффект социального капитала //Society and Security Insights. 2021, № 4.

ся протяженность (взаимное расположение в пространстве субъектов и объектов образовательного процесса, преподавателя и обучающегося); средства коммуникации и передачи информации (непосредственное и опосредованное обучение, обучение через посредника); объем (количество и доступность образовательных организаций, средств и возможностей самообразования и пр.). Коммуникационные технологии не стоят на месте. В настоящее время социум и его подсистемы уже характеризуются «...переходом от отдельных электрических и электромеханических систем к электронным системам, дигитализацией коммуникации и информации, взрывным развитием программного обеспечения»1.

Погружаясь в создаваемую информационную среду, осваивая услуги, которые она может предоставить, мы как то особо и не заметили, что изменился не только мир, но и люди, его «наполняющие». Парадоксально при повышении возможности коммуникации, люди стали гораздо меньше общаться непосредственно вне этой самой информационной среды, образно говоря «живьем», что, по мнению исследователей, «ослабляет общественную волю и энергию»2. В наш лексикон вошли и закрепились иностранные слова, такие как браузер, юзер, провайдер, мессенджер, скайп, гадже-ты и т.д. Исчезли очереди за «свежей» газетой, популярным журналом, редко кого можно увидеть с книгой, учебником, конспектом на улице, в общественном транспорте. Походы в театр и кино стали для многих событием. Человек доверился и погрузился в айфон, смардфон, айпад, планшет, находит «истину» и ответы на все интересующие вопросы в «Вики-педиях», не задумываясь, что их информационным наполнением занимаются: во-первых, либо такие же «искатели истины» как и потребители информации, не критически, а лишь информационно транслирующие чей-то контент; во-вторых, либо информационно наполненные социальные, политические технологи, специалисты управления человеческим поведением и эмоциями; в-третьих, специалисты в сфере связей с общественностью, охотники за сенсациями, рекламщики

1 Василенко И.В. Социально-цифровые практики российской молодежи и дистантная работа в условиях пандемии коронавируса // Развитие науки в эпоху цифровизации: проблемы, тенденции, прогнозы: монография / Андреев Н.А. и др. Петрозаводстк: МЦНП «Новая наука», 2021.

2 Панов А.И. Электронная культура и проблемы молодёжи (социологические аспекты) Социально-гуманитарные знания, № 6, 2021, с 72-81.

всего и всегда; в-третьих, «аналитики» не несущие ни какой ответственности за то, о чем пишут и что анализируют и т.п.

Целый комплекс общественно-информационных проблем цифровизации коммуникативной среды, требующих осмысления и разрешения, породил в последние два года «Соvid-изоляционный период», продолжающийся и по сегодняшний день. Необходимо признать, что часть потребителей информации к началу пандемии были не готовы к активному погружению в информационную среду для обеспечения достойного уровня и качества выполнения общественно значимых и производственно необходимых функций. Основными причинами этому по мнению исследователей во многом явились слабость интегрирования в систему вузовского образования технологий цифрового обучения1, острое ощущение дефицита личного общения и непосредственного взаимодействия обучающихся с преподавателями, сокращение или потеря востребованности многих традиционных креативных форм и методов студенческой жизни снижение эффективности и результативности учебной деятельности2 и пр.

Необходимо признать, что феномен «цифровизации» как тренд и явление российской действительности, возможности данного феномена многогранно влиять на развитие науки, образовательного процесса, будет только усиливать свое влияние на процессы общественной жизни. Научные наблюдения процессов становления информационной среды, циф-ровизации, законодательное подкрепление важности данных процессов для общества нашли подтверждение в законодательных актах3 и научных работах4, данные проблемы регу-

1 Труфанов Д.О. Дистанционное обучение как кризис и окно возможностей в восприятии студентов сибирских вузов / Д. О. Труфанов, Д. В. Савочкин, А. Д. Мальцева, Т. А. Марченко // Siberian Socium, 2021, т. 5, № 2(16).

2 Канатова А. Отношение студентов кыргызских и российских вузов к переходу на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19: пилотное исследование // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2020, № 3.

3 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 07.02.2008. № Пр-212. URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/i nfo-rientedsoc/doc20080207_01/; Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017, № 1632-р // URL://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB 79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf и др.

4 Цифровизация как общественное явление, предмет философского анализа и ее влияние на систему высшего профессионального образования

лярно выносятся на обсуждение на различных научных, научно-практических форумах.

Понимая под «информатизацией» процесс формирования и использования информационных ресурсов, в ходе которого люди получают возможность ускорить процессы взаимодействия с помощью компьютеров, гаджетов, различных программ и технологий, мы обращаем внимание на то, что в настоящее время уже сформирована новая отрасль - информационная индустрия, позволяющая обрабатывать, хранить эту информацию, оперативно вести информационный обмен в глобальном масштабе.

Безусловным плюсом «цифровизации» является тенденция «ускорения» темпа и ритма жизни как в быту (способствует упрощению многих повседневных забот (онлайн-шопинг, офлайн-доставка, онлайн-заказ билетов, такси и т.д.), так и в науке (люди получают больше свободы и возможностей для реализации свих творческих потребностей и интересов, ученые, исследователи могут отслеживать общественный резонанс той или иной своей работы, результаты общественной оценки научного поиска, а исследовательские центры различных уровней и ведомств вынуждены учитывать требования применимости научно-исследовательского результата и его совместимости с требованиями и запросами заказчиков), и в образовании (возрастает доступность к учебной и научной литературе, эксклюзивному и качественному контенту образовательного процесса) и т.д.

Однако, здесь проявляется настораживающая закономерность, когда естественное стремление человека, сформированное факторами потребительского общества, получить все и сразу, приводит к нервным срывам, депрессиям и как следствие к пассивности, отказу от деятельности и достижению результата на основе имеющего собственного физического, интеллектуального, морального, материального потенциалов, которые к слову сказать до конца еще остаются не выработанным и вполне могли бы стать основой достижения новых результатов, реализации поставлен-

и исследования в области социальных наук / Б.Л. Беляков и др. // Развитие науки в эпоху цифровизации: проблемы, тенденции, прогнозы: монография / Андреев Н.А. и др. Петрозаводстк: МЦНП «Новая наука», 2021; Дмитриева Т.В. Цифровой этап информационной революции: сущность, предпосылки и тенденции // Вестник Тверского государственного университета. Серия: философия, 2020, №4(54); Горелов А. Цифровизация в юридической практике // Трудовое право, 2021, № 9.

ных целей. В современный век цифровых технологий мы ориентируемся на имеющуюся и доступную информацию в Интернете, порой пытаемся «делать открытия», продуцировать «Ноу-хау», копировать и организовывать свою жизнедеятельность (чаще всего не совсем удачно, или вообще далеко от примера виртуального оригинала) на основе увиденного в телевизионных роликах, сюжетах видеохостинга -УоиТиЬе, о жизни других людей «.то есть у нас целенаправленно формируют определенные стереотипы мышления и поведения. Их несоответствие с реальностью влечёт появление различных комплексов и неудовлетворенности собственной жизнью»1. И восприятие окружающегой мира личнстью также обусловлено двойстенностью внешних социальных установок и неоднозначностью ее внутренних пе-реживаний2. При этом скорость и доступность информации сделали нас зависимыми от современных девайсов. Это приводит к примитивизации мышления, деградации воображения, принижению ценности целостного образования, что, в свою очередь, ухудшает память, логическое мышление, ведет к формализованности сознания, минимизирует, а нередко и сокращает потребность творчества.

Современный цивилизованный человек становится заложником информационной цифровизации, он отвыкают ставить перед собой долговременные цели, над достижением которых необходимо трудиться и добиваться их реализации. Он предрасположен к принятию готового решения, предлагаемого в информационном пространстве неким менеджером, ЭММ специалистом, коуч-наставников, гайд-инструкцией и пр., и отвыкает от самостоятельного поиска, выработки и принятия решения, адекватно соответствующего его акме возможностям, ситуации, имеющемуся комплексу ресурсов, которые доступны конкретному человеку в конкретное время. При этом скорость получения информации и ее доступность сделали нас зависимыми от современных девайсов. Сегодня почти все, что нас окружает, связано между собой и Интернетом. Понятие «интернет ве-

1 Цифровизация как общественное явление, предмет философского анализа и ее влияние на систему высшего профессионального образования и исследования в области социальных наук / Б.Л. Беляков и др. // Развитие науки в эпоху цифровизации: проблемы, тенденции, прогнозы: монография / Андреев Н.А. и др. Петрозаводстк: МЦНП «Новая наука», 2021.

2 Дедов Н.П. Позитивные механизмы регуляции профессиональной деятельности в условиях цифровизации общества // Акмеология 2018, № 3, с. 17-23.

щей» подразумевает внедрение технологий, объединяющих вокруг одной облачной платформы все устройства, используемые нами в быту: телефон, электронную почту, электрические бытовые приборы и др. Социальные сети все больше заменяют личностное общение, мы погружаемся в них, ведем активную переписку со знакомыми, а чаще незнакомыми подписчиками. Нам там интересно, там взаимные требования к партнерам и обязательства по отношению к ним зачастую размыты, неконкретны и ни к чему не обязывающие, там сведена к минимуму взаимная ответственность субъектов общения, там в любой момент можно прервать общение с абонентом простым нажатем клавиши либо коснувшись сенсерного устройства.

Данная процессы отрицательно сказываются на личностных коммуникативных способностях личности-гражданина-профессионала. Потеря навыка живого межличностного общения набирает обороты, эпистолярный жанр практически остался только в официальной и практически исчез из личной переписки, а электронная личная переписка она стилистически не окрашена, статистически недолговечна и по мере заполнения мобильной связи, как правило, уничтожается, освобождая объемы электронной памяти для новой порции информации.

Да, несомненно цифровизация расширила возможности для человека, общества, дала возможность ускоренного поиска и доступа к необходимой, востребованной и запрашиваемой информации, сократила, но не везде, очереди, которые были неотъемлемым атрибутом во всевозможных государственных учреждениях, социальных и торговых организациях, многочисленных билетных кассах и т.п. Она дала дополнительное время человеку в организации своей жизнедеятельности, раздвинула возможности самообразования, разнообразила возможности досуга и пр.

Проблема внедрения и распространения цифровизации непосредственно затронула и систему подготовки кадров для органов внутренних дел России, стала предметом социально-политического, педагогического и психологического анализов в рамках подготовки научных квалификационных работ, монографий, статей1.

1 Кубышко В.Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // Национальный психо-

В результате изменений в системе подготовки специалист должен стать лучше, чем тот, который выпускался до реформы. В противном случае ее проведение не имело бы смысла. Вводимая в основу компетентностная модель подготовки кадров не должна «отменить» или принизить главную образовательную цель - формирование личности, способной максимально реализоваться в выбранной профессии, личности с определенной гражданской позицией, личности, ориентированной на общественно-полезную деятельность, умеющей отстаивать и защищать общественно-значимые ценности. Умаление этой цели не соответствует интересам обеспечения правопорядка и национальной безопасности государства.

Компетентностный подход предполагает расширение практической составляющей в обучении. Будущий специалист уже в период получения профессионального образования должен получить не только знания, но и сформировать определенные навыки. Цифровизация позволяет моделировать ситуации и возможные действия при принятии решения, получить «картинку» того, к чему могут привести принятые решения, оценить их результативность и правомерность. Тиражируя разнообразные модели жизненных ситуаций и повторяя идентичные, возможно выработка уже в процессе обучения навыков практической деятельности, эмоционально-нравственную устойчивость выполнения профессиональных обязанностей в условиях опасности, стресса и т.д. Все это, безусловно, положительно влияет на организацию и результативность непосредственно учебного процесса, делает его более насыщенным, привлекательным для обучающихся.

Большие возможности цифровизация дает и для организаторов образовательного процесса в плане подготовки расписаний учебных занятий, планирования и документи-

логический журнал, 2017, № 4(28); Белякова А.М., Симоненко В.В. Модернизация военно-педагогического процесса в системе подготовки офицерских кадров // Вестник Армавирского государственного педагогического университета, 2019, № 4; Вайддорф-Сысоева М.Е. Многоцелевая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: Дисс...д-ра пед. наук. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019; Беляков Б.Л. Нравственно-этические основы военно-педагогической подготовки кадров для силовых министерств и ведомств России: социально-философский и исторический аспекты // Научный компонент, 2021, № 2; Шинкевич В.Е. Совершенствование процесса формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел: акмеологический аспект: Монография. Красноярск, 2018.

рования учебного процесса, осуществления контроля деятельности преподавателе и кафедр, составления отчетной документации. Создается некая цифровая инфраструктура - информационная образовательная среда. Вместе с тем, необходимо отметить следующие проблемы, которые связаны с недрением цифровизации в оразоватеьный процесс: во-первых, при внимательном рассмотрении особенностей ее функциональной направленности, реальную практическую потребность в обращении к ней при подготовке к занятиям профессорско-преподавательским составом, обучающимся, можно увидеть пракическую невостребователь-ность информации, заложенной в данную систему, основными участниками образовательного процесса;

во-вторых, более того она нередко мешает непосредственному образовательному процессу излишними формальностями, а внесение данных, постоянное заполнение предусмотренных полей информации просто отнимает время. Возможно это следствие переходного периода широкого внедрения информационных цифровых технологий, технологической недоработанности внедряемых программ и их постоянной модернизации, размытости функций системных администраторов, специалистов, обеспечивающих деятельность электронной образовательной среды и оставляющие за собою зачастую лишь функцию контроля за своевременностью ее наполнения информацией предполагаемыми пользователями;

в-третьих, остается низкая востребованность некоторых новаций, связанных с цифровизацией еще и потому, что в основе лежит прежний, проверенный временем подход, первичные документы готовятся по старинке - на бумажных носителях, они же проходят необходимую процедуру согласования, одобрения и утверждения должностными лицами. В дальнейшем текст этих документов в электронном виде вносится в информационные образовательные программы. Первичный же документ не уничтожается, он доступен для работы, всегда также под рукой, не зависимо от наличия или отсутствия возможности работать в сети Интернет, и используется преподавателем при подготовке;

в-четвертых, сложность отслеживания пользователем -преподавателем как нововведений, связанных с наполнением ресурса учебными материалами, так и подготовкой и внесением в систему документов, разрабатываемых периодически, например рабочих учебных программ дисциплин.

Данная необходимость возникает перед началом учебного года и выработанные ранее навыки могут быть утрачены и требуют дополнительной интеллектуальной или механической работы по их восстановлению, как следствие естественного забывания человеком того, что не делается ежедневно, или с меньшей периодизацией.

Несмотря на имеющиеся проблемы, связанные с внедрением цифровизации системы образования, информати-цизации образовательного процесса, за данными новациями будущее. Общество, его подсистемы и социальные институты от них не откажутся, и это правильно. Однако необходимо оптимизировать процессы внедрения цифровиза-ции в социум, обеспечить гармонизацию данного процесса, исключить цифровизацию ради цифровизации. Цифровиза-ция должна работать на человека, на общество, на их дальнейшее развитие. А посему, изучение феномена циф-ровизации требует дополнительного комплексного исследования философской, социлогической, психологической и педагогичекой науками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.