Научная статья на тему 'Диалектическое мышление как основа современного профессионального образования'

Диалектическое мышление как основа современного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
446
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / знание / интеллект / способ мышления / метод / логика / противоречие. / education / knowledge / intelligence / way of thinking / method / logic / contradiction.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поляруш Альбина Анатольевна

Интеллектуальный труд, как и физический, обладает всеми признаками труда вообще. Одним из таких всеобщих признаков выступает опосредствованность. В случае физического труда эту опосредствованность обеспечивают орудия труда. В случае интеллектуального труда – это метод мышления. Другими словами, в учебном процессе необходимо лишь вывести метод, общий подход к познанию единого и многообразного мира и на его основе преобразования природы. Таким всеобщим методом познания обладает диалектика. Педагогика, формирующая будущего профессионала, должна произвести трансформацию самой образовательной парадигмы, чтобы успешно отвечать на вызовы современной эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTIC THINKING AS THE BASIS OF MODERN VOCATIONAL EDUCATION

Intellectual labor, like physical labor, has all the attributes of labor in general. One of such universal signs is mediation. In the case of physical labor, this mediation is provided by tools. In the case of intellectual labor, this is a method of thinking. In other words, in the educational process it is only necessary to derive a method, a general approach to the knowledge of a single and diverse world and, on its basis, the transformation of nature. Dialectics has such a universal method of cognition. Pedagogy, shaping the future professional, must transform the educational paradigm itself in order to successfully respond to the challenges of the modern era.

Текст научной работы на тему «Диалектическое мышление как основа современного профессионального образования»

УДК 378.14

DOI 10.24411/2409-3203-2019-11049

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Поляруш Альбина Анатольевна

к.п.н., доцент кафедры государственно-правовых и отраслевых юридических дисциплин ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация. Интеллектуальный труд, как и физический, обладает всеми признаками труда вообще. Одним из таких всеобщих признаков выступает опосредствованность. В случае физического труда эту опосредствованность обеспечивают орудия труда. В случае интеллектуального труда - это метод мышления. Другими словами, в учебном процессе необходимо лишь вывести метод, общий подход к познанию единого и многообразного мира и на его основе - преобразования природы. Таким всеобщим методом познания обладает диалектика. Педагогика, формирующая будущего профессионала, должна произвести трансформацию самой образовательной парадигмы, чтобы успешно отвечать на вызовы современной эпохи.

Ключевые слова: образование, знание, интеллект, способ мышления, метод, логика, противоречие.

DIALECTIC THINKING AS THE BASIS OF MODERN VOCATIONAL EDUCATION

Polyarush Albina. A.

PhD, Associate Professor of Department of state law and branch legal disciplines Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk

Abstract. Intellectual labor, like physical labor, has all the attributes of labor in general. One of such universal signs is mediation. In the case of physical labor, this mediation is provided by tools. In the case of intellectual labor, this is a method of thinking. In other words, in the educational process it is only necessary to derive a method, a general approach to the knowledge of a single and diverse world and, on its basis, the transformation of nature. Dialectics has such a universal method of cognition. Pedagogy, shaping the future professional, must transform the educational paradigm itself in order to successfully respond to the challenges of the modern era.

Keywords: education, knowledge, intelligence, way of thinking, method, logic, contradiction.

Современное состояние общества характеризуется как постиндустриальное. Доминирующую позицию в структуре труда приобретает переработка информации, главной движущей силой экономики становится человеческий интеллект, высокообразованные люди. Совершенно очевидно, что в современных условиях сфера образования приобретает ключевые позиции в развитии инновационной экономики.

«... люди чувствуют себя зажатыми в тиски неумолимых противоречий и вынуждены их решать, а старые, испытанные веками способы их решения обнаруживают всю свою беспомощность» [2, с. 165].

Постнеклассическая рациональность, сложившаяся во второй половине 20 века, настоятельно требует изменить способ мышления, способ познания мира, поскольку образ мыслей определяет образ жизни людей. Это значит, что необходимо преобразовать сознание, т.е. перевести мышление с рассудочного уровня на уровень разума.

К сожалению, центральную догму о предназначении профессионального образования лишь для формирования чисто профессиональных навыков, заключающихся в овладении чисто практическим действием, трудно не только разрушить, но даже расшатать. Достаточно провести даже незначительный критический анализ набора компетенций (именно набора, а не стройной системы!), требуемых Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по любому из направлений подготовки бакалавров или магистров, и мы установим общую закономерность: незначительное количество общекультурных или универсальных компетенций и несметное количество профессиональных. Возможно, в этих нескольких общекультурных компетенциях заложен глубокий и широкий смысл, отвечая замыслу -«общие»? Однако нет: если бы теоретики высшего образования, действительно, преследовали цель формирования культурного человека, то достаточно было сказать лишь об одной компетенции: культура мышления. И при этом все другие - и общепрофессиональные, и профессиональные - потеряли бы всякий смысл и оказались бы излишними.

Бесспорно, школа призвана в первую очередь формировать знания обучающихся. Знание - это усвоенная информация. Усвоить информацию значит свободно ею оперировать. Главное условие усвоения информации - её осмысление. Эта возможность и необходимость заключена в диалектическом способе познания, представляющем собой нерасторжимое единство формальной и диалектической логики.

Наша школа очень далека от реального процесса формирования мышления. «Переход к мышлению есть ... тождество разума и способа существования» [1, с. 256].

Сила мышления как творческой способности измеряется именно умением распознать единство в разнообразии взаимно противоречивых фактов. Увидеть «единство во многообразии» - такова сила диалектического мышления.

Интеллектуальный труд, как и физический, обладает всеми признаками труда вообще. Таким всеобщим признаком выступает опосредствованность. В случае физического труда - эту опосредствованность обеспечивают орудия труда. В случае интеллектуального труда - это метод мышления. Заметим, что орудия труда - результат мыслительной деятельности. Мышление без деятельности невозможно даже помыслить. Именно учебный процесс по своей природе и общественному предназначению должен формировать способ мышления, т.е. освоения окружающей среды на основе познанных закономерностей. Поскольку человек не приспособлен ни к какой среде, постольку его мышление должно обладать свойством универсальности, чтобы не изобретать каждый раз велосипеда, попадаю в новые обстоятельства. Следовательно, учебный процесс должен в качестве основы положить диалектику - науку об общих законах мышления. Однако самое главное достоинство диалектики заключается не только в абстракции (трансформации действительности в мысль), но и о законах практической реализации мысли в действительность, т.е. абстракции - в практической деятельности.

Диалектика выступает и как логика - наука о мышлении, и как наука о теоретическом и практическом овладении, освоении мира общественным человеком.

Человек, использующий категории диалектики в качестве остро отточенных инструментов критического и системного мышления, получает надёжный метод инновационного (рационального) преобразования мира. Если мы ищем универсальные знания, «на все случаи жизни», то самый оптимальный вариант - овладение знанием о способах получения знаний, т. е. речь надо вести о способе познания вообще.

Поскольку окружающий мир обладает системностью, то и процессы, отражающие мир в нашем сознании в виде идеальных образов, тем более обладают чёткой закономерностью и системностью. Поэтому процесс мышления укладывается в алгоритм.

Диалектика - наука о всеобщей связи. Эта-то всеобщая связь и не устанавливается в образовательном процессе. Вместо системы знаний студенту и школьнику предлагаются наборы информационных блоков, не связанных между собой причинно-следственными связями, игнорирующие современный принцип научного знания «универсальный эволюционизм». Поэтому в сознании студента не складывается единой системы понятий, а поскольку понятие - орудие познания, то наш выпускник не способен познавать мир и себя, следовательно, не способен на инновационное преобразование социально-экономической сферы, тем более - создавать будущее благополучное общество.

Законы, по которым появляется, функционирует и развивается общечеловеческое мышление, изучает наука Логика. Всякая наука есть прикладная логика. При обратном движении мысли: если нет логики, то и нет науки, следовательно, и учебного предмета. Вывод: современный учебный процесс необходимо органически соединять с формальной и диалектической логикой, т е. учить обучающихся мыслить.

Что значит мыслить? Мыслить, значит, в первую очередь, обобщать: не вырабатывать в себе навык выполнения какой-либо узкой операции, что сходно с элементарным мышлением обезьяны, а распространить (перенести) особенности определённого вида деятельности на другой вид деятельности, схватывая и удерживая общие закономерности этих двух видов деятельности. Это лишь схема. На самом деле диалектическое мышление способно эффективно осуществлять этот перенос метода действия на многообразные ситуации. А это есть опыт. Опытный специалист - не тот, который отработал на одном станке 10 лет, а тот, который с лёгкостью освоит новую операцию и совершенствует способ её выполнения. Но формирования такого специалиста

- профессионала, к сожалению, ФГОСы ВО не требуют.

Чтобы понять, как необходимо преобразовать мышление, чтобы выпускника вуза уже можно было причислить к опытным профессионалам, необходимо немного углубиться в теорию познания.

В диалектике ступеней обобщения первую, низшую, ступень занимает язык. Слово

- элементарная частица языка. Слово в миллиарды раз увеличивает производительность труда в отражении окружающего мира. Но люди, движимые всеобщим законом экономии времени, вынуждены подниматься на вторую ступень обобщения - науки. Люди на этой ступени оперируют понятиями.

Понятие - основная форма мышления. Любая мысль выражается в понятиях. Вторая форма мысли - суждение - складывается из понятий, с тем, чтобы слиться в понятии, раскрывая его отдельные стороны, характеризуя его. Понятие - одновременно фундамент и венец мысли, исходный материал и конечный результат суждений. Понятие - то, из чего строится мысль, и то, что строится в ходе мышления.

Понятие есть основная и высшая форма мышления, обеспечивающая закрепленное словом отражение в сознании выделенных путём обобщения и абстрагирования существенных признаков предметов, явлений материального мира, их свойств и отношений. Критическое мышление формируется на основе системного мышления. Установление родо-видовых отношений в процессе составления сборника понятий - это, по сути, и есть формирование и проявление системного мышления. При разрешении противоречий (проблем) человеческий интеллект не способен вырваться из плена многовариатности решений, не прибегая к обобщению и ограничению понятий. Именно эти операции с понятиями и лежат в основе сборника понятий.

Индикатором глубины научного проникновения в сущность предмета служит содержание и объём понятия. Гегель: «Понятие надо вывести, а не произвольно или механически взять, не «раскрывая», не «уверяя», а доказывая, исходя из противоречий.. .в них всё развитие» [1, с. 347].

Противоречием очерчивается вся сфера предметной деятельности. Поэтому важно в преподавании любого предмета предварительно выявить его исходное противоречие. Фиксируя тем самым не только границы его качественной определённости, но и внутреннюю природу этого качества. Только отсюда можно двигаться по пути конкретизации понятия.

Объективные явления «выводятся « друг из друга в том смысле, что развитие вещей закономерно приводит к новому состоянию противоречия. Вещь в мышлении оценивается через форму её реальных взаимосвязей, причин и условий [3].

Всеобщие законы изменения природы человеком - это есть всеобщие законы природы, в согласии с которыми человек только и может успешно её изменять. Их «специфика» заключается как раз в их универсальности, то есть в том, что они - законы не только субъективной деятельности, а законы, одинаково управляющие движением и объективной реальности, и субъективной человеческой деятельности.

Образовательная система предполагает способность субъекта педагогической деятельности в любой предметной форме обнаруживать форму всеобщую и делать её основанием, опорой движения субъективности студента в согласии с конкретным предметным содержанием. Сущность вещи постигается лишь в движении теоретических абстракций. Моделирование динамических систем и есть движение теоретических абстракций. Теория же вообще существует только там, где есть сознательно проведённое стремление понять все особенные явления как необходимые модификации одной и той же конкретной всеобщей субстанции. Научное моделирование как раз и основано на выявлении всеобщей субстанции, говоря другими словами, приступая к моделированию системы, мы обязаны найти начало вещи, т.е. то всеобщее, которое имеет в составе своих предпосылок потенциальные возможности преобразования в особенное.

Литература:

1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: «Мысль». 1977. - 303 с.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: «Политиздат». 1992. - 464 с.

1. Поляруш А.А. Значение диалектического мышления в решении проблем современного образования URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-dialekticheskogo-myshleniya-v-reshenii-problem-sovremennogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 15.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.