Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЛИЧНОСТИ В ТУВИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ДИАЛЕКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЛИЧНОСТИ В ТУВИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционная культура / личность / тувинская культура / глобализа-ция / модернизация / tradition / traditional culture / personality / Tuvan culture / worldview / anthropology / globalization / modernization

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аяс Анатольевич Данчай-Оол

В статье проведен анализ раскрытия феномена личности в тувинской культуре. Обнаруживается отсутствие онтологических и антропологических основ для естественного формирования данного феномена в тувинской культуре. Подчеркивает-ся необходимость методологически полного анализа понимания человека в традици-онных культурах, что позволит глубже понимать проявления человека, а также сфор-мировать более эффективное развитие культурно-исторических традиций в перспективе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS OF THE FORMATION OF THE PHENOMENON OF PERSONALITY IN TUVAN CULTURE UNDER THE INFLUENCE OF MODERNIZATION AND GLOBALIZATION

The article analyzes the development of the phenomenon of personality in Tuvan culture, which is one of the many manifestations of contradictory and multilevel processes of modernization and globalization. The dialogical development of Tuvan culture leads to the synthesis of many cultural phenomena that form the modern existence of Tuvan culture. The absence of ontological and anthropological foundations for the natural formation of this phenomenon in Tuvan culture is revealed. The author reveals the inconsistency of the universal application of the concepts of European-rational philosophy to the analysis of the understanding of a person formed in specific conditions. The study showed that traditional cultures did not form and did not use universally rational thinking, which did not lead to the formation of a subject-object dichotomy in worldview and cognition. The reason for this phenomenon is syncretism, as well as a lack of analytical separation of aspects of human existence. The author infers that in traditional cultures there is no analogue of the word “personality”, which is created in the cosmic-logical analysis of being, spread in the ancient philosophical tradition and Christian-theological philosophy. As a result, the subject-subject model of interaction forms a special moral model, which is only superficially revealed in cultures other than European. In modern times, the phenomenon of personality is necessarily formed in Tuvan culture, which changes the mechanisms of socialization and initiation. There are new meanings in the self-identification of Tuvans. Modernization brings to Tuvan culture the substantialism of the European worldview, and globalization unifies the development of cultural and historical tradition. The need for a methodologically complete analysis of the understanding of man in traditional cultures is emphasized, which will allow a deeper understanding of human manifestations, as well as form a more effective development of cultural and historical traditions in the future.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЛИЧНОСТИ В ТУВИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023.

№ 73. С. 79-90.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2023. 73. pp. 79-90.

Научная статья УДК 130.2

doi: 10.17223/1998863Х/73/8

ДИАЛЕКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЛИЧНОСТИ В ТУВИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аяс Анатольевич Данчай-оол

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Россия, dayas@inbox.ru

Аннотация. В статье проведен анализ раскрытия феномена личности в тувинской культуре. Обнаруживается отсутствие онтологических и антропологических основ для естественного формирования данного феномена в тувинской культуре. Подчеркивается необходимость методологически полного анализа понимания человека в традиционных культурах, что позволит глубже понимать проявления человека, а также сформировать более эффективное развитие культурно-исторических традиций в перспективе.

Ключевые слова: традиционная культура, личность, тувинская культура, глобализация, модернизация

Для цитирования: Данчай-оол А.А. Диалектика становления феномена личности в тувинской культуре под воздействием модернизации и глобализации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 73. С. 79-90. doi: 10.17223/1998863Х/73/8

Original article

DIALECTICS OF THE FORMATION OF THE PHENOMENON OF PERSONALITY IN TUVAN CULTURE UNDER THE INFLUENCE OF MODERNIZATION AND GLOBALIZATION

Ayas A. Danchay-ool

Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russian Federation, dayas@inbox.ru

Abstract. The article analyzes the development of the phenomenon of personality in Tuvan culture, which is one of the many manifestations of contradictory and multilevel processes of modernization and globalization. The dialogical development of Tuvan culture leads to the synthesis of many cultural phenomena that form the modern existence of Tuvan culture. The absence of ontological and anthropological foundations for the natural formation of this phenomenon in Tuvan culture is revealed. The author reveals the inconsistency of the universal application of the concepts of European-rational philosophy to the analysis of the understanding of a person formed in specific conditions. The study showed that traditional cultures did not form and did not use universally rational thinking, which did not lead to the formation of a subject-object dichotomy in worldview and cognition. The reason for this phenomenon is syncretism, as well as a lack of analytical separation of aspects of human existence. The author infers that in traditional cultures there is no analogue of the word "personality", which is created in the cosmic-logical analysis of being, spread in the ancient philosophical tradition and Christian-theological philosophy. As a result, the subject-subject model of interaction forms a special moral model, which is only superficially revealed in cultures other than European. In modern times, the phenomenon of personality is necessarily

© А.А. Данчай-оол, 2023

formed in Tuvan culture, which changes the mechanisms of socialization and initiation. There are new meanings in the self-identification of Tuvans. Modernization brings to Tuvan culture the substantialism of the European worldview, and globalization unifies the development of cultural and historical tradition. The need for a methodologically complete analysis of the understanding of man in traditional cultures is emphasized, which will allow a deeper understanding of human manifestations, as well as form a more effective development of cultural and historical traditions in the future.

Keywords: tradition, traditional culture, personality, Tuvan culture, worldview, anthropology, globalization, modernization

For citation: Danchay-ool, A.A. (2023) Dialectics of the formation of the phenomenon of personality in tuvan culture under the influence of modernization and globalization. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 73. pp. 79-90. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/73/8

Введение

Тувинская культура, являясь одним из уникальных примеров сохранения живой традиции, с начала ХХ в. претерпела множество трансформаций. Изменение материальной культуры, исчезновение из повседневности традиционных предметов быта, изменение лексики, возникновение новой картины мира кардинально меняют синкретизм онтологической, гносеологической и аксиологической систем традиционной тувинской культуры. Прежде всего это проявляется в изменении акцентов в понимании природы, общества и человека. Фундаментальные понятия человека, размытые в многообразии духовного мира архаичных и локальных культур, трансформируются в более четкие, рационализированные и систематизированные феномены. В условиях модернизации и глобализации традиционные культуры обнаруживаются в более слабой позиции к универсальной глобализированной культуре в плане перспектив дальнейшего развития. Это вызывает тревогу у представителей этих культур и исследователей, направляющих свой научный взор на проблему сохранения культурного многообразия в будущем.

В связи с масштабными изменениями в современном мире актуальной является задача поиска новых смыслов в понимании человека в локальных культурах. Это позволит очертить вектор развития традиционной культуры, в том числе традиционной тувинской культуры, в современных условиях. Для решения поставленной задачи необходимо исследовать сложный и противоречивый феномен личности в современной тувинской культуре, который определяет собой социальную полноту бытия человека. Качественный анализ развертывания новой интерпретации человека в современной тувинской культуре требует тщательного раскрытия последовательного формирования условий становления феномена личности в европейской мировоззренческой системе.

Методы

Следует очертить контуры методологии, которая позволит выявить глубину и многообразие форм человеческого бытия в древних традициях, сохранившихся вплоть до наших дней. Когда мы обращаемся к проблеме человека, то наиболее объективной и уместной выглядит философская антропология, которая стремится к целостному пониманию человека в его конкретном бы-

тии, во всем комплексе его взаимосвязи с культурой, обществом, государством, природой. Для анализа тувинской культурно-исторической традиции применяется концепция диалога культур М.М. Бахтина, В.С. Библера. Благодаря методологии диалога культур возможно выделить феномен конкретной культуры, а также выявить структуру взаимосвязи различных культурно-исторических традиций, так как они не ограничены какими-либо рамками в этой концепции. В этом векторе культуры обнаруживаются в системе живого и динамичного процесса сосуществования, взаимопроникновения и взаиморазвития. Кроме того, необходимо уточнить, что в качестве традиционных культур в данном исследовании подразумеваются культурно-исторические традиции, сохранившие онтологические, гносеологические, аксиологические архетипы в условиях изменений и транформаций. В таком ракурсе в наши дни начинает выделяться новый комплекс современной тувинской культуры, который является естественным результатом развития традиционной тувинской культурно-исторической традиции.

Литературный обзор

Проблема личности не выявляется в научных исследованиях, посвященных тувинской культуре, в связи с тем, что в тувиноведении традиционно ведущими были этнография и социология [1]. Философско-антропологи-ческая тематика, частью которой является проблема личности, не являлась острой, так как необходимо было анализировать насущные феномены, возникающие в ходе развития тувинской культурно-исторической традиции. Попыткой ответа на вопросы бытия человека и его феноменов в традиционной и современной тувинской культуре являются исследования противоречий антропологии [2], влияния модернизации и глобализации [3] и интерпретации религиозных понятий [4]. Частью этого комплекса исследований является данная работа.

А.С. Обухов провел анализ условий формирования личности в традиционной культуре, но в его монографии не раскрываются определение и сущность понятия «личность». В то же время очень ценным является уточнение о традиционной культуре: «...здесь „я" практически растворено в „мы" и основным способом мотивации действий является ссылка на „закон предков"» [5. C. 217].

Этнопедагогические аспекты формирования человека в тувинской культуре раскрыты в монографии К.Б. Салчака, Л.П. Салчак [6. C. 167]. Духовные основы картины мира тувинской культуры раскрыты в трудах А.К. Кужугет [7] и О.М. Хомушку [8]. Фундаментальное значение для исследований тувинской культуры имеют труды Ч.К. Ламажаа [9], посвященные процессам адаптации тувинской культуры к современным условиям и формированию новых культурных феноменов.

Анализ формирования личности в китайской культуре с выделением двух типов личности (индивидуально-ориентированный и социально ориентированный) осуществлен K.S. Yang [10]. Также данный автор указывает на трансформацию формирования личности по западному (американскому) типу и на необходимость разработки аутентичной методологии в исследованиях феномена личности. О модели личности в филиппинской культуре писал A.T. Church [11], им были развиты методы кросскультурного иссле-

дования и осуществлен анализ зависимости структуры личности от системы социальных взаимодействий и культуры [12]. М. Ravshanova указывает на отсутствие близких терминов для понимания человека и личности в японской культуре [13]. Даже в европейской культурной традиции ставился вопрос о действительности феномена личности и обнаружении параллелей с буддистской философией [14]. В условиях предельной интенсификации социальных взаимоотношений и кардинальной трансформации человека происходит и размытие сущности личности [15]. Но проявление в тувинской культуре постнеклассической проблематики является предметом другого исследования.

Результаты и обсуждение

В первую очередь нужно отметить, что в тувинском языке отсутствует аналог слова «личность» [16], что выявляет действительные отличия в понимании человека и структуры его проявлений во взаимодействии с обществом в тувинской культуре и европейской. Онтология традиционной тувинской культуры не обладала фундаментом для формирования понятия «личность», что создает определенные противоречия в понимании этого феномена в современной тувинской культуре [3]. Однако при этом с необходимостью мы должны обнаружить черты возникновения феномена личности в современной тувинской культуре. Аутентичной концепции личности тувинская культура выработать не могла, так как отсутствовала такая проблема. Поэтому современные тувинцы создают для себя ранее не существовавшие формы бытия, которые становятся синтезом различных традиций.

Тувинский язык является языком тюркской группы [17], что означает необходимость наличия сходных слов в культурах других тюркских народов. Как мы указывали, в тувинском языке в качестве перевода слова «личность» приводится слово «кижи», означающее человека. Оно перекликается почти со всеми тюркскими языками (но в русско-татарском и русско-башкирском словарях в переводе слова «личность» после «кеше» приводится слово «шэхес» [18. С. 154], что является закономерным в условиях проникновения арабско-мусульманских понятий). С другой стороны, нужно отметить, что словарный запас тувинского языка много веков обогащался монгольскими словами, но в монгольском языке также для обозначения личности используется слово, обратно переводящееся как «человек» (в русско-монгольском словаре приводится слово «хYн») [19. С. 188]. То есть в словарях тувинского, бурятского, монгольского языков нет четкого аналога слова «личность», в качестве перевода приводится слово, обозначающее человека.

Синтез множества концептов человека различных исторических эпох сформировал противоречивый комплекс понимания человека в тувинской культуре, который до модернизации в начале ХХ в. являлся результатом синкретичного мировоззрения, содержащим органично вплетенные друг в друга понимания природы, мира, общества. Этот момент поднимает вопрос о правомерности постановки такой проблемы в тувинской культуре, но нам необходимо отметить, что тувинская культура трансформируется и впитывает в себя категориальную систему западного мировоззрения. Эти изменения в понятийном аппарате пока не выработаны, но определенные феномены, присущие европейской цивилизации, в современной тувинской культуре уже обна-

руживаются. Примером новых феноменов в тувинской культуре является наличие в ценностной системе тувинцев «собственного я» [20].

Попытка аналитического вычленения конструктов в понимании личности в традиционной тувинской культуре создает необходимость исследования всей онтологии и гносеологии тувинской культуры. В таком случае снова обнаруживается традиционная картина мира тувинцев, в которой мы видим синкретичное бытие человека в природе, выявляющее тождество человека и мира [21. С. 49]. При этом социальная структура формируется и развивается внутри этого тождества. В результате человек в традиционной культуре «растворен в природе», обнаруживается ситуация «паннатурализма» в картине мира, в котором природа обусловливает не только материальное, но и идеальное. Такое положение человека создавало познавательный процесс в традиционной тувинской культуре на основе созерцательности [22]. Субъект-объектная дихотомия, субстанциальность мышления и рефлексивность в традиционной тувинской культуре отсутствовали до модернизации в первой половине XX в. Поэтому в ней не может быть диалектического единства субъекта и объекта, который создает фундамент понятия личности. Но в условиях модернизации и глобализации под влиянием запроса человека на самоидентификацию формируется потребность в своей личности. Однако же противоречия архаичного природосообразного мышления и модернизированного рационально-критического мышления не позволяют сформировать целостный образ своей личности. Если же удается его сформировать, то с необходимостью это создает искаженное понимание ценностей и феноменов традиционной культуры, о чем субъект такого действия должен рефлексировать.

Европейская антропология выстраивается на комплексном и субстанциальном понимании личности как главном проявлении человека. При этом основополагающим понятием для личности является бытие, которое раскрывается в понимании существования как феномене, заключающем в себе существование для другого. То есть взаимоотношение с другим субъектом является основанием факта существования человека, и тем более полноценного проявления его субъекта, что означает раскрытие его личности. Личность как понятие раскрывается только в структуре субъект-субъектных отношений, на что указывает определение в словаре как о носителе каких-нибудь свойств [23. С. 330]. Соответственно, этот аспект приводит нас к мысли, что мышление, которое оперирует понятием личности, изначально формируется в структуре «субъект-объект», что охарактеризовывает мышление как активный процесс. Данная антропология формируется в античной мысли и полностью раскрывается в средневековой христианской философии. В дальнейшем она становится основой глобализированной культуры, стремящейся к формированию универсальной парадигмы познания человека и мира. В итоге в современном европейском понимании личность - это целостный субстанциальный субъект, который обнаруживает свое внутреннее духовное единство с культурно-исторической традицией, социумом, Абсолютом, обладающим самостоятельностью и активностью.

Причины формирования феномена личности нужно искать в последовательном формировании космически-логической онтологии в европейской мысли. В античной философии выявляется субъект человека в познании, мир в такой системе является объектом. В хаосе бытия активным познанием со-

здается космос, наполненный внутренней необходимостью логоса. Этот универсальный в своем предмете аппарат познания основан на древнегреческой пайдейе [24. C. 386], которая синтезирует социально-культурно-этические аспекты системы взаимодействия человека и социума. Вдобавок, согласно общепринятой точке зрения, в философии Платона взгляд на личность основан на дихотомии души и тела [25. Р. 31], а, как известно, концепция души становится залогом выработки концепции триединства Бога в христианстве и сущностью, связывающей Бога, человека и общество. Также в античной философии Аристотелем формулируется энтелехия как рационально осмысленная внутренняя сущность души, стремящаяся логически осмыслить космос, из которого последовательно формулируется «Логос», что, собственно, и очертило особенности европейского взгляда на личность и человека. Поэтому личность в европейской культуре является атомарной и субстанциальной. При этом диалектика ограниченности и греховности человека формирует уникальность его бытия. Не зря аутентичные традиционные культуры не выработали идей монотеизма, так как это требует абсолютной картины мира, объединяющей все феномены и процессы сущего в едином историческом процессе. Активная гносеология автоматически включает в объект новые пределы известного мира, создается понятие Вселенной. В традиционной культуре границы мира очерчены локальностью культурно-исторической традиции, изначально нет претензии на включение в картину мира всей Вселенной, отсутствует всеобщий историзм мышления. Таким образом, мы должны еще раз подчеркнуть, что архаичные традиционные культуры оперировали своей локальностью как всем миром. Все, что не входит в эту локальность и ценностную систему, не обладает характеристикой «этого мира», выводится за пределы познаваемого.

В то же время в других культурах синкретичность во взглядах человека и растворенность его в космосе не позволяют аналитически разделить сущность человеческой личности на составляющие. То есть в традиционных культурах анимизм не разделяет душу (сознание) и тело. Тем более, что при исследовании духовного мира в языческой картине мира обнаруживается отсутствие каких-либо трансцендентальных сущностей. Все субъекты натуралистического космоса являются реальными и за пределы этой реальности не выходят. Как мы определили выше, в тувинской культуре человек не является субстанцией в европейском понимании. Хотя субстанциалистские концепции личности формировались в индийской философии и в буддийских школах [26. C. 12], но в тувинской культуре они не проявились, что объясняется недостаточным проникновением категориальной системы буддизма в стихийное мировоззрение тувинцев [27. C. 95]. Важно еще и то, что понятие «личность» в европейской мысли и философских взглядах в Китае имеет совершенно иные «идейно-теоретические обоснования и культурно-исторические предпосылки» [28. C. 10]. В русско-английском словаре приводятся такие переводы к слову «человек»: man, person, individual, human being, creature [29. C. 982]. В приведенных синонимах ярко проявляется акцент на индивидуализме в понимании человека - человек (мужчина), личность, индивид, «бытие человека», существо. В монгольской традиционной культуре, которая близка тувинской культуре (как и другой восточной), четко выявляются культы земли, возвышенностей, воды, предков [30], но нет культа человека,

как он проявлен в европейской культуре. Источник и конец бытия человека в традиционной культуре мыслится в русле природы, он не имеет автономности по отношению к ней. Такая ситуация обнаруживается вследствие отсутствия субъект-объектной дихотомии.

Если мы исходим из гипотезы об отсутствии в тувинской культуре понятия, аналогичного личности, то возникает вопрос: «Как в традиционной тувинской культуре мыслится духовная связь людей друг с другом и космосом?». Логично наличие иной системы взаимодействия людей друг с другом и обществом. Как отмечает А.К. Кужугет, «в традиционном обществе человек не ощущает себя конкретной личностью, не отделяет себя от общества, взаимодействует с объектами природы в составе определенного коллектива» [7. С. 24]. Субстанциализм европейского мировоззрения в такой ситуации не применим, тогда происходит дальнейшее конструирование картины мира на основании живой природы, но здесь она становится тотальной, Абсолютом. Таким образом, духовное единство тувинцев формируется в системе органичной связи с богатейшей природой, которая по своей глубине подобна бесконечному космосу и позволяет только созерцательно восхищаться ее красотой. Такой идеал выстраивает нравственную модель взаимодействия с природой и с другими людьми.

В современном мире понятие «личность» связано с социализацией как переходом в самостоятельную жизнь. В ходе исторического процесса с учетом природно-климатических условий этот переход в различных народах осуществлялся в различном возрасте. С актуальной правовой точки зрения это достижение совершеннолетия. Но в традиционных обществах этот возраст не был четко регламентирован, определялся исходя из готовности самостоятельного ведения натурального хозяйства. Формирование феномена личности в тувинской культуре проявляется в изменении процесса социализации. Это является причиной становления личности в современном европейском варианте, что означает кардинальное переоформление социальной структуры и социального взаимодействия. Последовательно меняется этика, которая ранее основывалась на синкретичном природосообразном мировоззрении, а в современности ориентирована на ценности гуманизма, который зарождается и формируется в европейской традиции.

Важной сутью обрядов инициации в традиционных обществах являлась гармонизация духовного и телесного развития молодого человека. В архаичных культурах четко выделяется система «перерождений» человека в жизнедеятельности, которая заключается в идее перехода из одного состояния в другое, из одного мира в другой. Становление человека в тувинской культуре направлено на его максимальную адаптацию к существующим природно-климатическим условиям. Внутренний духовный мир выстраивался исходя из этой цели, а не стремления к единению с Богом, который является абсолютным благом. Согласно О.М. Хомушку [31], в шаманизме постулируется множественность человеческого сознания, позволяющая одновременно пребывать в разных мирах. Инициация традиционной культуры противоречит определенной идее стабильности субстанциальной человеческой личности в современной культуре. С точки зрения рациональной парадигмы культурно-историческая традиция народа основана на его нации, этносе, коллективном субъекте, социальности, культуре, языке, духовности, религии.

Концепция развития заключена в европейском мировоззрении в том смысле, что рассматривает человека несовершенным, который стремится к своему полноценному состоянию (в Боге, в совершенстве, в знании, в состоятельности, в удовлетворенности жизнью, в счастье). В традиционной культуре само бытие является полным и целостным, поэтому не нуждается в становлении и развитии, следовательно, человек тоже. Это само собой отбрасывает необходимость его развития и становления как полноценной личности. Данный аспект и становится основой степенности традиционной культуры, так как она не подгоняется временем (которое в европейском и городском мировоззрении всегда ограниченно ввиду эсхатологизма). Европейское телеологическое восприятие времени создает антропологический характер мировоззрения и, соответственно, создает антропоцентризм.

В наши дни инициация как становление полноценного члена социума растворяется в системе социальных связей, так как посттрадиционное общество является сложнейшей системой, в которой структура выявляется не только на вертикальных и горизонтальных уровнях, но и на уровнях сознания, удовлетворенности, эмпатии и т.д. При этом с точки зрения традиционного общества жизнь современного человека редуцирована и проста, потому что заключает в себе максимально упрощенный механизм взаимодействия человека и природы. В традиционной культуре человек самоидентифицировал себя с обществом и религиозно-духовной системой [32. С. 20]. Само мышление в традиционной культуре синкретично природе, содержит в себе черты антропоморфизма, но не исчерпывается им. Личность в классическом понимании раскрывается только в рефлексии, которой мы не обнаружим в традиционной культуре. Нравственность в традиционной культуре основана на внешних по отношению к человеку законах природы, что, с другой стороны, диалектически формирует и его субъект.

Заключение

Таким образом, мы обнаруживаем, что феномен личности в европейской культурной традиции и мировоззрении развивается в системе всеобъемлющего религиозно-этического комплекса. Такая система отсутствует в других культурах, так как они не вырабатывают универсальной картины мира, ориентируясь только на конкретные условия своего существования. При этом в процессе диалога культур в модернизации представители неевропейских культур вынуждены менять качественное содержание социализации и раскрывать свой субъект в новой понятийной и категориальной системе. Необходимо подчеркнуть наличие условий для формирования уникальных феноменов в современной тувинской культуре, которые на данный момент не обнаруживаются исследователями. Устойчивое существование культурных паттернов в тувинской культуре неоспоримо, но в диалоге западного и восточного, традиционного и инновационного они начинают трансформироваться в новых аспектах понимания человека. Культурное бытие современных тувинцев синтезирует в себе множество разнородных и гетерогенных феноменов. Дальнейшее исследование развертывания в современной тувинской культуре новых и не свойственных ей феноменов позволит выявить сущность обозначенных противоречий в условиях модернизации и глобализации, а также применять в педагогической и научной практике полученные результаты.

Список литературы

1. Ламажаа Ч.К. Тезаурусный подход к анализу тувинской культуры // Новые исследования Тувы. 2012. № 1. С. 25-46.

2. Данчай-оол А.А., Даваа Е.К. Антропологические проблемы традиционной культуры (на примере тувинской культуры) // Общество: философия, история, культура. 2022. № 3 (95). С. 51-57.

3. Монгуш С.О., Данчай-оол А.А. Трансформация тувинской культуры в процессах модернизации и глобализации // Общество: философия, история, культура. 2022. № 7 (99). С. 29-35.

4. Данчай-оол А.А., Адыгбай Ч.О. Развитие религиозных верований тувинцев в условиях глобализации // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8, № 3. С. 106-115.

5. Обухов А.С. Психология личности в контексте реалий традиционной культуры. М. : Прометей МПГУ, 2006. 352 с. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/371968570.pdf (дата обращения: 23.10.2022).

6. Салчак К.Б., Салчак Л.П. Развитие тувинской народной педагогики. Кызыл : Ин-т развития национальной школы, 2016. 228 с. URL: http://irnsh.ru/wp-content/uploads/2016/11/Salchak-K.B.i-dr.-Razvitie-tuvinskoy-narodnoy-pedagogiki.pdf (дата обращения: 15.06.2022).

7. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. 2-е изд., доп. Красноярск : Офсет, 2016. 320 с.

8. Хомушку О.М. Религия в истории культуры тувинцев / Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М. : Наука, 1998. 177 с.

9. Ламажаа Ч.К. Национальный характер тувинцев. М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. 240 с.

10. Yang KS. Indigenous personality research // Indigenous and cultural psychology. Springer, Boston, MA. 2006. Р. 285-314. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/0-387-28662-4_13 (дата обращения: 05.09.2022).

11. Church A.T. Personality research in a non-Western culture: The Philippines // Psychological Bulletin. 1987. Т. 102, № 2. Р. 272. URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2F0033-2909.102.2.272 (дата обращения: 04.04.2022).

12. Church A.T. Current controversies in the study of personality across cultures // Social and Personality Psychology Compass. 2008. Т. 2, № 5. Р. 1930-1951. URL: https://compass.online-library.wiley.com/doi/10.1111/j.1751-9004.2008.00132.x (дата обращения: 15.05.2022).

13. Ravshanova M. Problem of the concept of personality and person in j apanese culture // Uni-versiteti xabarlari. 2019. № 1/1. Р. 109-112. URL: https://science.nuu.uz/admin/pdf/Uzmu-11-2019(2-bolim).pdf#page=107 (дата обращения: 19.07.2022).

14. УлановМ.С. Основные категории буддийской культуры в контексте компаративистики // Каспийский регион: Политика, экономика, культура. 2014. № 2 (39). С. 286-293.

15. Кудашов В.И. Постсекулярность как проявление современного кризиса гуманизма // Секулярный век: вызовы цивилизации : материалы нац. науч. конф., посвященной Всемирному дню философии, Красноярск, 18 ноября 2021 года. Красноярск : Красноярский гос. аграр. ун-т, 2021. С. 56-57.

16. Данчай-оол А.А., Монгуш С.О. Перспективы развития педагогических идей тувинской культуры в эпоху глобализации // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 5. С. 138-142.

17. Бичелдей К.А. 80 лет тувинской письменности: становление, развитие, перспективы // Новые исследования Тувы. 2010. № 4. С. 210-219.

18. Дмитриев Н.К. Личность // Русско-татарский словарь : в 4 т. / гл. ред. Н.К. Дмитриев; Акад. наук СССР. Казан. филиал. Ин-т языка, литературы и истории. Т. 2 : И-О / ред. коллегия: Р.С. Газизов и др. Казань : Таткнигоиздат. Ред. науч.-техн. лит., 1956. 447 с.

19. Кручкин Ю. Личность // Большой современный русско-монгольский - монгольско-русский словарь. М. : АСТ : Восток-Запад, 2006. 924 с.

20. Татарова С.П. Ценностные ориентации населения Республики Тыва (по материалам опроса жителей сел и городов) // Новые исследования Тувы. 2016. № 1. С. 20-34.

21. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири : Человек. Общество / Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаев, М.С. Усманова ; отв. ред. И.Н. Гемуев ; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 241 с.

22. Ламажаа Ч.К. К вопросу о национальном характере народов Центральной Азии // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 3. С. 99-108.

23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Личность // Толковый словарь русского языка. М. : ИТИ Технологии, 2003. С. 330.

24. Штомпель О.М. Пайдейя // Человек и общество: Культурология : словарь-справочник / под ред. О.М. Штомпеля. Ростов н/Д : Феникс, 1996. 544 с.

25. Villaroya A.F.M., Enaya B.P., Fernandez E.C. Introduction to the Philosophy of the Human Person. Davao City : ALETHEIA Printing and Publishing House, 2020. 103 р. URL: https://www.researchgate.net/publication/346581893_Introduction_to_the_Philosophy_of_the_Human _Person (дата обращения: 26.07.2022).

26. Нестеркин С.П. Личность в сотериологии буддизма махаяны: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Чита : Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2011. 48 с.

27. Донгак В.С. Этническая идентичность тувинцев : дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2003. 183 с.

28. Степанова Л.М. Личность в философских традициях Китая: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ : Бурят. гос. ун-т, 2010. 24 с.

29. Мюллер В.К. Большой англо-русский и русско-английский словарь. 200 000 слов и выражений. М. : Эксмо, 2007. 1008 с.

30. Баасансурэн Наранбаатар. Картина мира в монгольской традиционной культуре // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22, № 4 (154). С. 221-226.

31. Khomushku O.M. Shamanism as a worldview basis of Ethnocultural traditions of the peoples of the Sayan-Altai in present-day society // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 9499.

32. Рогозина О.Л. Культурно-онтологические основания современного европейского эт-нонационализма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб. : СПб. гос. ун-т, 2013. 31 с.

References

1. Lamazhaa, Ch.K. (2012) Tezaurusnyy podkhod k analizu tuvinskoy kul'tury [A thesaurus approach to the analysis of Tuvan culture]. Novye issledovaniya Tuvy. 1. pp. 25-46.

2. Danchay-ool, A.A. & Davaa, E.K. (2022) Antropologicheskie problemy traditsionnoy kul'tury (na primere tuvinskoy kul'tury) [Anthropological problems of traditional culture (on the example of Tuvan culture)]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 3(95). pp. 51-57.

3. Mongush, S.O. & Danchay-ool, A.A. (2022) Transformatsiya tuvinskoy kul'tury v protsessakh modernizatsii i globalizatsii [Transformation of Tuvan culture in the processes of modernization and globalization]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 7(99). pp. 29-35.

4. Danchay-ool, A.A. & Adygbay, Ch.O. (2022) Razvitie religioznykh verovaniy tuvintsev v usloviyakh globalizatsii [Development of religious beliefs of Tuvans in the context of globalization]. Nauchnyy rezul'tat. Sotsial'nye igumanitarnye issledovaniya. 8(3). pp. 106-115.

5. Obukhov, A.S. (2006) Psikhologiya lichnosti v kontekste realiy traditsionnoy kul'tury [Psychology of Personality in the Context of the Realities of Traditional Culture]. Moscow: Prometey MPSU.

6. Salchak, K.B. & Salchak, L.P. (2016) Razvitie tuvinskoy narodnoy pedagogiki [The Development of Tuvan Folk Pedagogy]. Kyzyl: Institute of Development of the National School. [Online] AVailable from: http://irnsh.ru/wp-content/uploads/2016/11/Salchak-K.B.i-dr.-Razvitie-tuvinskoy-narodnoy-pedagogiki.pdf (Accessed: 15th June 2022).

7. Kuzhuget, A.K. (2016) Dukhovnaya kul'tura tuvintsev: struktura i transformatsiya [Spiritual Culture of Tuvans: Structure and Transformation]. 2nd ed. Krasnoyarsk: Ofset.

8. Khomushku, O.M. (1998) Religiya v istorii kul'tury tuvintsev [Religion in the history of Tuvan culture]. Moscow: Nauka.

9. Lamazhaa, Ch.K. (2018) Natsional'nyy kharakter tuvintsev [National character of Tuvans]. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya.

10. Yang, K.S. (2006) Indigenous personality research. In: Uichol Kim, Kuo-Shu Yang & Kwang-Kuo Hwang. (eds) Indigenous and cultural psychology. Springer, Boston, MA. pp. 285-314.

11. Church, A.T. (1987) Personality research in a non-Western culture. The Philippines. Psychological Bulletin. 102(2). pp. 272. [Online] Available from: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi= 10.1037%2F0033-2909.102.2.272 (Accessed: 4th April 2022).

12. Church, A.T. (2008) Current controversies in the study of personality across cultures. Social and Personality Psychology Compass. 2(5). pp. 1930-1951. [Online] AVailable from: https://compass.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1751-9004.2008.00132.x (Accessed: 15th May 2022).

13. Ravshanova, M. (2019) Problem of the concept of personality and person in Japanese culture. Universiteti xabarlari. 1/1. pp. 109-112. [Online] Available from: https://science.nuu.uz/admin/ pdf/Uzmu-11-2019(2-bolim).pdf#page=107 (Accessed: 19th July 2022).

14. Ulanov, M.S. (2014) Osnovnye kategorii buddiyskoy kul'tury v kontekste komparativistiki [The main categories of Buddhist culture in the context of comparative studies]. Kaspiyskiy region: Politika, ekonomika, kul'tura. 2(39). pp. 286-293.

15. Kudashov, V.I. (2021) Postsekulyarnost' kak proyavlenie sovremennogo krizisa gumanizma [Postsecularity as a Manifestation of the Modern Crisis of Humanism]. Sekulyarnyy vek: vyzovy tsivili-zatsii [Secular Age: Challenges of Civilization]. Proc. of the Conference. Krasnoyarsk. November 18, 2021. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian Universoty. pp. 56-57.

16. Danchay-ool, A.A. & Mongush, S.O. (2020) Perspektivy razvitiya pedagogicheskikh idey tuvinskoy kul'tury v epokhu globalizatsii [Prospects for the development of pedagogical ideas of Tuvan culture in the era of globalization]. Manuskript. 13(5). pp. 138-142.

17. Bicheldey, K.A. (2010) 80 let tuvinskoy pis'mennosti: stanovlenie, razvitie, perspektivy [80 years of Tuvan writing: formation, development, prospects]. Novye issledovaniya Tuvy. 4. pp. 210219.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. (1956) Lichnost' [Personality]. In: Dmitriev, N.K. (ed.) Russko-tatarskiy slovar' [Russian-Tatar Dictionary]. Vol. 2. Kazan: Tatknigoizdat.

19. Kruchkin, Yu. (2006) Lichnost' [Personality]. In: Bol'shoy sovremennyy russko-mongol'skiy-mongol'sko-russkiy slovar' [Large Modern Russian-Mongolian - Mongolian-Russian Dictionary]. Moscow: AST: Vostok-Zapad.

20. Tatarova, S.P. (2016) Tsennostnye orientatsii naseleniya Respubliki Tyva (po materialam oprosa zhiteley sel i gorodov) [Value orientations of the population of the Republic of Tyva (based on a survey of residents of villages and cities)]. Novye issledovaniya Tuvy. 1. pp. 20-34.

21. Lvova, E.L., Oktyabrskaya, I.V., Sagalaev, A.M. & Usmanova, M.S. (1989) Traditsionnoe mirovozzrenie tyurkov Yuzhnoy Sibiri: Chelovek. Obshchestvo [Traditional worldview of the Turks of Southern Siberia: Man. Society]. Novosibirsk: Nauka.

22. Lamazhaa, Ch.K. (2013) K voprosu o natsional'nom kharaktere narodov Tsentral'noy Azii [On the national character of the peoples of Central Asia]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 3. pp. 99-108.

23. Ozhegov, S.I. & Shvedova, N.Yu. (2003) Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Moscow: ITI Tekhnologii. pp. 330.

24. Shtompel, O.M. (1996) Paydeyya [Paideia]. In: Shtompel, O.M. (ed.) Chelovek i obshchestvo: Kul'turologiya [Man and Society: Culturology]. Rostov on Don: Feniks.

25. Villaroya, A.F.M., Enaya, B.P. & Fernandez, E.C. (2020) Introduction to the Philosophy of the Human Person. Davao City: ALETHEIA Printing and Publishing House. [Online] Available from: https://www.researchgate.net/publication/346581893_Introduction_to_the_Philosophy_of_the_Human _Person (Accessed: 26th July 2022).

26. Nesterkin, S.P. (2011) Lichnost' v soteriologii buddizma makhayany [Personality in the soteriology of Mahayana Buddhism]. Abstract of Philosophy Dr. Diss. Chita: Transbaikal State University.

27. Dongak, V.S. (2003) Etnicheskaya identichnost' tuvintsev [Ethnic identity of Tuvans]. Sociology Cand. Diss. St. Petersburg.

28. Stepanova, L.M. (2010) Lichnost' v filosofskikh traditsiyakh Kitaya [Personality in the philosophical traditions of China]. Abstract of Philosophy Cand. Diss. Ulan-Ude: Buryat State University.

29. Myuller, V.K. (2007) Bol'shoy anglo-russkiy i russko-angliyskiy slovar' [Large English-Russian and Russian-English Dictionary]. Moscow: Eksmo.

30. Baasansuren Naranbaatar. (2016) Kartina mira v mongol'skoy traditsionnoy kul'ture [The picture of the world in the Mongolian traditional culture]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universi-teta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 4(154). pp. 221-226.

31. Khomushku, O.M. (2010) Shamanism as a worldview basis of Ethnocultural traditions of the peoples of the Sayan-Altai in present-day society. ZhurnalSFU. Gumanitarnye nauki. 1. pp. 94-99.

32. Rogozina, O.L. (2013) Kul'turno-ontologicheskie osnovaniya sovremennogo evropeyskogo etnonatsionalizma [Cultural and ontological foundations of modern European ethnonationalism]. Abstract of Philosophy Cand. Diss. St. Petersburg: St. Petersburg State University.

Сведения об авторе:

Данчай-оол А.А. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России (Красноярск, Россия). E-mail: dayas@inbox.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Danchay-ool A.A. - Cand. Sci. (Philosophy), associate professor at the Department of Philosophy and Social and Humanitarian Sciences, Krasnoyarsk State Medical University (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: dayas@inbox.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.12.2022; одобрена после рецензирования 25.05.2023; принята к публикации 23.06.2023

The article was submitted 13.12.2022; approved after reviewing 25.05.2023; accepted for publication 23.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.