УДК 378
ДИАГНОСТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© Светлана Семеновна ПЧЕЛЬНИКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]
Исследуются вопросы диагностики сформированности технологической компетентности у студентов - будущих социальных работников. Особое внимание уделяется критериям, показателям и уровням сформированности технологической компетентности.
Обосновывается мысль о том, что компетентность является деятельностной характеристикой, и для ее формирования необходим опыт практических отношений. Поэтому актуальной является проблема усиления практикориентированности обучения будущих социальных работников. Дано определение понятию «студенческая практика».
Рассмотрены различные трактовки понятия «педагогическая диагностика». В качестве результата исследования выступает предложенный диагностический пакет для оценки сформированности уровней технологической компетентности студентов - будущих социальных работников. Особенностью предложенного комплекса диагностических методов является возможность проследить динамику ее развития, начиная с начального этапа.
Ключевые слова: технологическая компетентность социального работника; диагностика сформированности технологической компетентности; критерии и показатели, оценка уровней сформирован-ности технологической компетентности.
Формирование технологической компетентности студентов - будущих социальных работников является одной из важнейших задач вузовской подготовки по направлению «Социальная работа». Актуальность данной проблемы обусловлена:
- требованиями рынка труда к образованию социального работника. В настоящее время усиливаются требования к развитию кадровой инфраструктуры, предъявляемые учреждениями социальной защиты населения, формирующими заказ вузовской системе социального образования в плане подготовки выпускников, готовых оказать качественную социальную поддержку и помощь гражданам. Сегодня большая часть населения уязвима, незащищена, в связи с этим на практике востребованным становится специалист, для которого характерен высокий уровень технологической компетентности, способный снять такое напряжение и улучшить положение в обществе;
- необходимостью представления результатов образования в виде компетенций. Современная ситуация развития высшего профессионального образования в России определяется во многом интеграцией в европейское образовательное пространство. В связи с этим в качестве главного результата
вузовского образования выступает формирование компетентности выпускника;
- спецификой деятельности. Технологически компетентному социальному работнику легче освоить профессиональную специфику в конкретной области практической деятельности и более эффективно выполнять свои профессиональные функции: психологическую, социально-педагогическую, правовую, организаторскую.
Необходимо отметить, что проблема технологической компетентности находится в фокусе внимания многих ученых. За последние годы выполнен ряд исследований по вопросам формирования технологической компетентности (Ю.С. Дорохин, О.Ю. Лебедева, Н.Н. Манько, Е.И. Никифорова) [1-4]. Данные исследования способствуют накоплению и систематизации научной информации по проблеме исследования, но аспект формирования технологической компетентности студентов в образовательном процессе вуза в них рассматривается недостаточно подробно. Кроме того, дефиниция «технологическая компетентность» нуждается в уточнении, поскольку не является однозначно сформулированным термином. Анализ многочисленных исследований по проблеме технологической компетентности позволяет дать определение. Технологическая компе-
тентность социального работника - это интегральная профессионально-личностная характеристика социального работника, включающая в себя:
- знания (знания о технологиях и знания технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения, организации);
- умения применять эти знания, проектировать, анализировать эффективность и результаты своей деятельности;
- профессионально значимые личностные качества.
Из представленного определения следует, что технологическая компетентность является деятельностной характеристикой и для ее формирования необходим опыт практических отношений. Поэтому считаем, что в процессе вузовской подготовки определяющая роль в ее формировании принадлежит студенческой практике. Практика, с позиции Н.В. Гарашкиной, понимается как образовательная технология - комплекс методов включения в профессиональное поле, обеспечивающий необходимый уровень развития компетентности [5, с. 19].
Необходимо отметить, что реализация потенциала практики в формировании технологической компетентности взаимосвязана с созданием условий, способствующих эффективности данного процесса. К числу таких условий относим следующие:
- формирование мотивации студентов будущих социальных работников к освоению технологий социальной работы как традиционных, так и инновационных;
- использование супервизии как основного компонента студенческой практики;
- сотрудничество студентов и специалистов учреждений и организаций социальной сферы в проектной деятельности.
Таким образом, потенциал практики в вузовской подготовке будущего социального работника - это ее возможности в формировании технологической компетентности студентов. Этот потенциал проявляется:
- в ценностно-целевой направленности практической подготовки на усвоение студентами знаний о технологиях социальной работы, формирование у них: 1) комплекса умений и навыков по разработке и применению технологий социальной работы; 2) интереса к овладению технологиями социальной работы; 3) профессионально значимых личностных качеств;
- в содержании инвариантной системы заданий и вариативной части программы практики;
- во внедрении новых форм и методов студенческой практики.
Анализ исследований, посвященных компетентностному подходу, показывает, что один из наиболее сложных и слабо освещенных вопросов внедрения компетентност-но-ориентированного образования - диагностика уровня сформированности компетентности выпускника вуза. Нами предпринята попытка рассмотреть проблему диагностики сформированности технологической компетентности будущего социального работника. Для этого считаем необходимым раскрыть базовое понятие «педагогическая диагностика». В современных научных и справочных источниках существует значительное количество трактовок понятия «педагогическая диагностика». Н.М. Шульга определяет ее как «совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия» [6, с. 193]. Н.Ф. Привалова в широком смысле под «педагогической диагностикой» понимает все меры по освещению проблем и процессов в области педагогики, по измерению эффективности учебного процесса и успеваемости, по определению возможностей каждого в плане получения образования [7, с. 21].
Считаем, что диагностирование технологической компетентности необходимо проводить с учетом подхода Дж. Равена к природе компетентности, согласно которому:
1) компетентность развивается и проявляется только в процессе выполнения интересной для человека деятельности;
2) мотивация является интегральной частью компетентности. Компетентность - результат взаимодействия следующих компонентов: навыков и способностей; мотивации и ситуации [8].
Важным вопросом изучения технологической компетентности является определение критериев и показателей ее сформированное™. Критерием принято называть признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Для оценивания сформированности компонентов технологической компетентности нами определены следующие критерии:
ценностно-смысловой, когнитивный, дея-тельностный. Данные критерии характеризуются соответствующими показателями, представленными в табл. 1.
Основой для выявления качественного состояния сформированности компонентов технологической компетентности по обозначенным критериям послужила теория уров-невого подхода. Согласно данной теории, уровневая структура развития качества или процесса рассматривается как переход от одного уровня к другому, более сложному. При этом высокий уровень характеризуется развитостью всех структурных компонентов, средний уровень характеризуется недостаточной развитостью структурных компонентов, низкий уровень отличается слабым проявлением структурных компонентов. Каждый из этих уровней взаимодействует с предшествующим и последующим. Уровни сформированности технологической компетентности студента - будущего социального работника представлены в табл. 2.
Адаптируя подход Н.В. Гарашкиной [9], выделяем следующие этапы диагностики уровней сформированности технологической компетентности студентов - будущих социальных работников в процессе студенческой практики:
1) подготовительный: а) постановка целей и задач диагностики, выделение основных диагностических параметров, выбор основных показателей или критериев; б) подбор инструментария, методик или их адаптация; в) проверка выбранных методик, тщательная подготовка инструментария, продумывание хода проведения диагностических процедур;
2) мотивационный: разъяснение цели и задач диагностики; активизация внимания студентов;
3) организационный: непосредственное проведение диагностики;
4) аналитико-оценочный этап: обработка полученных данных; оформление выводов; рекомендации по результатам диагностики.
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности технологической компетентности социального работника
Критерии Показатели
Ценностно-смысловой - мотивационная направленность на осуществление деятельности в области социальной работы; - осознание студентами ценностей социальной работы, ценностей самореализации и саморазвития; - рефлексивная позиция
Когнитивный - знания по разработке и применению технологий социальной работы в профессиональной деятельности; - знания о возможностях компьютерных и других технологий в социальной работе; - самостоятельность в получении и усвоении знаний; - познавательная активность будущих социальных работников; - технологическое мышление, направленное на выбор оптимальных способов деятельности в области социальной работы
Деятельностный - технологические умения и навыки по разработке и применению технологий социальной работы; - владение массмедийными, мультимедийными технологиями, компьютерной грамотностью, электронной, интернет-технологией; - способность к самостоятельному решению профессиональных задач на основе технологического подхода; - стремление к повышению технологической компетентности; - навыки исследования в социальной работе; - развитие корректировочной деятельности на основе осмысления профессиональной ситуации
Таблица 2
Уровни сформированности технологической компетентности студента - будущего социального работника
Уровни Характеристика
Низкий - отсутствие технологических знаний;
- низкая познавательная активность; - несформированность технологического мышления, исследовательских навыков; - отсутствие стремления к повышению технологической компетентности, ответственности за процесс и результаты своей деятельности; - низкий уровень сформированности умений и навыков использования технологий социальной работы и компьютерных технологий; - слабый интерес и низкая мотивация к их использованию в будущей профессиональной деятельности; - ценностные установки применительно к социальной работе не сформированы; - интерес к саморазвитию проявляется незначительно; - не развиты критическое мышление и способности к самоанализу; - овладение знаниями и умениями только под действием требований преподавателя
Средний - частичное владение технологическими знаниями и умениями; - осознание необходимости регулярного повышения уровня технологической компетентности; - не всегда реализуются все компоненты технологической компетентности; - недостаточное осмысление ценностей социальной работы; - четко выраженная склонность у студента к применению технологий социальной работы в профессиональной деятельности, но при этом у него отсутствует опыт их практического применения
Выше среднего - интерес к самообразованию проявляется на постоянной основе; - сформулированы устойчивые ценностные и морально-этические установки применительно к области социальной работы, которые продолжают активно развиваться; - умения и навыки применения технологий социальной работы хорошо развиты, применяются уверенно без помощи преподавателя, однако они еще не отработаны до автоматизма, и для безошибочных действий в ряде случаев необходима концентрация
Высокий - высокий уровень сформированности технологических умений и технологического мышления; - осознание стремления к пополнению знаний, нахождению новых способов действий; - заинтересованность в повышении технологического мастерства; - стремление к профессиональному самосовершенствованию; - устойчивая потребность и ярко выраженная положительная мотивация к использованию технологий социальной работы в профессиональной деятельности; - готовность и способность к самостоятельному применению сформированных умений и навыков в различных профессиональных ситуациях; - высокая степень развития корректировочной деятельности на основе осмысления профессиональной ситуации
В качестве предмета диагностики сформированности технологической компетентности студентов - будущих социальных работников выступают:
- знания, необходимые для выполнения действия;
- правильность выполнения процедуры действий, приводящей к результату;
- рациональность способа выполнения действий;
- творческий подход к решению поставленной задачи.
Считаем, что диагностику уровней сформированности технологической компетентности студентов - будущих социальных работников целесообразно проводить непосредственно в процессе ее формирования. В первую очередь необходимо диагностировать начальный уровень сформированности технологической компетентности. Входная диагностика призвана выявить исходный
уровень знаний, умений студентов для разработки коррекции программы студенческой практики. Далее в процессе обучения проводятся промежуточная и текущая диагностики, которые выполняют функции управления процессом обучения за счет установления обратной связи со студентами, а также выявление усвоения материала каждым студентом перед изучением следующего блока учебного материала. Выходная диагностика направлена на выявление уровня технологической компетентности будущего социального работника.
Диагностика уровня компетентности должна быть комплексной. В нее входит не только оценка знаний, без которых невозможно стать компетентным социальным работником, но и оценка деятельности студента. Оценить деятельность можно с двух позиций:
- по конечному результату деятельности;
- по траектории деятельности.
Немаловажное значение для комплексной оценки технологической компетентности имеет способность студента к творчеству, умение находить нестандартное решение задачи. Один из первых исследователей творческого мышления Дж. Гилфорд [10] считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в человеке четырех особенностей.
1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
2. Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
3. Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения, стороны.
4. Семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Считаем, что перспективным видом диагностирования творческого уровня освоения студентом будущей профессии является диагностика результативности студенческого проекта и включенности студента в проектную деятельность.
Результатами участия студента в образовательном проекте являются:
- формирование желания проявлять социальную инициативу;
- применение полученных знаний и навыков к решению новых проблем;
- формирование профессионально значимых личностных качеств;
- формирование стремления быть лидером;
- обеспечение умения учиться самостоятельно;
- стимулирование способности иметь собственное мнение;
- выработка уверенности во взаимоотношениях с людьми;
- развитие социального мышления;
- воспитание чувства долга по отношению к обществу, к профессии.
Подобранный комплекс диагностических методов позволяет не только оценить конечный результат - уровень сформированности технологической компетентности, но и проследить динамику ее развития, начиная с начального этапа. Диагностический пакет для оценки сформированности уровней технологической компетентности студентов - будущих социальных работников в процессе студенческой практики составили следующие методики (табл. 3).
В результате, при использовании данных методик, можно определить уровень сфор-мированности технологической компетентности студентов - будущих социальных работников. Перечисленные методики следует использовать и при диагностировании уровня технологической компетентности практикующих социальных работников, что позволит соотнести полученные данные с требованиями технологической компетентности в реальных условиях.
Таким образом, проблема диагностики сформированности компонентов технологической компетентности студентов - будущих социальных работников, как необходимой характеристики личности, подтверждающей готовность к профессиональной деятельности, может быть решена при помощи предлагаемого пакета диагностических методик.
Таблица 3
Диагностические методики для оценки сформированности технологической компетентности студента - будущего социального работника
Критерии сформированности Диагностические методики
технологической компетентности
Ценностно-смысловой - методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; - методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла; - анкета для самооценки студентами собственных морально-волевых качеств
Когнитивный - тест достижений для оценки знаний; - опрос
Деятельностный - карта наблюдений; - карта экспертной оценки, составляемая практиком-супервизором; - карта самоанализа, эссе (анализ процесса и результата практики); - анкета для самодиагностики сформированности компонентов технологической компетентности студентов - будущих социальных работников; - решение ситуационных задач, предназначенных для определения уровня знаний, умений и навыков студентов
1. Дорохин Ю.С. Структура технологической компетентности учителей технологии - бакалавров технологического образования // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 78-80.
2. Лебедева О.Ю. Формирование операционально-технологической компетентности студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005.
3. Манько H.H. Теоретико-методические аспекты формирования технологической компетентности педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2000.
4. Никифорова Е.И. Формирование технологической компетентности учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007.
5. Дьячек Т.П., Гарашкина Н.В. Организация студенческой практики по направлению «социальная работа». Тамбов, 2009.
6. Шульга М.Н. Педагогическая диагностика профессиональной компетентности преподавателей вузов // Мир образования - образование в мире. 2013. Вып. 2. С. 193-198.
7. Привалова Н.Ф. Диагностика качества преподавания (общетеоретические аспекты): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997.
8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация: пер. с англ. М., 2002.
9. Гарашкина Н.В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 91-100.
10. Папуловская Н.В. Диагностика уровня социально-профессиональной компетентности студентов и оценка обучения // Вестник Че-
реповецкого государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2009. Вып. 11. С. 105-114.
1. Dorokhin Yu.S. Struktura tekhnologicheskoy kompetentnosti uchiteley tekhnologii -bakalavrov tekhnologicheskogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. № 1. S. 78-80.
2. Lebedeva O.Yu. Formirovanie operatsional'no-tekhnologicheskoy kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ul'yanovsk, 2005.
3. Man'ko H.H. Teoretiko-metodicheskie aspekty formirovaniya tekhnologicheskoy kompetentnosti pedagoga: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ufa, 2000.
4. Nikiforova E.I. Formirovanie tekhnologicheskoy kompetentnosti uchitelya v sisteme po-vysheniya kvalifikatsii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chita, 2007.
5. D'yachek T.P., Garashkina N.V. Organizatsiya studencheskoy praktiki po napravleniyu "sotsial'naya rabota". Tambov, 2009.
6. Shul'ga M.N. Pedagogicheskaya diagnostika professional'noy kompetentnosti prepodavateley vuzov // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2013. Vyp. 2. S. 193-198.
7. Privalova N.F. Diagnostika kachestva prepoda-vaniya (obshcheteoreticheskie aspekty): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1997.
8. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie, realizatsiya: per. s angl. M., 2002.
9. Garashkina N.V. Sistema vuzovskoy podgotovki budushchikh sotsial'nykh rabotnikov kak kom-ponent sotsial'nogo obrazovaniya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 6 (110). S. 91-100.
10. Papulovskaya N.V. Diagnostika urovnya sot-sial'no-professional'noy kompetentnosti studen-tov i otsenka obucheniya // Vestnik Cherepo-vetskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya
Pedagogika i psikhologiya. 2009. Vyp. 11. S. 105-114.
nocTynuna b pegadura 11.06.2014 r.
UDC 378
DIAGNOSTICS OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENT - FUTURE SOCIAL WORKER: THEORETICAL ASPECT
Svetlana Semenovna PCHELNIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]
The questions of diagnostics of formation of technological competence at students - future social workers are considered. The article is hardly focused on level of technological competence formation's criteria, rates and marks.
The thought is stated that technological competence is an active characteristic and the experience of practical relationships is needed for its formation. So that, the topic of practical orientation of future social workers increasing remains up-to-date. The term of "student practice" is defined.
In article various treatments of the concept "pedagogical diagnostics" are considered. The offered diagnostic package acts as result of research for an assessment of formation of levels of technological competence of students - future social workers. Feature of the offered complex of diagnostic methods is opportunity to track dynamics of its development, since the initial stage.
Key words: technological competence of the social worker; diagnostics of formation of technological competence; criteria and indicators, assessment of levels of formation of technological competence.