Научная статья на тему 'ДИАГРАММА ИСИКАВЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИЗДЕЛИЯ'

ДИАГРАММА ИСИКАВЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИЗДЕЛИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / ДИАГРАММА ИСИКАВЫ / "РЫБИЙ СКЕЛЕТ" / ПРИЧИНЫ ДЕФЕКТА / РАНЖИРОВАНИЕ ПРИЧИН ДЕФЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадронова А.М., Мунина М.В.

Изучение теоретических аспектов управления качеством с применением диаграммы Исикавы, а также практическое ее применение на предприятии с целью выявления причин появления дефектной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадронова А.М., Мунина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАГРАММА ИСИКАВЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИЗДЕЛИЯ»

экономической деятельности предприятия в современных условиях. /Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов //Международный технико-экономический журнал. -2014. -№1. -С. 25-30.

2. Бородуля, Е.Б. Проблема оценки эффективности экономической деятельности предприятия /Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов //Международный технико-экономический журнал. -2014. -№2. -С. 43-49.

3. Жирнов, А.В. Проблемы обеспеченности материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий России /Жирнов А.В., Лапшина Г.В., Лапшина Е.Ю.//Главный агроном. -2012.- №10. - С.66-68.

4. Жирнов А.В. Совершенствование планирования деятельности районных агропромышленных объединений (на материалах Пензенской области):дис. ... канд. экономических наук: 08.00.05.- Москва. 2006. - 193 с

5. Жирнов, А.В. Методика и результаты исследований социальной ответственности агробизнеса /А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Международный технико-экономический журнал. -2013. - №6. - С. 65-68.

6. Зимин Н.Е. Диагностика финансового состояния предприятия: учебное пособие / Н.Е. Зимин. 3-е издание перераб. и доп. / М.: ООО «УМЦ «Триада»«, 2013. - 283 с.

7. Лапшина, Г.В. Влияние организационно-правовых форм хозяйствования на эффективность деятельности предприятий АПК Ульяновской области /Г.В. Лапшина, Н.Р. Александрова, А.В. Жирнов //Международный научный журнал. - 2012. - №4. - С. 56-59.

8. Лапшина, Г.В. Социальный пакет как элемент мотивации персонала / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов //Международный технико-экономический журнал. -2014. - №2. - С. 76-79.

Бадронова А.М. студент 5 курса Мунина М.В., к. э. н. научный руководитель, ст. преподаватель кафедра Экономики и управления, ЧФ КНИТУ-КАИ Российская Федерация, г. Чистополь ДИАГРАММА ИСИКАВЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ ИЗДЕЛИЯ Аннотация: Изучение теоретических аспектов управления качеством с применением диаграммы Исикавы, а также практическое ее применение на предприятии с целью выявления причин появления дефектной продукции.

Ключевые слова: причинно-следственные связи, диаграмма Исикавы, «рыбий скелет», причины дефекта, ранжирование причин дефектов.

Для наглядного представления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами менеджеры часто обращаются к диаграмме Исикавы, являющейся по существу инструментом

качества. По схематическому представлению, напоминающему рыбий скелет, можно встретить и другие названия диаграммы - «рыбий скелет» или «рыбья кость».

Диаграмма Исикавы позволяет выявить причины проблем процесса или факторы, влияющие на возникновение дефекта в изделии, а также определить параметры ключевые параметры процессов, влияющие на характеристики изделий. Как правило, для определения причинно-следственных связей факторов работает группа специалистов, а использование диаграммы Исикавы помогает группе достичь общего понимания проблемы. Когда строится диаграмма Исикавы, причины проблем распределяют по ключевым категориям. В качестве таких категорий выступают - человек, методы работы (действий), механизмы, материал, контроль и окружающая среда.

Методика построения.

1. Выбирается показатель качества для улучшения (анализа).

2. Показатель необходимо сформулировать как можно точнее, иначе даже правильно построенную причинно-следственную диаграмму будет затруднительно использовать для решения конкретной проблемы.

3. Далее определяются главные факторы (факторы первого порядка), влияющие на показатель качества. Для этого используется 5М факторы: человек, оборудование, материалы, технология, среда.

4. Определяются и записываются факторы второго порядка рядом с «большими костями» факторов первого порядка, на которые они влияют.

5. Определяются и записываются факторы третьего порядка рядом со «средними костями» факторов второго порядка, на которые они оказывают влияние. Для определения факторов второго, третьего и т.д. порядков рекомендуется использовать метод «мозгового штурма». Записи уровней (третьего, четвертого и т.д.) продолжается до тех пор, пока не будет найдена «корневая» причина дефекта.

6. Далее все возможные причины записываются в таблицы и ранжируются с целью определения степени влияния каждого из них на анализируемую проблему.

В качестве примера рассмотрим предприятие ООО «Сатурн», являющееся объектом исследования.

Предметом исследования принимается двигатель моторедуктора.

Задача исследования - выявление причинно-следственных связей для дефекта двигателя моторедуктора.

Построим причинно-следственную диаграмму для дефекта двигателя моторедуктора (рис. 2).

Для проведения ранжирования причин дефекта воспользуемся методикой БМЕЛ.

ЧЕЛОВЕК

Рис. 3.2. Диаграмма Исикавы на моторедуктор

Каждой из потенциальной причины дефекта поставим балл значимости, количественная оценка балла значимости варьируется от 1 до 10, где 1 наименее значимый дефект 10 наиболее значимый. Отказ двигателя приводит к неработоспособности изделия - это соответствует баллу значимости 8 (потеряна основная функция изделия), каждой причине присваивается одинаковый балл значимости, т.к. какова бы не была причина возникновения рассматриваемого дефекта, результат один - «не работает двигатель».

Возникновение (О) - частота, с которой проявляется рассматриваемый дефект, по тем причинам, которые были определены в диаграмме Исикавы. Количественная оценка (ранг) возникновения - от 1 до 10. Шкала характеризует степень возможности возникновения.

Для определения количественной оценки возникновения следует использовать статистические данные, либо можно делать субъективную оценку - члены межфункциональной команды предполагают, какова вероятность возникновения дефекта по тем или иным причинам.

Таблица 1

Ранжирование причин дефекта моторедуктора _

№ Причина (корневая) Значимость Возникнове ние Обнаруже ние ПЧР причины

1 - скрытый дефект поставщика 8 2 3 48

- попадание агрессивной

2 жидкости со стороны опорного подшипника вала двигателя 8 4 4 128

3 - попадание агрессивной 8 4 4 128

жидкости со стороны защелок

- попадание агрессивной

жидкости внутрь

4 моторедуктора из-за неприлегания облицовки ветрового стекла 8 4 4 128

- наличие на двигателе

5 крепежных отверстий, через 8 4 4 128

которые агрессивная жидкость попадает внутрь

6 - повышенная влажность при 8 2 2 32

хранении двигателя

7 - попадание влаги при 8 2 2 32

транспортировке двигателя

8 - попадание влаги при 8 2 4 64

транспортировки моторедуктора

9 - неправильная сборка изделия 8 2 1 16

- оборудование используемое

10 при установке двигателя повреждает выходной вал 8 1 2 16

Далее для каждой отдельной причины определяем балл обнаружения Б. Балл обнаружения изменяется от 10 для практически не обнаруживаемых дефектов (причин) до 1 - для практически достоверно обнаруживаемых дефектов (причин). После получения экспертных оценок Б, О, Б вычисляем приоритетное число риска ПЧР по формуле: ПЧР=БхОхБ (1)

Каждое ПЧР может иметь значения от 1 до 1000.

На предприятии ООО «Сатурн» документально установлена критическая граница для приоритетного числа риска (ПЧРгр) равная 100.

Определять ПЧРгр необходимо для того, чтобы отсеить менее значимые причины дефектов и усиливать своё внимание на причинах наиболее значимых.

По результатам ранжирования, мы выявили четыре основные причины, в результате которых появляется дефект «Отказ двигателя»:

1) попадание агрессивной жидкости со стороны опорного подшипника вала двигателя;

2) попадание агрессивной жидкости со стороны защелок;

3) попадание агрессивной жидкости внутрь моторедуктора из-за неприлегания облицовки ветрового стекла;

4) наличие на двигателе крепежных отверстий, через которые агрессивная жидкость попадает внутрь.

Разработка мероприятий должна быть направлена на устранение именно этих причин. Результативность и эффективность предпринятых мер можно будет оценить через 5-6 месяцев после их внедрения.

Точную оценку экономического эффекта провести не представляется возможным, т.к. для этого требуется время для того, чтобы разработанные мероприятия были массово внедрены на производстве и начата серийная поставка изделий с внедренными корректирующими мероприятиями потребителю.

Балобанова С. С. студент 3 курса факультет экономики и управления

Ахметшин Э.М. ассистент

кафедра экономики и менеджмента Елабужский институт Казанский федеральный университет

Россия, г. Елабуга СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Аннотация: В работе рассматриваются вопросы совершенствования мотивации персонала на предприятии. Совершенствование мотивации персонала основывается: во-первых, на материальном стимулировании, которое предоставляет возможность широкого спектра в «обратной связи» и реакцию сотрудников на повышение результативности организации; во-вторых, на нематериальном стимулировании, которое предоставляет возможность повлиять на эффективность предприятия в целом.

Ключевые слова: мотивация, эффективность, стимулирование.

Сосредоточься на том, что ты можешь изменить.

Остальное встанет на свои места.

В современном менеджменте мотивация представляет собой некий толчок, способствующий увеличению результативности и прибыльности предприятия. Мотивационные системы персонала необходимы предприятию для развития.

Как известно, работники на предприятии способны ускорить эффективность деятельности организации, если они действительно заинтересованы своей работой, или же понизить ее, нарушая первичный ритм работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.