Научная статья на тему 'Диалектика правового и нравственного воспитания в вузе: теоретико-методологический аспект проблемы'

Диалектика правового и нравственного воспитания в вузе: теоретико-методологический аспект проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ПРАВО / ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ETHICS / LAW / FORM OF SOCIAL CONSCIENCE / ETHICAL UPBRINGING / LEGAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатова Л. М.

Статья посвящена исследованию теоретико-методологических оснований взаимосвязи правового и нравственного воспитания в вузе. Автор обращает внимание на функциональную конгруэнтность права и морали в качестве форм общественного сознания, что детерминирует общность воспитательных целей и задач в рамках учебно-образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the research of theoretical and methodological basis of interrelation between legal and ethical upbringing at the institutions of higher education. The author attracts attention to functional congruency of law and ethics as forms of social conscience. This fact determines common goals and tasks in upbringing within the framework of educational process at universities and colleges

Текст научной работы на тему «Диалектика правового и нравственного воспитания в вузе: теоретико-методологический аспект проблемы»

Л. М. Богатова

ДИАЛЕКТИКА ПРАВОВОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: Мораль, право, форма общественного сознания, нравственное

воспитание, правовое воспитание.

Статья посвящена исследованию теоретико-методологических оснований взаимосвязи правового и нравственного воспитания в вузе. Автор обращает внимание на функциональную конгруэнтность права и морали в качестве форм общественного сознания, что детерминирует общность воспитательных целей и задач в рамках учебно-образовательного процесса в вузе.

Key words: Ethics, Law, Form of social conscience, Ethical upbringing,Legal upbringing

The article is devoted to the research of theoretical and methodological basis of interrelation between legal and ethical upbringing at the institutions of higher education. The author attracts attention to functional congruency of law and ethics as forms of social conscience. This fact determines common goals and tasks in upbringing within the framework of educational process at universities and colleges

Кардинальные изменения, происходящие во всех областях общественной жизни российского общества, актуализируют роль высшей школы в решении воспитательных задач, которые в современной социокультурной ситуации приобретают глубокий социальный контекст. В условиях демократизации, когда утверждается идеологический плюрализм и укрепляются тенденции мировоззренческой толерантности, а также разворачиваются процессы десекуляризации, система высшего образования проявляет некоторую неготовность к эффективному решению ряда важнейших воспитательных задач. Широкий спектр проблем в вузе обусловлен процессами коммерциализации, что значительно расширило социальную базу образования и предопределило появление некоторых негативных тенденций, связанных с «разрыхлением» мировоззренческих позиций у студенческой молодежи, что обернулось укреплением позиций конформизма, прагматизма, проявления потребительских ориентаций и гражданской пассивности. Существенную роль в укреплении позиций демократизации и духовно-нравственном оздоровлении российского общества призвана выполнить система высшего образования, которая является одним из ведущих социальных институтов, имеющих непосредственное отношение к формированию личности в качестве основного субъекта гражданского общества, обладающего высокой правовой и нравственной культурой.

Однако, несмотря на возрастающее значение высшей школы в качестве одного из основных факторов социального реформирования российского общества, многие проблемы, связанные с практикой обновления содержательной стороны и организационных форм осуществления правового и нравственного воспитания студенческой молодежи, до сих пор не получили обстоятельного, теоретического исследования. С определенного момента, в силу известных конкретно-исторических

обстоятельств воспитательная деятельность во всех ее проявлениях была оттеснена на периферийные позиции в общеобразовательной практике высших учебных заведений. Между тем, не следует забывать, что сформировать гражданина, умеющего жить и работать в условиях демократического, толерантного, в мировоззренческом отношении многомерного общества, без глубоких юридических знаний и высокой внутренней, духовно-нравственной культуры, не представляется возможным. В этой связи, в целях повышения социальной эффективности высшей школы в качестве одного из основных общественных институтов, специализированных на осуществлении воспитательной деятельности, возникает настоятельная потребность обратить самое пристальное внимание на исследование взаимосвязи морально-этического и правого воспитания в теоретикометодологическом аспекте, что позволит выработать научно обоснованные, практические рекомендации по качественной реорганизации как содержательной, так и организационной стороны воспитательного процесса в вузе.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь морально-этического и правового воспитания в рамках учебно-образовательного процесса в высшей школе имеет глубокие, теоретико-методологические основания, которые могут быть раскрыты, прежде всего, с позиций социально-философского анализа. Диалектическая взаимосвязь морали и права, которые представляют собой конкретно-исторические компоненты общественной структуры, имеет генетические основания. Нельзя забывать, что мораль, будучи формой общественного сознания, исторически предшествует праву и лежит в основании правовой регламентации общественных отношений, как строго институциализированной и контролируемой со стороны государства формы. В свое время К.Маркс представил предельно ясное понимание диалектического характера взаимосвязи между правом и моралью когда рассуждал о том, что право в качестве формы общественного сознания есть не что иное, как возведенная в закон мораль. Корреляция морально-нравственной и правой регуляции определяется схожестью и подобием структурно-функциональных параметров. Конгруэнтность структурной организации морали и права проявляется в их трехуровневом строении, которое включает: а) нравственное и правовое сознание, охватывающие широкий спектр таких компонентов как знания, нормы, принципы, оценки, идеалы, убеждения и т.д., на основе которых, в конечном итоге, формируется общая мировоззренческая культура личности и ее высокая гражданственность; б) нравственную и правовую деятельность, субъектом которой выступает, прежде всего, личность с определенными моральными и гражданственными характеристиками; в) нравственные и правовые отношения, которые формируются и изменяются по мере реализации общественно значимой деятельности. Общефилософское понимание неразрывного единства права и морали в качестве форм общественного сознания, специализированных на нормативно-ценностной регуляции общественных, выступает теоретикометодологическим основанием для раскрытия взаимосвязи морально-этического и правового воспитания, осуществляемого в рамках учебно-образовательного процессе в высшей школе.

Нынешний этап теоретического исследования системы высшего образования характеризуется многоплановым рассмотрением. Помимо традиционных направлений изучения в педагогическом, психологическом и историческом аспекте, процесс образования в высшей школе становится предметом самостоятельного анализа в экономическом, социологическом и социально-философском дискурсе. В последнее время в научной литературе большое внимание уделяется рассмотрению экономической эффективности системы высшего образования. Достаточно широко представлена

разработка проблем, раскрывающих воздействие различных звеньев системы высшего образования на развитие социальной структуры российского общества, изучается роль образования в изменении профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, в динамике демографических и миграционных процессов. Под влиянием технизации и информатизации значительно актуализировалось исследование взаимосвязи системы высшего образования с такими областями общественной жизни как материальное производство и наука. Разнообразие подходов к изучению высшего образования свидетельствует о его превращении в современных условиях в относительно самостоятельную общественную подсистему, которая оказывает действенное влияние на функционирование разнообразных структурных подразделений общественной системы в целом. Такое разнообразие подходов имеет под собой соответствующие объективные основания, поскольку в реальной действительности образование является полифункциональным социальным институтом, который имеет сложную систему детерминации и тесно взаимосвязан по сути дела со всеми сферами материальной и духовной жизни.

При этом, несмотря на непрерывное возрастание исследовательского интереса к различным сторонам структурно-функциональной деятельности системы высшего образования и многоаспектное изучение социально организованных форм образования, ряд важных аспектов проблемы до настоящего времени не получил достаточно глубокого и обстоятельного рассмотрения. В первую очередь речь идет об отсутствии концептуальных социально-философских исследований системы высшего образования в качестве особого социального института, в рамках которых только и возможно наиболее плодотворное решение ряда теоретико-познавательных задач. В этой связи возникает настоятельная потребность изучения системы образования в качестве особого общественного явления, конституциированной в относительно самостоятельную подсистему, функционально специализированную на формировании личности. Социальнофилософский аналитический ракурс ставит перед необходимостью рассмотрения ряда ключевых, теоретико-методологических проблем, анализ которых позволит наиболее глубоко и полно раскрыть социальный контекст содержательно-целевой и структурнофункциональной специфики системы высшего образования в качестве особой воспитательной инстанции, нацеленной на формирование личности с социально значимыми характеристиками. В философском ракурсе процесс образования предстает как особая разновидность социально организованной духовно-практической деятельности, осуществляемой профессионально подготовленными специалистами высшей квалификации, в результате которой формируется личность не только овладевшая определенным объемом профессиональных, научных знаний, но и освоившая определенные мировоззренческие ориентации, правовые и морально-этические нормы, оценки и идеалы. Основные усилия системы высшего образования направлены на формирование, буквально производство личности с соответствующими социальными характеристиками, востребованными обществом в конкретно-исторической ситуации. Исходя из данных теоретико-методологических посылок, процесс образования правомерно определить в качестве институционализированной духовно-практической деятельности, осуществляемой особыми профессиональными группами с целью производства личности определенного социального типа.

Ограничение границ и объемных рамок процесса нравственного и правового воспитания личности социально организованными формами, реализуемыми наиболее эффективно в пределах системы высшего образования, позволяет раскрыть ряд

актуальных задач, а именно: 1) представить внутреннюю структуру социально

организованных и контролируемых форм воспитания и образования; 2) выявить социокультурные характеристики субъектов воспитательно-образовательной

деятельности; 3) раскрыть «технологию» учебно-образовательного процесса в качестве особой разновидности воспитательной деятельности, направленной на интериоризацию социального опыта с уровня всеобщности на индивидуально-личностный с целью формирования личности не только с необходимым объемом знаний, но и с определенными мировоззренческими позициями, нравственными чертами и характеристиками; 4)

обозначить дальнейшие тенденции и перспективы преобразования содержательной стороны и структурно-организационных форм по реализации морально-этических и правовых воспитательных задач, стоящих перед системой высшего образования; 5) выработать комплекс конкретных мероприятий практического характера, повышающих социальную эффективность реализации задач связанных с осуществлением нравственного и правового воспитания.

Представляя собой сложно организованную и полифункциональную структуру, являясь одним из основных звеньев, включенных в процессы социализации и инкультурации личности, система высшего образования в полной мере отражает изменения, происходящие в самых разнообразных процессах - экономических, социальнополитических, идеологических, демографических и т. д. Высшая школа не только испытывает непосредственное влияние, идущее со стороны государственных учреждений и общественных организаций, которые определяют целевую стратегию ее деятельности и дальнейшего развития, но и оказывает обратное воздействие, активно влияя на многообразные процессы социального реформирования российского общества. В силу этих причин эффективность правового и нравственного воспитания в рамках учебнообразовательного процесса в вузе актуализируется не только в связи с научнотеоретическим и методическим обеспечением, но и приобретает глубокий социальный контекст, что позволяет рассматривать воспитательную деятельность, осуществляемую в рамках системы высшего образования, в качестве одного из определяющих факторов реформирования российского общества.

© Л. М. Богатова - д-р филос. наук, профессор каф. ПиМ ВПО КГТУ, cppkp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.