Научная статья на тему 'Диагностика супервизорских возможностей в определении уровней и условий гуманитаризации психологической постподготовки педагога'

Диагностика супервизорских возможностей в определении уровней и условий гуманитаризации психологической постподготовки педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСКАЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ / КОНСУЛЬТАТИВНАЯ / ЭКСПЕРТНАЯ СУПЕРВИЗИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РАЗВИТИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ/МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОМПОНЕНТОВ И ЦЕЛОСТНОЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСТПОДГОТОВКА / СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ И КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЕЛИЧИН ЗНАЧИМОСТИ / МОДЕЛЬ УСЛОВИЙ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСТПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА / MASTERING PERSONAL/INTERPERSONAL COMPONENTS AND INTEGRIT GENERAL PSYCHOLOGICAL CULTURE / TUTORIAL / COMPENSATORY / CONSULTATIVE / EXPERT SUPERVISION / FORMATION AND DEVELOPEMENT OF COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / PRACTICE-ORIENTED PSYCHOLOGICAL PREPARATION / DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL POST-PREPARATION / AVERAGE / COMPERATIVE AND CORRELATIONAL ANALYSIS OF VALUES OF SIGNIFICANCE / THE MODEL OF CONDITIONS OF HUMANIZATION OF PSYCHOLOGICAL POST-PREPARATION OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моложавенко Александра Владимировна

Приводится анализ результатов диагностического исследования состояния супервизорских возможностей и способностей педагогов, педагогов-психологов и преподавателей психологии в контексте определения уровней постподготовки внутри ее стадий и этапов, а также условий гуманитаризации в системе непрерывного послевузовского психологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Моложавенко Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervisor potential in the determination of levels and conditions of humanization of a teacher psychological post-preparation diagnosis

The analysis of the results of the diagnostic research of the state of supervisor potential and the capacity of teachers, teachers-psychologists and teachers of psychology in the context of determination of levels of post-preparation within its stages and phases as well as of the conditions of humanization in the system of continuous postgraduate psychological education is cited.

Текст научной работы на тему «Диагностика супервизорских возможностей в определении уровней и условий гуманитаризации психологической постподготовки педагога»

А.В. МОЛОЖАВЕНКО (Волгоград)

диагностика супервизорских возможностей в определении уровней и условий гуманитаризации психологической постподготовки педагога

Приводится анализ результатов диагностического исследования состояния супервизорских возможностей и способностей педагогов, педагогов-психологов и преподавателей психологии в контексте определения уровней постподготовки внутри ее стадий и этапов, а также условий гуманитаризации в системе непрерывного послевузовского психологического образования.

Ключевые слова: наставническая, коррекционная, консультативная, экспертная супервизия; становление и развитие компонентов психологической компетентности; практико-ориентированная психологическая подготовка; развитие, совершенствование внутриличностных/межличностных компонентов и целостной общей психологической культуры; психологическая постподготовка; среднестатистический, сравнительный и корреляционный анализ величин значимости; модель условий гуманитаризации психологической постподготовки педагога.

Экспериментальное диагностическое исследование супервизорских возможностей проводилось с педагогами, педагогами-психологами и преподавателями психологии средних и высших образовательных учреждений. Объектом диагностики был определен процесс гуманитаризации психологической постподготовки педагога в системе послевузовского психологического образования [2]. Предмет диагностики - определение уровней постподготовки педагога внутри ее стадий и этапов. Цель диагностического исследования - построение модели условий реализации технологических средств в процессе гуманитаризации психологической постподготовки педагога [1].

При этом мы определили, что в образовательной среде школы и вуза в процессе гуманитаризации психологической постподготовки специалисту необходимы следующие виды супервизии: наставническая, кор-

рекционная, консультативная и экспертная. Мы исходили из следующей гипотезы.

1. В процессе наставнической супервизии, осуществляемой внутри стадии становления компонентов психологической компетентности в рамках этапа практико-ориентированной психологической подготовки молодого специалиста в соответствии с принципом непрерывности, педагог успешно адаптируется к условиям образовательного учреждения и определяет необходимость оптимизации собственных возможностей и способностей в профессиональной деятельности. Но педагоги не готовы проводить с молодым специалистом в период его профессиональной адаптации наставническую супервизию, что определяет появление затруднений в комплексном становлении и развитии у молодого специалиста компонентов психологической компетентности. Соответственно, становится невозможным и обучение этого специалиста наставнической супервизии в период его профессиональной адаптации.

2. На стадии развития компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки в соответствии с принципом системности предполагается, что педагог освоил наставническую супервизию и во взаимодействии с супервизором-корректором, во-первых, эффективно справляется с синдромом психического выгорания и, во-вторых, обучается коррекционной супервизии. Следовательно, в ходе сессии по поводу профессиональной деятельности молодого специалиста супервизор-наставник развивает внутри-личностные компоненты собственно психологической культуры на соответствующем этапе. В ходе коррекционной суперви-зии могут иметь место затруднения в становлении и развитии у педагога данных компонентов. Речь идет о прохождении двух уровней: а) уровня насыщения внутрилич-ностных компонентов собственно психологической культуры через расширение границ профессионального опыта (своевременная профилактика и минимизация синдрома психического выгорания); б) уровня развития супервизором-наставником внутрилич-ностных компонентов в процессе обучения коррекционной супервизии.

3. Благодаря обучению коррекционной супервизии супервизор-наставник становится супервизором-корректором. В данной

© Моложавенко А.В., 2009

связи возникает необходимость в прохождении педагогом этапа насыщения опытом и развития межличностных компонентов собственно психологической культуры. Мы выделяем два его уровня: а) уровень насыщения межличностных компонентов собственно психологической культуры эффективным профессиональным опытом в процессе консультативной супервизии; б) уровень развития межличностных компонентов собственно психологической культуры в процессе обучения педагога консультативной супер-визии. При этом в осуществлении и обучении консультативной супервизии проявляются проблемы в освоении педагогом возможностей построения рефлексивных партнерских отношений в полисубъектном взаимодействии супервизора-корректора и супервизора-консультанта по поводу профессиональной деятельности супервизора-наставника, который, в свою очередь, су-первизирует молодого специалиста, непосредственно взаимодействующего с обучающимися в образовательной среде.

4. На следующей стадии модели процесса гуманитаризации психологической подготовки педагога определяется необходимость ориентации на принцип целостности, что содержательно выражается в совершенствовании специалистом составляющих и целостной общей психологической культуры. На этапе совершенствования компонентов собственно психологической культуры в процессе заключительной психологической постподготовки педагога в качестве супервизора-консультанта ему следует освоить уровень интеграции компонентов собственно психологической культуры в процессе экспертной супервизии, осуществляемой супервизором-экспертом. На данном уровне в супервизор-ском процессе у педагога происходит одновременное взаимодействие нескольких психических инстанций. В процессе экспертной супервизии должен развернуться своеобразный внутренний полилог между прежними и новыми образами значимых Других во внутреннем плане, что определяет взаимопроникновение этих позиций. сложности в интеграции компонентов собственно психологической культуры затрудняют вхождение супервизора-консультанта во внутренний полилог и выбор направления совершенствования компонентов собственно психологической культуры через объединение внутренних объектов в более общие категории, обладающие новой целостностью, тре-

бующей нового совершенствования. Данный процесс осуществляется на следующем уровне совершенствования компонентов собственно психологической культуры в процессе обучения супервизора-консультанта экспертной супервизии.

Таким образом, диагностическое исследование супервизорских возможностей и способностей позволит определить степень освоения специалистом соответствующих этапов и уровней стадийной модели с целью разработки технологических оснований процесса гуманитаризации психологической постподготовки в системе непрерывного психологического образования педагога.

В диагностическом исследовании приняли участие педагоги (111 чел.) и педагоги-психологи средних общеобразовательных учреждений (108 чел.), преподаватели психологии вузов (47 чел.). Общее количество испытуемых - 266 человек. Диагностика проводилась с помощью анкетирования. Анкета содержательно представляет собой перечень вопросов (35), ответы на которые респонденты оценивают по девятибалльной шкале в позитивном, негативном или социально желаемом контексте.

Педагоги средних общеобразовательных учреждений достаточно высоко оценивают свои возможности и способности в качестве супервизоров-наставников и супервизоров-консультантов, ниже - в качестве супервизоров-корректоров и супервизоров-экспертов. Следовательно, имеются выраженные затруднения в прохождении уровней этапа насыщения и развития внутриличностных компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки педагога в качестве супервизора-наставника в ходе коррекционной супер-визии (см. рис. 1).

В целом педагоги-психологи наиболее высоко оценивают свои супервизор-ские возможности и способности по качеству наставничества и консультирования, ниже - по коррекции и экспертизе. также они испытывают затруднения в освоении этапа насыщения и развития внутри-личностных компонентов собственно психологической культуры, но уже на уровне обучения коррекционной супервизии. Это создает проблемы и на уровнях этапа насыщения и развития межличностных компонентов в процессе психологической пост-

Рис. 1. Средние значения оценки супервизорских возможностей и способностей (педагоги)

Рис. 2. Средние значения оценки супервизорских возможностей и способностей

(педагоги-психологи)

Рис. 3. Средние значения оценки супервизорских возможностей и способностей

(преподаватели психологии)

шш

0- Наставн. Коррекция Консульт. Эксперт. Средний

□ Педагоги 3,72 2,45 3,78 3,06 3,25

□ Педагоги-психологи 4,06 2,64 3,69 2,83 3,31

■ Преподаватели психологии 3,78 2,81 3,76 3,94 3,57

4

3

2

1

Рис. 4. Средние значения оценки супервизорских возможностей и способностей

(все специалисты)

подготовки педагога-психолога в качестве супервизора-корректора (рис. 2).

Преподаватели психологии определяют приоритет в освоении наставнической, консультативной и экспертной супервизии. Наименьшее среднее значение зафик-

сировано по оценке состояния коррекционной супервизии. Следовательно, имеются затруднения в обучении преподавателей психологии как супервизоров-корректоров консультативной супервизии на уровне развития межличностных компонентов

Рис. 5. Значимость различий средних значений оценок специалистов

собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки. Соответственно, имеют место проблемы в прохождении следующей стадии по совершенствованию составляющих и целостной общей психологической культуры в ходе психологической самоподготовки и самообразования (см. рис. 3).

Анализ средних показателей позволил определить, что все респонденты достаточно высоко оценивают качество наставнического опыта, обучение которому происходит на этапе комплексного становления компонентов психологической компетентности в процессе практикоориентированной психологической подготовки молодого специалиста во взаимодействии с супервизором-наставником на соответствующей стадии. Сложности всех испытуемых локализованы на этапах стадии развития компонентов собственно психологической культуры: у педагогов - в процессе прохождения коррекционной супервизии; у педагогов-психологов - при обуче-

нии коррекционной супервизии; у преподавателей психологии - при прохождении и обучении консультативной супервизии. Соответственно, прохождение и обучение педагогов и педагогов-психологов экспертной супервизии на следующей стадии (совершенствование компонентов собственно психологической культуры) также проблематично, а для преподавателей психологии - освоение уровней заключительного этапа по совершенствованию составляющих и целостной психологической культуры (см. рис. 4).

Представленные ниже данные свидетельствуют о статистически достоверных различиях средних показателей оценки специалистами собственных суперви-зорских возможностей и способностей (р>0,0001), подтверждаемых расчетами по критерию Крускалла-Уоллиса (см. рис. 5, табл. 1).

Матрицы интеркорреляций подтверждают наличие положительной корреляционной связи, определяющей тенденцию

Таблица 1

Результаты расчетов по критерию Крускалла-Уоллиса

Наставничество Коррекция Консультирование Экспертиза

Значение критерия 12,297 9,244 16,110 71,153

Число степеней свободы 2 2 2 2

Уровень значимости 0,002 0,010 0,000 0,000

Таблица 2

Матрица интеркорреляций показателей супервизии у всех респондентов (коэффициент корреляции Пирсона)

Наставничество Коррекция Консультирование Экспертиза

Наставничество Коэффициент корреляции 1 0,569* 0,644* 0,422*

Уровень значимости 0,000 0,000 0,000

Коррекция Коэффициент корреляции 0,569* 1 0,555* 0,703*

Уровень значимости 0,000 0,000 0,000

Консультирование Коэффициент корреляции 0,644* 0,555* 1 0,555*

Уровень значимости 0,000 0,000 0,000

Экспертиза Коэффициент корреляции 0,422* 0,703* 0,555* 1

Уровень значимости 0,000 0,000 0,000

* Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).

Таблица 3

Модель условий гуманитаризации психологической постподготовки педагога

Образовательная среда Субъекты ОС — участники эксперимента Принцип гуманитаризации Направления процесса гуманитаризации Условия реализации процесса гуманитаризации

Средние общеобразовательные учреждения Специалисты (педагоги, педагоги-психологи) Системность Становление и развитие компонентов собственно психологической культуры Групповая развивающая работа (психологическая постподготовка)

Специалисты (педагоги, педагоги-психологи) Целостность Совершенствование компонентов собственно психологической культуры Система просветительских мероприятий (заключительная психологическая постподготовка)

Высшие образовательные учреждения Преподаватели психологии Целостность Совершенствование составляющих и целостной общей психологической культуры Индивидуальное консультирование (психологическая самоподготовка)

взаимообусловленности изменений показателей супервизии у специалистов: если значения одной из четырех переменных возрастают, то значения других также имеют тенденцию к возрастанию. Другими словами, если педагог успешно осваивает коррекционную супервизию, то и другие виды супервизии имеют тенденцию к повышению эффективности (табл. 2).

Анализ направленности ответов специалистов показал выраженный их позитивный характер: 88,7% - педагоги;

92,9% - педагоги-психологи; 95,2% - преподаватели психологии. Социально желаемые ответы в большей степени представлены у педагогов (8,7%), в меньшей степе-

ни - у педагогов-психологов и преподавателей психологии (4,8% и 4,6%). Негативный характер ответов представлен наиболее низко: 2,6% - педагоги; 2,3% - педагоги-психологи; 0,2% - преподаватели психологии. Следовательно, можно говорить о стойком желании специалистов повышать качество собственного психологического образования.

Таким образом, не подтвердилось предположение о том, что педагоги не готовы использовать собственные возможности и способности в качестве супервизора-наставника (1). Следовательно, комплексное состояние компонентов психологической компетентности позволяет специалистам осуществлять

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

наставническую супервизию. Полностью нашло свое подтверждение предположение о выраженных затруднениях педагогов в прохождении и обучении коррекционной (2) и частично - в консультативной и экспертной супервизии (3,4).

На основании результатов диагностического исследования было разработано экспериментальное содержание модели условий гуманитаризации психологической постподготовки специалиста в системе непрерывного психологического образования (см. табл. 3).

Литература

1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Солов-цова; под ред. Н.М. Борытко. М., 2008.

2. Моложавенко А.В. Модель процесса гуманитаризации психологической подготовки педагога в системе его непрерывного образования / А.В. Моложавенко // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2008. №6 (30). С. 153 - 157.

3. Наследов А. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. На-следов. М.; СПб., 2005.

Supervisor potential in the determination of levels and conditions of humanization of a teacher psychological postpreparation diagnosis.

The analysis of the results of the diagnostic research of the state of supervisor potential and the capacity of teachers, teachers-psychologists and teachers of psychology in the context of determination of levels of post-preparation within its stages and phases as well as of the conditions of humanization in the system of continuous postgraduate psychological education is cited.

Key words: tutorial, compensatory, consultative, expert supervision, formation and developement of components of psychological competence; practice-oriented psychological preparation, development, mastering personal/interpersonal components and integrit general psychological culture; psychological post-preparation; average, comperative and correlational analysis of values of significance, the model of conditions of humanization of psychological post-preparation of teachers.

М.Х. мизова

(Нальчик)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛьНОСТИ

Описано исследование профессиональной адаптации руководителей в процессе прохождения курсов повышения квалификации в ИПК и ПРО КБГУ с целью выявления зависимости адаптационных процессов от стиля управления. Дан детальный анализ особенностей адаптивности руководителей в процессе реализации новой образовательной парадигмы и доказано, насколько разные стили руководства могут определять степень адаптивности специалистов.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, адаптивность, образовательная деятельность, стиль управления.

В рамках Комплексного проекта модернизации образования в школах Кабардино-Балкарии внедряются новая система оплаты труда, государственно-общественное управление, новая система оценки качества образования - и все это обостряет проблему адаптации учителя и руководителя к изменениям профессиональной среды.

до сих пор в науке профессиональная адаптация рассматривалась, в основном, по отношению к специалистам, начинающим свой профессиональный путь. Между тем необходима адаптация к изменяющимся условиям профессиональной деятельности педагога и руководителя с опытом работы, что до сих пор не было предметом исследования.

Целью нашего исследования является анализ реальных и потенциальных последствий изменений в системе образования для руководителей, а также выявление зависимости профессиональной психологической адаптации руководителя от стиля управления.

теоретической основой исследования явилось представление об адаптации как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям нового содержания образования, изменяющего социальную среду, затрагивающего все уровни функционирова-

© Мизова М.Х., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.