УДК 330.161
диалектика современной промышленной политики государства
а. а. свитич,
аспирант кафедры макроэкономики
E-mail: ans12041@yandex. ru
Финансовый университет при Правительстве РФ
В статье отмечается, что конечной целью государственной экономической политики является улучшение уровня и качества жизни населения, достигаемое за счет обеспечения устойчивого экономического развития. Этим определяются цели и задачи модернизации российской экономики, главным условием реализации которой является проведение государственной промышленной политики, предполагающей воздействие на структуру экономики в целях увеличения доли видов экономической деятельности с высокой добавленной стоимостью.
Ключевые слова: модернизация, промышленная политика, экономические интересы предприятий, инновационная деятельность, производительность труда.
Одной из важнейших задач государственной политики в современных условиях является обеспечение экономического развития и роста экономики как источника роста доходов населения и государственного бюджета, способствующих удовлетворению социально-экономических потребностей общества. Именно этим определяются цели и задачи модернизации российской экономики, конечной целью которой является достижение благосостояния населения страны, рост его доходов и потребления, улучшение уровня и качества жизни, который в России в несколько раз отстает от развитых стран. При этом повышение уровня качества жизни является как целью, так и условием модернизации и интенсивного экономического роста и развития, ведь повышение качества жизни способствует раскрытию созидательных творческих способностей каждого человека. Результатом модернизации должно стать ускорение темпов технологического обновления, снижение зависимости экономики от
внешних условий и факторов, вызванной ее сырьевой направленностью.
По своим затратам и длительности программа модернизации будет представлять собой самый большой инвестиционный проект, поскольку на его реализацию мобилизуется экономическая мощь государства. Чтобы провести модернизацию успешно, необходимо не только определить ценности и цели модернизации, выработать ее программу, реализовать и оценить результаты, но и создать институциональные условия для ее воспроизводства даже после того, как программа будет выполнена. Задачей государства, таким образом, является создание и поддержание для предприятий реального сектора экономики таких условий, которые будут неизбежно приводить их к решениям об инвестировании в проекты, повышающие производительность труда, что будет способствовать, таким образом, интенсификации применения передовых технологий и совершенствованию технических производственных линий. Должен создаваться благоприятный инновационный и предпринимательский климат, способствующий быстрому принятию и распространению технологий. При этом предполагается проведение государством долгосрочной политики стимулирования НИОКР и создание условий для повышения мобильности факторов производства.
Необходимым объективным условием достижения задач модернизации является проведение активной промышленной политики. Это комплексные меры государства по целенаправленному воздействию на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры экономики и диверсификации промышленности за счет поддержки видов экономической деятельности с высокой
- 57
долей добавленной стоимости. Мировая практика государственного регулирования подтверждает, что успешная реализация промышленной политики обеспечивает достижение устойчивого экономического роста, основанного на инновациях. Промышленная политика является закономерным следствием несовершенства рыночного механизма и предполагает исправление фундаментальных диспропорций структуры экономики.
На протяжении всего периода реформ государство воздерживалось от целенаправленного воздействия на структуру экономики. Оно исходило из того, что «свобода рынка» сама приведет интересы хозяйствующих субъектов в соответствие со стратегическими целями развития экономики страны. «Ни структура затрат, ни технологическая и межотраслевая структура серьезным образом не изменились за 20 лет, за исключением только того обстоятельства, что широко развивался банковский сектор, финансовые трансакции, увеличилась доля торговли, резко усилил позиции сырьевой сектор, что отразилось в структуре экспорта (65 %), т. е. происходила деградация структуры экономики — ухудшение ее межсекторных пропорций (не в пользу производительных секторов)» [3].
Теоретические постулаты, заключающиеся в том, что межотраслевая конкуренция способна с помощью рыночного механизма установить все необходимые макроэкономические пропорции, оказались ошибочными. Ни частные, ни отраслевые, ни корпоративные интересы оказались не способными решить проблемы межотраслевого развития и размещения производительных сил. «Едва ли удастся найти страну, в которой одни лишь механизмы рыночной конкуренции смогли бы в короткий промежуток времени создать современную структуру производства и обеспечить конкурентоспособность национальных производителей на мировом рынке. Всюду этот путь сопровождался многолетней целенаправленной политикой государства, которая и получила название «промышленной политики» [2]. В результате отсутствия промышленной и структурной политики государства произошло значительное увеличение технологического разрыва между развитыми странами и Россией.
Определение интересов и позиции промышленности России на внутреннем и международном рынке позволяет разработать адекватную стратегию развития машиностроительного сектора как сектора высокой степени переработки и способствовать
эффективному использованию предприятиями инноваций. Этот сектор проигрывает в конкуренции другим секторам (главным параметром является средняя норма прибыли по экономике). В списке национальных приоритетов России этому вопросу не уделяется должного внимания. Как известно, Президент РФ Д. Медведев заявил только о 5 приоритетных направлениях модернизации российской экономики: энергетика, ядерная промышленность, телекоммуникации, информационные технологии и медицина. Но ведь именно в машиностроительном секторе создается материальная база инновационного роста? Выходит, что государственные капиталовложения в НИОКР в машиностроении являются неотъемлемой частью производственно-технологического и исследовательского процесса в высокотехнологичных секторах промышленности, ему должен быть отдан приоритет в разработке передовых высокорисковых технологий с длительным циклом разработки. При этом важен контроль за переводом государственной поддержки научных исследований и разработок в реальные экономические результаты.
Следует также осуществлять мониторинг научно-технической политики и разработок зарубежных стран, вести разработку коммерчески ориентированных технологий, а также размещать государственный научно-технический заказ и финансировать создание невостребованных научных заделов. Ведь от успеха реализованных исследований зависят и доходы бюджета, которые будут пополняться за счет коммерциализации нововведений. Проводимая промышленная политика также будет способствовать активному заимствованию передовых технологических достижений развитых стран. Об этом красноречиво говорит опыт таких стран, как Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань и, наиболее яркий пример — Китай.
Машиностроение производит средства труда для всех секторов народного хозяйства: машины, оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства. Оно производит также и предметы потребления, в основном длительного пользования. Именно на машиностроительных предприятиях создаются все более совершенные средства производства, что дает повышение производительности на получающих их предприятиях (поэтому именно на машиностроительных предприятиях необходима активизация инновационной деятельности). Машиностроение
представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех секторов народного хозяйства. Основное назначение продукции машиностроения — это насыщение всех секторов народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
Для того чтобы были достигнуты цели модернизации, и экономика РФ встала в один ряд с развитыми странами, необходима новая парадигма устойчивого экономического роста, опирающегося на повышение производительности труда. Производительность труда отражает эффективность труда в сфере материального производства, его результативность. Основными факторами роста производительности труда являются:
• совершенствование техники и технологии производства, организации труда и производства;
• повышение квалификации работников;
• применение стимулирующих систем оплаты труда, различных форм мотивации высокопроизводительного труда.
Наиболее существенный рост производительности труда происходит за счет обновления основных фондов, что требует опережающего развития ядра промышленности — станкостроительной отрасли, выпускающей продукцию производственно-технического назначения, и станкоинструментальной отрасли, выпускающей металлорежущие станки, кузнечно-прессовое оборудование, деревообрабатывающее оборудование, металлообрабатывающие инструменты. На этом должен быть сделан основной акцент в проведении модернизации. Именно здесь находится источник роста производительности труда. В производстве станочного оборудования Россия уступает Китаю в 30 раз, Германии — в 50 раз, Японии — в 80 раз. Имеющиеся в настоящее время в России мощности, помимо своего крайнего износа как в физическом, так и моральном отношении, еще и не соответствуют структуре спроса.
В российской экономике имеется значительное отставание по уровню производительности труда и капиталоотдачи от большинства развитых стран. Для выполнения задачи повышения производительности труда при проведении промышленной политики следует придавать большое значение изучению экономических интересов предприятий реального сектора экономики, которые являются наиболее значимыми хозяйствующими субъектами эконо-
мической системы государства. Необходимо знать объективные условия, вызывающие формирование экономического интереса, и создавать условия для их эффективной реализации. Без учета фактора направленности экономических интересов любая экономическая система никогда не сможет в полной мере реализовать своего экономического потенциала. С деятельностью предприятий связан переход к устойчивому экономическому росту, повышению эффективности функционирования национальной экономики, решению социальных проблем.
Для повышения доходности реального сектора и обеспечения перелива капитала в промышленность требуется активное вмешательство государства в ценообразование естественных монополий, перераспределение налоговой нагрузки, активизация работы Федеральной антимонопольной службы. В своей книге «Модернизация 2012» В. Тамак предлагает ввести «мораторий на 2—3 года на рост тарифов на газ, тепло, электроэнергию и услуги ЖКХ с соответствующей экспертной проверкой расчета стоимости этих услуг. Мораторий на рост тарифов в условиях стагнации кредитного рынка позволил бы предприятиям направить сэкономленные средства на обновление фондов» [5]. Эти меры предполагают снижение издержек предприятий реального сектора экономики, повышение его прибыльности, и, соответственно, привлекательности для инвестирования. Создаются условия для расширения их деятельности за счет финансирования из собственных фондов, формирующихся из прибыли. Любое предприятие стремится к устойчивому развитию производства и неуклонному повышению его эффективности на основе роста производительности труда, капиталоотдачи, материалоотдачи.
В отличие от многих других секторов экономики предприятия реального сектора подвержены гораздо большим предпринимательским (производственным и финансовым) рискам: падениям цен на производимую продукцию или повышениям цен на приобретаемые ресурсы, росту тарифов, налоговых платежей, валютным и кредитным рискам, и, что следует особенно отметить, инвестиционным рискам. Поэтому им приходится работать в гораздо более сложных и рискованных условиях, они наиболее уязвимы от внешних факторов и угроз. Основной особенностью их работы является длительный производственный цикл, в течение которого могут произойти значительные изменения конъюнктуры рынка, особенно это касается станкостроения.
Одним из экономических интересов предприятия является поиск достаточных и стабильных источников средств, необходимых для удовлетворения потребностей в активах, минимизация их цены и оптимизация структуры капитала для обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Для любого предприятия одна из основных проблем — это снижение стоимости его капитала. Стоимость капитала — это общая сумма средств, которую необходимо уплатить предприятию за использование финансовых ресурсов из различных источников, выраженная в процентах к этому объему. Снижение стоимости капитала приводит к росту рыночной стоимости предприятия как имущественного комплекса, что, в свою очередь, обеспечивает рост привлекательности предприятия как объекта инвестирования и увеличивает его резервный заемный потенциал, формируя основу для наращивания капитала.
Стоимость капитала является минимальной нормой формирования операционной прибыли, так как стоимость капитала характеризует часть прибыли, которая должна быть уплачена за использование сформированного или привлеченного нового капитала. Стоимость капитала также служит базой для сравнения с внутренней ставкой доходности по рассматриваемым альтернативным инвестиционным проектам. Предприятие примет все независимые проекты с доходностью, превышающей цену капитала, и отвергнет все остальные проекты.
Таким образом, чем ниже будет стоимость привлекаемых предприятием финансовых средств, тем большее количество инвестиционных проектов будет принято к реализации, а это будет значительно стимулировать обновление основных фондов и способствовать модернизации. Если государство прямыми или косвенными мерами будет воздействовать на финансово-банковскую сферу в целях снижения стоимости кредитования именно для предприятий реального сектора экономики, то это значительно ускорит процессы обновления основного капитала и модернизации. При этом само государство должно активно предоставлять предприятиям реального сектора целевые бюджетные кредиты, бюджет должен превратиться в активный инструмент экономической политики.
Одним из важнейших средств и условий повышения нормы прибыли на предприятиях реального сектора экономики является активизация инновационной деятельности. Это инструмент повышения
качественных особенностей выпускаемой продукции, направленный на завоевание предпочтений потребителей. Но хозяйственная система России в ее нынешнем виде как совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления, не способствует генерированию высокой инновационной активности, имеется недостаточно стимулов к использованию высокопроизводительного оборудования. «В стране ухудшаются перспективы перехода к инновационному типу развития: инновации внутри страны не востребованы; исчезают отрасли, способные трансформировать их в продукцию конечного потребления. Наконец, неизбежно возникновение технологической несовместимости российской экономики с индустриально развитыми странами» [1].
Основной проблемой на данный момент в российской экономике является отсутствие мотивированных субъектов модернизации, способных последовательно и терпеливо для собственной выгоды осуществлять какие-либо шаги по обновлению, а также отсутствие мотивационных механизмов. Сама экономическая ситуация и состояние рыночной конкуренции, а точнее, почти ее отсутствия, не позволяет появиться таким субъектам, отсутствуют экономические стимулы к обновлению. «Конкурентную борьбу можно выигрывать различными мерами, например за счет монопольного положения или за счет близости к представителям властных структур. И если риски инноваций выше рисков других методов конкурентной борьбы, то вряд ли независимо от наличия тех или иных льгот следует ожидать массового инновационного предпринимательства» [4].
Инновационная деятельность сама по себе не развивается, она должна быть объектом для развития. Чистый рынок неполноценно воспроизводит инновационный процесс, в связи с этим развитие науки, техники и технологий в большинстве случаев имеет общественную, нерыночную природу. Доказательством этого служит рождение таких символов информационной эры, как компьютеризация и Интернет, появившиеся благодаря значительным по объему вложенных финансовых средств государственным программам. Поскольку государство может охватить больший горизонт планирования, оно является основной движущей силой НТП, принимая участие в разработке передовых высокорисковых технологий с длительным циклом
разработки, расширяя при этом финансирование на долгосрочной основе фундаментальных исследований, а также исследований в области создания новых технологий.
Государство осуществляет научно-технологическое прогнозирование и определение критических технологий, при этом механизмы реализации государством своих задач должны быть четко определены. Таким образом, государство выполняет роль стимулятора инновационного развития, создает условия для принятия бизнесом решений, которые соответствуют не только их интересам, но и задачам экономического развития страны. Особое внимание необходимо уделять стимулированию тех направлений исследований, которые будут создавать технологии широкого коммерческого применения, а также способствовать системному распространению инноваций.
Коммерческий потенциал результатов исследований, высокие технологии должны быть востребованы на внутреннем рынке и воплощены в реальные изделия, поскольку в глобальной экономике товар должен быть создан и выведен на рынок еще быстрее и за меньшую стоимость, чем раньше. Поэтому государству необходимо обеспечивать активную поддержку перспективных технологий, определяющих будущее научно-технического и производственного потенциала страны, осуществлять их поддержку на этапе, предшествующем коммерческому использованию. Помимо этого оно должно способствовать созданию системы управления инновационной деятельностью, ориентированной на потребителя, способствовать взаимодействию фундаментальных и прикладных исследований, поддерживать способность хозяйствующих субъектов эффективно использовать инновации. Задача государства в данном случае состоит в том, чтобы создать условия, приводящие краткосрочные интересы хозяйствующих субъектов РФ и инвесторов к общему знаменателю с долгосрочными интересами страны, т. е. условия для преобладания в стратегии фирм не краткосрочных, а долгосрочных интересов. Отметим, что высокий технологический уровень в США был достигнут благодаря последовательной государственной политике поддержки науки и технологий, и в настоящее время США опережает все страны мира по уровню НИОКР и промышленных инноваций.
Следует учитывать, что управление инновационной деятельностью должно ориентироваться в первую очередь на потребителя инновационной
продукции (особенно отметим — отечественной инновационной продукции), а такие субъекты в РФ практически отсутствуют. Характерной особенностью в инновационном развитии экономики России является низкая востребованность инновационных преимуществ. Экономические интересы различных олигополистических структур в настоящее время не позволяют обновлять оборудование, особенно при наличии легкости получения доходов в сырьевой и финансово-банковской сферах. При существующих экономических условиях, а именно при слабой конкуренции или ее отсутствии на большинстве рынков, они с успехом выполняют задачи по максимизации прибыли и без нововведений. Отсюда низкая инновационная активность, отсутствие потребителей инновационного продукта. Пока доходность в финансовой, банковской, торговой и добывающей сферах экономики будет в 2 и более раз превышать доходность в реальном секторе, капиталы в этот сектор направляться не будут. Такая ситуация приводит к перетеканию инвестиционных ресурсов из реальных в фиктивные активы, а финансовая сфера превращается в обслуживающую саму себя самовозрастающую устойчиво высокодоходную сферу. Кроме того, в экономической среде продолжает присутствовать психология присвоения, а не созидания, а также высокие рентные ожидания.
Для успешной реализации промышленной политики и решения задач по модернизации экономики РФ необходимо использование системы финансовых, кредитных и правовых рычагов. Необходимо более широкое использование налоговых кредитов и льготного налогообложения для хозяйствующих субъектов, осуществляющих НИОКР, также необходимо снижение единого социального налога, который приходится платить и убыточным предприятиям, что не способствует решению ими проблем повышения прибыльности и устойчивого развития. Помимо этого необходимо уменьшение НДС для перерабатывающих секторов экономики и увеличение рентных платежей для добывающих. От снижения НДС выигрывают секторы с длительными циклами производства и предприятия, в продукции которых велика доля добавленной стоимости, т. е. высокотехнологичные. Эффективным может оказаться введение регрессивной шкалы НДС, т. е., чем выше добавленная стоимость, тем ниже должна быть ставка.
На первоначальном активном этапе модернизации экономики, когда развивается отечествен-
ная отрасль производства средств производства, импортные пошлины следует повышать на потребительские товары и снижать на инвестиционные (оборудование и комплектующие). В последующем их следует определять по прогрессивному принципу, т. е., чем выше добавленная стоимость, тем выше должна быть ставка пошлины. Одновременно следует разработать механизм защиты технологий от неконтролируемого распространения как способ защиты создаваемых в будущем инновационных преимуществ российских производителей, для чего требуется усовершенствовать систему защиты интеллектуальной собственности и активно развивать патентование. Все эти механизмы будут способствовать широкому производственному и коммерческому применению инноваций и разработок.
Инновационное развитие характерно и для отраслей, не относящихся к наукоемким и высокотехнологичным. Конкурентоспособность российской продукции снижает отставание в обычных технологиях и оборудовании среднего уровня, обеспечивающих выпуск современной конкурентоспособной продукции производственного и потребительского назначения. Таким образом, наряду с развитием технологий высокого уровня необходимо обеспечить интенсивное развитие технологий среднего уровня. Для этого возможно образование при финансировании государства специализированных проектных организаций или бюро, инженерных исследовательских центров. При этом государство будет получать часть дохода от коммерциализации разработок.
Серьезной проблемой, тормозящей структурные преобразования в экономике Российской Федерации, является низкая оплата труда в машиностроении, что является препятствием к экономическому развитию. Это снижает стимулы к новым разработкам и внедрению, снижает мотивацию как к труду, так и повышению образовательного уровня, что в будущем приведет к снижению качества человеческого капитала. По индексу развития человеческого потенциала Россия находится в шестом десятке стран. При более высокой официальной минимальной зарплате, которая должна привести к повышению оплаты труда в машиностроении, предприниматель будет стремиться повышать производительность труда. При этом, чтобы уменьшить долю затрат на фактор «труд», у него будет дополнительный стимул для обновления основных средств.
Молодые кадры, получившие среднее специальное и высшее образование, будут стремиться работать на предприятии, заменив в будущем стареющий фонд квалифицированных работников. Достойная заработная плата работников предприятий реального сектора экономики будет способствовать как значительному росту производительности труда, так и высокому качеству выпускаемой продукции, снижению уровня брака, т. е. в целом повышению эффективности функционирования предприятий и экономики РФ в целом.
Таким образом, проведение государством активной промышленной политики диктуется самой логикой экономического развития и необходимостью достижения целей модернизации и обусловлено необходимостью разрешения противоречий, возникающих в условиях действия свободного рынка. Это противоречия между добывающими и перерабатывающими секторами экономики, между финансово-банковской сферой и сферой реальной экономики, между необходимостью комплексной модернизации экономики и заинтересованностью олигополистических структур в контроле за рынком и в получении максимума прибыли без значительных затрат на внедрение новшеств.
Список литературы
1. Гринберг Р. Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью // Вопросы экономики. 2008. № 3. С. 57.
2. Лисин В. С. Промышленная политика—конструктивное взаимодействие государства и бизнеса // Экономическая теория: истоки и перспективы. М.: Экономический факультет МГУ. 2006. С. 32.
3. Сухарев О. С. Структурная политика и система стратегического планирования // Материалы XVII Кондратьевских чтений «Долгосрочное прогнозирование: исторический опыт и критический анализ» / науч. ред. В. М. Бондаренко. М.: Международный фонд Н. А. Кондратьева. 2009. С. 150.
4. Сорокин Д. Е. Посткризисные сценарии России // Материалы XVII Кондратьевских чтений «Долгосрочное прогнозирование: исторический опыт и критический анализ»/ науч. ред. В. М. Бон-даренко. М. : Международный фонд Н. А. Кондратьева. 2009. С. 243.
5. Тамак В. А. Модернизация-2012. М.: Тип. «Новости». 2010. С. 130.