Научная статья на тему 'Диалектика добра и зла в произведении И. В. Гете «Фауст»'

Диалектика добра и зла в произведении И. В. Гете «Фауст» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1430
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТИКА / ФАУСТ / ГЕТЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жильцова Е.С.

В творчестве Гете идея диалектического единства противоположностей является одной из первостепенных. В борьбе противоречий рождается гармония мира, в столкновении идей истина. Два героя произведения немецкого поэта Фауст и Мефистофель наглядно демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного начал. /Актуальность /темы обусловлена тем, что в поисках счастья Гете заставляет героя своей трагедии пройти через различные стадии и метаморфозы. В последний момент жизни Фаусту открывается, наконец, смысл жизни человека на земле./Цель/ данной работы – рассмотреть тему диалектики добра и зла в образе Мефистофеля в произведении Гете «Фауст».Творчество Гете пронизано философскими вопросами, с размышлениями над которыми мы знакомимся на страницах произведений мыслителя. Такая позиция как приверженность универсализму, пантеизму, монизму и идеи диалектики находят свое отражение в трагедии «Фауст».Столкновение божественного и антибожественного, добра и зла, порока и добродетели наблюдается уже на первых страницах произведения, что задает тон всей трагедии, отражает философские убеждения автора и представляет его нам как истинного диалектика, ведь одним из ключевых моментов диалектики является закон единства и борьбы противоположностей. Само появление духа отрицания в качестве одного из главных героев уже наводит на мысли о противоречиях, наполняющих произведение, занимающих мысли Гете и сопровождающих человека всю жизнь.Также на диалектический ход мысли поэта нам указывает суть спора Мефистофеля и Фауста в ее узком смысле – поиск истины. Фауст, посредством которого с нами общается Гете, убежден, что /наша жизнь должна протекать в вечном поиске, движении и с прекращением движения прекращается смысл существования человека. /Таким образом, /развитие происходит в постоянном противоборстве человека с самим собой, обществом, своими желаниями и возможностями./«Фауст» – классическое произведение с вечными философскими проблемами, вопросами и истинами. В нем широко освещаются основные понятия диалектики, в частности, закон единства и борьбы противоположностей, значение которого очевидно во все времена: развитие не имеет конечной точки и в его бесконечном процессе открываются широкие горизонты для деятельности человека в разных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалектика добра и зла в произведении И. В. Гете «Фауст»»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2015. Том 5. № 12

1781

Ю: 2015-12-27-^5644 Тезис

Жильцова Е.С.

Диалектика добра и зла в произведении И.В. Гете «Фауст»

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Фахрудинова Э.Р.

В творчестве Гете идея диалектического единства противоположностей является одной из первостепенных. В борьбе противоречий рождается гармония мира, в столкновении идей - истина. Два героя произведения немецкого поэта - Фауст и Мефистофель - наглядно демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного начал.

Актуальность темы обусловлена тем, что в поисках счастья Гете заставляет героя своей трагедии пройти через различные стадии и метаморфозы. В последний момент жизни Фаусту открывается, наконец, смысл жизни человека на земле.

Цель данной работы: рассмотреть тему диалектики добра и зла в образе Мефистофеля в произведении Гете «Фауст».

Творчество Гете пронизано философскими вопросами, с размышлениями над которыми мы знакомимся на страницах произведений мыслителя. Такая позиция как приверженность универсализму, пантеизму, монизму и идеи диалектики находят свое отражение в трагедии «Фауст».

Столкновение божественного и антибожественного, добра и зла, порока и добродетели наблюдается уже на первых страницах произведения, что задает тон всей трагедии, отражает философские убеждения автора и представляет его нам как истинного диалектика, ведь одним из ключевых моментов диалектики является закон единства и борьбы противоположностей. Само появление духа отрицания в качестве одного из главных героев уже наводит на мысли о противоречиях, наполняющих произведение, занимающих мысли Гете и сопровождающих человека всю жизнь.

Также на диалектический ход мысли поэта нам указывает суть спора Мефистофеля и Фауста в ее узком смысле - поиск истины. Фауст, посредством которого с нами общается Гете, убежден, что наша жизнь должна протекать в вечном поиске, движении и с прекращением движения прекращается смысл существования человека. Таким образом, развитие происходит в постоянном противоборстве человека с самим собой, обществом, своими желаниями и возможностями.

«Фауст» - классическое произведение с вечными философскими проблемами, вопросами и истинами. В нем широко освещаются основные понятия диалектики, в частности, закон единства и борьбы противоположностей, значение которого очевидно во все времена: развитие не имеет конечной точки и в его бесконечном процессе открываются широкие горизонты для деятельности человека в разных сферах.

Ключевые слова: диалектика, Фауст, Гете

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2015

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.