Научная статья на тему 'Диагностика спортивной культуры личности'

Диагностика спортивной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
390
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ДИАГНОСТИКА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / DIAGNOSIS OF THE PERSONALITY'S SPORT CULTURE / SPORT / SPORT CULTURE OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баринов С. Ю.

В статье впервые в научной литературе ставится задача привлечь внимание специалистов к проблеме диагностики спортивной культуры личности и дать характеристику общей структуры этой педагогической процедуры. Уточняются задачи, которые призвана решить диагностика спортивной культуры личности, уровни сформированности этой культуры, ее разновидностей и компонентов, а также критерии этих уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the first time in the scientific literature the task is set to involve attention of the specialists to the ptoblem of the diagnosis of the personality's sport standsrd and give a characteristic of a common structure of this pedagogical procedure. Specifying the tasks which diagnosis of the personality's sport standard is to resolve, the levels of this cultures forming, its variations and components, and also measures of these levels.

Текст научной работы на тему «Диагностика спортивной культуры личности»

ДИАГНОСТИКА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

С.Ю. БАРИНОВ, МГИМО (У) МИД РФ,

г. Москва

Аннотация

В статье впервые в научной литературе ставится задача привлечь внимание специалистов к проблеме диагностики спортивной культуры личности и дать характеристику общей структуры этой педагогической процедуры. Уточняются задачи, которые призвана решить диагностика спортивной культуры личности, уровни сформированности этой культуры, ее разновидностей и компонентов, а также

критерии этих уровней.

Ключевые слова: спорт, спортивная культура личности, диагностика спортивной культуры

личности.

Abstract

For the first time in the scientific literature the task is set to involve attention of the specialists to the ptoblem of the diagnosis of the personality’s sport standsrd and give a characteristic of a common structure of this pedagogical procedure. Specifying the tasks which diagnosis of the personality’s sport standard is to resolve, the levels of this cultures forming, its variations and components, and also measures of these levels.

Key words: sport, sport culture of the personality, diagnosis of the personality’s sport culture.

Одно из важных направлений совершенствования спортивной работы с детьми и молодежью - ориентация этой работы на воспитание у них спортивной культуры. Для эффективной организации этой работы особенно важное значение имеют результаты предварительной диагностики спортивной культуры личности. Эта процедура позволяет определить уровень сформированности данной культуры, различных ее компонентов и форм, те недостатки («пробелы») в этом плане, которые требуют педагогической коррекции.

Диагностика спортивной культуры личности - крайне сложная процедура как по характеру тех задач, которые при этом должны быть решены, так и по тем средствам, методам, которые должны быть использованы для решения этих задач. В научной педагогической литературе, по имеющейся у нас информации, отсутствуют даже попытки анализа этой педагогической процедуры.

В данной статье ставится задача привлечь внимание специалистов к этой проблеме и дать характеристику общей структуры диагностики спортивной культуры личности. При решении данной задачи мы опираемся на концепцию спортивной культуры и ее форм, изложенную в работах В.И. Столярова [1, 2, 3 и др.]. Уточним основные положения этой концепции, которые используются для определения общей структуры диагностики спортивной культуры личности.

Под спортивной культурой понимается позитивное ценностное отношение социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту, социальная деятельность и ее результаты по усвоению, сохранению, реализации и развитию связанных со спортом ценностей. Эта культура предусматривает: различные формы спортивно ориентированной деятельности; разные формы (рациональную, мотивационную, эмоциональную, деятельностную) позитивной оценки спорта; ее обоснование (осмысление и объяснение); результаты

всей этой социальной активности - сформированные качества личности и ее образа (стиля) жизни, правила поведения, социальные роли, нормы и образцы социальных отношений; функционирование соответствующих социальных институтов и т.п.

Позитивное ценностное отношение индивида к спорту всегда носит не общий, а совершенно конкретный характер: подразумевает не спорт вообще, а определенные его аспекты, стороны, компоненты, функции, виды, разновидности и т.д. Та система ценностей, которую индивид связывает со спортом, т.е. то, что для него является наиболее важным, значимым в спортивных соревнованиях, в процессе подготовки к ним, определяет конкретное содержание, направленность, специфику, т.е. форму (разновидность) его спортивной культуры.

Значит, возможны различные специфические формы (разновидности) позитивного ценностного отношения индивида к спорту, а значит, спортивной культуры личности. Основными из них являются следующие.

Спортивно-прагматическая культура. Эту разновидность спортивной культуры личности характеризует ее ярко выраженная утилитарная, прагматическая направленность. Имеется в виду, что наиболее важными, значимыми в спорте для индивида являются сугубо утилитарные, технологические, прагматические ценности (например, возможность на спорте зарабатывать деньги, приобретать материальные блага и т.д.).

Антигуманная спортивная культура. Спорт может привлекать индивида, выступать для него как ценность на основе того, что дает возможность продемонстрировать свое превосходство над другими, реализовать свои националистические идеи, некоторым образом проявить свою агрессивность и т.п. В этом случае спортивная культура личности включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации, вследствие чего выступает

как спортивная субкультура личности антигуманной направленности (антигуманная спортивная культура).

Спортивно-гуманистическая культура. Основу спортивно-гуманистической культуры личности составляет позитивное ценностное отношение индивида к спорту, к различным его компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т.д. с позиций гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей -целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям.

При всех возможных различиях в спортивной культуре личности все ее формы (разновидности) имеют нечто общее. Их объединяет общее позитивное ценностное отношение индивида к спорту, к спортивной деятельности, к тем или иным ее компонентам, видам, разновидностям и т.д. Наличие этого отношения позволяет оценивать ту или иную его культуру именно как спортивную, а например, не как физическую или интеллектуальную, эстетическую и т.д., и причислять все формы его спортивной культуры именно к этой, а не к какой-то иной культуре. Общее позитивное ценностное отношение индивида к спорту, к спортивной деятельности, к тем или иным ее компонентам, видам и т.д., которое составляет общее основание всех специфических форм (разновидностей) спортивной культуры личности и определяет их общее содержание, общую направленность, составляет базис этой культуры.

Базис спортивной культуры личности имеет сложную структуру, включает в себя комплекс взаимосвязанных элементов.

К числу основных компонентов этой структуры относится общая позитивная оценка спорта: спортивная деятельность, те или иные ее виды, формы и т.д. выступают для индивида как ценность (комплекс ценностей), оцениваются как значимые, важные, полезные. Основными проявлениями и показателями такой оценки спорта, т.е. оценочными компонентами базиса спортивной культуры личности, являются:

• позитивное мнение в виде соответствующих высказываний, суждений, отзывов о спорте, о различных формах и аспектах спортивной активности - рациональный (когнитивный) компонент;

• связанные со спортом положительные эмоциональные реакции (чувство удовольствия, восторга от занятий спортом, участия в спортивных соревнованиях, наблюдения за ними и т.п.) - эмоциональный (аффективный) компонент;

• интерес к спорту, к тем или иным видам спортивной деятельности (таким, например, как спортивные тренировки и соревнования, посещение спортивных мероприятий, просмотр телевизионных спортивных передач, чтение спортивных газет и журналов, коллекционирование спортивных значков, марок и т.п.), стремление (желание) участвовать в них и т.д., т.е. мотивационная готовность индивида к такого рода деятельности, - мотивационный компонент;

• реальные формы деятельности, связанные со спортом (участие в спортивных тренировках и соревно-

ваниях, посещение спортивных мероприятий, просмотр спортивных телевизионных передач, чтение спортивных газет и журналов; усвоение знаний, умений, правил, норм поведения, социальных ролей, позволяющих участвовать в этих видах деятельности, и т.д.) - деятельностный компонент.

Важным компонентом общего позитивного ценностного отношения индивида к спорту является не только его позитивная оценка, но также обоснование (осмысление, объяснение) этой оценки - рефлексивно-аналитический компонент базиса спортивной культуры.

Обоснование (осмысление объяснение) индивидом позитивной оценки спорта предусматривает решение следующих задач:

- выбор критерия для оценки спорта, его видов, разновидностей, компонентов (спортивной тренировки, соревнований, поведения спортсмена, болельщиков и т.д.): с каких позиций, на основе каких идеалов, норм, культурных образцов и т.д. они будут оцениваться;

- определение тех сторон, аспектов, функций спорта, его видов, разновидностей, компонентов, которые позволяют на основе избранного критерия дать ему позитивную оценку, приписать определенные ценности, придать социальный и/или личностный смысл.

При обосновании (осмыслении, объяснении) позитивной оценки спорта индивид может использовать: свой практический опыт; полученные в ходе учебы знания; традиции, нормы, идеалы, ценностные стереотипы, доминирующие в окружающей социальной среде, и т.д.

Необходимым условием (предпосылкой) для формирования у индивида общего позитивного ценностного отношения к спорту является наличие у него исходных (предпосылочных) знаний, умений, навыков. К их числу относятся:

> знания о том, что такое спорт, его компоненты -спортивная тренировка, спортивные соревнования и др., те или иные разновидности спорта - массовый спорт, спорт высших достижений и т.д. - как особые социальные феномены, отличающиеся от других, об их сущности, структуре, специфике, т.е. понятия, которые необходимы для того, чтобы можно было выделять (отличать от множества других явлений) и характеризовать спорт, его компоненты, разновидности и т.д.;

> фактологические знания - знания о конкретных фактах спортивной деятельности, тех или иных ее видах, разновидностях в настоящее время и в процессе развития;

> знания об определенных идеалах, ценностях, нормах и образцах поведения, которые необходимы для той или иной оценки спорта (его видов, разновидностей, компонентов);

> знания, умения и навыки, необходимые для того, чтобы можно было включаться в те или иные виды спортивной деятельности (например, спортивную тренировку, спортивные соревнования и т.д.) в соответствии с принятыми правилами, нормами и образцами поведения.

Все эти знания, умения, навыки, формируемые в процессе социализации (стихийно в ходе жизненного опыта, под воздействием окружающей социальной среды, средств массовой информации и т.д., а также

(ШШІ)

сознательно, целенаправленно в процессе образования, обучения, воспитания), образуют предпосылочный (исходный) блок знаний, умений, навыков базиса спортивной культуры личности. Они обеспечивают индивиду возможность для правильной ориентации в мире спорта, в различных его аспектах (выполняют ориентировочную функцию), а также для оценки, осмысления и реального участия в спортивной деятельности (характеризуют его информационно-операциональную подготовленность к этим видам деятельности).

Диагностика спортивной культуры личности призвана решить следующие основные задачи:

1) выявить в культуре личности те ее параметры (показатели), которые специфически характеризуют именно спортивную (а не какую-то другую, например, физическую) культуру, т.е. осуществить процедуру идентификации базиса спортивной культуры личности;

2) определить особую направленность, конкретное содержание, особенности спортивной культуры личности, т.е. осуществить процедуру идентификации той или иной ее специфической формы (разновидности);

3) уточнить особенности этой формы (разновидности) спортивной культуры личности;

4) дать характеристику основных компонентов («блоков») диагностируемой спортивной культуры личности;

5) определить уровень сформированности у конкретного индивида данной спортивной культуры, ее различных компонентов («блоков»).

При решении первой задачи используются понятие и параметры базиса спортивной культуры личности.

Основанием для решения второй и третьей задач является положение о том, что направленность спортивной культуры личности, ее конкретное содержание и форма зависят от того, в чем индивид усматривает ценность спорта, чем последний привлекателен для него. Поэтому для диагностики этих параметров спортивной культуры личности необходимо выяснить те ценности, которые индивид связывает со спортом, на которые он ориентируется в спорте, т.е. то, что для него является наиболее важным, значимым в спортивной деятельности - в спортивных соревнованиях, в процессе подготовки к ним, в спортивных зрелищах и т.п. Как отмечено выше, спортивная культура личности в современных условиях может выступать как спортивно -прагматическая, как спортивно-гуманистическая и как антигуманная спортивная культура. Каждая из этих форм спортивной культуры личности также может иметь те или иные особенности и соответственно несколько разновидностей. Это определяется в ходе решения третьей задачи.

Значит, диагностика разновидностей спортивной культуры личности предусматривает ответы на следующие вопросы:

1) какую направленность имеет спортивная культура индивида, в какой форме она выступает: как спортивнопрагматическая, спортивно-гуманистическая или антигуманная спортивная культура - этап идентификации

разновидностей спортивной культуры личности (решение второй задачи);

2) какие особенности характеризуют ту или иную разновидность спортивной культуры личности, в какой конкретной форме она выступает (например, какую направленность имеет спортивно-гуманистическая культура индивида, на какие гуманистические ценности она ориентирована - на эти ценности в их олимпийской или спартианской интерпретации) - этап идентификации особенностей (формы) той или иной разновидности спортивной культуры личности (решение третьей задачи).

Четвертая задача предполагает изучение особенностей основных компонентов («блоков») базиса или какой-то особой формы (разновидности) спортивной культуры личности:

• предпосылочного блока (исходных знаний, умений, навыков, обеспечивающих возможность правильной ориентации в мире спорта, в различных его аспектах, их оценки, осмысления и реального участия в тех или иных формах спортивной активности);

• оценочных компонентов (рационально-логическая, эмоционально-чувственная, мотивационная и деятельностная оценки спорта, его компонентов, функций и т.п.);

• рефлексивно-аналитического компонента (обоснование - осмысление, объяснение - оценки спорта, его компонентов, функций и т.п.);

• результирующего компонента (результаты деятельности индивида по усвоению, сохранению, реализации и развитию связанных со спортом идеалов, эталонов, норм, ценностей).

Для решения пятой задачи диагностики спортивной культуры личности важно знать возможные уровни сформированности этой культуры (ее разновидностей, компонентов), а также критерии их различения, по которым их можно идентифицировать.

Следует различать четыре возможных уровня сфор-мированности спортивной культуры личности (ее разновидностей и их компонентов): высокий, средний, низкий и уровень несформированности.

Для эффективной диагностики спортивной культуры личности важно сформулировать основные критерии этих уровней применительно к базису и специфическим формам (разновидностям) спортивной культуры личности.

Ниже это показано на примере критериев уровней сформированности базиса спортивной культуры.

Как отмечено выше, базис спортивной культуры личности - это ее общее позитивное ценностное отношение к спортивной деятельности, основными компонентами («блоками») которого являются:

> предпосылочный (исходный) блок знаний, умений, навыков;

> оценочные компоненты (рационально-логическая, эмоционально-чувственная, мотивационная и деятельностная оценки);

> рефлексивно-аналитический блок;

> результирующий блок.

Каждый из этих компонентов может иметь четыре возможных уровня сформированности (высокий, средний, низкий и уровень несформированности). Уточним критерии и показатели их сформированности.

Применительно к предпосылочному «блоку» базиса спортивной культуры в качестве основных критериев различения указанных уровней принимаются особенности входящих в этот блок знаний (понятий), умений, навыков, а также способность их объяснить и разъяснить.

Применительно к оценочным компонентам базиса спортивной культуры личности принимаются следующие основные критерии различения высокого, среднего, низкого уровней их сформированности и уровня их не-сформированности:

а) рационально-логическая позитивная оценка: особенности формулирования и разъяснения позитивного мнения (в виде соответствующих высказываний, суждений, отзывов) о спорте, о различных формах и аспектах спортивной активности;

б) эмоционально-чувственная позитивная оценка: характер и степень проявления положительных эмоциональных реакций (чувство удовольствия, восторга и т.п.) при оценке спорта, различных форм спортивной активности, участии в них;

в) мотивационная позитивная оценка: наличие и степень интереса к спорту, к тем или иным видам связанной с ним деятельности (таким, например, как спортивные тренировки и соревнования, посещение спортивных мероприятий, просмотр телевизионных спортивных передач, чтение спортивных газет и журналов, коллекционирование спортивных значков, марок и т.п.), а также стремление (желание) участвовать в них и т.д.;

г) деятельностная позитивная оценка: характер и количество видов связанной со спортом деятельности индивида, а также степень (частота, продолжительность, интенсивность) участия в них.

Рефлексивно-аналитический «блок» базиса спортивной культуры личности - это обоснование (осмысление, объяснение) позитивной оценки спорта, предусматривающее как минимум решение следующих задач:

- выбор критерия для оценки спорта, его видов, разновидностей, компонентов (спортивной тренировки, соревнований, поведения спортсмена, болельщиков и т.д.): с каких позиций, на основе каких идеалов, норм, культурных образцов и т.д. они будут оцениваться;

- определение тех сторон, аспектов, функций спорта, его видов, разновидностей, компонентов, которые позволяют на основе избранного критерия дать ему позитивную оценку, приписать определенные ценности, придать социальный и/или личностный смысл.

В качестве основных критериев различения высокого, среднего, низкого уровней сформированности и уровня несформированности этого «блока» принимаются: 1) содержание и правильность постановки задач, которые должны быть решения для обоснования (осмысления, объяснения) позитивной оценки спорта; 2) набор средств, используемых для решения этих задач, их соответствие требованиям логики и методологии науки.

Такова процедура диагностики базиса спортивной культуры личности с акцентом на определение уровня сформированности ее основных компонентов. Приведенные выше критерии и показатели уровней сформи-рованности различных компонентов базиса спортивной культуры личности относятся и к компонентам той или иной ее разновидности (формы). Но на основе уточнения ценностей, лежащих в основе диагностируемой разновидности спортивной культуры личности, эти критерии и показатели, естественно, конкретизируются. Значит, процедура диагностики разновидностей спортивной культуры личности проводится по тому же алгоритму, но с учетом их особенностей (специфики).

Литература

1. Столяров В.И. Спортивная культура как элемент культуры // Современность как предмет исследования социальных наук: материалы Всерос. науч. конф. - М.: МГАФК, 2002. - С. 28-33.

2. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: учебник. - М.: Физическая культура, 2004. -400 с.

3. Столяров В.И., Козырева О.В. Гуманистический подход к спортивному воспитанию и спортивной культуре: общая концепция и ее применение к дошкольникам // Гуманистика соревнования. Вып. 2: сб. ст. -М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 2002. -С. 3-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.