История идей и современность
УДК 162.6
DOI 10.25688/2078-9238.2020.34.2.04
А.Е. Черезов
Диалектическая логика Г. Гегеля
В статье анализируется природа понятия в философии Гегеля. Показывается, что онтологическое основание понятия выражает диалектику живого, которая представлена раздвоением на две противоположные формы, образующие процесс самодвижения и развития. Раздвоение живого на идеальную и материальную формы раскрывается в философии Аристотеля. Идеальная душа выступает в виде внутренней цели. Понятие, согласно Гегелю, есть то же самое, что душа в трактовании Аристотеля. Это позволяет уточнить природу понятия как внутреннего фактора управления органической системой. Внутренняя цель выполняет функцию управляющей, организующей программы, которая в процессе реализации переходит в материальную форму. Переход от идеальной формы в материальную представляет собой диалектику снятия. При этом форма отрицается, а содержание сохраняется, но уже в противоположной форме. Принцип идеи как единства противоположных форм одного и того же содержания воплощается в строении живого. Формы переходят друг в друга, что логически выражается как отрицание отрицания или двойное отрицание.
Ключевые слова: понятие; диалектика; раздвоение на противоположности; самодвижение; идеальная душа.
Логика Гегеля, как отмечают многие авторы, отличается от формальной логики. Она описывает развитие, в основе которого лежит общий принцип понятия. Какова онтологическая основа диалектической логики в системе Гегеля? Известный классик марксисткой философии А.М. Деборин подчеркивает, что Гегель непосредственно оказал огромное влияние на Маркса. Он составляет вершину классической немецкой философии, ее завершение. Диалектический материализм — это синтез диалектического метода Гегеля с материалистическим пониманием природы и истории [5, с. 3].
Многие исследователи говорят о сложности в понимании системы Гегеля. Споры идут относительно интерпретации смысла основных понятий, диалектики как методологии развития. Что такое «абсолют», «идея», «понятие»,
© Черезов А.Е., 2020
«снятие», «логика развития»? Французский исследователь биографии философа Жак Д-Онт отмечает: «У Гегеля все шиворот-навыворот. "Конец, — говорит он, — только потому и конец, что он одновременно начало"» [6, с. 9].
Нарушение привычных представлений, причинно-следственных связей объясняется природой понятия. В процессе развития понятие переходит (снимается) в себя, но в противоположной форме. Единство идеальной и материальной форм понятия образует природу идеи как единство противоположностей. Логика развития выражает природу идеи в качестве развивающегося принципа жизни. На уровне разумного индивида идея — это дух в виде мышления, самосознания. Дух пребывает в постоянной деятельности, процессе познания и практической деятельности. Понятие раздваивается на идеальную и материальную формы одного и того же содержания. Идеальная форма в процессе снятия переходит в материальную форму того же содержания. Понятие имеет тот же смысл. На уровне живого организма понятие — это зародыш, который в процессе развития формирует организм. В своем генезисе оно представляет собой внутреннюю цель живого, которая реализуется в целесообразной деятельности, переходя в материальную форму. «Жизнь животного, — пишет Гегель, — будучи этой высшей точкой природы, есть абсолютный идеализм, поскольку определенность своей телесности она имеет вместе с тем в совершенно текучем виде внутри себя... Животное есть существующая идея... единство существует в животном. и это сущее в себе единство есть душа, понятие, присутствующее в телесности» [2, с. 438-439].
С научной точки зрения природа понятия представляет собой процесс развития зародыша в онтогенезе, содержание информации (идеального) генотипа переходит в противоположную форму, запрограммированную в геноме. Информация — это носитель идеального содержания, а ее реализация образует материальную форму организма. Две противоположности единого соединяет кольцевая связь.
Отметим, что «идеальное» у Гегеля появляется на уровне живой природы. По Аристотелю, идеальная душа есть начало жизни. Согласно концепции Д.И. Дубровского, идеальное — это воспринимаемая информация в виде кодов, поступающая из внешнего мира в сознание. Кроме того, она представлена на уровне живых систем, в виде программ в геноме. В процессе эмбрионального развития на основе информации формируется фенотип, организм, который по содержанию является отпечатком, копией генотипа.
Принцип живого представляет собой кольцевой процесс воспроизводства, перехода информационной программы в деятельность организма, что обеспечивает самосохранение и воспроизводство. Генотип через фенотип себя воспроизводит, сохраняет. Движение, развитие понятия связано с кольцевой формой, что выражается в системе Гегеля как логика двойного отрицания, отрицание отрицания. Второе отрицание обеспечивает возврат к начальной форме. Кольцевая структура, замкнутая на себя, порождает принцип диалектического движения, обозначаемого триединством в виде тезиса, антитезиса,
синтеза, живое есть причина самого себя. Идея выражает принцип жизни в его развитии, это единство противоположностей, связанных кольцевой связью. В природе идеи пересекаются: диалектика, принцип живого и природа бога. Анализируя проблему генезиса диалектики, известный логик д-р филос. наук А.А. Ивин пишет: «История диалектики уходит своими корнями в историю религии... Ситуация с данным принципом настолько сложна и запутана, что обычно именуется "проблемой триединства". У Гегеля вообще трудно найти что-то изложенное ясно, но в своих туманных рассуждениях о триединстве он превосходит, как кажется, самого себя» [7, с. 77-83].
Обнаруживается такая закономерность: логическая форма развития согласно диалектическому движению «тезис - антитезис - синтез» содержит три составляющих формы, которые, исходя из природы понятия, есть одно и то же, но с изменением формы идеальное содержание переходит в материальное, а материальное — в идеальное. Такое движение, выражаемое как причина самого себя, осуществляет процесс бесконечного воспроизводства. Триединство бога и триединство диалектического самодвижения совпали. Это образное представление диалектики живого в его развитии.
О таком диалектическом движении понятия пишет Ю.Р. Селиванов: «Это знаменитое триадическое гегелевское движение или двойное диалектическое отрицание в феноменологии духа отличается от подобного движения в философии. [в ней] триадическое движение в целом имеет характер кругового движения, отчуждения в инобытие и возвращения из инобытия в себя, что объясняется природой понятия» [9, с. 171].
Приведем еще одно замечание А.А. Ивина, касающееся гегелевской трактовки: «Бог сам по себе, по своему понятию есть непосредственная, разделяющая и возвращающаяся в себя сила, он является таковым в качестве непосредственно к самой себе относящейся отрицательности, т. е. абсолютной рефлексии в себя, что уже есть определение Духа. Гегель. замечает, что этот процесс есть не что иное, как игра самосохранения» [7, с. 83].
В этом фрагменте выделим отрицательность и процесс — «разделяющая и возвращающаяся в себя сила». Под отрицательностью в системе Гегеля понимается природа идеального. Процесс, который возвращается к самому себе, выражает сущность живого. Таким образом, сущность живого — это процесс, который порождает самого себя и тем самым сохраняется.
Определение бога через сущность живого рационализирует диалектику самодвижения и раскрывает онтологический смысл триединства бога. Гегель пишет: «Мы видели, чем является бог в себе и для себя: он есть этот жизненный процесс, триединство, в котором всеобщее противопоставляет себя самому себе и в этом противопоставлении тождественно с собой. В этом элементе вечности бог есть совпадение с самим собой, смыкание с самим собой» [3, с. 287].
Таким образом, понятие в своей полной форме — это идея, она есть идеальная форма организма, переходящая в материальную форму. В этом состоит онтологическая основа философии Гегеля. Для современной науки сущность
живого открылась в понимании природы генетической информации и ее реализации в онтогенезе. Информация — это знаковая система, которая несет в себе определенное содержание, в ней записаны строение и функции организма. В процессе эмбрионального развития идеальное содержание генетической информации переходит в содержание фенотипа, организма, сформированного на основе генетической информации. Обнаруживается раздвоение живого на две формы, идеальную и материальную, которые составляют тождество. В определении Гегеля они образуют истину, поскольку истина есть совпадение понятия с его материальным значением. По поводу истины Гегель пишет: «Если объективная истина есть сама идея как соответствующая понятию реальность... она истина для субъективного понятия или в нем, в знании. идея сообщает себе. такое содержание, основа которого дана и в котором была снята лишь форма внешности» [1, с. 718]. Понятие имеет несколько определений, на уровне живой природы понятие — это идеальная душа. Душа — это внутренняя цель, программа, которая управляет организмом, определяет его функции. В современной терминологии душа — это управляющая информационная программа. Понятие на уровне разумного индивида — это дух, который трактуется как самосознание, мышление. Высшая форма жизни, абсолютный дух выражается в искусстве, религии и философии. Их смысл в осознании самого себя, своего предназначения, определении смысла и цели жизни, в развитии и сохранении культуры, духовной формы жизни народа.
Понятие развития у Гегеля употребляется в двух разных смыслах. Индивидуальное развитие, онтогенез — это процесс развертывания программы от зародыша до зрелого организма, воспроизводство генетической информации в фенотипе. В современной науке различие между онтогенезом и развитием в филогенезе имеет принципиальное значение. Формула «тезис, антитезис, синтез» используется Гегелем для обозначения движения понятия, развития организма в онтогенезе. В развитии понятия ничего нового не добавляется, а осуществляется переход одной формы содержания (идеального) в противоположную, материальную форму.
Отличие диалектического понятия от формальной логики отмечает А.М. Деборин: «Это понятие, которое является одновременно и предметом, составляет единство противоположностей. Гегелевское учение о конкретном понятии. имеет огромное значение. Оно составляет основание гегелевской диалектики. Понятие и есть то, что содержит в себе противоположные определения» [5, с. 201].
Появление идеального понятия сопряжено с природой живого. Начало идеальности Гегель связывает с растительным организмом: «Если геологический организм есть всего лишь система построения образов без идеальности, то с субъективностью растительной жизни эта идеальность появляется на сцене. Но как присутствующая во всех своих членах идеальность, жизнь есть существенно живое. есть причина самого себя» [2, с. 379]. Живое, как обладающее идеальным понятием, отличается от неживого, поэтому развитие
в понимании эволюции Гегель соотносит с развитием живого субъекта. Относительно этого различия Гегель пишет: «Антиномия фатализма (вместе с детерминизмом) и свободы равным образом касается противоположности между механизмом и телеологией, ибо свободное есть понятие в своем существовании. в механизме понятие не существует в объекте, потому что объект этот как механический не содержит самоопределения» [1, с. 672-673]. Свобода определяется как свойства живых существ, но более высокая свобода характерна для жизни духа, присущего человеку. Противопоставление свободы и необходимости связывается с природой идеального понятия, которое есть внутренняя цель. Неживые объекты не содержат в себе понятия, поэтому не развиваются, как это свойственно живым организмам. Таким образом, идея состоит из двух форм одного и того же содержания, идеальной формы и материальной формы одного и того же понятия, которое в таком виде выступает как идея. «Идея, — пишет Гегель, — есть истина в себе и для себя, абсолютное единство понятия и объективности. Ее идеализированное содержание есть не что иное, как понятие в его определениях. Ее реальное содержание есть лишь раскрытие ее самой в форме внешнего существования, и, замыкая эту форму в своей идеальности, идея удерживает ее в своей власти, сохраняет, таким образом, себя в ней» [4, с. 320-321]. Истина — это определение отношения между идеальным понятием и объектом знания. Последнее определяется по своей форме как идеальная форма, как объективная информация, а объект познания — как материальная форма. Применительно к живому организму это тождество идеальной и материальной формы выступает как связь идеальной души и материального тела.
Абсолютный идеализм как определение всей системы диалектики Гегеля основан не на философии Платона, а носит эмпирический характер, так устроено живое существо, которое раздвоено на противоположные формы одного содержания. Анализируя живое существо как раздвоение на идеальное и материальное, Гегель пишет: «Животная субъективность заключается именно в том, что в своей телесности и в своем соприкосновении с внешним миром она сохраняет сама себя. Животный организм есть, таким образом, это удвоение. И поэтому жизнь животного, будучи этой высшей точкой природы, есть абсолютный идеализм, поскольку определенность своей телесности она имеет вместе с тем в совершенно текучем виде внутри себя. Животное есть существующая идея» [2, с. 438]. Идеальность, которая есть знаковая форма содержания, обладает текучестью, она управляет организмом, объединяет систему в одно целое. Выше мы уже говорили, что идеальная текучесть в понимании управляющего начала соответствует современному пониманию природы информации. С научной точки зрения информация представлена в виде знаковой системы, программами управления. Организм, разделенный на информацию генотипа и ее реализацию в виде фенотипа, выступает как раздвоенный на противоположные формы. Согласно Гегелю такое раздвоение составляет природу идеи, поскольку эти формы отражают друг друга, переходят одна в другую.
Следовательно, абсолютный идеализм, по Гегелю, не основан на том, что мир создан идеальной силой. Природа абсолютного идеализма основана на структуре идеи, под которой понимается устройство живого организма в виде раздвоения на понятие и его реализацию, в виде перехода (снятия) в противоположную форму. Абсолютная идеальность понятия означает истину, тождество между понятием и реальностью понятия.
Деление понятия на идеальную и материальную формы порождает вопрос об их связи. Главная фигура в процессе развития живого — это кольцевая связь между противоположными формами понятия. Поэтому логика «тезис, антитезис, синтез» основана на круговом отношении между двумя противоположностями. В литературе, посвященной диалектике Гегеля, часто обсуждается природа, смысл и значение круговой связи.
Таким образом, в основе диалектики Гегеля лежит структура идеи, которая есть принцип живого. Интересную концепцию основания диалектики предложили итальянские философы Дж. Реале и Д. Антисери, они пишут: «Вырисовывается основное ядро. шифр гегелевской диалектики: раздвоение реальности на противоположности и "снятие" такого раздвоения в некоем высшем "синтезе". Дух кругообразен, начало и конец совпадают в динамике. субстанции как в замкнутом в себе круге. Диалектика. представляет собой описанное здесь неустанное круговое движение. он прибегает к диалектике неоплатонизма. развитие реальности в триадичном ритме как "топе" ("пребывание"), "proodos", ("выход") и "epistrophe" ("возвращение")» [8, с. 73].
Шифр гегелевской диалектики — это процесс воспроизводства живого существа, логика живого. Структура живого раздвоена на материальную и идеальную формы. С одной стороны, они противоположны, с другой — тождественны по содержанию, соединены кольцевой связью. Первая форма — это тезис, переход к противоположной форме — антитезис, а связь между ними образует синтез. Триадичность выражается как отрицание отрицания. Снятие отрицает форму противоположности, но сохраняет содержание. Первое снятие — это переход от идеального к материальному, второе отрицание — обратный переход, возвращение к идеальной форме.
Гегель прибегает к разъяснению природы понятия на примере развития организма: «В природе ступени понятия соответствует органическая жизнь. например, растение развивается из своего зародыша. Последний содержит внутри себя уже все растение, но идеальным образом. мы не должны понимать его развитие так, будто различные части растения: корень, стебель, листья. уже существуют в зародыше реально. то, что пока имеется лишь идеально, рассматривается как уже существующее» [4, с. 266]. Зародыш, согласно Гегелю, это идеальная форма организма, который формируется на основе идеального понятия. Этот процесс можно выразить современными понятиями, зародыш содержит генетическую информацию, на основе которой формируется организм, поэтому информация и организм противоположны по форме, но тождественны по содержанию. Идеальное понятие в качестве зародыша обладает содержанием,
которое при развитии переходит в материальную форму. Внутренняя цель переходит в материальную форму при ее осуществлении. Гегель называет этот переход диалектическим снятием, форма отрицается, а содержание сохраняется, но в противоположной форме. Определяя идею как непосредственно жизнь, Гегель пишет: «Непосредственно же идея — это жизнь, идея есть, во-первых, жизнь — понятие, которое, отличенное от своей объективности, простое внутри себя, пронизывает свою объективность и как самоцель имеет в ней свое средство. именно понятию свойственно раздвоение. Понятие содержит в своей простоте заключенную внутри себя определенную уже внешность» [1, с. 695-700]. Следовательно, понятие содержит в себе определенность организма в идеальной форме. Такое отношение характеризует природу живого, оно раздвоено на идеальную душу и материальное тело. Понятие выступает как внутренняя цель, которая реализует себя через формирование организма.
Онтология понятия в философии Гегеля связывается с логикой живого, организм представлен как развивающийся принцип, заключенный в идее. Она включает в себя идеальное понятие и материальную форму понятия. В какой мере описанная структура понятия соответствует современным представлениям? Живые системы в функциональном смысле раздвоены на две противоположные формы.
Анализируя общий принцип живых систем, немецкий ученый М. Эйген пишет: «Вопрос о возникновении жизни часто представляют как вопрос о "причине и следствии". не может быть организованной "функции", если нет "информации", а эта "информация" приобретает смысл только через "функцию", которую она кодирует. Такую систему можно сравнить с замкнутой петлей» [10, с. 10-14]. Информация здесь выполняет роль генотипа, а ее функция — роль фенотипа. Информационная программа формирует фенотип, который сохраняет и размножает программу. В результате кольцевого процесса информационная программа через фенотип себя воспроизводит, сохраняет. Природа живой системы представлена процессом воспроизводства себя, структура общего принципа раздвоена на противоположные формы, информацию и ее реализацию в фенотипе. На языке кибернетики, кольцевая связь — это обратная связь, основа систем самоуправления, самоорганизации. Между понятием в философии Гегеля и современной наукой об управлении в вопросе структурного принципа живого обнаруживается определенная аналогия. Онтология понятия, диалектика понятия основываются на логике живого, воспроизводства и эволюции органической природы.
Литература
1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997. 799 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия природы. М.; Л., 1934. 683 с.
3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 2. 287 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Ч. 1. М.; Л., 1930. 367 с.
5. Деборин А.М. Диалектика в немецкой классической философии. М.: Либроком, 2019. 304 с.
6. Д-Онт Ж. Гегель. СПб.: Владимир Даль, 2012. 511 с.
7. Ивин А.А. Что такое диалектика. Очерки философской полемики. М.: Проспект, 2017. 192 с.
8. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб.: Петрополис, 1997. 880 с.
9. Селиванов Ю.Р. Метод феноменологии духа // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. М.: Канон+, Реабилитация, 2010. 672 с.
10. ЭйгенМ. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М.: Мир, 1973. 214 с.
Literatura
1. Gegel' G.V.F. Nauka logiki. SPb.: Nauka, 1997. 799 s.
2. Gegel' G.V.F. Filosofiya prirody'. M.; L., 1934. 683 s.
3. Gegel' G.V.F. Enciklopediya filosofskix nauk. M., 1974. T. 2. 287 s.
4. Gegel' G.V.F. Enciklopediya filosofskix nauk. Ch. 1. M.; L., 1930. 367 s.
5. Deborin A.M. Dialektika v nemeczkoj klassicheskoj filosofii. M.: Librokom, 2019. 304 s.
6. D-OntZh. Gegel'. SPb.: Vladimir Dal', 2012. 511 s.
7. Ivin A.A. Chto takoe dialektika. Ocherki filosofskoj polemiki. M.: Prospekt, 2017. 192 s.
8. Reale D., Antiseri D. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashix dnej. T. 4. Ot roman-tizma do nashix dnej. SPb.: Petropolis, 1997. 880 s.
9. Selivanov Yu.R. Metod fenomenologii duxa // «Fenomenologiya duxa» Gegelya v kontekste sovremennogo gegelevedeniya. M.: Kanon+, Reabilitaciya, 2010. 672 s.
10. E'jgen M. Samoorganizaciya materii i e'volyuciya biologicheskix makromolekul. M.: Mir, 1973. 214 s.
A.E. Cherezov
Dialectical Logic of G. Hegel
The article analyzes the nature of the concept in Hegel's philosophy. It is shown that the ontological basis of the concept expresses the dialectic of the living, which is represented by a split into two opposite forms that make the process of self-movement and development. The division of the living into an ideal form and a material form is revealed in the philosophy of Aristotle. The ideal soul acts as an inner strength. The concept, according to Hegel, is the same as the soul in Aristotle. This interpretation allows us to clarify the nature of the concept as an internal factor in the management of an organic system. The inner goal performs the function of a managing organizing program, which turns into a material form in the process of realization. The transition from an ideal form to a material form is a dialectic of withdrawal. In this case, the form is denied, and the content is preserved, but in the opposite form. The principle of the idea as the unity of opposite forms of the same content is embodied in the structure of the living. Forms move into each other, which is logically expressed as negation of negation or double negation.
Keywords: concept; dialectics; division into opposites; self-movement; ideal soul.