Научная статья на тему 'Диагностико-моделирующий принцип как условие моделирования специфического двигательного действия в плавании для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (на примере спортсменов класса S-7)'

Диагностико-моделирующий принцип как условие моделирования специфического двигательного действия в плавании для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (на примере спортсменов класса S-7) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ / ПЛАВАНИЕ / ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ В СПОРТЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ / ЦИКЛОВОЙ РЕЗЕРВ / HYDROREHABILITATION / SWIMMING / PARALYMPIC SPORT / MODELING IN SPORT / TECHNICAL TRAINING / TRAINING OF HIGH-TRAINED ATHLETES / CYCLIC RESERVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Евгения Александровна, Никитина Александра Александровна

Формирование специфических двигательных умений и навыков паралимпийского пловца происходит на основании определения внешних связей данного субъекта с другими. В паралимпийском плавании это связь окружающей среды с гидродинамической системой «пловец-вода». Процесс формирования специфических двигательных умений и навыков пловца в спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в связи с широким спектром нозологических единиц должен быть основан на критическом осмыслении поступающей информации, то есть на аналитической работе по определению резервов совершенствования технической подготовленности, характерных для каждого из спортивно-функциональных классов. В данной статье представлены результаты исследования эффективности применения диагностико-моделирующего принципа непосредственно в условиях тренировочной деятельности высококвалифицированных пловцов спортивно-функционального класса S-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Евгения Александровна, Никитина Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostically-modelling principle as a condition of modeling specific motor actions in swimming. the principle is developed for the persons with musculoskeletal disorders (on the example of S-7 class athletes)

The formation of specific motor skills and abilities of the paralympic swimmer is based on the definition of the given object’s external connections with others. This is the connection between the environment and the «swimmer-water» hydrodynamic system. The formation process of the athlete’s specific motor skills and abilities in sport has to be based on critical analyzing of incoming information in connection with a broad range of nosological units. In other words, the analytical work is built on the definition of the technical training improvement’s reserves, which are characteristic for each of sports and functional classes. This article represents the researching results of the diagnostically-modeling principles efficient applying in direct conditions of the highly qualified sports and functional class S-7 swimmers training activity.

Текст научной работы на тему «Диагностико-моделирующий принцип как условие моделирования специфического двигательного действия в плавании для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (на примере спортсменов класса S-7)»

5. Столов, И.И. Диалектика техники физических упражнений / И.И. Столов, Ив. И. Столов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы XXVII международной научно-практической конференции. - Коломна, 2018. - С. 517-524.

6. Столов, И.И. К вопросу воспитания быстроты юных спортсменов / И.И. Столов, Ив. И. Столов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы XXIX международной научно-практической конференции. - Коломна, 2019. - С. 307-310.

7. Столов, Ив. И. Формирование силовых показателей у школьников 13-15 лет в системе дополнительного образования учебных заведений / Ив. И. Столов, Л. А. Кекова // Шаг в науку : материалы II научно-практической конференции института естествознания и спортивных технологий. -Москва, 2018. - С. 126-130.

8. Чесно, А.В. Клубная форма организации занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях / А.В. Чесно // Студенческий спорт: состояние и перспективы развития : материалы II региональной научно-практической конференции. - Сургут, 2019. - С. 68-71.

9. Чесно, А.В. Технология оценки физической подготовленности студентов / А.В. Чесно // Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : материалы ХУШ международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2019. - С. 83-87.

REFERENCES

1. Kekova, L.A. (2019), "Application fitness technologies in a teacher training College ", IXRussian scientific and practical conference "Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation", Moscow, pp. 94-96.

2. Kekova, L.A. (2017), "Development of speed and power skills in young men aged 15-17 using the crossfit system", Scientific and Practical Conference Institute of physical education and sports "Step into science ", Moscow, pp. 80-84.

3. Kuzheleva, M.S. (2018), "Development of muscles-stabilizers of girls aged 18-25 years doing power fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 163-167.

4. Palatkin, I.V., Idelevich A.R. and Shmyreva N.A. (2016), "Organizational aspects of health and fitness work with students of higher education institution", Journal of Siberian Medical Sciences, Vol. 4, pp. 3.

5. Stolov, I.I. and Stolov, Iv. I. (2018), "Dialectics of exercise techniques", XXVII International scientific and practical conference "People, health, physical education and sports in a changing world", Kolomna, pp. 517-524.

6. Stolov, I.I. and Stolov, Iv.I. (2019), "On the issue of educating the speed of young athletes", XXIX International scientific and practical conference "People, health, physical education and sports in a changing world", Kolomna, pp. 307-310.

7. Stolov, Iv.I. and Kekova, L.A. (2018), "Formation of power indicators for students aged 13-15 in the system of additional education of educational institutions", II Scientific and Practical Conference Institute of natural science and sports technologies "Step into science", Moscow, pp. 126-130.

8. Chesno, A.V. (2019), "Club form of organization of physical culture classes and sports in educational institutions", II Regional Scientific and Practical Conference "Student sports: state and prospects of development", Surgut, pp. 68-71.

9. Chesno, A.V. (2019), "Technology for evaluation of physical fitness of students", ХVIII International Scientific and Practical Conference "Modern problems of physical education, sports training, health and adaptive physical culture", Nizhny Novgorod, pp. 83-87.

Контактная информация: peachkela@gmail.com

Статья поступила в редакцию 17.02.2020

УДК 797.21

ДИАГНОСТИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ ПРИНЦИП КАК УСЛОВИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В ПЛАВАНИИ ДЛЯ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НА ПРИМЕРЕ СПОРТСМЕНОВ КЛАССА S-7) Евгения Александровна Киселева, научный сотрудник, Александра Александровна

Никитина, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры

Аннотация

Формирование специфических двигательных умений и навыков паралимпийского пловца происходит на основании определения внешних связей данного субъекта с другими. В паралимпий-ском плавании - это связь окружающей среды с гидродинамической системой «пловец-вода». Процесс формирования специфических двигательных умений и навыков пловца в спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в связи с широким спектром нозологических единиц должен быть основан на критическом осмыслении поступающей информации, то есть на аналитической работе по определению резервов совершенствования технической подготовленности, характерных для каждого из спортивно-функциональных классов. В данной статье представлены результаты исследования эффективности применения диагностико-моделирующего принципа непосредственно в условиях тренировочной деятельности высококвалифицированных пловцов спортивно-функционального класса S-7.

Ключевые слова: гидрореабилитация, плавание, паралимпийский спорт, моделирование в спорте, техническая подготовка, тактическая подготовка спортсменов, цикловой резерв.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p152-156

DIAGNOSTICALLY-MODELLING PRINCIPLE AS A CONDITION OF MODELING SPECIFIC MOTOR ACTIONS IN SWIMMING. THE PRINCIPLE IS DEVELOPED FOR THE PERSONS WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS (ON THE EXAMPLE OF S-7 CLASS ATHLETES) Eugenia Alexandrovna Kiseleva, the scientist, Alexandra Alexandrovna Nikitina, the junior associate, Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture

Abstract

The formation of specific motor skills and abilities of the paralympic swimmer is based on the definition of the given object's external connections with others. This is the connection between the environment and the «swimmer-water» hydrodynamic system. The formation process of the athlete's specific motor skills and abilities in sport has to be based on critical analyzing of incoming information in connection with a broad range of nosological units. In other words, the analytical work is built on the definition of the technical training improvement's reserves, which are characteristic for each of sports and functional classes. This article represents the researching results of the diagnostically-modeling principles efficient applying in direct conditions of the highly qualified sports and functional class S-7 swimmers training activity.

Keywords: hydrorehabilitation, swimming, paralympic sport, modeling in sport, technical training, training of high-trained athletes, cyclic reserve.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в паралимпийском плавании совершенствование процесса технической подготовки базируется на выявлении модельных характеристик, то есть создании оптимальной двигательной модели, позволяющей раскрыть смысл каждого двигательного действия и согласовать движения в целом. В паралимпийском плавании оптимальная двигательная модель - это совокупность характеристик отдельных фаз цикла водной локомо-ции, которые будут обеспечивать оптимальное взаимодействие с гидродинамической капсулой и оптимальное распределение внутрицикловой скорости [1].

Однако, стоит заметить, что формирование нового улучшенного двигательного действия на основании лишь рекомендаций технического характера невозможно без сопоставления изменения техники движений с конкретным педагогическим процессом, а именно -алгоритмом формирования, базирующимся на избранных методических принципах. Следует учитывать, что техническая подготовка является наименее изученным звеном спортивной подготовки пловцов в спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата [2]. Кроме того, большое количество особенностей и отклонений от нормы в состоянии

пловцов- паралимпийцев затрудняет поиск путей оптимизации техники плавания для достижения высоких спортивных результатов. Под затруднением мы понимаем количество спортивно-функциональных классов, а именно 10, представленных широким перечнем анатомических дефектов, непосредственно влияющих на технику выполнения двигательного действия [3]. В этой связи, мы полагаем, что теория и методика тренировочного процесса в паралимпийском плавании требуют модернизации и создания принципиально новых методических подходов к построению процесса спортивной подготовки, учитывающих совокупность нозологических, гидродинамических и биофизических факторов системы взаимодействия «пловец-вода».

Педагогический подход к определению методических принципов и алгоритма формирования специфических двигательных умений и навыков паралимпийского пловца путем анализа информации о результатах взаимодействия конкретного спортсмена с водной средой подразумевает применение в практической работе диагностико- моделирующего принципа. Данный принцип позволяет «вскрыть» резерв совершенствования составляющих двигательного действия путем учета закономерностей формирования пространства вокруг пловца в условиях водной среды и определяет характеристики составляющих цикла водной локомоции (фазы). Суть принципа в сравнении идеальных и фактических значений внутрицикловой скорости всех фаз, составляющих цикл водной локомоции. При реализации данного принципа в практической деятельности используется метод подводной видеорегистрации с последующим анализом посредством программного обеспечения. Анализ полученной информации даёт возможность также определить последовательность коррекционной работы. Плавательный цикл разделяется на фазы, далее определяются «отстающие» характеристики в каждой из фаз [4].

Целью данной статьи является анализ потенциала диагностико-моделирующего принципа для выявления цикловых резервов в условиях тренировочной деятельности как фактора совершенствования процесса технической подготовки.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проведено на базе «Озеро круглое» с группой пловцов высокой квалификации по плаванию в классе 87. В исследовании принимали участие 4 человека, имеющие звание мастера спорта. Проводилась подводная видеосъемка на камеру воРго ИБЯОЗ. Глубина погружения и фиксации камеры была на расстоянии 1м от бортика. Пловцов просили проплыть ускорение 15м вольным стилем. Основные особенности двигательной деятельности класса 87 представлены в таблице 1. [3]

Таблица 1 - Особенности двигательных навыков пловца по классу 8-7

Кисти Обычно имеют хорошие гребки руками с полным контролем. Исключение - ампутанты.

Руки Обычно хорошие гребки руками с полным контролем в толчковой фазе.

Ноги Бедра на уровне воды, ноги могут не держаться вместе и не шатаются при отдельных движениях. Исключение - ампутанты ног.

Туловище Минимальная потеря контроля.

Старт, повороты Возможен старт нырком только с ограниченной энергией ног. Применим сидячий старт. При поворотах либо без толчка, либо с лимитированным толчком. Исключение - ампутанты рук.

Далее полученный видеоматериал подвергался компьютерной обработке и выделялся цикл водной локомоции, который разделялся на фазы. Путем компьютерного анализа внутрицикловой скорости были определены основные резервы совершенствования технико-тактической подготовки пловцов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В проведенном исследовании нами было выявлено, что наибольшее количество резервов в плавании кролем на груди у спортсменов класса 87 отмечается перед фазой «Отталкивание» в середине гребка, которая за счёт хорошей опоры о воду ускоряет движение тела вперед в цикле водной локомоции. На рисунке 1 представлена наиболее часто

встречающаяся негативная тенденция. У спортсменов наблюдается провал локтя в середине гребка, из-за чего отсутствует опора необходимая для качественного гребка. Возникновение данного резерва может быть вызвано недостаточной силовой подготовленностью, или неправильной траекторией гребка.

Согласно двигательным возможностям класса 8-7 (таблица 1), фаза отталкивания при способе кроль на груди должна быть эффективной. При моделировании технических характеристик рекомендуется подбор средств специальной физической подготовленности для коррекции положения локтя перед фазой отталкивания. Начало гребка в кроле должно происходить с высоким положением локтя, чтобы пловец смог захватить воду и при начале отталкивания мог обеспечить себе направление движения вперед, а не вверх, и в середине гребка пловцу следует удерживать положение высокого локтя, который служит опорой в фазе отталкивания. Необходимо как можно дольше держать локоть неподвижным, в то время как предплечье совершает гребок и только когда предплечье будет направлено на дно бассейна локоть начинает движение в сторону корпуса. При низком локте отталкивание «проваливается» вниз, что не только затрудняет продвижение вперед, но и приводит к потере баланса и снижению скорости. Использование этого резерва может значительно улучшить показатели на соревновательной дистанции.

Рисунок 1 - Провал локтя у спортсмена при гребке кролем на груди

ВЫВОДЫ

При реализации резервов у спортсменов возникают трудности с пониманием словесного объяснения негативных тенденций техники плавания на слух. Использование исключительно словесно-описательных методов оказывается неэффективным при технико-тактической подготовке. В ходе анализа составляются наглядные 2Б модели, на которых выведены фазы водной локомоции и отмечены резервы совершенствования. Подобный подход позволяет спортсмену со стороны увидеть, какие именно элементы техники следует скорректировать.

Моделирование идеальной техники с учетом индивидуальных особенностей спортсмена позволяет сократить объем специальной физической подготовленности, так как использование гидродинамических свойств позволяет проходить дистанцию в гармоническом режиме водной локомоции. Согласно теории распределения внутрицикловой скорости, после повышения скорости наступает регресс. То есть, если спортсмен не использует свойства гидродинамической капсулы, то наблюдается тенденция увеличения числа регрессов.

Таким образом, диагностико-моделирующий принцип позволяет:

1) Определить основные резервы для совершенствования спортивного технического мастерства;

2) Продемонстрировать 2Б модель резервов техники с последующей фиксацией динамики совершенствования наглядным способом;

3) Наметить стратегию повышения технического мастерства спортсменов посредством применения гидродинамических свойств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мосунов, Д.Ф. Формирование пространства воды вокруг спортсмена-пловца / Д.Ф. Мо-сунов, М.Д. Мосунова, Ю.А. Назаренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5. - С. 57-61.

2. Максимова, С.Ю. Методика обучения технике двигательного действия спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / С.Ю. Максимова, С.С. Садовая, И.А. Селезнев // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 2, № 5. - С. 35-37.

3. Мосунов, Д.Ф. Паралимпийское плавание спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата : учебно-методическое пособие / Д.Ф. Мосунов, Ю.А. Назаренко. - Санкт-Петербург : Плавин, 2008. - 79 с.

4. Мосунов, Д.Ф. Методика прикладного анализа внутрицикловой скорости пловца / Д.Ф. Мосунов // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 4 (56). - С. 49-51.

REFERENCES

1. Mosunov, D.F., Nazarenko, Yu.A. and Mosunova, M.D. (2010), "Formation of space of water around athlete-swimmer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 57-61.

2. Mosunov, D.F., Nazarenko, Yu.A. (2013), Paralympic swimming of athletes with SCI: educational and methodical grant, Plavin, Saint-Petersburg

3. Maximova, S.Y. Sadovaya, S.S. and Seleznev, I.A. (2016), "Methodology of teaching of physical actions for athletes with disabilities", Progress of Modern Science and Education, No. 5, Vol. 2, pp. 35-37.

4. Mosunov, D.F. (2013), "Technique of the application-oriented analysis of intra cyclic speed of swimmer", Adaptive physical culture, No. 4 (56), pp. 49-53.

Контактная информация: nicka1009@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.02.2020

УДК 796.077.4

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ

БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Борис Юрьевич Комиссаров, соискатель, Калининградский пограничный институт Федеральной службы безопасности России, Калининград; Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических наук, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Олег Вацлавович Куцевич, соискатель, Андрей Владимирович Сорокин, соискатель, Максим Сергеевич Семененко, соискатель, Череповецкое высшее военное инженерное Ордена Жукова училище радиоэлектроники, г. Череповец

Аннотация

Авторами статьи обоснована ранговая структура факторов, определяющих целесообразность применения дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Этими факторами являются: значительная удаленность места прохождения службы инструкторов по рукопашному бою силовых структур от головного вуза; простота и надежность в организации процесса повышения квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур; недостаточный уровень знаний, методических умений и навыков у инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Менее значимыми факторами являются: снижение материальных затрат, связанных с обучением инструкторов по рукопашному бою силовых структур; возможность осуществлять контроль над повышением уровня знаний инструкторов по рукопашному бою силовых структур; недостаточный уровень владения педагогическими навыками проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.