Научная статья на тему 'ДИАГРАММА ИСИКАВЫ КАК МЕТОД АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ КОМПАНИИ'

ДИАГРАММА ИСИКАВЫ КАК МЕТОД АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1855
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГРАММА / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ ДИАГРАММА / ДИАГРАММА ИСИКАВЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ / ВЫВОД / ПРОБЛЕМА / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПЧР / ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПОСТРОЕНИЯ ДИАГРАММЫ / ПРИТОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова А.С.

Рассматриваются возможности применения причинно-следственной диаграммы Исикавы для анализа проблем в деятельности компании и поиска путей их решения. Диаграмма Исикавы позволяет все причины той или иной проблемной ситуации свести к наглядному виду и найти среди них главную. С помощью данного метода исследовано снижение продажи услуг офтальмологической клиники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Павлова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАГРАММА ИСИКАВЫ КАК МЕТОД АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ КОМПАНИИ»

УДК 330

А.С. Павлова

ДИАГРАММА ИСИКАВЫ КАК МЕТОД АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ КОМПАНИИ

Рассматриваются возможности применения причинно-следственной диаграммы Исикавы для анализа проблем в деятельности компании и поиска путей их решения. Диаграмма Исикавы позволяет все причины той или иной проблемной ситуации свести к наглядному виду и найти среди них главную. С помощью данного метода исследовано снижение продажи услуг офтальмологической клиники.

Ключевые слова: диаграмма, причинно-следственная диаграмма, диаграмма Исикавы, предприятие, менеджмент, структура организации, вывод, проблема, решение проблемы, ПЧР, основные шаги построения диаграммы, приток потребителей.

Хорошие результаты дает применение причинно-следственной диаграммы Исикавы, или, как ее еще называют, диаграммы «рыбья кость», для углубленного анализа проблем в деятельности компаний и поиска путей их решения. Построение диаграммы Исикавы будет полезно в тех случаях, когда на предприятии что-то пошло не так, например, предприятие начало выпускать брак или, снизилось качество оказываемых потребителям услуг. В общем сформировалась проблемная ситуация, которую необходимо устранить.

Диаграмма Исикавы позволяет все причины той или иной проблемной ситуации свести к наглядному виду и найти среди них главную [3, 225-227]. Не случайно, это один из основных методов в менеджменте качества [1].

Таблица 1

Группировка и ранжирование причин, вызвавших снижение

_продажи услуг офтальмологической клиники_

№ Группы причин снижения продаж Причины снижения продаж компании S O D ПЧР ПЧР max ПЧР max,%

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 Персонал Отсутствие заинтересованности в результате 8 5 3 120 480 47,2

Плохая программа мотивации 6 10 8 480

Низкий уровень квалификации 7 2 5 70

Отсутствие программ обучения 3 8 2 48

2 Продукция Высокая стоимость продукции 5 10 3 150 245 24,1

Отсутствие уникальной/эксклюзивной продукции 7 7 4 196

Ограниченный ассортимент 7 5 7 245

Среднее качество продукции 4 8 2 64

Низкий спрос на предлагаемый товар 2 7 3 42

3 Внешняя среда Не стабильный курс валюты 6 5 2 60 112 11

Давление со стороны конкурентов 8 3 2 48

Неудачное месторасположение 7 4 4 112

Состояние экономики 4 2 5 40

Рыночные условия 4 2 5 40

4 Поставщики Месторасположение 2 4 5 40 180 17,7

Условия поставок 3 6 7 126

График поставок 4 2 5 40

Минимальное количество контрагентов 5 8 2 80

Качество доставляемого товара 2 7 8 112

Условия транспортировки 5 4 9 180

1017 100

© Павлова А.С., 2019.

Научный руководитель: Храмцова Елена Романовна - доктор экономических наук, Самарский государственный экономический университет, Россия.

Вестник магистратуры. 2019. № 4-4(91)

ISSN 2223-4047

В таблице по десятибалльной шкале дана оценка следующих показателей:

S - степень значимости причины;

О - угроза возникновения;

D - возможность обнаружения.

Исследование результатов деятельности офтальмологической клиники показало, что в последнее время значительно снизились объемы продажи медицинских услуг. Причины и факторы, определяющие данную ситуацию, сгруппированы и ранжированы в следующей таблице, которая облегчает последующее построение диаграммы.

Далее рассчитан показатель ПЧР, как произведение SxOxD. Данный показатель будет характеризовать степень риска возникновения исследуемой проблемы. Следующим шагом определяется наибольшее значение этого показателя (ПЧР max и ПЧР max в процентах).

На основе данных таблицы построена диаграмма Исикавы (рис. 1). Структура диаграммы довольно проста [2, 181.]:

1.Голова рыбы - отражение проблемы или явления. В нашем случае это снижение объема продаж.

2.Основа диаграммы (скелет рыбы). Тут отображаются основные группы причин, которые могли повлиять на ситуацию, в целом (колонка 2 таблицы). При чем эти группы причин размещаются от более значимых к менее значимым по показателям ПЧР max, от головы к хвосту.

3.«Почему это могло произойти?» - обычно, после ответа на этот вопрос у диаграммы появляются «кости» второго порядка. Они сформированы на основе информации из колонки 3 таблицы).

4.В хвосте рыбы указываются все возможные решения проблемы.

Проведенный анализ позволил определить, что главной группой причин, вызвавших снижение объема продажи услуг офтальмологической клиники является персонал, а именно его некомпетентность и отсутствие мотивации. Для решения проблемы предлагаются следующие варианты:

1. Создание программы мотивации. Например, денежная программа мотивации простимулирует работников улучшить показатели личного плана объема продаж.

2.Проведение тренингов, а также научных конференций, поможет сотрудникам повысить свой уровень знаний, что повлияет, в дальнейшем, на их компетентность.

контрэп

1) Мини

количес

Рис. 1. Диаграмма Исикавы («рыбья кость»)

Что касается такого фактора, как продукция, то тут от компании требуются следующие действия:

1.Расширение ассортимента предлагаемых услуг. Например, отделу оптики стоит расширить свой ассортимент, начиная от оправ, заканчивая косметическими средствами по уходу за оптикой.

2.Снижение цен на некоторые услуги, либо предоставление скидок постоянным клиентам. Так же возможно проведение акций, которые повлекут за собой приток новых потребителей.

Таким образом, анализ, проведенный с помощью диаграммы Исикавы, позволил выявить причины снижения объемов продажи услуг офтальмологической клиники и наметить пути преодоления сложившейся ситуации.

Библиографический список

1.Годлевский В.Е., Изюменко Г.Н., Карпилова О.М., Кокотов В.Я., Система менеджмента качества, Самара: Самарский научный центр РАН, 2017, - 131 с.

2.Рассел, Джесси Диаграмма Исикавы / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 295 с.

3.Храмцова Е.Р. Теория и методология формирования мезологистических систем региональной розничной торговли // Дисс. д-ра экон. наук / Самарский государственный экономический университет. Самара, 2012, 309 с.

ПАВЛОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Самарский государственный экономический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.