Научная статья на тему 'Диалектика социальной трансформации человека в современном обществе'

Диалектика социальной трансформации человека в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалектика / человек / общество / мозг / сознание / трансформация / цефализация / эволюция / dialectics / man / society / brain / consciousness / transformation / cephalization / evolution

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексей Александрович Артеменков

В статье раскрывается диалектическая сущность процесса трансформации человека в современном обществе с позиции теории эволюции. Мозг его при этом выступает как новая материальная основа и уровень сознательного отражения действительности. Раскрываются особенности процесса транс-формации человека, к которым относятся: приобретение им новых качеств личности, повышение интеллек-туального потенциала, формирование нового образа жизни, привычек, потребностей и интересов. Получе-ние человеком новых знаний связано с решением более сложных задач и многообразием явлений социаль-ной жизни, что открывает большие возможности для его самосовершенствования. Отмечается, что транс-формация современного человека связана с изменением его отношения к информации, выработкой новых способов ее обработки и извлечения. Цефализация человека рассматривается как процесс повышения уровня организованности, системности и целостности мозга, увеличения в нем разнородности структурных элементов, образования новых нервных связей и появления множества центров интеграции. Делается вы-вод о диалектическом единстве процессов трансформации и цефализации современного человека как це-лостной живой системы, находящейся в постоянном взаимодействии с социальной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialectics of Social Transformation of Man in Modern Society

This article reveals the dialectical essence of the process of human transformation in modern society from the perspective of the theory of evolution. The cephalization of modern man is presented by the author from the position of one of the principles of Hegelian dialectics – as a process of transition of quantitative changes into qualitative ones. And the human brain, in this case, acts as a new material basis and a new level of conscious reflection of reality. The features of the human transformation process are revealed, which include: a person’s acquisition of new personality traits, increased intellectual potential, formation of a new lifestyle, habits, needs and interests. A person’s acquisition of new knowledge is associated with solving more complex problems and a variety of phenomena in social life, which opens up great opportunities for self-improvement. The process of transformation of modern man is discussed, which is associated with a change in a person’s attitude towards information, a change in the ways of processing and extracting it. The cephalization of the human is considered as a process of increasing the level of organization, systematicity and integrity of the brain, increasing the heterogeneity of its structural ele-ments, the formation of new neural connections and the emergence of many integration centers. The conclusion is made about the dialectical unity of the processes of transformation and cephalization of modern man as an integral living system in constant interaction with the social environment.

Текст научной работы на тему «Диалектика социальной трансформации человека в современном обществе»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 12. C. 76-81 Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 12. P. 76-81

Научная статья УДК 11+162.6

https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.9

Диалектика социальной трансформации человека в современном обществе Алексей Александрович Артеменков

Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7919-3690

Аннотация. В статье раскрывается диалектическая сущность процесса трансформации человека в современном обществе с позиции теории эволюции. Мозг его при этом выступает как новая материальная основа и уровень сознательного отражения действительности. Раскрываются особенности процесса трансформации человека, к которым относятся: приобретение им новых качеств личности, повышение интеллектуального потенциала, формирование нового образа жизни, привычек, потребностей и интересов. Получение человеком новых знаний связано с решением более сложных задач и многообразием явлений социальной жизни, что открывает большие возможности для его самосовершенствования. Отмечается, что трансформация современного человека связана с изменением его отношения к информации, выработкой новых способов ее обработки и извлечения. Цефализация человека рассматривается как процесс повышения уровня организованности, системности и целостности мозга, увеличения в нем разнородности структурных элементов, образования новых нервных связей и появления множества центров интеграции. Делается вывод о диалектическом единстве процессов трансформации и цефализации современного человека как целостной живой системы, находящейся в постоянном взаимодействии с социальной средой.

Ключевые слова: диалектика, человек, общество, мозг, сознание, трансформация, цефализация, эволюция

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Артеменков А.А. Диалектика социальной трансформации человека в современном обществе // Общество: философия, история, культура. 2023. № 12. С. 76-81. https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.9.

Original article

Dialectics of Social Transformation of Man in Modern Society Alexey A. Artemenkov

Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7919-3690

Abstract. This article reveals the dialectical essence of the process of human transformation in modern society from the perspective of the theory of evolution. The cephalization of modern man is presented by the author from the position of one of the principles of Hegelian dialectics - as a process of transition of quantitative changes into qualitative ones. And the human brain, in this case, acts as a new material basis and a new level of conscious reflection of reality. The features of the human transformation process are revealed, which include: a person's acquisition of new personality traits, increased intellectual potential, formation of a new lifestyle, habits, needs and interests. A person's acquisition of new knowledge is associated with solving more complex problems and a variety of phenomena in social life, which opens up great opportunities for self-improvement. The process of transformation of modern man is discussed, which is associated with a change in a person's attitude towards information, a change in the ways of processing and extracting it. The cephalization of the human is considered as a process of increasing the level of organization, systematicity and integrity of the brain, increasing the heterogeneity of its structural elements, the formation of new neural connections and the emergence of many integration centers. The conclusion is made about the dialectical unity of the processes of transformation and cephalization of modern man as an integral living system in constant interaction with the social environment.

Keywords: dialectics, man, society, brain, consciousness, transformation, cephalization, evolution

Funding: Independent work.

For citation: Artemenkov, A.A. (2023) Dialectics of Social Transformation of Man in Modern Society. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 76-81. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.12.9 (In Russian).

В современном техногенном мире информатизация и цифровизация общества выступают как новые факторы, трансформирующие мозг и сознание человека. Но в глобальном отношении его развитие подчинено не только законам природы, а даже в большей степени - преобразованиям, которые происходят в современном обществе. Недаром Н.А. Бердяев (Бердяев, 2018: 64) говорил

© Артеменков А.А., 2023

о том, что антропологический путь развития - это единственный способ познания Вселенной, который предполагает опору исключительно на человеческое самосознание. И действительно, в этом мире сознание и разум человека должны преобладать над другими составляющими его сущности, а развитие современного общества должно строиться на основе коллективного разума. М. Каку в книге «Будущее разума» пишет о трех уровнях сознания, которые имеются у животных и человека (Каку, 2019: 82-83). Третий, самый высокий уровень сознания, по мнению ученого, присущ только людям, и именно он позволяет им не только предвидеть будущее, но и создавать модель своего места в мире. Эти сведения указывают на то, что сознание человека специфично, оно коренным образом отличается от сознания первого и второго уровня, которым обладают только животные. Собственно говоря, на этот факт указывал еще А. Бергсон, который писал о растущей сложности организмов, связанной с совершенствованием нервной системы. То есть, по его мнению, мозг и сознание соответствуют друг другу: мозг - сложностью своей структуры, а сознание - интенсивностью пробуждения (Бергсон, 2017: 271). И поэтому природа являет нам беспорядок наряду с порядком, регресс рядом с прогрессом (Бергсон, 2017: 51). Иными словами, очевидно развитие, которое совершается по прямой линии, а каждая частная эволюция есть процесс круговой.

Относительно усложнения мозга человека в ходе цефализации высказался и Э. Фромм, который при изучении эволюции отмечал такую важную тенденцию, как рост объема мозга - особенно неокортекса (коры). При этом особенностью человеческого мозга является наличие в нем большого количества межнейронных связей (Фромм, 2018: 341). Видимо, поэтому он продолжает хорошо адаптироваться за рамками тех условий, в которых был сформирован (Дойч, 2018: 104). И действительно, структура мозга человека позволяет ему и сейчас реализовывать творческое мышление, чувствовать и продуктивно мыслить (Дойч, 2018: 736). Таким образом, можно с уверенностью сказать, что современное общество и цифровой научно-технический прогресс существенно влияют на биосоциальную эволюцию человека. И процесс трансформационных изменений, запущенный цифровой «революцией», предоставляет ему множество различных возможностей для самореализации и самосовершенствования своей личности. Следовательно, современное общество как таковое является новым вектором трансформационных изменений мозга человека разумного и фактором ноосферной цефализации. Примечательно, что Г.С. Смирнов (Смирнов, 202: 17) показал, как применение принципа подобия позволяет представить проекцию процесса биологической цефализации, происходящей в биосфере, на различные формы цефализации ноосферы (социальную, государственную, техническую). Исследователем акцентируется внимание на том, что это особая надсоциальная форма биосферно-цивилизационного развития общества и что за период эволюции Homo sapiens его биологическая цефализация переросла в социальную, и человек оказался в русле общественной эволюции. Очевидно и то, что его социальная трансформация проявляется в количественных и качественных преобразованиях живой материи, то есть мозга и психического отражения в общественной жизни. Именно поэтому проблема эволюции мозга и сознания современного человека требует всестороннего философского осмысления.

Если рассматривать ее с точки зрения диалектического материализма, то становится очевидным, что мышление и сознание являются «продуктами» человеческого мозга, а сам человек как творение природы развивается в определенной социальной среде и эволюционирует вместе с ней. Видимо, поэтому сознание и мышление как продукты человеческого мозга одновременно являются и продуктами природы (Энгельс, 2020: 63). Но, как утверждал классик философии И. Кант, рассудок человека сам по себе не может заблуждаться, поскольку заблуждение происходит только от незаметного влияния чувственности на рассудок, вследствие чего субъективные суждения соединяются с объективными и отклоняют их (Кант, 2018: 295). У Ф. Аквинского мы находим слова о том, что интеллектуальное познание совершается человеческой душой, которая объединяется с телом, и что в человеке субстанционно существует только одна душа, которая является разумной, чувственной и растительной (Аквинский, 2018). Но интеллектуальное познание схватывает истину, которая не происходит от чувств и выходит за пределы чувственно постижимого (Югай, 2020 а). Однако, по словам Г.А. Югай, «сущность движения материи как единство притяжения и отталкивания специфически модифицируется в живой природе в адаптацию (приспособление)» (Югай, 2020 а: 73). Диалектика адаптации и организации живых систем находит свое выражение в целесообразности их функционирования и самоорганизации. Прогрессивное усложнение организации живых систем (в том числе и мозга человека) осуществляется в направлении универсализации строения и функции органов. Иными словами, наибольшую организованность приобретают именно те структуры и функции организма человека, которые обладают приспособлениями универсального значения, а усложнение их организации осуществлялось наряду с универсализацией функций органов и их интеграцией (Югай, 2020 а: 115-116). С развитием головного мозга в нем сосредотачивается вся информация о внутреннем состоянии организма, и это открывает путь к дальнейшему углуб-

Общество: философия, история, культура. 2023. № 12. C. 76-81. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 12. P. 76-81.

лению, дифференциации и специализации органов и функций, к увеличению разнородности компонентов (Афанасьев, 2019: 159). Поэтому изменения внешней среды обуславливают перестройку именно тех органов, которые непосредственно связаны с изменяющими ее факторами (Афанасьев, 2019: 213). Только тогда мозг становится глубоко дифференцированной и интегрированной системой, то есть происходит его цефализация.

Однако, на наш взгляд, в природе на самом деле действует дезадаптирующий отбор, в ходе которого сохраняются менее приспособленные к жизни особи. На возможность его существования в популяциях животных указывал К. Лоренц. Он отмечал, что внутривидовой отбор может привести к возникновению таких форм и способов поведения, которые не только совершенно бесполезны для приспособления к среде, но и могут непосредственно вредить сохранению вида (Лоренц, 2018: 68). Подобную позицию отстаивал Д. Юм, который в книге «О человеческой природе» отмечал наличие у человека плохих и хороших качеств, передаваемых по наследству в ходе естественного отбора (Юм, 2017: 278). Такие дезадаптивные проявления в поведении могут выражаться в неосознанности некоторых действий. Об этом хорошо написал К.Г. Юнг: «Едва соприкоснувшись с бессознательным, мы становимся им - мы перестаем осознавать самих себя... Волна бессознательного может легко захлестывать его [человека], и тогда человек забывает о том, кем он был, и совершает поступки, чуждые ему» (Юнг, 2020: 43). Подобной точки зрения придерживался и Ф. Ницше, по мнению которого, истинная физиопсихология должна бороться с бессознательным. Согласно философу, «учение об условности "хороших" или "дурных" побуждений как более утонченная безнравственность оскорбляет и огорчает еще сильную и крепкую совесть, а тем более учение о том, что хорошие побуждения вытекают из дурных» (Ницше, 2018: 33-34). Ф. Ницше говорит том, что, возможно, мы стоим на пороге того периода, который следовало бы назвать внеморальным (Ницше, 2018: 46).

Тем не менее Г.А. Югай указывал на то, что наряду с полезными и ценными признаками в эволюции организмов существует и множество индифферентных, безразличных и «бесполезных», лишенных адаптивной ценности признаков (Югай, 2020 б: 114-115). По мнению исследователя, совокупность взаимодействия компонентов, обладающих полезными и бесполезными реакциями, составляет программу целого. И здесь мы можем сослаться на представления Ч. Дарвина, который об изменчивости вида писал так: «Когда изменяется одна часть и изменения накапливаются путем естественного отбора, возникают и другие изменения, нередко самого неожиданного свойства» (Дарвин, 2016: 100). Из этого следует, что, вероятно, и органы тела человека, такие как мозг, с течением времени становятся более совершенным по отношению к новым условиям среды. Тем не менее сложные приспособления в строении нельзя причислять просто к действию только лишь измененных условий среды, поскольку естественный отбор является процессом, придающим эволюции направленность, формируя из хаоса случайных мутаций закономерный упорядоченный результат (Марков, Наймарк, 2017: 42). Млекопитающие животные и человек в ходе биологической цефализации получили сложный орган - неокортекс (кору больших полушарий), что определило их эволюционный успех.

Современные нейробиологи, такие как К.В. Анохин, предлагают идею, согласно которой для нейронаучного понимания природы сознания и разума человека необходимо рассматривать его мозг не как коннектом (нейронную сеть), а как когнитом - то есть гиперсеть, состоящую из нейронных групп со специфическими когнитивными свойствами. По мнению исследователя, структура когнитома тождественна структуре разума, а сознание есть не что иное, как специфический процесс широкомасштабной интеграции когнитивных элементов в этой нейронной сети (Анохин, 2021: 39).

Но обратимся к истокам образования человеческого мозга как части нервной системы в ходе эволюции. И.И. Мечников акцентировал внимание на том, что человек, произошедший от человекообразной обезьяны, унаследовал от нее и определенную организацию нервной системы, приспособленную к совершенно иным условиям жизни. Человек, одаренный более развитым мозгом, чем его животные предки, открыл новый путь эволюции живых существ. Но такое быстрое изменение его природы привело к ряду органических дисгармоний, которые являются главным источником наших бедствий (Мечников, 2017: 300). Таким образом, по И. Мечникову, человек, эволюционируя от животных, приобрел как хорошие, так и дурные свойства.

Итак, существенным моментом в эволюции Homo sapiens является цефализация. Но для нас остается неясным вопрос, в чем состоят особенности и от чего зависит трансформация и цефализация современного человека. На наш взгляд, их механизмы напрямую связаны с объемом обрабатываемой мозгом информации в ходе жизнедеятельности. Ведь очевидно и то, что, чем более сложную информацию приходится обрабатывать мозгу, тем больше он совершенствуется и развивается.

Исходя из вышеизложенного, суть процессов цефализации современного человека в некоторой степени можно свести к его количественным и качественным преобразованиям и совершенствованию механизмов управления организмом как целостной живой системой. И поскольку современному человеку приходится узнавать и усваивать значительно больший объем информации, нежели ранее, то очевидно, что для этого ему требуется качественно преобразованный мозг - «нервный аппарат», прошедший цифровую специализацию, а точнее - цефализацию. Из этого следует сделать вывод о том, что, согласно принципу гегелевской диалектики, количественные изменения в материальном мире могут переходить в качественные. Это по аналогии наводит нас на мысль о переходе количественных изменений живой материи (мозга) в качественные преобразования в ходе современного этапа цефализации.

В связи со сказанным И.В. Крайнюченко отметила, что эволюция информации проявляется в изменении количества и качества пакетов, ее содержащих. По мнению исследователя, живые и неживые объекты состоят из так называемых информационных пакетов. Но в первых они существенно более крупные и сложные, образуются в ходе последовательных, поэтапных изменений, происходящих в живых системах. И, следовательно, любой процесс эволюции можно представить в виде цепи целенаправленных актов взаимодействий. Следуя ей как алгоритму, можно достичь любого, разрешенного законами природы состояния1.

То есть имеются основания считать, что цефализация человека в условиях глобализации и цифровизации общества достигается за счет повышения уровня морфологической организованности, системности и целостности мозга современного человека. При этом процессе интегрирующие механизмы в деятельности отдельных частей мозга и их нейронные образования объединяются и подчиняются целостному организму. А возникающие качественные преобразования мозга при его цефализации могут быть связаны не только с образованием новых синаптических связей между нейронами мозга, но и с миграцией их из одних областей коры больших полушарий в другие (например, сенсорные), которые более задействованы в обработке значимой для организма информации. Тем самым открывается новый путь к дальнейшей дифференциации и специализации мозга современного человека, увеличению степени разнородности его структурных компонентов в процессе мозговой цефализации. Одновременно с ростом специализации компонентов развивающегося мозга увеличивается зависимость его частей от целого. Можно полагать, что изменение внешней среды в виде цифровизации обуславливает морфофункциональную перестройку мозга, то есть его цефализацию, связанную с изменившимися условиями существования самого человека. В этом случае процесс дифференциации и специализации мозга человека протекает непосредственно под действием факторов окружающей среды и социальных условий существования. И эта направленность на мозговую цефализацию для обеспечения целостности существования организма имеет генерализованный характер. Иными словами, изменение условий внешней среды и социального окружения в виде повсеместной цифровизации воспринимается нашими органами чувств и «трансформируется» в структуру и функции. Отсюда следует, что цефализация - это своего рода адаптивный компенсаторный механизм, который делает наш мозг более совершенным и приспособленным к взаимодействию с внешней средой и обществом. Реализуется цефализация в основном через систему «организм - среда обитания». Отсюда следует, что цифровизация общества и цефализация человека представляют собой два сопутствующих друг другу процесса.

Таким образом, возникшая система «цифровизация - цифровая трансформация - цефализация» составляет сложную цепь прогрессивных изменений живой материи, в которой происходит движение от простого к сложному, от низшего к высшему уровню организации. В феномене цефализации, как нам представляется, проявляется безграничность совершенствования живой материи в процессе эволюции. И в этом, собственно, и заключается диалектическое единство внешних и внутренних факторов в эволюционном развитии мозга. Следовательно, усовершенствованный в результате цефализации мозг современного человека становится управляющей системой в целостном организме, в которой различные компоненты коры головного мозга объединяются в единое целое и служат субстратом целенаправленной деятельности человека. В этом случае головной мозг человека централизованно координирует взаимодействие различных компонентов организма для достижения полезного приспособительного результата. Мозг человека как таковой выступает как единая интегрированная целостная система организма и его деятельность распространяется на множество центров интеграции. Физиологические процессы, происходящие в мозге, затронутом процессом цефализации, являются материальной основой психической деятельности каждого человека в цифровой среде. Сформированная в ходе цефа-лизации система распределения межнейронных связей и нейронных сетей в мозге человека слу-

1 Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы : автореф дис. наук. Нальчик, 2004. 39 с.

д-ра филос.

Общество: философия, история, культура. 2023. № 12. C. 76-81. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 12. P. 76-81.

жит основой переключения различного рода цифровой информации, поступающей в мозг с периферии, а также доказательством его целостности. Измененный в ходе цифровой трансформации и цефализации мозг современного человека представляет собой «обновленную», самоорганизующуюся пластичную систему, способную к постоянной перестройке. А это значит, что повышение организации мозга в целостном организме связано со способностью получения и переработки информации, являющейся необходимым условием цефализации.

То есть биологическая организация в данном случае выступает как целесообразное взаимодействие органов системы для обеспечения адаптации организма. Следовательно, повышение уровня организации мозга в виде цефализации можно рассматривать как некую новую форму детерминации и отражения действительности. Целесообразность функционирования и оптимальность в организации мозга формируются в процессе естественного отбора в эволюции жизни. Цефализация в этом случае может считаться критерием прогрессивного развития организма, имея в виду не сам процесс адаптации к условиям цифровизации общества, а организацию мозга человека, обеспечивающую эффективное функционирование организма в новых социальных условиях среды. Следовательно, значение имеет не только сложность строения мозга, но и степень организации интегрирующих его систем. В то же время универсальность структуры и функции предполагает устойчивое и надежное функционирование всего мозга как материального субстрата целостной интегративной системы. То есть изменяющиеся условия внешней среды и социальное окружение могут являться пусковым механизмом для структурно-функциональных преобразований в мозге человека, называемых цефализацией.

Тогда получается, что мозг человека действительно начинает адаптироваться к новым условиям социальной среды техногенного общества, и это становится решающим фактором его цефализации. Развитие мозга в целом направлено на способность извлекать необходимую информацию из окружающей естественной и формирующейся искусственной среды, и вызвано определенно необходимостью адаптироваться к новым условиям существования. В результате этого социальная трансформация мозга современного человека повышает интеллектуальный потенциал последнего за счет приобретения новых качеств в ходе процесса цефализации. За счет расширения информационной сферы общества, количественного и качественного усложнения мозга растет интеллектуальный потенциал всего социума. Иными словами, цефализация есть процесс «поступательного» развития мозга под влиянием урботехносоциоприродной глобализации, в ходе которой формируется новый образ жизни людей, их актуальные потребности и интересы, новый тип культуры, знания и умения.

Таким образом, можно констатировать, что феномен цефализации современного человека охватывает не только морфофункциональные, но и когнитивные процессы, лежащие в основе сложной мозговой деятельности. И в этом коэволюционном взаимодействии мозг человека постоянно совершенствуется, то есть проходит определенную стадию цефализации для решения все более сложных социальных и интеллектуальных задач, с которыми человеку приходится сталкиваться в повседневной жизни. Отсюда можно заключить, что процесс цефализации современного человека открывает новые возможности для научно-философского объяснения сути процессов, происходящих в организме человека, что имеет большое социально-философское и мировоззренческое значение. Обобщая вышеизложенное, заметим, что в феномене цефализации сводится воедино все многообразие явлений внешнего мира и социальной среды к внутреннему усовершенствованию структуры и функции мозга современного человека. Иными словами, диалектика, понимаемая в гегелевском изложении, выражается в виде социальной трансформации личности современного человека и в форме цефализации живой материи мозга в строящейся ноосфере.

Список литературы:

Аквинский Ф. Учение о душе. СПб., 2018. 480 с.

Анохин К.В. Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2021. Т. 71, № 1. С. 39-71. https://doi.org/10.31857/S0044467721010032.

Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 2019. 334 с.

Бергсон А. Творческая эволюция. СПб., 2017. 384 с.

Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 2018. 416 с.

Дарвин Ч. Происхождение видов. М., 2016. 480 с.

Дойч Д. Начало бесконечности: объяснения, которые меняют мир. М., 2018. 822 с.

Каку М. Будущее разума. М., 2019. 646 с.

Кант И. Критика чистого разума. СПб., 2018. 768 с.

Лоренц К. Агрессия, или так называемое зло. М., 2018. 416 с.

Марков А., Наймарк Е. Эволюция. Классические идеи в свете новых открытий. М., 2017. 656 с.

Мечников И.И. Этюды о природе человека. СПб., 2017. 320 с.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: прелюдия к философии будущего. СПб., 2018. 240 с.

Смирнов Г.С. Цефализация ноосферы: эволюция разумного вещества на рубеже тысячелетий // Вестник Ивановского государственного университета. 2012. № 2 (12). С. 17-30.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2018. 736 с. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 2020. 576 с.

Югай Г.А. Общая теория жизни: диалектика формирования. М., 2020 а. 256 с. Югай Г.А. Философские проблемы теоретической биологии. М., 2020 б. 248 с. Юм Д. О человеческой природе. СПб., 2017. 320 с. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. М., 2020. 224 с.

References:

Afanasyev, V. G. (2019) Mir zhivogo: sistemnost', evolyutsiya i upravlenie [The living world: systematicity, evolution and management]. Moscow. 334 p. (In Russian).

Akvinskii, F. (2018) Uchenie o dushe [The Doctrine of the Soul]. St. Petersburg. 480 p. (In Russian). Anokhin, K. V. (2021) Cognitome: in Search of Fundamental Neuroscience Theory of Consciousness. Zhurnal vysshei nervnoi deyatelnostiimeni I.P. Pavlova. 71 (1), 39-71. Available from: doi:10.31857/S0044467721010032. (In Russian). Berdyaev, N. A. (2018) Smysl tvorchestva [The meaning of creativity]. Moscow. 416 p. (In Russian). Bergson, A. (2017) Tvorcheskaya evolyutsiya [Creative evolution]. St. Petersburg. 384 p. (In Russian). Darwin, Ch. (2016) Proiskhozhdenie vidov [Origin of Species]. Moscow. 480 p. (In Russian).

Deutsch, D. (2018) Nachalo beskonechnosti: ob"yasneniya, kotorye menyayut mir [The beginning of infinity: explanations that change the world]. Moscow. 822 p. (In Russian).

Engels, F. (2020) Anti-Dyuring [Anti-Duhring]. Moscow. 576 p. (In Russian).

Fromm, E. (2018) Anatomiya chelovecheskoi destruktivnosti [Anatomy of human destructiveness]. Moscow. 736 p. (In Russian). Kaku, M. (2018) Budushchee razuma [The future of the mind]. Moscow. 646 p. (In Russian). Kant, I. (2018) Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. St. Petersburg. 768 p. (In Russian). Lorents, K. (2018) Agressiya, ili tak nazyvaemoe zlo [Aggression, or so-called evil]. Moscow. 416 p. (In Russian). Markov, A. & Naimark, E. (2017) Evolyutsiya. Klassicheskie idei v svete novykh otkrytii [Evolution. Classic ideas in the light of new discoveries]. Moscow. 656 p. (In Russian).

Mechnikov, I. I. (2017) Etyudy o prirode cheloveka [Sketches about human nature]. St. Petersburg. 320 p. (In Russian). Nitsshe, F. Po tu storonu dobra i zla: prelyudiya k filosofii budushchego [Beyond good and evil: Prelude to the philosophy of the future]. St. Petersburg. 240 p. (In Russian).

Smirnov, G. S. (2012) Tsefalizatsiya noosfery: evolyutsiya razumnogo veshchestva na rubezhe tysyacheletii [Cephalization of the noosphere: the evolution of intelligent matter at the turn of the millennium]. Ivanovo State University Bulletin. Series: the Humanities. (2 (12)), 17-30. (In Russian).

Yugai, G. A. (2020) Filosofskie problemy teoreticheskoi biologii [Philosophical problems of theoretical biology]. Moscow. 248 p. (In Russian).

Yugai, G. A. (2020) Obshchaya teoriya zhizni: dialektika formirovaniya [General theory of life: dialectics of formation]. Moscow. 256 p. (In Russian).

Yum, D. (2017) O chelovecheskoi prirode [On human nature]. St. Petersburg. 320 p. (In Russian).

Yung, K. G. (2020) Arkhetipy i kollektivnoe bessoznatel'noe [Archetypes and the collective unconscious]. Moscow. 224 p. (In Russian).

Информация об авторе А.А. Артеменков - кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры, спорта и здоровья факультета биологии и здоровья человека Череповецкого государственного университета, Череповец, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=262493

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author A.A. Artemenkov - PhD in Biology, Associate Professor, Head of the Department of Theoretical Foundations of Physical Culture, Sports and Health, Faculty of Biology and Human Health, Cherepovets State University, Cherepovets, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=262493

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.