Научная статья на тему 'Диалектика этнического и национального в медиаобразе региона'

Диалектика этнического и национального в медиаобразе региона Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
217
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTOR / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ЭТНИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ETHNIC AND NATIONAL IDENTITY / МЕДИАОБРАЗ РЕГИОНА / MEDIA IMAGE REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гайманова Елена Владимировна

Автор статьи, определяя важную роль человеческого фактора и его мотивации к труду в экономическом развитии региона, предлагает уделить серьёзное внимание созданию позитивного образа региона и страны в целом. По мнению автора, медиаобраз региона должен органически сочетать в себе этнические и национальные компоненты. Анализируя диалектическую взаимосвязь этнической и национальной самоидентификации россиянина с помощью средств массовой информации, автор утверждает, что такой контент будет способствовать росту его этнонационального самосознания, культурному развитию, формированию стремления эффективно трудиться, в результате приведёт к экономическому росту страны. Особую роль, по мнению автора, призваны сыграть СМИ для детей и юношества, так как именно в детском возрасте формируются основные установки человека, мотивация к де тельности и её ре зультатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS OF ETHNIC AND NATIONAL MEDIA IMAGE IN THE REGION

The author, identifying the important role of human factors and motivation to work in the economic development of the region, offers to give serious attention to creating a positive image of the region and the country as a whole. According to the author, media image region should organically combine ethnic and national components. Analyzing the dialectical relationship of ethnic and national identity of Russians using the media, the author argues that such content will boost its ethno-national identity, cultural development, the formation of desire to work effectively, the end result will lead to economic growth. Special role, according to the author, called upon to play media for children and youth, as it is in childhood formed the main setup man, the motivation to work and its results

Текст научной работы на тему «Диалектика этнического и национального в медиаобразе региона»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

9. www.ey.com/attractiveness (дата обращения: 14.03.2014)

10. www.ra-national.ru (дата обращения: 15.03.2014)

References

1. Vazhenina I. S. Imidzh i reputatsiya territorii kak osnova prodvizheniya v konkurentnoy srede [Image and reputation of the territory as a basis for promotion in a particular environment]. Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and abroad], 2006, № 6.

2. Glazychev V. L. Sem' shagov k gorodu budushchego [Seven steps to the city of the future]. Available at: http://www.glazychev.ru/abitations&cities/2006_7_shag.htm (accessed: 1.03.2014).

3. Ol'shanskiy D. V., Pen'kov V. F. Politicheskiy konsalting [Political consulting]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 279 p.

4. Pankrukhin A. P. Marketing territoriy [Marketing of territories]. Moscow, RAGS Publ., 2002. 328 p.

5. Pocheptsov G. G. Imidzhelogiya [Imagelogy]. Moscow, SmartBook Publ., 2009. 575 p.

6. Budarina O. A., ed. Khimki i okrestnosti. Ocherki iz istorii [Khimki and vicinity. Essays on the History]. Khimki, 2000. 356 p.

7. Chumikov A. N. Reklama i svyazi s obshchestvennosfyu: Imidzh, reputatsiya, brend [Advertising and public relations: Image, reputation, brand]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2014. 159 p.

8. http://www.forbes.ru/reitingi-photogallery/239495-30-luchshih-gorodov-dlya-biznesa-2013-reiting-forbes/photo/3 (accessed: 16.03.2014)

9. www.ey.com/attractiveness (accessed: 14.03.2014)

10. www.ra-national.ru (accessed: 15.03.2014)

УДК 008:351.858+332.142 Е. В. Гайманова

Московский государственный университет культуры и искусств

Автор статьи, определяя важную роль человеческого фактора и его мотивации к труду в экономическом развитии региона, предлагает уделить серьёзное внимание созданию позитивного образа региона и страны в целом. По мнению автора, медиаобраз региона должен органически сочетать в себе этнические и национальные компоненты. Анализируя диалектическую взаимосвязь этнической и национальной самоидентификации россиянина с помощью средств массовой информации, автор утверждает, что такой контент будет способствовать росту его этнонационального самосознания, культурному развитию, формированию стремления эффективно трудиться, в результате приведёт к экономическому росту страны. Особую роль, по мнению автора, призваны сыграть СМИ для детей и юношества, так как именно в детском возрасте формируются основные установки че ло ве ка, мо ти ва ция к дея тель но сти и её ре зульта там.

Ключевые слова: человеческий фактор, экономическое развитие, этническое и национальное самосознание, медиаобраз региона.

ГАЙМАНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА — кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры Московского государственного университета культуры и искусств

GAIMANOVA ELENA VLADIMIROVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Professor of Department of theory and history of national art culture, Moscow State University of Culture and Arts

Ф

Ф

v LS ИАЛЕКТИКА ЭТНИЧЕСКОГО И НАЦИО НАЛЬ НО ГО В МЕДИАОБРАЗЕ РЕ ГИО НА

e-mail: gaimanovaev@rambler.ru © Гайманова Е. В., 2014

^ Теория и история культуры

E. V. Gaimanova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

DIALECTICS OF ETHNIC AND NATIONAL MEDIA IMAGE IN THE REGION

The author, identifying the important role of human factors and motivation to work in the economic development of the region, offers to give serious attention to creating a positive image of the region and the country as a whole. According to the author, media image region should organically combine ethnic and national components. Analyzing the dialectical relationship of ethnic and national identity of Russians using the media, the author argues that such content will boost its ethno-national identity, cultural development, the formation of desire to work effectively, the end result will lead to economic growth. Special role, according to the author, called upon to play media for children and youth, as it is in childhood formed the main setup man, the motivation to work and its results

Keywords: human factor , economic development, ethnic and national identity, media image region.

Экономическая ситуация, сложившаяся в России в последние годы, требует поиска новых решений экономических вопросов, иных подходов к дальнейшему развитию экономики страны. Одним из средств решения экономических проблем страны в целом должно стать экономическое развитие ре гионов Рос сии, ко торые могут по лу чить больше самостоятельности в решении конкретных вопросов, наладить собственные рычаги влияния на повышение производитель ных сил. Ог ром ную роль в эконо ми че-ском подъёме в регионе может сыграть человеческий фактор. Человек, воодушевлённый идеей созидания, на многое способен. Примеров этого в российской истории мы находим немало.

Возникает вопрос о том, каким образом при дать людям пассионарность, зарядить их творческой энергией созидания.

Анализ современной отечественной научной литературы, в которой рассматриваются проблемы использования человеческого потенциала в экономике (исследования Г. В. Борисова, 3. Т. Голенковой, А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, Е. Ю. Шелковой и др.), свидетельствует о том, что в этом вопросе важное место отводится мотивации труда. Мотивация труда включает систему мер,

цель которых создать у работника стимулы работать с полной отдачей. Мотивирование происходит не только в результате повышения заработ ной пла ты, соз да ния ус ловий для карьерного роста, наличия социальных льгот для со труд ни ков. Для совре мен но-го человека немаловажным фактором была и остаётся духовно-нравственная мотивация. Одним из специфических способов мотивации эффективного труда может стать формирование стойкого ощущения гордости за свой регион, свою страну, желания внести свой вклад в общее дело. Значимую роль в формировании такого отношения к родному краю могут играть средства массовой ин фор ма ции, ко торые в ме ди а про стран-стве региона и всей страны формируют его имидж и репутацию. Брендинг конкретной территории становится в этом случае ключевым инструментом решения социально-экономических задач, так как это подразумевает процесс управления вос при ятием людей, изменения этого восприятия в лучшую сторону. В основе брендинга лежит идея донесения до населения представления об уникальности родного края, следовательно, формирование специфического самосознания, желания эту уникальность поддерживать.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

В то же время привычное деление страны исключительно по национально-территориальному признаку, доминирование региональных тенденций, углубление в процесс исключительно этнической идентификации, усиленное позиционирование отдельных территорий в СМИ могут повлечь дезинтеграцию, усиление культурных, религиозных, традиционных противоречий, затормозить экономическое развитие.

За дачей средств массо вой ин фор ма ции в этих условиях является нахождение равновесия между двумя, на первый взгляд, разнонаправленными тенденциями: формированием этнической и национальной идентичности, а в результате — этнического и национального самосознания. Человек, жи ву щий в ре гионе, дол жен од новре мен но ощущать себя представителем определённого этноса и представителем конкретной национальной общности, в нашем случае — ощущать себя россиянином.

В мировой науке были сформулированы разные подходы к изучению этнической и национальной идентификации, этнического и национального самосознания, даны разные определения этих понятий.

Этническое самосознание — многофакторное, сложное явление. Ещё в XVIII веке французские просветители ввели понятие «дух народа». Этот термин и понятие о самосознании народов использовал Г. Гегель в теории об абсолютном духе как важнейшие характеристики национальной общности. Эти характеристики отражали эмоционально-оценочное отношение человека к предста ви те лям сво ей и дру гой эт ни че ской группы, создавая оппозицию «мы — они». В художественной форме проблему роста национального самосознания, понятие «дух народа» исследовал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир».

В XX веке проблемы формирования этнического самосознания, в первую очередь в раннем возрасте, анализировались в психологических, этнопсихологических исследованиях Э. Эриксона, Ж. Пиаже и др.

В рамках психологии развития этническое самосознание представляет собой сложный ком плекс, со стоя щий из ког ни тив ных (исторические, географические, социальные и социально-психологические знания) и аффективных (чувство привязанности к сво ей на ционально-этни ческой группе, земле, чув ст во на цио нальной гор до сти или стыда и пр.) компонентов.

В рамках социокультурного подхода, представленного работами Спенсера, Кросса, М.Колла и др., формирование этнической идентичности происходит в результате воздействия со стороны социального окружения ребёнка (родителей, школы, СМИ и др.) с помощью специальных инструментов (историй людей, продуктов культуры и т.п.).

В рамках теории социальных представлений (Р. М. Фарр, С. Московия и др.) считается, что в результате действия системы идей, ценностных установок, практик, разделяемых членами определённой социальной группы, у ребёнка формируется социальная, а вслед за нею и этническая идентичность, этническое самосознание.

Как видим, большинство зарубежных исследователей утверждают, что формирование этнического и национального самосознания начинается в раннем возрасте. Учёные отмечают, что осознание специфических осо бен ностей сво ей эт ни ческой общности (территориальных, языковых, религиозных, культурных), выработка представлений об этническом характере способствуют формированию этнического идеала, пониманию целей, задач, предназначений, ориентаций своего этноса, служат его сплочению.

Российские учёные также уделяли внимание вопросам формирования этнического самосознания. Л. Н. Гумилев обозначил этническое самосознание как ведущий признак этнической общности, считал, что возникновение этнического самосознания является свидетельством завершения процесса этногенеза. Д. Н. Овсянико-Куликовский ут вер ждал, что в твор че ст ве наи более та-

Ф

^ Теория и история культуры

Ф

лантливых мыслителей, художников слова надо искать основы этнического и национального, что основным инструментом этнической самоидентификации является язык. В середине XX века этнограф П. И. Кушнер в работе «Национальное самосознание как этнический определитель» писал о том, что в полиэтнической стране национальное самосознание обладает этноопре-деляющей функцией и исторически развивается. В начале 70-х годов XX века Ю. В. Бромлей поддержал идею П. И. Кушнера о расширении понятия этническая идентификация за счёт прибавления представлений о своём народе, его происхождении, прошлом историческом опыте, нормах поведения и обычаях до понятия этническое самосознание. В работе «Этносоциология» коллектив исследователей ввёл ещё и понятие «интересы этноса» [2].

В работах современных учёных, изучающих вопросы формирования этнического самосознания, подчёркиваются проблемы взаимоотношений с другими этносами в прошлом и настоящем (К. Н. Хабибулин). В. Б. Иорданский видит в основе этнического самосознания совокупность исторических преданий определённого народа, мифических образов, культурных традиций, поведенческих стереотипов, религиозных убеждений, представлений о мироздании, национальном характере, отличиях от других народов.

Подчёркивая положительный эффект для формирования статуса, психологической устойчивости, мотивации отдельной личности, её этнического идентифицирования и самоосознания, учёные (в частности, аме ри кан ский со ци аль ный пси холог и этнолог У. Самнер и др.) предостерегают от формирования гиперидентичности. В результате гиперидентичности возникает неадекватная самооценка, восхваление только сво его народа, превра ще ние соб ст-венной этнической группы в эталон, нетерпимость в межэтнических взаимодействиях. Такого рода этноцентричность явила в

своё время миру нацистская Германия.

Иссле дуя на циональное са мосознание как самосознание нации, исходящее и развивающееся из этнического самосознания доминирующего этноса [1], учёные отмечают, что стратегической доминантой развития национального самосознания в исторической перспективе были действия этнопсихологических факторов и формирование экономической общности разных этносов. Именно экономическая общность на близко расположенных территориях «консолидировала этнические общности в единые нации», формировала осознание совокупности этнических общностей как целого. Часто в роли катализаторов объединения в национальную общность вы сту па ли и внеш ние аг рес сии, опасность порабощения, уничтожения культуры или пол ной её ас си ми ля ции с чу жерод ной культурой.

Извест ный представитель русского зарубежья, историк, философ, религиозный деятель и публицист Г. П. Федотов определял на цио нальное са мо созна ние как сознание исторического существования какого-либо народа, его стремление построить государственность. Отдельная личность в этом случае признает иерархию ценностей национальной общности, имеющих более политический, нежели этнический характер. По мнению Г. П. Федотова, национальное са мо соз на ние в за виси мо сти от ис то-рических отрезков то расширяется, то сужается, основная духовная работа в развитии национального самосознания ложится на представителей интеллигенции [6]. В настоящее время репрезентация этой духовной работы может осуществляться с помощью СМИ.

Анализ исследований в области этнического и национального самосознания, их диалектического противоречия и тесной взаимосвязи даёт возможность сформулировать некоторые позиции для успешного формирования у людей с помощью СМИ ощу щения од но времен ной при над леж но сти к определённому этносу и определённой на-

Ф

ISSN 1997-0804 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

ции (например, «я чуваш», «я россиянин»).

Необходимо активно использовать средства массовой информации для формирования позитивных представлений о своём эт но се и на ции — ав то сте рео ти пов, про па-ганды этнонациональных ценностных ори-ентаций как комплекса убеждений, принципов, ус та новок и идеа лов, включения совместной исторической памяти этноса и народа, формирования позитивной этнической и национальной идентичности. В этом случае человек, получая положительные социальные установки, испытывая положительные эмоции (гордости, восхищения и т.п.), будет чувствовать удовлетворённость своим присутствием в этнической и национальной общности, стремление и дальше им принадлежать, работать на их благо. Это будет, с одной стороны, способствовать переходу лич но сти на бо лее высокий культур ный уровень, с другой — повышать производительность труда.

Один из круп ней ших совре мен ных спе -циа листов в об лас ти меж культур ных коммуникаций М. Беннет считает, что позиция человека на высшем этапе его развития — быть человеком-посредником между культурами, человеком-мультикультуры [3]. Идентификация себя с двумя группами (эт ни ческой и на циональной, ко торая, в свою очередь, вырастает из доминирующей этнической общности) ведёт к формированию биэтнической идентичности (овладению психологическими особенностями, осознанием сходства и различий, компетентностью в двух культурах, двуязычию), повышению общего культурного уровня личности. Утрата этнической и национальной идентичности, «безликость, «безымян-ность» в основном негативна для человека, его психологического состояния, а следовательно, отрицательно влияет на его работоспособность. Как пишет исследователь Д. В. Яхричев: «Неопределённость этнической принадлежности в реальной жизни большинства людей есть верный признак целого комплекса серьёзных проблем в сущест-

во ва нии эт но са и на ции в це лом, а сле до ва-тельно, каждого человека в частности» [8, с. 257].

Современное российское общество, являясь обществом множества различных субкультур, испытывает кризис идентификации, изменяя свои ценности и нормы в зависимости от ситуации, складывающейся в социуме. Л. Г. Ионин, исследуя эволюцию традиционного общества, его трансформации в современное общество, утверждает, что для тра ди ци он ных общ но стей — эт носа и на ции — бы ло харак тер но ощу ще ние уко ре нён но сти в ми ре, при над леж но сти к це ло му, общ но сти язы ка, ве ры, про шло го, понимание смысла жизни. Анализируя со-вре мен ное со стоя ние, он от ме чает, что новое общество характеризуется изолированностью индивидуумов, их меньшей психологической и социальной защищённостью. Исследователь также отмечает, что характер ное для со вре мен но сти рас ши ре ние свободы человеческого индивидуума не отменяет естественного стремления человека к еди не нию, сплочён но сти с дру ги ми, чув ст ва принадлежности к группе [5].

Необходимо удовлетворить с помощью средств массовой информации, посредством создания положительного медиаобра-за региона, страны естественное стремление современного человека «быть своим», по мочь ему най ти от ве ты на ор га нич ные для жителя полиэтнической страны вопросы — кто мы, куда движемся, что нас воодушевляет на этом пути. Необходимо отказаться от бинарной оппозиции «мы — они», «свой — чужой» в рамках формирования новой мультикультурной идентичности, новой общ но сти лю дей под на зва нием «россия не». «От сут ст вие вни ма ния в об ще ст ве к ба зо-вым цен но стям, де лаю щим воз мож ным суще ст во ва ние на ции как еди ного и уни каль-ного исторического целого, грозит социуму по терей его внут рен них связей, рас ко ла ми и, в конечном счёте, распадом. Возможности мас сме диа в за щи те об ще ст ва от трансформации в этом негативном направлении

Ф

^ Теория и история культуры

Ф

сегодня достаточно велики» [7, с. 48]. СМИ, особен но те левидение, могут стать основным инструментом формирования базовой составляющей современной картины мира росси ян.

Ана лиз со вре мен ной ре гиональ ной и федеральной прессы, с точки зрения формирования позитивного образа региона, брен-динга локальных территорий, этнической культуры в составе страны, показывает, что в этой области есть положительный опыт у ряда региональных средств массовой информации. Так, находит положительный отклик у населения обращение журналистов к историко-краеведческой тематике в Екатеринбурге, где тележурналисты провели областной конкурс-фестиваль интерактивного краеведения «Этнопанорама», в Подмосковье, где существует авторская программа П. Прохоренкова «Новейшее краеведение» на одном из местных телеканалов, на Вологодчине, где традиционным стало путешествие по родному краю с Ана-то ли ем Еха ло вым и др. Ис сле до вате ли отмечают, что дагестанская журналистика не только сохраняет и развивает языки и культуру региона, но и обеспечивает взаимодействие с другими этническими общностями, «что важно для республики, на территории которой проживают представители 121 этноса» [4, с. 368].

В то же время в ряде исследований спе-циа листов в облас ти журна листики отмечается, что существуют и определённые проблемы. Так, на проходящих ежегодно научно-практических конференциях на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, неоднократно поднимался вопрос о том, что часто федеральные СМИ односторонне рассматривают региональные проблемы. Так, исследователь О. А. Фокина в ста тье «Ме диа образ про вин ции в общероссийских СМИ», анализируя с использованием метода контент-анализа публикации четырёх основных общероссийских изданий («Российская газета», «Коммерсант», «Независимая газета», «Московский

комсомолец»), отмечает, что региональная повестка занимает от 5 до 17% общего числа текстов, при этом жизнь регионов представлена преимущественно в негативном контексте (60—75%). По результатам исследования было выявлено, что лидером по числу положительных публикаций стала «Российская газета» (40%). В целом регио-наль ные ре пре зен та ции про вин ции харак те-ризуются «фрагментарностью, произвольностью, неполнотой». Провинциальная Россия предстаёт в этих материалах «унылой, запущенной», духовно и культурно бедной глубин кой, богатой только «чрезвы чай ны ми ситуациями» [7, с. 344]. Много публикуется не кон ст руктив ных не гатив ных материалов о ситуации в стране в целом. Безусловно, это не спо соб ст вует об су ж де нию и решению про блем регионов, не отра жает объективно происходящие в регионах и стране процессы, не добавляет чувства гордости жи те лям стра ны — рос сия нам.

В то же время региональные издания, в которых обращаются исключительно к этнической культуре, способствуют воспитанию местного патриотизма, практически не уделяют внимания вопросам общенациональным, что приводит к замкнутости культурного поля, не расширяет границы патриотизма до общенациональных пределов.

На наш взгляд, начинать формировать положи тель ный образ ре гиона и стра ны не обходимо уже в раннем возрасте, когда, как уже было отмечено, начинается процесс этнической и национальной идентификации. Имен но в дет ском воз рас те че ловек более все го вос при им чив к ин форма ции по добно-го рода, в это время формируются его основ ные ус та нов ки и мо ти ва ция к дея тель но-сти и её результатам. В этом возрасте можно сформировать гордость за свой регион и свою страну, уважение к традициям своего этноса и нации, стрем ление развивать эти традиции. Если этого не делать, то происходит унификация, обезличивание контента дет ско-юноше ских СМИ, в них навя зы ва-ется западный образ жизни, игнорируются

Ф

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

эт ни че ские и на цио наль ные нор мы и тра ди-ции. Это, в свою очередь, не будет способствовать самоидентификации подрастающего поколения, росту этнонационального само-соз на ния.

Итак, следует сделать вывод о том, что, несмотря на усиливающийся процесс глобализации, унификации культур, остаётся актуальной проблема самоидентификации, формирования этнонационального самосознания в целях сохранения культурного многообразия. Большую роль в этом призваны

сыграть средства массовой информации, в первую очередь, детско-юношеские, которые должны формировать позитивный медиаоб-раз региона и страны, отказавшись от бинарной оппозиции «мы — они» в рамках новой на циональной общ но сти — рос сия не. Включённость конкретного человека в этнокультурный и на цио нальный кон текст будет способствовать его развитию, формированию стрем ле ния трудить ся на бла го его ма лой и большой родины, в результате — приведёт к экономическому росту страны.

Примечания

1. Авксентьев А. В. Краткий этносоциологический словарь-справочник / под ред. В. А. Шаповалова. Ставрополь, 1994.

2. Арутюнян Ю. В, Дробижева Л. М, Сусоколов А. А. Этносоциология. Москва, 1982.

3. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации. Москва, 2010.

4. Ибрагимова П. А. Тенденции развития Дагестанской журналистики // Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире : сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва, 2010.

5. Ионин Л. Г. Восстание меньшинств. Санкт-Петербург, 2013.

6. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Санкт-Петербург, 1991.

7. Фокина О. А. Медиаобраз провинции в общероссийских СМИ // Журналистика в 2009 году: транс-фор ма ция сис тем СМИ в совре мен ном мире : сбор ник ма те риа лов ме ж ду народ ной науч но-прак ти ческой конференции. Моск ва, 2010.

8. Яхричев Д. В. ТВ-контент как катализатор этнического самоопределения // Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире : сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва, 2010.

Ф

References

1. Avksent'ev A. V. Kratkiy etnosotsiologicheskiy slovar'-spravochnik [Brief etnosotsiologicheskii dictionary]. Stavropol', 1994.

2. Arutyunyan Yu. V., Drobizheva L. M., Susokolov A. A. Etnosotsiologiya [Ethnosociology]. Moscow, 1982.

3. Grushevitskaya T. G. Osnovy mezhkuVturnoy kommunikatsii [Basics of intercultural communication]. Moscow, 2010.

4. Ibragimova P. A. Tendentsii razvitiya Dagestanskoy zhurnalistiki [Trends in the development of Dagestani journalist]. Zhurnalistika v 2009 godu: transformatsiya sistem SMI v sovremennom mire : sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Journalism in 2009: transformation of media systems in the modern world: a collection of the international scientific-practical conference]. Moscow, 2010.

5. Ionin L. G. Vosstanie men'shinstv [Uprising minorities]. St. Petersburg, 2013.

6. Fedotov G. P. Sudba i grekhi Rossii [Fate and sins Russia.]. St. Petersburg, 1991.

7. Fokina O. A. Mediaobraz provintsii v obshcherossiyskikh SMI [Province's media in the national media]. Zhurnalistika v 2009 godu: transformatsiya sistem SMI v sovremennom mire : sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Journalism in 2009: transformation of media systems in the modern world: a collection of the international scientific-practical conference]. Moscow, 2010.

8. Yakhrichev D. V. TV-kontent kak katalizator etnicheskogo samoopredeleniya [TV content as a catalyst of ethnic self-determination]. Zhurnalistika v 2009 godu: transformatsiya sistem SMI v sovremennom mire : sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Journalism in 2009: transformation of media systems in the modern world: a collection of the international scientific-practical conference]. Moscow, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.