Научная статья на тему 'Диалектика развития системы повышения квалификации преподавателей высшей школы'

Диалектика развития системы повышения квалификации преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / THE TEACHER / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / THE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорникова Н. Ю.

Рассматриваются основные этапы развития системы повышения квалификации преподавателей; указаны основные противоречия современного состояния системы ПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialectics of development of system of improvement of professional skill of teachers of the higher school

In article the basic stages of development of system of improvement of professional skill of teachers are considered, the basic contradictions of a current state of system of the personal computer are specified

Текст научной работы на тему «Диалектика развития системы повышения квалификации преподавателей высшей школы»

Такой подход является новым в преподавании иностранного языка

Исходя из этого, возникает необходимость разработки дополнительных языковых программ, позволяющих обеспечить усвоение будущими специалистами туристской индустрии коммуникативных иноязычных знаний, умений и навыков: контактировать (общаться) с клиентом без языкового и культурного барьера, правильно и адекватно понимать иноязычную речь и новую информацию, правильно строить свои вопросы и отвечать на вопросы собеседника и партнера, тактично общаться с представителями иных культур, находить выход из конфликтных ситуаций с трудными партнерами и клиентами, снижать воздействие культурного шока и др.

Достойное знание иностранных языков — одно из требований, предъявляемых к специалистам туристской индустрии. Общеизвестно, что владение иностранным языком не только расширяет кругозор и общий интеллектуальный уровень специалиста, но и служит инструментом, необходимым для решения ряда профессиональных проблем. Расширение функций профессиональной деятельности специалиста в сфере туризма обуславливает необходимость более качественной системы иноязычного

образования для подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранным языком адекватно уровню занятости в туристкой отрасли.

Литература

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного; 4-е. изд., пере-раб. и доп. М., 1990.

2. Гордеев Р.В. Кросскультурные проблемы международного менеджмента. М., 2001.

3. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб., 2005.

4. Мошняга Е.В. Тенденции развития концеп-тосистемы международного туризма // Кварталь-новские научные чтения. М., 2010.

5. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: учеб. пособие. М., 2008.

6. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995.

7. Комарова Э.П. Лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации // Успехи современного естествознания. 2004. № 2. URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_ar-ticle&article_id=7779262

ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Н.Ю. ШОРНИКОВА,

кандидат экономических наук, директор РП; Московский государственный индустриальный университет Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: nashornikova@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются основные этапы развития системы повышения квалификации преподавателей; указаны основные противоречия современного состояния системы ПК.

Ключевые слова: преподаватель, повышение квалификации, образовательный стандарт.

DIALECTICS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF TEACHERS OF THE HIGHER SCHOOL

N.YU. SHORNIKOVA,

director of the RP Moscow State Industrial University

Annotation. In article the basic stages of development of system of improvement of professional skill of teachers are considered, the basic contradictions of a current state of system of the personal computer are specified. Keywords: the teacher, improvement of professional skill, the educational standard.

Анализ исторических фактов, документов, педагогических исследований свидетельствует о том, что исторический феномен развития повышения квалификации педагогических кадров высшей школы берет свое начало с конца XI в., когда начинают формироваться два типа знания (знание как наука и знание как культура), а в университетах начинается процесс написания и защиты диссертационных исследований, что в целом способствовало динамичному развитию интеллектуального потенциала. Поиск новой методологии повышения квалификации давно признан в науке и исторически восходит к первой половине XIX в., когда в России приступили к разработке методических подходов к оказанию профессиональной помощи учителям и их социальной поддержке.

Примеры тому:

1) педагогические советы, созданные при каждой гимназии Уставом 1828 г., что способствовали тому, что уже к началу 1920-х гг. ХХ в. в России сложились следующие основные организационные формы повышения квалификации учителей и других педагогических работников: съезды, курсы, конференции, совещания, обмен опытом, взаимное посещение уроков, педагогические советы;

2) в системе Главного управления военных учебных заведений Министерства обороны в 1864 г. в г. Санкт-Петербурге был открыт Педагогический музей, главным направлением деятельности которого была переподготовка преподавателей, получивших возможность наряду с военным образованием получить специальную педагогическую подготовку.

Становление системы повышения квалификации педагогических кадров как института начинается в период активного социалистического строительства в СССР — в середине 1930-х гг. ХХ в. Во исполнение приказа Наркома просвещения РСФСР «О местных институтах усовершенствования учителей» от 1 декабря 1938 г. во многих республиках бывшего СССР начинают создаваться Республиканские институты усовершенствования учителей. Важность системы повышения квалификации подтверждает тот факт, что в указаниях Народного Комиссариата просвещения РСФСР от 1942 г. излагались рекомендации по организации работы институтов в условиях войны.

Влияние радикальных технологических, экономических и социальных изменений в России (начало XXI в.) способствовало новому витку системного повышения квалификации профессиональных кадров России, включая педагогический корпус высшей школы.

Система повышения квалификации педагогических кадров высшей школы — производная социально-педагогическая система от системы профобразования в целом. При выстраивании системы теоретической и практической профессиональной подготовки, формирования современных компетенций, предприимчивости, социальной адаптивности будущего специалиста особую значимость приобретает личность преподавателя. Повышение квалификации преподавателей высшей школы необходимо рассматривать как целостную социально-педагогическую систему совершенствования компетентности педагога, которая должна соответствовать стратегическим задачам развития страны, региона, муниципалитета в вопросах подготовки кадров всех уровней новой формации, так как через систему повышения квалификации преподавателей высшей школы государство имеет возможность стратегического управления системой образования и качественных кадровых преобразований.

Цели и задачи повышения квалификации ориентированы на конечный результат системы профобразования — обеспечение высокого качества профессиональной и общеобразовательной подготовки, рост нравственного и гражданского сознания студентов высшей школы. К настоящему времени сложилась система повышения квалификации педагогических кадров высшей школы, которая охватывает весь комплекс государственных и общественных учреждений, обеспечивающих периодическое совершенствование их психолого-педагогической и специальной подготовки в течение всего периода профессиональной деятельности.

Сущность повышения квалификации состоит в овладении педагогическими кадрами высшей школы более высоким уровнем профессиональной деятельности, профессиональной квалификации, обеспечивающим качественное решение новых актуальных задач подготовки квалифицированных рабочих.

К 1970 г. под воздействием системного подхода к содержанию педагогических технологий стало концентрироваться внимание на системной орга-

^¡¡^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

низации учебного процесса с точно заданными целями, достижение которых может поддаваться точному описанию и определению. Педагогическая технология, с этой точки зрения, представляет собой приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность на основе конструирования системы обучения и применения специальных дидактический приемов и средств, а также оценки применяемых методов.

Современная технология обучения — это последовательное и взаимопроникающее сочетание основных составляющих педагогического процесса, обеспечивающее на эффективном уровне активное усвоение программных знаний при одновременном формировании личности учащегося.

Исследование развития системы повышения квалификации педагогических кадров показало достаточное разнообразие организационных форм, педагогических задач и целей образовательных программ повышения квалификации. Однако, совре-

менные условия не могут позволить длительное повышение квалификации преподавателей, за исключением повышения квалификации через подготовку диссертационных исследований. Перед педагогическим повышением квалификации стоят задачи: сохранения качества непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения педагогической квалификации, в независимости от традиционно установленных временных рамок; создания образовательного стандарта повышения педагогической квалификации в рамках компетентностного формата диверсификации форм и педагогических технологий, вариативных профессионально-образовательных программ (как правило, индивидуализирующих содержание), авторских программ известных ученых отечественного и мирового профессионального образования, что предполагает необходимость рассмотрения исследуемой проблемы на организационно-педагогическом уровне.

В связи с информатизацией и инновационными процессами в образовании появилась воз-

Этапы развития системы повышения педагогической квалификации в России

Факторы Этапы развития ПК

Конец XI в. — вторая половина XIX в. Вторая половина XIX в. — 1917 г. 1917 г. — начало 1990-х гг. (советский период) 1990-е гг. Начало XXIв. по н/в

Социально-экономические Распад феодального общества Развитие промышленности, появление новых технологий Активное социалистическое строительство Спад производства Радикальные технологические, экономические и социальные изменения

Профессионально-личностный Образовательное движение личности в контексте перспективы его жизненного пути Повышение производительности труда, высокие требования к квалификации специалистов Повышение квалификации является составной частью профессиональной деятельности Социальный и нравственный кризис Рост потребностей в знаниях, создание новых средств и способов удовлетворения этих потребностей

Система профессионального образования Развитие университетов, написание первых диссертационных исследований Расцвет классической школы профессионального образования Государственная система профессионального образования Появление НОУ Формирование нового стандарта образования; появление образовательных инноваций

Основные тенденции ПК педагогов Зарождение системы подготовки педагогов Специальное педагогическое образование; разработка методических подходов к оказанию профессиональной помощи учителям Сложились основные организационные формы ПК педагогических работников: съезды, курсы, конференции, совещания, обмен опытом, педагогические советы и т.д. Разрушение государственной системы ПК Профессиональная подготовка с учетом требований инновационной инфраструктуры отрасли и ее составляющих: финансовой, производственно- технологической, информационной, кадровой, экспертно-консал- тинговой и т.д.

можность создания и использования современных электронных учебных материалов с применением информационных технологий. Но, несмотря на непрерывно растущий уровень компьютеризации сферы образования, следует отметить низкую эффективность применения компьютерной техники в процессе преподавания и дефицит качественных современных электронных образовательных продуктов по профилирующим дисциплинам. В этой связи успешность модернизации профессионального образования невозможна без расширения инновационных форм и технологий обучения. Это предопределяет и необходимость повышения педагогической квалификации преподавателей вуза в области практических умений и компетенций разработки контента дисциплин образовательных программ, включающего рабочие программы, учебные пособия, программно-методическое обеспечение и рекомендации как для преподавателей, так и для студентов, а также материалы для проверки качества полученных студентами знаний, степени их обученности. Вышесказанное позволяет обосновать актуальность исследования на научно-методологическом уровне.

На личностно-психологическом уровне актуальность обусловлена необходимостью обрабатывать большой объем новой информации, поступающей с большой скоростью, вызванной развитием технических, технологических, экономических, политических и прочих составляющих нашей жизни. Появление новых образовательных инноваций (например, дистанционные технологии, образовательный кластер) требуют от преподавателя: новых умений, выполнения новых функций, накладывающих свою специфику на общение и взаимодействие в звеньях образовательной цепи «преподаватель — учащийся», «высшая школа — преподаватель», «преподаватель — работодатель»; развития системного мышления, позволяющего работать в «сетевом» пространстве; умения выстраивать «сетевое» взаимодействие, развивая и активизируя свои компетенции.

Нынешнее состояние системы повышения педагогической квалификации не обеспечивает в полной мере профессиональную подготовку специалистов для развития современной экономики с учетом требований инновационной инфраструктуры какой-либо отрасли и ее составляющих: фи-

нансовой, производственно-технологической, информационной, кадровой, экспертно-консалтин-говой, что подтверждается рядом противоречий между:

♦ существующей системой повышения педагогической квалификации преподавателей высшей школы, являющейся составляющей современной экономики в качестве базисной инфраструктуры постиндустриального инновационного развития системы послевузовского образования и отсутствием научного осмысления позиционирования этой подготовки в структуре данной системы;

♦ целесообразностью опережающего содержания повышения педагогической квалификации с опорой на компетентностный формат профессионального образования и недостаточно разработанными методиками в данной сфере;

♦ возросшими требованиями к качеству повышения педагогической квалификации и неопределенными объемами, содержанием и методами диагностики его профессиональных компетенций в контексте качества их сформированности в соответствии с согласованными требованиями работодателей и международными стандартами;

♦ возрастанием роли повышения педагогической квалификации в подготовке кадров единой отраслевой направленности и отсутствием теории и практики возможных вариативных схем, векторов и механизмов ее организации;

♦ повышением многогранности и разнообразия направлений, форм и программ повышения квалификации преподавателей высшей школы и недостаточным уровнем диверсификации структурирования педагогической системы: от внутрифирменного повышения квалификации до инфраструктуры внешнего повышения квалификации;

♦ необходимостью разработки инновационной модели повышения педагогической квалификации преподавателей высшей школы.

Таким образом, перед педагогическим сообществом встает проблема: какими должны быть концепция, инновационная модель и дидактические требования к повышению педагогической квалификации преподавателей высшей школы, обусловленные образовательным стандартом третьего поколения, потребностью в компетентных специалистах, требованиями современного рынка труда и инновационного развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.