Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / КРИТЕРИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пожарова Екатерина Александровна, Серикова Лариса Александровна

Вопрос формирования ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности в последнее время стоит наиболее остро, так как качество информационного потока, имеющего тенденцию к навязыванию определенных смыслов, зачастую низкого качества, имеет повсеместный характер. Для решения основных проблем становления творческой личности, необходимо знать ключевые критерии ценностного отношения к творческой деятельности у младших школьников. В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года особое внимание уделяется значимости развития нравственных, эстетических и ценностных идеалов, норм и образцов поведения, соблюдение национальных традиций и обычаев, обогащение результатов и методов научных исследований культурной деятельности, сохранение уникальных в историко-культурном отношении территорий и объектов. Одним из основополагающих условий развития ценностного отношения к творчеству и творческой деятельности является уровень культурного развития человека, его способность к отождествлению себя как части культурного и исторического наследия. Путь к более высокому качеству общества видится нам как процесс перехода к формированию нравственной, ответственной, ценностно-ориентированной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, воспитанной в духе патриотизма; через передачу новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей. Вопрос формирования системы ценностей личности имеет свою актуальность в контексте утверждающейся педагогической науке и практике гуманистической и социокультурной образовательных парадигм. Принципы обучения при таком подходе ориентированы на создание условий среды, формирующей личность, развитие которой предполагает обогащение содержания человеческой субъективности: чувств, воли, эмоций, ценностей. Формирование ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности эффективно реализовываться при гармоничном взаимодействии когнитивного, мотивационного, эмоционально-оценочного и проективного компонентов, а также при оптимальном учёте окружающей среды, в частности социального контекста. В статье представлены результаты диагностики уровня сформированности когнитивного компонента ценностного отношения к творческой деятельности у младших школьников, с использованием анкетирования. По итогам констатирующего эксперимента подведены итоги анкетирования детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пожарова Екатерина Александровна, Серикова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF FORMATION OF THE COGNITIVE COMPONENT OF THE VALUE ATTITUDE TO CREATIVE ACTIVITY IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The question of the formation of the value attitude of younger students towards creative activity has recently become the most acute, since the quality of the information flow, which tends to impose certain meanings, is often of poor quality, is ubiquitous. To solve the main problems of the formation of a creative personality, it is necessary to know the key criteria for the value attitude to creative activity among younger students. In the Concept for the development of additional education until 2030, special attention is paid to the importance of developing moral, aesthetic and value ideals, norms and patterns of behavior, observing national traditions and customs, enriching the results and methods of scientific research of cultural activities, preserving historically and culturally unique territories and objects . One of the fundamental conditions for the development of a value attitude to creativity and creative activity is the level of cultural development of a person, his ability to identify himself as part of the cultural and historical heritage. We see the path to a higher quality of society as a process of transition to the formation of a moral, responsible, value-oriented, independently thinking, creative personality, brought up in the spirit of patriotism; through the transfer to new generations of a set of moral, ethical and aesthetic values. The issue of forming a system of personal values has its relevance in the context of the emerging pedagogical science and practice of humanistic and socio-cultural educational paradigms. The principles of learning in this approach are focused on creating the conditions of the environment that forms the personality, the development of which involves the enrichment of the content of human subjectivity: feelings, will, emotions, values. The formation of the value attitude of junior schoolchildren to creative activity can be effectively implemented with the harmonious interaction of cognitive, motivational, emotional-evaluative and projective components, as well as with optimal consideration of the environment, in particular the social context. The article presents the results of diagnosing the level of formation of the cognitive component of the value attitude to creative activity among younger schoolchildren, using a questionnaire. Based on the results of the ascertaining experiment, the results of the survey of children of primary school age were summed up.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 781 (045)

ассистент Пожарова Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Серикова Лариса Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Вопрос формирования ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности в последнее время стоит наиболее остро, так как качество информационного потока, имеющего тенденцию к навязыванию определенных смыслов, зачастую низкого качества, имеет повсеместный характер. Для решения основных проблем становления творческой личности, необходимо знать ключевые критерии ценностного отношения к творческой деятельности у младших школьников. В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года особое внимание уделяется значимости развития нравственных, эстетических и ценностных идеалов, норм и образцов поведения, соблюдение национальных традиций и обычаев, обогащение результатов и методов научных исследований культурной деятельности, сохранение уникальных в историко-культурном отношении территорий и объектов. Одним из основополагающих условий развития ценностного отношения к творчеству и творческой деятельности является уровень культурного развития человека, его способность к отождествлению себя как части культурного и исторического наследия. Путь к более высокому качеству общества видится нам как процесс перехода к формированию нравственной, ответственной, ценностно-ориентированной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, воспитанной в духе патриотизма; через передачу новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей. Вопрос формирования системы ценностей личности имеет свою актуальность в контексте утверждающейся педагогической науке и практике гуманистической и социокультурной образовательных парадигм. Принципы обучения при таком подходе ориентированы на создание условий среды, формирующей личность, развитие которой предполагает обогащение содержания человеческой субъективности: чувств, воли, эмоций, ценностей. Формирование ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности эффективно реализовываться при гармоничном взаимодействии когнитивного, мотивационного, эмоционально-оценочного и проективного компонентов, а также при оптимальном учёте окружающей среды, в частности социального контекста. В статье представлены результаты диагностики уровня сформированности когнитивного компонента ценностного отношения к творческой деятельности у младших школьников, с использованием анкетирования. По итогам констатирующего эксперимента подведены итоги анкетирования детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: ценностное отношение, диагностика, когнитивный компонент, критерии, младший школьный возраст.

Annotation. The question of the formation of the value attitude of younger students towards creative activity has recently become the most acute, since the quality of the information flow, which tends to impose certain meanings, is often of poor quality, is ubiquitous. To solve the main problems of the formation of a creative personality, it is necessary to know the key criteria for the value attitude to creative activity among younger students. In the Concept for the development of additional education until 2030, special attention is paid to the importance of developing moral, aesthetic and value ideals, norms and patterns of behavior, observing national traditions and customs, enriching the results and methods of scientific research of cultural activities, preserving historically and culturally unique territories and objects . One of the fundamental conditions for the development of a value attitude to creativity and creative activity is the level of cultural development of a person, his ability to identify himself as part of the cultural and historical heritage. We see the path to a higher quality of society as a process of transition to the formation of a moral, responsible, value-oriented, independently thinking, creative personality, brought up in the spirit of patriotism; through the transfer to new generations of a set of moral, ethical and aesthetic values. The issue of forming a system of personal values has its relevance in the context of the emerging pedagogical science and practice of humanistic and socio-cultural educational paradigms. The principles of learning in this approach are focused on creating the conditions of the environment that forms the personality, the development of which involves the enrichment of the content of human subjectivity: feelings, will, emotions, values. The formation of the value attitude of junior schoolchildren to creative activity can be effectively implemented with the harmonious interaction of cognitive, motivational, emotional-evaluative and projective components, as well as with optimal consideration of the environment, in particular the social context. The article presents the results of diagnosing the level of formation of the cognitive component of the value attitude to creative activity among younger schoolchildren, using a questionnaire. Based on the results of the ascertaining experiment, the results of the survey of children of primary school age were summed up.

Key words: value attitude, diagnostics, cognitive component, criteria, primary school age.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет» и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева по теме: «Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к творческой деятельности у

младших школьников»

Введение. В последнее время проблема формирования системы ценностей личности приобретает особую актуальность. Все чаще поднимается вопрос о преобразовании ценностной сферы, изменении в иерархии ценностных ориентиров. Все это связано с экономическими и социально-политическими изменениями в стране и мире в целом. В то время как цифровизация всех сфер жизни набирает обороты, а «погружение» детей в виртуальный мир имеет повсеместный характер, родительское и педагогическое сообщество ставит перед собой одну из важнейших задач воспитательного и развивающего характера -сформировать у ребенка потребность в живом общении, интерес к познанию мира через взаимодействие с этим миром, уважение к физическому труду, способность к созиданию, ценностное отношение к творчеству и любовь к искусству.

Человек, способный творчески и нестандартно мыслить, решать поставленные задачи быстро, при этом, не теряя индивидуальности высказывания при их решении, обладающий универсальными способностями в разных сферах жизни -так выглядит «портрет» современного, успешного специалиста, профессионала. Именно поэтому, сегодня все больше родителей заинтересованы в разностороннем и гармоничном развитии своего ребенка, отдавая предпочтение не только

физическому воспитанию и спортивным секциям, но и занятиям, направленным на развитие творческого потенциала ребенка и его духовное обогащение.

Творчество для детей является важнейшим элементом развития их самосознания и самопонимания. Целенаправленное ознакомление ребенка с творчеством, разнообразием и значением творческой деятельности в жизни каждого человека начинается в дошкольном возрасте, приобретая в младшем школьном возрасте характер одного из главных видов деятельности. В процессе накопления начальных знаний об искусстве, культуре, творчестве и анализе первичного опыта создания своего «продукта» творческой деятельности, происходит формирование ценностного отношения к творческой деятельности, что служит основой для развития нравственных основ личности ребенка, культурных ориентиров и эстетического вкуса.

Изложение основного материала статьи. Формирование ценностного отношения к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста на основе принципа созидания становится важнейшим аспектом, интегрирующим не только в социальную, но и духовно-нравственную и культурно-историческую сферы общества [4, С 313].

Развитие у детей младшего школьного возраста эстетических идеалов, нравственных норм и образцов поведения, приобщение к национальным традициям и обычаям, формирование ценностного отношения к творческой деятельности, к культуре своего народа наиболее полно отражает тот ощутимый вклад, который должны реализовывать педагоги современной школы [3, С 79]. Стоит отметить, что в основе формирования ценностного отношения находится процесс становления нравственных идеалов в результате обучения и воспитания, создание условий, благодаря которым ребенок мог бы ориентироваться в ценностях общества, вводил их в свой внутренний мир или отвергал, умел анализировать своё ощущение к событиям в мире, мог критически мыслить с позиции усвоенных им правил, знаний, опыта и поступать в соответствии со своими нравственными убеждениями.

Поиску решения вопроса о формировании системы ценностей личности посвящены многочисленные исследования, статьи и выступления. Подробно к проблеме, связанной с формированияем ценностного отношения личности к художественной культуре и искусству. К вопросу о формировании ценностного отношения в процессе художественной и творческой деятельности обращались также А.И. Бурова, Е.П. Алексеене, С.В. Пазухина, Л.П. Печко, Т.А. Приставкина.

Руководствуясь данными теоретическими положениями, в структуре ценностного отношения к творческой деятельности у младших школьников, первым компонентом мы обозначили когнитивный компонент.

Когнитивный компонент в контексте ценностного отношения к творческой деятельности направлен, прежде всего, на приобретение знаний и умений в отношении искусства, культуры в широком смысле; расширение кругозора и анализа значимости культурного наследия человечества с художественной, научной, исторической и социальной точки зрения [2, С 92]. Когнитивный компонент направлен на развитие познавательной активности младших школьников в области художественного творчества. Этот аспект характеризуется наличием у детей младшего школьного возраста начальных теоретических знаний об искусстве, эстетике, морали, нравственности для того, чтобы на основе полученных знаний сформировать свою модель ценностного отношения к творчеству. Показателями данного компонента выступают творческое мышление и воображение, с помощью которого учащиеся могут преобразовывать выполняемую деятельность и решать нестандартные задачи.

Знание начального уровня сформированности ценностного отношения к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста, позволяет педагогу соответствующим образом планировать образовательную деятельность, создавать условия для повышения интереса обучающихся к творческой деятельности, приобщения их к новому социальному и культурному опыту, а для обучающихся это может послужить индикатором изменения своего отношения к творчеству и творческой деятельности, к предметам искусства и памятникам культуры [1, С 43].

Вопрос о формировании ценностного отношения к творческой деятельности требует разработки соответствующих параметров, характеризующих данное свойство. В связи с чем, нами была разработана критериально-диагностическая база исследования, включающая в себя компоненты (когнитивный, мотивационный, эмоционально-ценностный и проективный), критерии (знаниевый, ориентировочный, эмоциональный, поведенческий), показатели и уровни сформированности ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности. В соответствии с критериально-диагностической базой исследования были подобраны и апробированы методики по выявлению уровня ценностного отношения к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста (табл. 1). На основе выделенных показателей ценностного отношения к творческой деятельности, были определены уровни ценностного отношения к творческой деятельности: высокий, средний, низкий.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности ценностного отношения к творческой деятельности у детей

младшего школьного возраста

Критерии Показатели Диагностический инструментарий

Когнитивный - Владеет знаниями о творчестве, владеет информацией о значении слова «творчество»; - осознает собственное отношение к творческой деятельности; - имеет представление о ценности творчества для человека и общества в целом; - владеет информацией о потребности в творческой деятельности ребенка; - имеет представление о способах самовыражения через творческую деятельность. Анкета на выявление наличия интереса к творчеству, а также ценностного отношения к творчеству; анкета для родителей и учителей на выявление у детей знаний о творчестве, отношения к творческой деятельности (Метод экспертных оценок).

Мотивационн ый - Имеет устойчивый интерес к творчеству; - проявляет интерес к оценке творчества других; - проявляет потребности в оценке своего творчества. Анкета «Мои мотивации».

Эмоционально-ценностный - Эмоционально реагирует на разноплановость, разнохарактерность художественно-образной сущности произведений; - проявляет своё отношение к художественным произведениям; - на эмоциональном уровне чувствует ценность творчества. Методика контрастного сопоставления художественных произведений О.П. Радыновой; анкета на выявление эмоциональной оценки художественных произведений.

Проективный - Применяет свои знания о творчестве в создании своего творческого задания; - систематически занимается творчеством; - анализирует творческую деятельность с точки зрения ценности и важности в процессе самовыражения. Методика «Творческий проект»; анкета «Моё творчество».

Нами была спроектирована характеристика уровней сформированности когнитивного компонента ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности.

Высокий: характеризуется положительным отношением к творчеству как явлению социокультурной жизни каждого человека; умением четко дать характеристику понятию «творчество»; ярко выраженным желанием знать, говорить и заниматься творчеством в разных его проявлениях; имеет четкое осознание значения творчества в системе общечеловеческих ценностей; ярко выражена заинтересованность в развитии своего творческого потенциала; наличие поддержки и одобрения со стороны родителей, учителя и одноклассников.

Средний: отличается от высокого уровня главным образом объемом знаний о том, что такое творчество, некоторой степенью неконкретностью в высказываниях и определениях; для формулировки ответов на некоторые вопросы обращается за помощью к учителю, так как затрудняется в выборе ответа; имеет невысокий уровень активности в области творческой деятельности, творческого саморазвития и самовоспитания; пониженный уровень интереса к творчеству своему и своих друзей; не смотря на это, средний уровень является хорошей основой для формирования более высокого уровня сформированности ценностного отношения к творческой деятельности.

Низкий: характеризуется отсутствием положительного отношения к творческой деятельности; непониманием и нежеланием понять специфику творческой деятельности, ее роль в развитии культуры и искусства; отсутствием интереса к результатам творчества своих друзей, нежеланием проникнуться и понять свой внутренний мир через призму творчества.

Опытно-экспериментальное исследование по выявлению исходного уровня сформированности ценностного отношения к творческой деятельности у младших школьников проходило на базе ГБОУ Самарской области СОШ № 4 г. Кинеля Самарской области. В эксперименте участвовали ученики 4 «Б» и 4 «В» классов 10-11 лет в количестве 56 школьников. Используя метод экспертных оценок, педагоги начальных классов в количестве 10 человек и родители учащихся 4 «В» и 4 «Б» классов в количестве 25 человек так же принимали участие в анкетировании. По итогам констатирующего эксперимента необходимо предоставить анализ результатов диагностики сформированности ценностного отношения к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста к творческой деятельности.

Для диагностики когнитивного компонента была использована анкета, направленная на выявление наличия интереса к творчеству, а также ценностного отношения к творчеству у детей младшего школьного возраста.

В результате анкетирования были получены следующие показатели: понятие «творчество» для большинства испытуемых (52%) ассоциируется непосредственно с определенными видами творческой деятельности - рисование, музыка, стихи, скульптура. 30% респондентов ответили, что «творчество - это то, чем хочешь и любишь заниматься, занятие для души». Для 15% творчество есть стремление к креативности, наличие фантазии и «когда есть способности к чему-либо». Для 3% «творчество - это работа, которая не всегда понятна и красива».

По результатам опроса каждый день занимаются творчеством 53% опрашиваемых, не занимаются творчеством 15% респондентов. Отвечая на вопрос «Любишь ли ты заниматься творчеством?» 65% дали положительный ответ. 23% респондентов отметили, что: занятия творчеством их не интересуют, не нашли занятия по душе, «лучше погулять с друзьями», «руки устают что-то делать».

Наиболее важный вопрос в предложенной анкете касался непосредственно ценностного отношения к творчеству одноклассников и самих опрашиваемых. На вопрос «Какую ценность для тебя имеют поделки/рисунки/стихи/сказки/музыка и другие предметы творчества, созданные тобой?», 69% ответили, что для них результаты их собственного творчества наиболее ценны, хранимы и любимы («очень ценно», «храню и знаю, что через много лет можно посмотреть и вспомнить детство», «ценно, т.к. делаю сама», «ценно, поэтому не продам ни за какую цену», «храню и чувствую себя художником»). 15% отметили, что «ценно, потому что это, возможно, красиво». Для 16% «плоды» собственного творчества, к сожалению, не имеют никакой цены.

Следующий вопрос касался ценности творческой деятельности одноклассников и друзей: «Какую ценность для тебя имеют поделки/рисунки/стихи/сказки/музыка и другие предметы творчества, созданные твоими друзьями?». Для 60% работы друзей ценятся высоко и бережно хранятся («храню всегда», «это можно найти потом и вспомнить друга», «если мне что-то дарят, то это я не отдам никому»). Для 8% работы одноклассников настолько важны и интересны, что «ценят их больше чем свои». 7% опрашиваемых ответили, что работы друзей нравятся тем, что «у одноклассников поделки и рисунки всегда необычны и привлекательны». Затруднились ответить на данный вопрос 26%.

Особенно важный вопрос анкеты касается ценностного отношения к произведениям искусства, и звучит так: «Какую ценность имеет творчество и произведения искусства (картины, музыка, театр, кино, балет, скульптуры, архитектура, научные открытия) для общества? (нужно ли творчество и произведения искусства обществу?). На данный вопрос 50% испытуемых дали положительный ответ, написав, что «творчество нужно и важно в жизни каждого человека», «жизнь будет скучной без творчества», «творчество - это важно, т.к. это развитие культуры». 42% затруднились ответить на данный вопрос, а 8% посчитали, что «творчество вообще не нужно».

Выводы. Результаты анкетирования позволили выявить недостаточный уровень знаний, касающийся характеристики творчества и специфики творческой деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Результаты диагностики уровня сформированности когнитивного компонента ценностного отношения к творческой деятельности у детей младшего школьного возраста (ЭГ - экспериментальная группа,

КГ - контрольная группа)

Компонент Уровень сформированности

Высокий Средний Низкий

Когнитивный КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

57,4% 62,5% 26,9% 28,5% 8,1% 8,9%

Несмотря на то, что большое число респондентов занимаются творчеством и заинтересованы в развитии своих способностей, однако не для всех творчество - это любимое занятие, приносящее радость и удовлетворение. Прежде всего, это связано с особенностями возрастных изменений, касающихся психологической сферы младшего школьника. Несмотря на то, что учащихся 4 классов относят к младшему школьному возрасту, стоит заметить, что в данном возрасте происходит переход от момента, когда родители могут контролировать, управлять ребенком и его сферой деятельности, к следующему периоду взросления, когда начинает проявляться бунтарство и конфликтность. На данном этапе важно не навязывать ребенку свои принципы, не проявлять бескомпромиссность в суждениях и наставлениях, а стараться мягко и неспешно транслировать ребенку свое мнение (непременно положительного характера), подкрепляя сказанное поведением и поступками.

По результатам опроса многие испытуемые не чувствуют и не имеют какой-либо поддержки со стороны родителей, что является максимально отрицательным фактором в развитии отношений ребенок-родитель. Здесь родители и педагоги должны четко понимать степень важности того одобрительно-заинтересованного диалога, который должен присутствовать между ними и ребенком. Необходимо уделять большое внимание всему, чем занят и увлечен младший школьник, беседовать с ним, поощрять и хвалить его за каждый успех.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Спб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

2. Неясова, И.А. Критериально-диагностические характеристики изучения социального развития детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума / И.А. Неясова, С.Н. Горшенина // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - № 3. - С. 90-96.

3. Попов, Б.А. Педагогика ценностных отношений и образовательная практика школы / Б.А. Попов // Актуальные проблемы обучения воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. - 2016. - № 2. - С. 74-81.

4. Серикова, Л.А. Формирование духовно-нравственных ценностей личности в современной системе образования / Л.А. Серикова // Перспективы науки. - Тамбов: Вестник Тамбовского университета, 2011. - № 10. - С. 311-313.

Педагогика

УДК 378.147

доктор биологических наук, профессор Попов Василий Николаевич

Воронежский государственный университет инженерных технологий (г. Воронеж); кандидат психологических наук, доцент Хуторная Маргарита Леонидовна Воронежский государственный университет инженерных технологий (г. Воронеж); кандидат технических наук, доцент Ожерельева Ольга Николаевна

Воронежский государственный университет инженерных технологий (г. Воронеж)

СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

КАРЬЕРНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы успешности обучения студента с ОВЗ, связанных с его адаптацией в коллективе, а с психологическим климатом. Анализируются факторы, яляющиеся стрессогенными для рассматриваемой категории обучающихся. Исследуются возможности инклюзивного обучения в высшей школе с целью выстраивания карьерных векторов. Актуальность исследования оправдана исключительно большим вниманием к обучению студентов с ОВЗ. Так как рассматриваемая категория лиц отличается своими психофизиологическими и физическими возможностями, то делается акцент на необходимости внедрения большего количества педагогических технологий из числа интерактивных, дополнительного методического обеспечения учебного процесса, гибких образовательных стандартов. Рассматриваются различные подходы к решению поставленной проблемы отечественных авторов. Анализируется перечень правовых документов. Делается предположение, о том, что инклюзивный подход в образовании предъявляет особые требования ко всем субъектам образовательного пространства. В исследовании приводятся примеры статистических данных последних лет. В работе применяются подходы: системно-синергетический, деятельностный, компетентностный, контекстный, интерактивный, культурологический, полисубъектный. Для реализации поставленной цели применяются следующие методы: психолого-педагогическая беседа, анкетирование. Вопросы анкеты направлены на выявление факторов, влияющих на психологический климат в коллективе и здоровье обучающихся. Результаты беседы констатируют о необходимости активного вовлечения в процесс учебы и вне вузовской жизни студентов с ОВЗ. По результатам анкетирования был проведен факторный анализ, выделивший основные факторы, влияющие на успешность обучения студентов с ОВЗ. Они разделены на категории: психологическая атмосфера в коллективе, антиципация удачи, особенности учебного процесса, концепция личностного развития и мотивации, ситуация здоровья. Согласно полученных данных, сделаны выводы и разработан проект психолого-педагогической коррекционной программы.

Ключевые слова: обучение, студент с ОВЗ, педагогические технологии, образовательное пространство, факторы.

Annotation. The article deals with the issues of the success of teaching a student with disabilities, related to his adaptation in the team, and with the psychological climate. The factors that are stressful for the considered category of students are analyzed. The possibilities of inclusive education in higher education are being explored in order to build career vectors. The relevance of the study is justified by exceptionally great attention to the education of students with disabilities. Since the category of persons under consideration is distinguished by its psychophysiological and physical capabilities, emphasis is placed on the need to introduce more pedagogical technologies from among interactive, additional methodological support of the educational process, flexible educational standards. Various approaches to solving the problem posed by domestic authors are considered. The list of legal documents is analyzed. The assumption is made that an inclusive approach in education makes special demands on all subjects of the educational space. The study provides examples of statistical data from recent years. The following approaches are used in the work: system-synergetic, activity, competence-based, contextual, interactive, culturological, polysubjective. To achieve this goal, the following methods are used: psychological and pedagogical conversation, questioning. Questionnaire questions are aimed at identifying factors that affect the psychological climate in the team and the health of students. The results of the conversation state the need for active involvement in the learning process and outside the university life of students with disabilities. Based on the results of the survey, a factor analysis was carried out, which identified the main factors influencing the success of teaching students with disabilities. They are divided into categories: the psychological atmosphere in the team, the anticipation of good luck, the features of the educational process, the concept of personal development and motivation, the health situation. According to the data obtained, conclusions were drawn and a draft psychological and pedagogical correctional program was developed.

Key words: education, student with disabilities, pedagogical technologies, educational space, factors.

Введение. Согласно данным социологических исследований, в Российской Федерации около 11,5 млн инвалидов, 5,6% - дети: 98 тысячи - девочки, 402 тысячи - мальчики. К сожалению, эти цифры имеют тенденцию к росту, и данные показатели должны быть учтены при формулировании целей и задач в сфере здравоохранения и образования [5].

Согласно статистике, количество поступивших в Вузы в 2021-2022 году 9728 человек, обучается 31100 человек, получило дипломы - 4222 человека. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как появление инклюзии, ее распространение являются малоизученной темой, обусловленное экзогенными факторами: неимением эталонных профильных стандартов высшей школы, нехваткой необходимого инструментария для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, недостаточным количеством специально обученных и ознакомленных с физиологическими и психологическими особенностями данного контингента преподавателей высшей школы, а также недостатком знаний у субъектов учебного процесса об особенностях физического, эмоционального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Французское слово «inclusif», происходящее от латинского слова «include» - «заключаю», «включаю», понятие, обозначающее механизм развития и обучения личности ребенка с учетом его личностных, индивидуальных особенностей здоровья [5, С. 164].

Ряд исследователей, рассматривая проблемы этапов инклюзии, высказывают предположение о долгосрочности реализации внедрения в учебный процесс, причем дискретность не должна присутствовать: необходима последовательность, структурированность, комплексность. Инклюзия подразумевает привлечение в процесс обучения всех субъектов в образовательном пространстве с помощью проекта индивидуальной учебной траектории, соответствующей интеллектуальным и психофизиологическим способностям и возможностям. Так авторы делают вывод о том, что в современном мире включение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательные учебные процессы - это ведущая мировая тенденция и практика [4, С. 4]. «Развитие инклюзивного образования на уровне страны требует, прежде всего, изменения отношения общества к инклюзивному образованию как к полезной для всех практике» - считает автор С.В. Алехина [1, С. 10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.