ДИАГНОСТИКИ УСТОЙЧИВОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА
С.А. Керимова, студент Н.Б. Дроковский, доцент
Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Калининград)
Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-1-162-165
Аннотация. В данной статье исследована роль бюджета в обеспечении экономической безопасности государства. Рассмотрена сущность диагностики экономической безопасности, приведены индикаторы и показатели, характеризующие состояние бюджетной безопасности на региональном уровне, и государственные структуры, обеспечивающие финансовый контроль. Акцент сделан на изучение структуры бюджета Калининградской области и анализ его исполнения. Проанализированы исполнение консолидированного бюджета Калининградской области и налоговые поступления в доходах бюджета Калининградской области.
Ключевые слова: бюджет, экономическая безопасность, диагностика, индикаторы, исполнение бюджета.
Ключевой задачей органов власти остается необходимость обеспечения соответствующего уровня безопасности в сфере экономики [2]. Оценка экономической безопасности на федеральном и на региональном уровнях позволяет диагностировать угрозы экономическим интересам России, создавая условия поддержания устойчивости и безопасности региональной экономики, что обеспечивает стабильность социально-экономических отношений. Учитывая противоречия, возникающие между центром и регионами, становиться понятным, что одним из элементов разногласий выступают пропорции финансовой помощи в рамках межбюджетных отношений [3].
Концептуальные аспекты национальной финансовой политики определяют ориентиры уровня экономической безопасности государства. В связи с этим, есть необходимость в оценке эффективности использования государством централизованных финансовых ресурсов, которая осуществляется с помощью финансового контроля, осуществляемого соответствующими государственными органами.
Каждый из таких органов выполняет ряд специфических задач. Министерство Финансов контролирует поступление и расходование бюджетных средств в процессе разработки и реализации бюджета, а Федеральное
Казначейство - в процессе его исполнения. Главной задачей Федеральной налоговой службы является контроль за соблюдением налогового законодательства с целью формирования доходной части бюджета. Среди важнейших функций Счетной Палаты можно выделить экспертную оценку законности, целесообразности и эффективности расходования средств бюджета
По нашему мнению, ведущая роль в оценке состояния бюджета отведена Министерству Финансов. В Калининградской области, как и в других субъектах Российской Федерации, Министерство Финансов является государственным органом в составе регионального правительства.
Составной частью системы экономической безопасности региона выступает бюджет как важный источник финансовых ресурсов регионального правительства. В этой связи, возникает необходимость поддерживать достаточный уровень бюджетной безопасности на основе его оценки.
Принимая во внимание системный подход к поддержанию необходимого уровня экономической безопасности региона значимость бюджета неуклонно растет. Диагностику устойчивости регионального бюджета, как правило проводят с применением ряда индикаторов [4]:
1. Удельный вес расходной части бюджета в ВРП, %;
2. Дол налоговых поступлений в бюджет к ВРП, %;
3. Доля в доходах бюджета, % (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, акцизы, упрощенная система налогообложения);
4. Доля параметров бюджета к налоговым и неналоговым доходам (по дефициту и профициту), %;
Оценка уровня бюджетной безопасности проводится по результатам анализа исполнения регионального бюджета. В таблице 1 представлены данные об исполнении консолидированного бюджета Калининградской области.
Таблица 1. Анализ исполнения консолидированного бюджета Калининградской области
Показатели 2022г. млн руб. 2023г. млн руб. Темп роста,% Темп прироста,%
Доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации - всего 137 720,45 132 850,77 96,46 -3,54
Налоговые и неналоговые доходы - всего 87 504,52 94 406,51 107,89 7,89
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации - всего 80 626,62 87 927,60 109,06 9,06
в том числе:
налог на прибыль организаций 16 502,34 19 859,68 120,34 20,34
налог на доходы физических лиц 32 068,86 35 145,24 109,59 9,59
налог на добычу полезных ископаемых 233,57 256,74 109,92 9,92
акцизы 7 996,55 8 631,53 107,94 7,94
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 12 038,31 11 865,47 98,56 -1,44
налог на имущество физических лиц 873,51 1 286,65 147,30 47,30
налог на имущество организаций 6 418,40 6 602,77 102,87 2,87
налог на игорный бизнес 160,32 264,57 165,03 65,03
транспортный налог 1 737,74 1 651,03 95,01 -4,99
земельный налог 1 096,25 1 082,62 98,76 -1,24
Неналоговые доходы - всего 6 877,90 6 478,91 94,20 -5,80
Безвозмездные поступления 50 215,93 38 444,26 76,56 -23,44
в том числе:
субсидии из федерального бюджета 21 086,10 16 990,34 80,58 -19,42
субвенции из федерального бюджета 2 588,12 1 356,94 52,43 -47,57
дотации из федерального бюджета 4 714,00 4 279,90 90,79 -9,21
в том числе:
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 2 904,10 3 262,63 112,35 12,35
Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации - всего 137 831,56 146 632,26 106,39 6,39
Дефицит(-),профицит(+) консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации -111,11 -13 781,49 - -
Государственный долг субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований 32 096,10 38 672,17 120,49 20,49
По данным Министерства Финансов Калининградской области [6]
Анализируя исполнение консолидированного бюджета за 2022 и 2023 г., можно сделать вывод о том, что доходная часть бюджета в 2023 г. уменьшилась на 3,5%, а расходы выросли на 6,4%. Кроме того, значительно увеличился дефицит бюджета в 2023 г., в ко-
тором расходы превышают доходы бюджета на 9,4%. Учитывая, что основным источником доходов регионального бюджета являются налоговые поступления, то возникает необходимость анализа налоговых доходов, представленных в таблице 2.
Таблица 2. Анализ налоговых поступлений в доходах бюджета Калининградской области
Наименование показателя 2023г., млн. руб. Структура налоговых поступлений в бюд-жет,%
Доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации - всего 132 850,77 100,00
Налоговые поступления в бюджет - всего 87 927,60 66,19
налог на прибыль организаций 19 859,68 14,95
налог на доходы физических лиц 35 145,24 26,45
налог на добычу полезных ископаемых 256,74 0,19
акцизы 8 631,53 6,50
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 11 865,47 8,93
налог на имущество физических лиц 1 286,65 0,97
налог на имущество организаций 6 602,77 4,97
налог на игорный бизнес 264,57 0,20
транспортный налог 1 651,03 1,24
земельный налог 1 082,62 0,81
В 2023 г. наибольшая доля налоговых доходов в бюджет в 2023 г. приходится на налог на доходы физических лиц (26,5%), а наименьшая доля - на налог на добычу полезных ископаемых (0,19%).
Говоря о расходах бюджета Калининградской области, следует отметить, что наибольшую долю в исполнении бюджета занимает статья «национальная экономика» (доля в
структуре расходов составила 37,6%). А наименьшая доля -расходов приходится на статьи «национальная оборона» (0,01%) и «межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (0,00001% или 0,02 млн. руб.) [6].
Таким образом, сбалансированность параметров регионального бюджета, не только элемент безопасности в экономической сфере, но и базовый источник выполнения социаль-
ных обязательств [1]. Необходимость поддержания необходимого уровня бюджетной безопасности нашло свое отражение в бюджетном послании «Основные направления бюджетной и налоговой политики Калининградской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» [5]. К перечню ключевых элементов было отнесено: диверсификация источников доходов, эффективность реализации бюджетного процесса, качество предоставления государственных услуг и соблюдения социальных гарантий населения, регулирование региональной экономики, поддержка муниципалитетов, управление государственным долгом, расширение прозрачности общественных финансов. Реализация данных направлений влияет на состояние бюджета региона, что имеет значение для поддержания бюджетной безопасности на федеральном уровне.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.11.2024).
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-Ф3 «О безопасности» (в действующей редакции) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.11.2024).
3. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. - М.: Юридический институт МИИТа, 2002. - 209 с.
4. Криворотов В.В. , Криворотое В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / В В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 351 с.
5. Министерство финансов Калининградской области. Бюджетные послания. Основные направления бюджетной и налоговой политики Калининградской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin39.ru/budget/policy/address/.
6. Министерство финансов Калининградской области. Статистические показатели. Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета Калининградской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin39.ru/budget/analytics/statistics/ (дата обращения 03.11.2024).
7. Экономическая безопасность России. Обший курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. - 6-е изд. - М.: Лаборатория знаний, 2020. - 818 с.
8. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. - 176 с.
ORGANIZATIONAL SUPPORT OF BUDGET SECURITY DIAGNOSTICS IN THE KALININGRAD REGION
S.A. Kerimova, Student
N.B. Drokovsky, Associate Professor
Western Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
(Russia, Kaliningrad)
Abstract. This article examines the role of the budget in ensuring the economic security of the state. The essence of economic security diagnostics is considered, indicators and indices characterizing the state of budget security at the regional level and state structures ensuring financial control are given. The emphasis is placed on studying the structure of the Kaliningrad Region budget and analyzing its execution. The execution of the consolidated budget of the Kaliningrad Region and tax revenues in the budget revenues of the Kaliningrad Region are analyzed.
Keywords: budget, economic security, diagnostics, indicators, budget execution.