Научная статья на тему 'Диалектика становления современного регионального вуза'

Диалектика становления современного регионального вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОРЕЧИЕ / ДЕТЕРМИНАНТА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / МИССИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА / CONTRADICTION / DETERMINANT / REGIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / MISSION OF THE REGIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаева Эльнара Сеидгашимовна

В статье раскрывается противоречивый характер становления современного регионального вуза, показаны особенности его миссии, выявляются детерминанты, определяющие процесс становления. Выделенные в результате теоретического анализа противоречия, детерминанты развития современного вуза создают предпосылки для практического решения проблемы модернизации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT DIALECTICS OF MODERN REGIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The contradictory character of the establishment of modern regional institution of higher education is considered in the article; the features of its mission are shown; determinants identifying the process of establishment are introduced. Contradictions marked out as a result of theoretical analysis, determinants of the development of modern institution of higher education create pre-conditions for the practical solution of the problem of higher education modernization.

Текст научной работы на тему «Диалектика становления современного регионального вуза»

УДК 378

Бабаева Эльнара Сеидгашимовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы филиала Дагестанского государственного педагогического университета в г. Дербенте editor@hist-edy.ru

ДИАЛЕКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

В статье раскрывается противоречивый характер становления современного регионального вуза, показаны особенности его миссии, выявляются детерминанты, определяющие процесс становления. Выделенные в результате теоретического анализа противоречия, детерминанты развития современного вуза создают предпосылки для практического решения проблемы модернизации высшего образования.

Ключевые слова: противоречие, детерминанта, региональный вуз, миссия регионального вуза.

Babayeva Elnara Seidgashimovna

PhD in Philology, Associate Professor of the Department of the Russian Language and Literature of Dagestan State Pedagogical University (affiliated branch), Derbent editor@hist-edy.ru

ESTABLISHMENT DIALECTICS OF MODERN REGIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The contradictory character of the establishment of modern regional institution of higher education is considered in the article; the features of its mission are shown; determinants identifying the process of establishment are introduced. Contradictions marked out as a result of theoretical analysis, determinants of the development of modern institution of higher education create preconditions for the practical solution of the problem of higher education modernization.

Key words: contradiction, determinant, regional institution of higher education, mission of the regional institution of higher education.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики не только государства в целом, но и отдельно взятых регионов.

Особую значимость приобретает состояние высшего образования при реформировании экономики страны и отдельно взятого региона. Вузы имеют возможность в больших масштабах вести переподготовку и повышение квалификации специалистов, что позволяет снизить, например, структурную безработицу. Ведущие вузы являются своего рода инкубаторами для наукоемких технологий, обеспечивают хорошие стартовые возможности для внедрения современных, в первую очередь информационно-насыщенных технологий, научного и кадрового обеспечения инвестиционных проектов. Исследования показывают, что темпы проведения экономических реформ по регионам страны коррелируются с показателями развития в них высшей школы, удельным весом лиц с высшим профессиональным образованием и количеством студентов [1, с. 29-42].

Более того, высшие учебные заведения являются необходимым элементом инфраструктуры современного крупного города, любого сколько-нибудь серьезного региональноадминистративного образования. Количество и развитость высших учебных заведений является индикатором научно-технического, социально-культурного развития урбанизированной среды, ее миграционной привлекательности для населения, одним из основных показателей качества жизни населения. Города и регионы, имеющие развитые высшие учебные заведения, всегда были и будут более конкурентоспособными, притягивая к себе новые инвестиции, производства, предприимчивых людей, одарённую молодежь. Специальные исследования доказывают: чем выше показатели развития высшей школы для города, региона, страны, тем большие возможности при прочих равных условиях они имеют для своего ускоренного демографического, социальноэкономического и культурного развития [2].

В данном случае «регионализм» как принцип требует не только усиления роли регионального вуза в восходящем воспроизводстве качества жизни в регионе, но и в раскрытии региональнокультурной, социогенетической функций высшего образования. Региональные вузы (особенно региональные университеты) несут особую миссию, в которой можно выделить главные основания:

- ориентация на воспроизводство кадрового потенциала и интеллектуальных ресурсов культуры и, в целом, жизненных сил определенного региона;

- региональный вуз - база социокультурного наследования в регионе, своеобразный носитель регионального «кода», с помощью которого сохраняются социокультурные традиции, поддерживается историческая, не только общероссийская, цивилизационная или национальная, но и региональная память;

- региональный вуз - центр системы непрерывного образования в регионе;

- региональный вуз все больше и больше аккумулирует в себе подготовку кадров высшей категории [2, с. 56-58].

Развитие региональных вузов на современном этапе является сложным и противоречивым процессом в России. Интенсивность развития системы высшего образования сопровождается её развертыванием как внутри отдельных регионов и стран, так и по всему миру. В этих процессах естественно сложилась палитра противоречий, которые на наш взгляд, неизбежны в периоды трансформаций социальных систем. Более того, противоречивость происходящего можно рассматривать в качестве одного из факторов развития системы высшего образования, но, как показывает практика, противоречия имеют тенденцию к накоплению.

Противоречие нами понимается, как взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении (3).

Необходимо отметить, что первые попытки системного изучения противоречий развития образования относятся к концу 1970-х - началу 1980-х гг. Наиболее крупной работой этого плана является монография Ф.Р. Филиппова [4, с. 231]. Исследователь выделил две группы противоречий: внешние и внутренние. Внешние он связывал с проблемами, опережающими существующие общественные потребности в образовании. Внутренние противоречия вытекали из текущих функций образования и функций социальных.

Исследователи (Т.Г. Зимарева, А.Ф. Кооп, Ф.Р. Филиппов и др.) выделяют противоречия, которые носят инвариантный характер и сохраняются при любых изменениях: исторических, политических, финансовых и других. Ведущее место среди них занимает разрыв между формирующимися и возрастающими потребностями личности, общества и государства в опережающем развитии качества образования и способностью самой системы эти потребности удовлетворить. Не менее важно учитывать противоречия, которые возникают между ролью образования в социальном процессе и избранным политическим курсом. Ситуация, при которой основная масса населения и власть придают образованию разное значение, характерна только для России [5, с. 83-87].

Ряд противоречий, существующих в России, консервирует состояние образования. К ним относятся противоречия между нарастающей ролью современных обучающих технологий и невозможностью их использования в высшей школе; степенью интенсивности научно-педагогического труда и уровнем его оплаты; между огромным расходом жизненной энергии работников образования и социальными условиями ее восстановления; между демократическим характером научнопедагогического труда и авторитарностью системы управления; между сохраняющейся притягательностью высшего образования и степенью его доступности [6, с. 90].

По нашему мнению, существует еще одно стержневое противоречие, которое выступает в современных условиях важнейшим источником развития высшего образования, - это противоречие между классическим типом образования и требованиями современного общества. Его разрешение связано со многими инновациями, как в содержании высшего, особенно, университетского образования, так и в его методиках и методологии.

Противоречивый характер происходящих реформ в экономике и в самой системе образования влияет на генезис высшего профессионального образования в России, особенно на генезис региональных вузов, обусловленный множеством детерминант.

Первая детерминанта - социально-экономическая, даже финансовая, и инфраструктурная неравномерность развития России, приводящая к «расслоению» единого когда-то в советское время «экономического пространства» России. Резкое повышение цен на энергоресурсы и тарифы на железнодорожно-транспортные услуги за годы экономических реформ последнего десятилетия в противовес действующему «инфраструктурному закону» экономического развития России, в том числе «закону энергостоимости» [7, с. 40-52] породили процесс фрагментации экономического пространства. Это привело к понижению транспортной доступности высшей школы в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Воронеже, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и др. - в наиболее крупных вузовских центрах - для молодежи из «глубинки» России, особенно из сельских районов. По данным Я.М. Рощиной, например, Москва с позиции доступности высшей школы стала самым закрытым городом [8, с. 152]. 30% потенциала высшей школы, таким образом, де-факто обслуживает 10% населения России (если взять население Москвы и Московской области). Социологические

измерения последних лет свидетельствуют, что 90% выпускников школ хотят получить высшее образование в своем регионе [8, с. 155].

Вторая детерминанта - сложившиеся экономические механизмы стратификации экономической доступности высшего образования в форме платности высшего образования, репетиторства, многочисленных форм подготовки абитуриентов для сдачи ЕГЭ и поступления в вузы (обеспечивающих преодоление разрыва между качеством подготовки выпускников в школах и нормативами качества подготовки, отраженными в требованиях к подготовке выпускников, предъявляемых вузами). При этом, экономические барьеры доступности высшего образования в «вузовских центрах» намного выше, чем в регионах. Более низкая цена как «промежуточных механизмов», обеспечивающих поступление абитуриентов в вузы, так и образования в высшей школе, в регионах, еще более усиливает потоки абитуриентов в свои, региональные вузы. «По доле затрат на образование, - замечают Е.А. Омельченков, Н.В. Гончарова, Е.П. Лукьянова, - особо выделяются сельские жители» [9, с. 33]. Иными словами, выпускники сельских школ оказываются самыми ущемленными в своих правах на получение высшего образования. И именно региональные вузы, особенно в аграрных регионах, через сеть своих филиалов в сельских районах, а также крестьянские университеты [10, с. 9-21], призваны обеспечить выравнивание доступности высшего образования для выпускников сельских школ.

Третья детерминанта - отражение императива выравнивания вузовской сети по регионам России [11] с тем, чтобы обеспечить развитие интеллектуального потенциала регионов как фактора постепенного выравнивания в будущем экономического развития России по региональногеографическому измерению.

Происходит постоянная диверсификация моделей вузовских систем и их миссии. Тенденция перманентной диверсификации вузовских систем и, в определенной мере, регионализация вузов, содержит, минимум, два проблемных аспекта. С одной стороны, она связана, прежде всего, с неспособностью государства содержать систему профессионального образования. С другой стороны, система профессионального образования не является эффективным институтом государства.

Основные проблемы высшего профессионального образования связаны с целым рядом внешних и внутренних причин, среди которых отсутствие финансирования, ущербное формирование негосударственного сектора ВПО, менталитет, структура и качество профессорско-преподавательских кадров, несоответствие существующего научно-образовательного потенциала вузов реалиям складывающейся социально-экономической системы и т.д. В данном месте изложения уместно привести данные В.Н. Галяпиной [12, с. 42-49], полученные в результате исследования профессиональной идентичности преподавателей пяти российских вузов. Под профессиональной идентичностью автор понимает «осознание и переживание личностью своей принадлежности к профессиональной группе». Осуществленные ученым исследования выявили, что треть (32%) преподавателей вузов испытывают безразличие, уязвленность, униженность при соотнесении со своей профессией. При этом 21,1% преподавателей готовы сменить профессию на более оплачиваемую.

Как следствие такого состояния научно-педагогического состава вузов - неоднозначное (чаще отрицательное или нейтральное) отношение преподавателей ко всякого рода инновациям и модернизациям, что удлиняет время протекания кризисных процессов в вузовской системе. В данной связи, необходимо обратиться к некоторым мыслям Ф.Г. Кумбса, который, анализируя кризис в образовании, обратился к коллегам со словами, которые и сегодня сохраняют свою актуальность: «Нужно приложить все силы к тому, чтобы покончить с таким положением, когда всем и повсюду настойчиво внушается мысль о том, что все новое в образовании непременно будет второстепенным» [13, с. 128].

Четвертая детерминанта - возможность применения к познанию и построению региональной вузовской образовательной системы, как особого субъекта современной образовательной политики, методологии на основе оценки степени «открытости-закрытости» исследуемой «системы» и уровня развития общественно-государственного управления данной системой. Известно, что нет полностью «открытых», как и нет полностью «закрытых» систем. Но, в настоящее время, вузовские системы являются более закрытыми, чем открытыми системами. Поэтому образовательная политика, как и экономическая, должна исходить из этого принципа, и идентификация вузовской образовательной системы должна начинаться с идентификации степени «открытости - закрытости» с учетом тех негативных процессов в области доступности высшего образования, которые обусловлены социально-экономической стратификацией российского общества.

Такая идентификация поможет найти ответы на вопросы: какая часть воспроизводства кадрового потенциала (по специальностям) с учетом потребностей развития конкретного региона по-

крывается внутренними образовательными ресурсами, а какая внешними; какие направления ву-зовско-образовательной кооперации необходимо развивать? Возрастание открытости вузовской системы позволит решить проблему разработки дифференцированных социальных нормативов качества образования для различных регионов России.

Пятая детерминанта - заключается в формировании понимания того, что вуз по своей структурно-функциональной организации представляет собой систему (причем систему, встроенную в системы более высокого порядка - регион, страна, мир) и, следовательно, подчиняется системогенетическим законам [14]: законам адекватности по сложности, разнообразию, неопределенности и системности; закону системного наследования (преемственности); закону инвариантности и цикличности развития; закону системного времени и гетерохронии (и вытекающего из него закона неравномерности развития и закона периодической кризисности в развитии систем) и др. «Законы адекватности» по отношению к эволюции вузовских образовательных систем приобретает специфическую «кальку» в виде «законов социо-, нацио-, этно-, государство-морфности образования». На региональном уровне, например, эти законы приобретают смысл соответствия региональных образовательных систем «морфности» регионов - т.е. соответствия социальной, культурной, национально-этнической, экономической «морфологии» региона. Региональные вузы несут в себе «печать» этой морфологической специфики и она отражается в структурах, в первую очередь, в целевой и функциональной, управления внешним, системно-социальным качеством высшего образования.

Это послужило толчком в развитии профессионального образования и, как показало исследование, наиболее перспективным направлением его развития будет широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образовательной системы России и будет способствовать:

- повышению социального спроса на более высокий уровень профессионального образования и необходимости удовлетворения потребностей гораздо более разнообразных слоев населения;

- разработке образовательными учреждениями альтернативных программ и систем обучения;

- постоянно изменяющемуся спросу на рынке рабочей силы и принятию мер образовательными учреждениями по подготовке специалистов в новых профессиональных областях с учетом реструктуризации и регионализации экономики.

Диверсификация профессионального образования нами рассматривается как общедидактический принцип развития системы непрерывного профессионального образования, который формирует новую педагогическую систему профессионального образования в региональном вузе.

Таким образом, современный региональный вуз характеризуется полифункциональностью (выполняет в регионе социальную, культурно-воспитательную, обучающую, научноисследовательскую, профессиональ-ную, инновационно-коммерческую, сервисную и др. функции) и динамичностью (постоянно развивается под влиянием изменений, происходящих на региональных рынках образовательных и исследовательских услуг, и рынка труда).

Данные рассуждения позволили сформулировать определение «современный региональный вуз» - это образовательная организация высшего профессионального образования, реализующая разноуровневые и разнонаправленные образовательные программы, отвечающие современным требованиям со стороны не только государства, но и регионального сообщества в части количества и качества образовательных услуг.

Перечисленные противоречия развития системы высшего профессионального образования составляют смысловое ядро модернизации высшего образования. В данной связи, модернизация будет иметь смысл, если создаст условия для достижения стратегической цели - повышения эффективности и качества высшего образования в широком смысле, в том числе расширение вузовской сети, выравнивание ее плотности по регионам, повышение доступности, массовости и бесплатности высшего образования, постоянное повышение образовательного ценза населения. Вузы должны сыграть свою роль в обеспечении устойчивости развития России и каждого региона в отдельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Белоконь A.В., Пушкаренко А.А. Университеты России: проблемы регионализации. Ростов н/Д, 1994.

2. Шафранов-Куцев Г.Ф. Университет и регион: монография. Тюмень, 1997.

3. Управление социально-экономическими процессами в регионах: роль университетов / под общ. ред. В.В. Чекма-рева. Кострома, 2002.

4. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Г рицанов, В.Л. Абциянко. М., 2003.

5. Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980.

6. Зимараева Т.Г. Диверсификация противоречий развития системы высшего образования в трансформирующейся России // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 14. 2009. № 33.

7. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

8. Субетто А.И. Экономические законы развития России // Проблемы новой политической экономии. 2003. № 1 -2.

9. Проблемы доступности высшего образования. Серия «Научные проекты НИСП - IISP Working Papers WP3/2003/01. М., 2003.

10. Майборода Л.А., Субетто А.И. Система крестьянских университетов в России - основание прогрессивного разрешения аграрного кризиса и поступательного развития аграрного комплекса в России // Вторая научная сессия Отделения образования Петровской академии наук и искусств «Судьба российского образования - судьба России» / под ред. А.И. Субетто. СПб., 1995.

11. Волкова Ю.А., Субетто А.И., Волкова А.Ю. Статистико-социогеографический квалиметрический мониторинг воспроизводства интеллектуального потенциала и образования в России. М., 1997.

12. Галяпина В.Н. Особенности профессиональной идентичности преподавателя вуза // Инновации в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-методической конференции. Ставрополь, 2010.

13. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ). М., 1970.

14. Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.