Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ'

ДИАЛЕКТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рабочая сила / товар / экономика / труд / стоимость / экономическая теория / воспроизводство / образование / labor force / commodity / economy / labor / value / economic theory / reproduction / education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.А. Поляруш

Прослеживается становление категории «рабочая сила» через сравнение основных положений экономических теорий. Обосновывается идея о том, что в современную эпоху в любой экономической модели воспроизводство рабочей силы должно строиться по-новому. Автор приходит к выводу о целесообразности диалектического метода в системе образования. Статья имеет междисциплинарный характер, написана на стыке философии, социологии, экономики и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS OF THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF LABOR REPRODUCTION

The formation of the category "labor force" is traced through a comparison of the main provisions of economic theories. The idea is substantiated that in the modern era, in any economic model, the reproduction of labor should be based on new ways. The author comes to the conclusion about the expediency of the dialectical method in the education system. The article is interdisciplinary in nature, written at the intersection of philosophy, sociology, economics and pedagogy.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ»

- Социологические науки -

ДИАЛЕКТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА

РАБОЧЕЙ СИЛЫ

А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-3-281-283

Аннотация. Прослеживается становление категории «рабочая сила» через сравнение основных положений экономических теорий. Обосновывается идея о том, что в современную эпоху в любой экономической модели воспроизводство рабочей силы должно строиться по-новому. Автор приходит к выводу о целесообразности диалектического метода в системе образования. Статья имеет междисциплинарный характер, написана на стыке философии, социологии, экономики и педагогики.

Ключевые слова: рабочая сила, товар, экономика, труд, стоимость, экономическая теория, воспроизводство, образование.

Сегодня Россия столкнулась с новой проблемой - кадровым голодом. Причин сложившейся ситуации отмечено несколько, включая пресловутую демографическую яму 1990-ых годов, импортозамеще-ние, частичную мобилизацию, трудовую миграцию и пр. Временное иллюзорное решение проблемы как, например, переманивание кадров из одной сферы производства в другую, «остро актуальную», лишь усилит кадровый дисбаланс и затянет решение кадровой проблемы вообще.

До тех пор, пока российское общество не увидит противоречий между сложившейся системой воспроизводства рабочей силы и требованиями, предъявляемыми мировыми производительными силами, пока общество не осознает, что рабочая сила является ключевым ресурсом экономики, от качества которой зависят результаты и эффективность всего производства, а вместе с ними - безопасность и суверенитет государства, мы не решим кадровой проблемы.

Рабочая сила в настоящее время, когда природные ресурсы истощаются, приобретает характер ключевого ресурса экономики, от качества которой зависят результаты и эффективность всего производства. Помимо ухудшения положения с количественными показателями рабочей силы, качественные показатели существенно снижают эффективность производства. Производственные и управленческие кад-

ры зачастую не успевает адекватно отвечать на внешние и внутренние вызовы. Это особенно характерно для российской экономики, где проявляются противоречия между сложившейся системой воспроизводства рабочей силы в условиях глобализации и требованиями резко изменившейся текущей экономической ситуации.

Категория «рабочая сила» и системно связанные с ней понятия трансформировались и развивались как когнитивное отражение основных положений экономики труда, в соответствии с господствующей концепцией производственных отношений на определённом историческом этапе эволюции общества.

Как правило, исследователи закономерностей воспроизводства рабочей силы, осмысленно не ставя перед собой такой задачи, придавали ему общественный характер. На действительно научную основу данную проблему поставил К. Маркс в контексте экономической теории.

Однако предшественника Маркса, в рамках исследования социологических проблем, уделяли определённое внимание вопросам рабочей силы.

Так, древнегреческий историк Ксено-фонт в своём труде «Экономика» первым разделил труд на физический и умственный [1]. Платон писал, что человек может хорошо выполнять только одну работу. Опираясь на философские воззрения Платона, следует заметить, что философ здесь

- Социологические науки -

не подразумевает пресловутые навыки, наоборот, хорошее выполнение одного вида работы обусловлено глубоким знанием (идеей) вещи, на которую направлена эта работа.

Как блистательный социолог Аристотель первым определил роль гениальнейшего изобретения человечества - денег - и установил связь между воспроизводством рабочей силы с воспроизводством естественных потребностей, удовлетворение которых реализуется в экономической сфере.

Понятие «воспроизводство» наряду с понятием «производительный труд» впервые в истории было введено Ф. Кенэ, основоположником французской экономической школы физиократов во второй половине 18 в. В своей знаменитой «Экономической таблице», отражавшей производственные и экономические отношения, воспроизводство он представил не только как воспроизводство материальных благ, но и как воспроизводство классов: землевладельцев, «производственного» и «бесплодного» [2]. Однако категория воспроизводства рабочей силы Ф. Кенэ оставалась ещё не осознанной и не возведенной до положения теории.

Следующий этап развития экономической школы, проявившей научный интерес к закономерностям процесса воспроизводства рабочей силы как таковой, выступила классическая политическая экономия. Видные её представители У. Петти и П. Буагильбер разработали трудовую теорию стоимости, определяемой затратами труда. Таким образом, они рассматривали лишь процесс производственного потребления рабочей силы [3].

Т. Мальтус, английский священник, демограф, экономист (конец 18 в.) в своём известном труде «Опыт о народонаселении» увидел противоречие между скоростью процесса воспроизводства рабочей силы (рождаемостью) и скоростью производства предметов потребления, в первую очередь, продуктов питания.

Научно обоснованную теорию воспроизводства рабочей силы дал К. Маркс в рамках теории воспроизводства общественного капитала. Философ - материа-

лист разработал и ввёл в экономический обиход понятие «рабочая сила» как «совокупность физических и духовных способностей человека к труду, реализуемых в процессе производства» [4]. Маркс в своём всемирно известном труде «Капитал» устанавливает строгое различие между рабочей силой и трудом, на что не обращали существенного внимания его предшественники. Рабочая сила в политической экономии Маркса - это способность человека к труду как совокупность интеллектуальных и физических способностей человека в производстве материальных и духовных благ, а труд как таковой имеет место в процессе создания ценности. Стоимость товара определяется стоимостью рабочей силы.

В марксистской политэкономии рабочая сила становится своеобразным товаром, следовательно, её необходимо воспроизводить, подобно постоянному воспроизводству всех других форм товара. Стоимость рабочей силы (товара) определяется расходами на содержание семьи, на обучение рабочих, на приобретение ими определённой квалификации. К тому же, своеобразие воспроизводства рабочей силы состоит в том, что человек стремится продать себя подороже, следовательно, он заинтересован в хорошем образовании, в формировании своих особенных характеристик.

Односторонность политэкономии

Маркса, выражавшейся в субъективном характере рынка труда рабочей силы, попытался преодолеть британский ученый-экономист А. Маршалл. Введённый им термин «Экономикс» был призван заменить марксову «политическую экономию», придав экономической жизни больше объективности, зависимости от целого ряда внешних факторов: природных ресурсов, культурных и национальных особенностей, внешнеполитической обстановки и прочих непрерывно меняющихся обстоятельств [5].

В современных условиях динамично меняющегося мира (темпы изменений будут только нарастать по объективным законам эволюции) процессам воспроизводства рабочей силы придаётся колоссальное

Социологические науки

значение безотносительно модели экономики в определённом государстве. Человечество столкнулось с угрозами катастрофического уровня. Современная цивилизация начинает осознавать, что нужен радикально новый подход к воспроизводству рабочей силы, способной эффективно реагировать на внешние и внутренние вызовы.

Производством рабочей силы в современном обществе занимается социальный институт образования. Качественно новая рабочая сила нуждается в качественно новом образовании. Трагедия нашей школы заключается в кантовском подходе - изучается вещь, а не способ её познания. Образовательный процесс, основанный на репродукции и ретрансляции научных све-

дений о вещи не способен создать современной рабочей силы, способной управлять прогрессом. Главным и необходимым условием воспроизводства качественно новой рабочей силы, отвечающей вызовам научно-технологического и социального прогресса, выступает коренной пересмотр образовательного процесса, где на смену репродуктивному методу придёт диалектический способ мышления, разработанный Гегелем, в философии которого источником познания выступает мышление.

Решение этой проблемы, в свою очередь, лежит на путях коренного пересмотра профессиональной подготовки педагога как одного, но определяющего состояние общества, элемента всеобщей рабочей силы.

Библиографический список

1. История экономических учений. Ч. I: учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 416 с.

2. Избранные произведения физиократов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fictionbook.ru/author/ann_rober_jak_tyurgo/fiziokratyi_izbrannyie_yekonomicheskie_p/ (дата обращения 05.11.2023).

3. Зарождение классической политэкономии в трудах У. Петти и П. Буагильбера. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rulit.me/books/istoriya-ekonomicheskih-uchenij-konspekt-lekcij-read-54155-7.html (дата обращения 05.11.2023).

4. Большая российская энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://old.bigenc.ru/economics/text/3487368 (дата обращения 02.11.2023).

5. Маршалл А. Принципы экономической науки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://coollib.eom/b/152491/read (дата обращения 30.10.2023).

DIALECTICS OF THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF LABOR REPRODUCTION

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)

Abstract. The formation of the category "labor force" is traced through a comparison of the main provisions of economic theories. The idea is substantiated that in the modern era, in any economic model, the reproduction of labor should be based on new ways. The author comes to the conclusion about the expediency of the dialectical method in the education system. The article is interdisciplinary in nature, written at the intersection of philosophy, sociology, economics and pedagogy.

Keywords: labor force, commodity, economy, labor, value, economic theory, reproduction, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.