Научная статья на тему 'Диагностика здоровьеориентированной направленности личности'

Диагностика здоровьеориентированной направленности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL ORIENTATION / HEALTHY LIFE-STILE ORIENTATION OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валюх Марина Николаевна, Голева Лариса Владимировна

Статья посвящена одному из приоритетных направлений системы образования формирование ценностей здорового образа жизни. Авторы описывают модель структурных компонентов здоровьеориентированной направленности личности. В статье представлены результаты апробации диагностики структурных компонентов здоровьеориентированной направленности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of health orientation of the personality

This article is devoted to one of the most priority tendency of education forming of healty life-stile values. The authors describe a model of stractural components of the personal healthy life-style orientation. The results of a diagnostic approbation of the stractural healthy life-style orientation of the person are introduced in the article.

Текст научной работы на тему «Диагностика здоровьеориентированной направленности личности»

Теория инновационной деятельности

УДК 37.03

Валюх М. Н. Голева Л. В.

ДИАГНОСТИКА ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена одному из приоритетных направлений системы образования - формирование ценностей здорового образа жизни. Авторы описывают модель структурных компонентов здоровьеориентированной направленности личности. В статье представлены результаты апробации диагностики структурных компонентов здоровьеориентированной направленности личности.

Ключевые слова: направленность личности, здоровьеориентированная направленность личности.

Abstract. This article is devoted to one of the most priority tendency of education - forming of healty life-stile values. The authors describe a model of structural components of the personal healthy life-style orientation. The results of a diagnostic approbation of the structural healthy life-style orientation of the person are introduced in the article.

Keywords: personal orientation, healthy life-stile orientation of the person.

Утверждение здорового образа жизни молодых людей сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений развития системы российского образования. Значимость формирования ценностей здорового образа жизни обусловлена необходимостью сохранения и преумножения здоровья детей и совершенствования их физического, психического и социального благополучия. Хорошее самочувствие, физическая работоспособность являются условием и базисом творческого потенциала личности, его профессиональной самореализации. От того, насколько эффективно удается сформировать и закрепить направленность на здоровьесохранение и здоровьепреумножение в молодом возрасте, зависит в последующем образ жизни молодого человека, состояние его здоровья, а, значит, его благополучие и удовлетворенность жизнью.

Сегодня нужны качественно новые подходы к решению сохранения здоровья нации, естественно, не игнорируя то лучшее, что уже давно наработано в области предупреждения и лечения различных недугов. Думается, что новизна подходов в данном вопросе должна вытекать из необходимости приобщения самого человека к заботе о собственном здоровье, заинтересованности. Все это требует, прежде всего, нового мышления, а точнее - нового сознания, то есть перестройки взглядов на проблему здоровья человека.

Являясь одной из сущностных характеристик человека, его здоровье определяет степень жизнеспособности, устойчивости организма, возможность реализовать свои биологические и социальные функции. При раз-

работке проблемы сохранения и укрепления здоровья человека важнейший акцент приобретает проблема формирования его как достаточного для успешной жизнедеятельности уровня. Таким образом, возникает вопрос о развитии и воспитании здоровьеориентированной направленности личности, отношения к здоровью как к высшей духовной, психической и физической ценности.

В психологии направленность личности рассматривается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, установками, убеждениями, идеалами, ценностными ориентациями, в которых выражается мировоззрение человека. Под понятием «здоровьеориентированная направленность личности» подразумевается совокупность доминирующих мотивов, ценностных ориентаций, значимых интересов, установок и отношений молодого человека, которые ориентируют его на постоянное и сознательное осуществление здоровьесберегающей деятельности.

Здоровьеориентированная направленность личности тесно связана с валеологическим (здоровьеориентированным) сознанием и валеологическим мышлением. Сознание человека характеризуется его мотивационно-ценностным характером, способностью к рефлексии, самоанализу, внутреннему диалогу, что напрямую формирует мировоззрение личности, ее направленность.

Если здоровьеориентированная направленность личности выполняет, в основном, мировоззренческую

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

13

Теория инновационной деятельности

функцию в становлении личности человека, то здоровьетворящее поведение, в большей мере, регулятивную функцию, то есть обеспечивает регулирование его деятельности.

Далее нами была разработана модель структурных компонентов здоровьеориентированной направленности личности.

Мотивационный компонент - характеризует наличие мотивации студентов к самостоятельному и целенаправленному сохранению и укреплению своего здоровья.

Ценностный компонент - характеризует осознание студентом здоровья как высшей жизненной ценности, характер ценностных ориентаций.

Когнитивный компонент - показывает уровень эрудиции в вопросах здорового образа жизни, владение понятиями (понятийно терминологический аппарат), так как основу теоретических знаний в данном аспекте составляют термины.

Поведенческий компонент - характеризует установку на активные занятия физкультурно-спортивной деятельностью, готовность к постоянному самосовершенствованию, умение применять различные оздоровительные методы и технологии.

Исходя из этих компонентов, был составлен опросник, состоящий из четырех блоков, на выявление уровня сформированности здоровьеориентированной направленности личности студентов педагогических колледжей. Опросник представляет собой систему открытых и закрытых вопросов или утверждений по каждому из компонентов здоровьеориентированной направленности личности студентов.

Примеры вопросов из разных блоков:

- Здоровый человек более самостоятелен и независим.

- Люди, ведущие здоровый образ жизни, выглядят более молодыми и бодрыми.

- Здоровым можно назвать человека:____________

- Для того чтобы быть здоровым человеку надо:_

- Интересуетесь ли Вы информацией связанной со здоровым образом жизни?

- Соблюдаете ли Вы режим питания?

Примеры предлагаемых ценностей:

- Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность).

- Физическое здоровье и т. п.

В 2009-2010 году в колледже была открыта экспериментальная площадка по теме: «Разработка модульного подхода для подготовки специалистов дошкольного образования в области здоровьесбережения и физического воспитания детей в педагогическом колледже». Цель экспериментальной площадки «Проектирование профессиональных модулей в рамках ФГОС и дополнительного образования, реализация модульной технологии обучения для подготовки специалистов дошкольного образования в области здоровьесбережения и физического воспитания детей в педагогическом колледже». Разработанный опросник необходимо было апробировать в рамках экспериментальной площадки.

Для этого было проведено исследование студентов ГБОУ СПО Педагогического колледжа № 18 «Митино». В диагностике принимали участие 114 студентов (девушки) 1-3 курсов отделения «Дошкольное образование». Исследование продолжалось в течение двух лет (2010, 2011 гг.) и, в результате, мы получили достаточно интересные данные:

по мотивационному компоненту:

- студенты 1-2 курсов имеют высокий уровень мотивации к здоровьесбережению, но при этом низкий уровень развития поведенческого компонента. За время проведения эксперимента эта тенденция осталась неизменной;

по ценностному компоненту:

- при ранжировании жизненных ценностей студенты 1 курсов ставят физическое и психическое здоровье на последние места, а студенты 2 курса считают приоритетным психическое здоровье;

- в 2011 году, на 2 этапе экспериментальной работы, практически все студенты при ранжировании ценностей поставили значимость физического здоровья на 5-6 место (возросла ценность на 20% - 25%), а студенты 3 курса поставили значимость физического здоровья на 2-3 место (возросла ценность на 6%).

по когнитивному компоненту:

- студенты 1 и 2 курсов практически не владеют понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровый человек». Но уже к старшим курсам 42% опрошенных смогли определить эти понятия, используя научную терминологию;

- в 2010 г. и в 2011 г. студенты продолжают связывать нарушения психологического и физического здоровья современных детей с неблагоприятной атмосферой в семье;

- все студенты получают информацию о здоровье и здоровом образе жизни, в основном, по телевидению или от знакомых. Мало кто из студентов читают справочную и медицинскую литературу и пользуются интернет - ресурсами по вопросам формирования здоровьеориентированной направленности личности.

по поведенческому компоненту:

- практически все студенты 1 курсов употребляют энергетические и слабоалкогольные напитки. За 2 года отмечается четко обозначенная тенденция к снижению количества студентов, употребляющих крепкие алкогольные напитки (с 24% до 18%);

- почти все студенты 1 и 2 курсов имеют никотиновую зависимость. В 2011 году было выявлено, что увеличилось количество студентов, имеющих никотиновую зависимость (с 45% до 60%);

- у студентов 3-4 курсов обнаружена зависимость между мотивационным и поведенческим компонентами: те, кто имеет низкий уровень мотивации, показали низкий уровень поведенческого компонента. Данная зависимость сохранилась в течение 2 лет эксперимента.

14

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

Теория инновационной деятельности

Проведенная диагностика выявила актуальность проблемы формирования здоровьеориентированной направленности личности студентов. Предлагаемый опросник действительно доказал свою эффективность, он может использоваться в проведении диагностической работы со студентами не только педагогических специальностей. Кроме того, на основании полученных результатов, можно составить программы дополнительного образования по каждому компоненту здоровьеориентированной направленности личности. Данные программы могут помочь изменению стереотипов молодежной среды, повысить профессиональную культуру будущего педагога в вопросах здоровьесбережения.

Литература

1. Валитов М.Р Формирование здоровьеориентированной направленности личности студентов в процессе физического воспитания. Дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 2006. - 146 с.

2. Васильева О.С., Филатова Ф.Р Психология здоровья человека. - М., 2001.

3. Ли А.Г., Сиденко А.С. Конкурс «Элита российского образования как общественное признание достигнутого успеха// Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №6.

4. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной - М., 1998.

5. Синягина Н.Ю., Кузнецова Ж.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей. - М., 2004.

6. Шафигулина Л.В. Профессиональное саморазвитие молодого педагога. - Волгоград, 2009.

УДК 37.013.75

Попов Н. И.

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ ЗАДАЧ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В статье предложена модель технологии обучения на основе текстовых алгебраических задач. Модель построена с использованием разработанной автором классификации задач на составление уравнений.

Ключевые слова: текстовые алгебраические задачи, схематическая модель.

Abstract. The article presents the model of pedagogical teaching technology based on textual algebraic problems. The above-mentioned model was created by means of using problem classification for equations making, what is given in one of the researching of the author.

Keywords: textual algebraic problems, schematic model.

Проблеме логико-психологического анализа задач в научно-методической литературе посвящено немало работ [1, 3, 9]. В методике обучения математике многие годы была распространена следующая классификация: а) задачи на доказательство; б) задачи на построение; в) задачи на вычисление. Данная классификация в какой-то степени предопределяла метод решения каждого типа заданий. Однако в связи с расширением целей обучения в школьном курсе математики стали появляться задачи, не укладывающиеся в традиционную типологию. К. И. Нешковым и А. Д. Семушиным была предложена иная классифи-

кация: а) задачи с дидактическими функциями; б) задачи с познавательными функциями; в) задачи с развивающими функциями [5].

По мнению Г. И. Саранцева, следует группировать примеры и упражнения по методам их решения: задания на геометрические преобразования, задания на векторы и т. д. В зависимости от числа объектов, имеющихся в условии, и связей между ними задачи делятся на сложные и простые. Кроме того, выделяются задачи стандартные и нестандартные, теоретические и практические. Автор отмечает, что многие классификации относительны, так как они не удовлетворяют

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.