Научная статья на тему 'Диагностика уровня методической готовности студентов к реализации естественнонаучного образования в средних учебных заведениях'

Диагностика уровня методической готовности студентов к реализации естественнонаучного образования в средних учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня методической готовности студентов к реализации естественнонаучного образования в средних учебных заведениях»

что позволяет с помощью найденных изобразительно-выразительных средств раскрывать творческий замысел текстильной композиции. По окончании практической работы проводится сравнительный анализ композиций для той или иной техники выполнения в материале, а также приемов плоскостного, фактурного, полуобъемного, объемного или объемно-пространственного решения текстильного изделия. В процессе обучения на занятиях по «Художественной обработке ткани» студенты решают несколько задач - технологическую, утилитарную, художественно-образную и др., где основная цель - создание объективно нового изделия, имеющего художественно-эстетическую ценность.

Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов происходит в течение всех лет обучения. Конечной целью всего процесса обучения является формирование личности специалиста с высоким уровнем профессионального сознания, владеющего методами изобразительной деятельности. Следовательно, развитие творческих способностей студентов средствами текстильной пластики является важной педагогической задачей, решение которой видится в направленности учебной и самостоятельной работы от первого до последнего курса на активное развитие индивидуальных творческих способностей, овладение теоретическими знаниями и практическими профессиональными умениями.

Литература

1. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Про-

блемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. - М.: Советский художник, 1987.

2. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных этапах/ Н.С. Боголюбов; Центр педагогической инноватики. Лаб. Целевой интенсивной подготовки кадров. - Краснодар, 1992.

3. Болотских Е.Г. Художественная обработка текстильных материалов / Е.Г. Болотских // Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. №2109 «Черчение и изобразительное искусство» / Под ред. Б.В. Нешумова. - М.: Просвещение, 1986.

4. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. - М.: Легпром, 1987.

5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.

- М.: Педагогика, 1976.

7. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества.

- Л., 1977.

8. Шорохов Е.В. Композиция. Учебное пособие для студентов ХГФ пединститутов. - М.: Просвещение, 1986.

9. Яковлев Е.Г. Проблема художественного творчества. -М.: Высшая школа, 1972.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОН ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В.И. Земцова, Орский гуманитарно-технологический институт

Одним из факторов совершенствования профессиональной подготовки учителя физики к реализации качественного естественнонаучного образования в средней школе является осуществление мониторинга уровня развития методической готовности студентов. Методическая готовность есть решающая составная часть профессиональной готовности учителя, характеризующаяся достаточным для эффективного творческого решения методических задач в условиях разнообразных педагогических ситуаций уровнем развития методической компетентности, методического мышления и методической рефлексии. Насколько квалифицированно, с какой степенью успеха справляется учитель с решением методических задач - это, в конечном счете, есть критерий оценки состояния его методической готовности.

Методическая компетентность определяется как свойство личности учителя, выражающееся в наличии глубоких и прочных знаний и умений в области учебного предмета, теории и методики обучения данному предмету, взятых в единстве, а также положительного опыта решения методических задач. Методическую компетентность следует расценивать в качестве основы педагогического мастерства учителя.

Методическое мышление мы рассматриваем как вид педагогического мышления, имеющего особенности, связанные с научной областью преподаваемого предмета и спецификой методической деятельности. Опираясь на суждения педагогов, а также на собственные наблюдения и выводы, мы определили методическое мышление как особенность мыслительной деятельности, характеризующуюся целенаправленным использованием методологических и психологических основ познания, дидактических принципов, логических конструкций, содержания изучаемой дисциплины, методических категорий и закономерностей для осмысления и решения методических задач в конкретных педагогических ситуациях. В структуру методического мышления входит умение видеть методическую задачу, грамотно формулировать ее, выдвигать и оценивать гипотезы о путях ее решения, находить оптимальный вариант решения на основе реализации наиболее

приемлемой гипотезы, анализировать полученный результат и вносить в случае необходимости коррективы в методическую деятельность.

Чрезвычайно важной функцией методического мышления нужно считать методическую рефлексию, лежащую в основе оценочно-коррекционной деятельности. Методическая рефлексия - это осмысление учителем собственных действий в процессе методической деятельности (решения методических задач) путем самонаблюдения, самопознания и критической самооценки. Рефлексия студента на свою учебно-методическую деятельность способствует осознанному развитию его профессиональных качеств, становлению всех компонентов методической готовности, включению в субъект-субъектные отношения в процессе методической подготовки. Выработка методической рефлексии как личностного качества заметно ускоряется при групповых занятиях, когда к самопознанию студента прибавляется взаимопознание студентами друг друга в процессе учебно-методической деятельности.

Осуществление мониторинга уровня методической готовности будущего учителя-естественника требует определения структуры диагностической программы, содержания ее компонентов, требования к измерительным материалам и диагностическим процедурам. Рассмотрим данные характеристики на примере учителя физики.

Диагностическая программа предусматривает: 1) выявление готовности студентов к применению методологических основ научного познания в процессе обучения физике; 2) определение уровня компетентности будущих учителей в области содержания физического образования в средних учебных заведениях; 3) аттестацию степени владения методами и формами обучения физике; 4) оценивание подготовленности студентов к развитию учащихся в процессе преподавания физики; 5) определение уровня готовности студентов выполнять основные функции учителя физики.

По каждому из перечисленных направлений автором разработана методика конструирования диагностических мате-

риалов.

1. Применение методологических основ научного познания позволяет учителю более рационально организовать учебный процесс по физике (дидактико-методический аспект), создавать на уроках атмосферу поисковой, творческой учебной деятельности учащихся по приобретению новых знаний (предметно-специфический и психолого-методический аспекты). Выявление уровня готовности студентов в данном направлении предусматривает проверку следующих знаний студентов:

• основных принципов научного познания и их реализации в познании физической картины мира (объективности, познаваемости, детерминизма, развития, историзма, единства теории и практики);

• законов диалектики и возможности их актуализации в курсе физики средней школы;

• методов эмпирического познания (наблюдения, измерения, эксперимента, описания) и их применения при реализации экспериментального цикла познания в изучении физических понятий;

• методов теоретического познания (диалектики как всеобщего метода познания, анализа, синтеза, аналогии, сравнения, моделирования, системного метода) и их применения при использовании теоретического цикла познания в изучении физических понятий.

Диагностические материалы представляют собой пакет проблемных вопросов, ответы на которые требуют от студента интеграции знаний философии и общей физики. Например: Каким образом реализуется принцип детерминизма в явлении электромагнитной индукции, какие цепочки причинно-следственных связей можно построить при изучении данного явления в школе? Как проявляется закон перехода количественных изменений в качественные при протекании тепловых явлений? Каково назначение физического эксперимента в реализации экспериментального цикла познания при изучении законов динамики? Какие модели используются при реализации теоретического цикла познания в процессе изучения квантовой физики?

2. Диагностика уровня глубины и полноты физических (специальных) знаний у будущих учителей проводится с помощью тестовой карты, включающей в себя элементы научных знаний и умения применять их на практике. На основе этой карты разрабатываются варианты диагностирующих заданий, в которых общая формулировка задания конкретизируется физическим содержанием. Приведем содержание диагностической карты и в скобках покажем вариант конкретного задания.

1. Опишите структуру теории ("Классическая механика").

2. Проиллюстрируйте проявление законов диалектики (в термодинамике).

3. Сформулируйте законы физики (фотоэффекта).

4. Дайте характеристику понятий ("масса", электромагнитная индукция", "принцип относительности Галилея").

5. Опишите физический смысл фундаментального опыта (Майкельсона).

6. Используя информацию из истории физики, охарактеризуйте этапы развития (учения о природе света).

7. Опишите современные представления (об

электроне).

8. Перечислите методы, которыми изучалось (строение атома).

9. Проиллюстрируйте практическое значение знаний (оптики).

10. Решите физическую задачу.

3. Аттестацию степени владения студентами методами и формами обучения физике целесообразно проводить на основе анкетного опроса, наблюдений за деятельностью студентов на педагогической практике (уроках и внеклассных мероприятиях), интервьюирования, анализа отчетной документации по педагогической практике, анализа результатов решения студентами учебно-методичесих задач на занятиях по теории и методике обучения физике. Диагностируются умения: раскрыть содержание физических знаний, применять устные методы изложения материала, применять физический эксперимент в учебном процессе, решать физические задачи, обучать решению задач, использовать информационные технологии на базе ЭВМ, диагностировать результаты обучения физике.

4. По подготовленности студентов к развитию учащихся в процессе преподавания физики диагностируются методические умения по: развитию мышления учащихся; развитию общеучебных умений учащихся; формированию у учащихся готовности к самостоятельному приобретению знаний; формированию готовности учащихся к поисковой познавательной деятельности; развитию качеств личности школьника (внимание, память, речь, способности, воображение и др.). В качестве диагностических материалов используются условия учебно-методических задач. Приведем примеры подобных задач. «Подберите задания для учащихся, выполнение которых требует актуализации таких умственных операций, как сравнение, обобщение и классификация знаний при изучении изопроцессов»; «Разработайте фрагмент урока, на котором учащиеся реализуют основные информационные процессы: поиск, обработку, предъявление информации»; «Предложите учащимся разноуровневые проблемные фронтальные задания для проверки законов сохранения в механике»; «Разработайте средства развития памяти учащихся на основе применения мнемонических правил при изучении электродинамики».

5. В характеристике деятельности специалиста (учителя физики) можно выделить функциональную составляющую. Функциональная сторона деятельности характеризуется рядом функций, представленных в модели специалиста: коммуникативная, развивающая, мобилизационная, ориентацион-ная, управленческая, контрольно-корректирующая, гностическая, исследовательская. Уровень овладения студентами перечисленными функциями целесообразно определять на основе самооценки (анкетирования), а также анализа решенных студентами специально подобранных учебно-методических задач перед студенческой группой. Исследование показало, что студенты наиболее подготовлены к выполнению информационной, ориентационной, организаторской и контрольно-корректирующей функций. Учителя хуже всего подготовлены к выполнению исследовательской, гностической, развивающей и мобилизационной функций.

Предложенная методика позволяет преподавателям вузов эффективно осуществлять мониторинг и коррекцию методической подготовки учителя физики, а аспирантам - проводить педагогические исследования.

ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИИ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В

ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

С.П. Злобина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и теории обучения физике ШГПИ, докторант кафедры теории и методики обучения физике ЧГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.