Научная статья на тему 'Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций начальников отрядов исправительных учреждений'

Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций начальников отрядов исправительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НАЧАЛЬНИКИ ОТРЯДОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS / THE HEADS OF THE UNITS / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / EMPIRICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования сформированности профессионально-ценностных ориентаций сотрудников исправительных учреждений, проходящих службу в должности начальника отряда. Показано, что независимо от стажа службы респонденты обладают поведенческим типом профессиональных ценностей и объективно оценивают свое психологическое благополучие, выступающее фактором успешного личностного и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the formation of professional value orientations of the heads of the units of corrective institutions

The article presents the results of the empirical study of the formation of professional value orientations of correctional institutions’ employees serving in the position of the head of the unit. It is shown that regardless of the length of service, respondents possess a behavioral type of professional values and objectively evaluate their psychological well-being, which is a factor of successful personal and professional development.

Текст научной работы на тему «Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций начальников отрядов исправительных учреждений»

УДК 159.9.072

© Самойлик Н. А., 2019

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НАЧАЛЬНИКОВ ОТРЯДОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье представлены результаты эмпирического исследования сформи-рованности профессионально-ценностных ориентаций сотрудников исправительных учреждений, проходящих службу в должности начальника отряда. Показано, что независимо от стажа службы респонденты обладают поведенческим типом профессиональных ценностей и объективно оценивают свое психологическое благополучие, выступающее фактором успешного личностного и профессионального развития.

Ключевые слова: профессионально-ценностные ориентации; начальники отрядов; психологическое благополучие; эмпирическое исследование.

© Samoylik N. A., 2019

DIAGNOSTICS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS OF THE HEADS OF THE UNITS OF CORRECTIVE INSTITUTIONS

The article presents the results of the empirical study of the formation of professional value orientations of correctional institutions' employees serving in the position of the head of the unit. It is shown that regardless of the length of service, respondents possess a behavioral type of professional values and objectively evaluate their psychological well-being, which is a factor of successful personal and professional development.

Keywords: professional value orientations; the heads of the units; psychological well-being; empirical research.

В настоящее время уголовно- наказаний путем гуманизации их ис-

исполнительная политика Российской полнения, усиления роли социализа-

Федерации направлена на повышение ции и ресоциализации осужденных,

эффективности процессов реализации ужесточения требований к соблюде-

нию норм правового регулирования всеми участниками пенитенциарных

« ТЛ "

отношении. В этой связи справедливо замечают Н. Н. Ивашко, О. В. Игумнова, В. В. Кароян: «Развитие УИС России связано с формированием эффективной педагогической среды исправительного учреждения (далее — ИУ), которая должна способствовать снижению рецидива преступности не только в обществе, но и в рамках функционирования самих ИУ» [2, с. 184].

Достижение целей политики государства в области реализации наказаний в виде лишения свободы связано с получением объективных результатов по отдельным направлениям психологической и воспитательной работы с осужденными. Эффективность такой работы во многом обусловлена деятельностью начальника отряда ИУ, чьи функции напрямую связаны с обеспечением порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определением средств исправления осужденных, охраной их прав, свобод и законных интересов, оказанием помощи в социальной адаптации. Начальник отряда, как констатируют А. Г. Чириков и Н. Н. Ивашко, — «ближайший для осужденных пред-

ставитель администрации учреждения, являющейся центральной фигурой среди личного состава ИУ, организующий и проводящий всю воспитательную работу в отряде» [5, с. 185].

Систематическое взаимодействие начальников отрядов с различными категориями осужденных, выступающими носителями криминальной субкультуры, способствует размыванию ценностных и смысловых границ, что приводит к скорому эмоциональному выгоранию и усилению профессиональной деструкции. Отсутствие понимания важности ценностных ориентиров в служебной деятельности начальников отрядов ИУ искажает профессиональные представления о поставленных служебных задачах, снижает профессиональную активность, деформирует отношение к профессиональной деятельности и, в итоге, отражается на эффективности деятельности ИУ в целом.

Одним из ведущих условий устойчивости и эффективности выполнения поставленных задач по исправлению осужденных может выступать система профессионально-ценностных ориентаций начальников отряда. Однако в связи с недостаточностью эмпирических результатов

относительно представителей данной профессиональной группы изучение специфики значимых профессиональных ориентиров начальников отрядов является актуальным и своевременным направлением исследовательской работы.

Для проведения диагностики сформированности профессионально-ценностных ориентаций была сделана выборка в количестве 56 сотрудников,

Общая характеристи

состоящих в должности начальника отряда ИУ различных территориальных органов РФ. Исследование проводилось в 2015-2019 гг. Для проведения сравнительного анализа преобладания профессионально-ценностных ориен-таций респонденты были поделены на три группы в соответствии со стажем службы в занимаемой должности (таблица 1).

Таблица 1

выборки исследования

Группа Стаж профессиональной деятельности Средний возраст

1 3 ± 2,16 29,9 ± 2,3

2 5 ± 4,04 31,8 ± 3,15

3 10 ± 3,27 34,5 ± 4,02

Первая группа была образована респондентами, стаж служебной деятельности которых составляет три года. Во вторую группу вошли специалисты со стажем работы более пяти лет. Третья группа исследуемых включала в себя сотрудников исправительных учреждений, работающих в должности начальника отряда более 10 лет. Средний возраст испытуемых составил 31,7 лет.

Программа исследования включала психологическую диагностику по

следующим опросникам: «диагностики профессионально-ценностных ори-ентаций личности» (Н. А. Самойлик) [4] и «шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко [1]. После проведения диагностики проводился частотный анализ в виде вычисления процентного значения в исследуемых группах.

Результаты диагностики в первой группе показывают, что лидирующим типом профессионально-ценностных

ориентаций является поведенческий выполнения поставленных служебных (43 %), отражающий направленность задач по исправлению и воспитанию начальников отрядов на осознание различных категорий осужденных операционно-деятельностного аспекта (таблица 2).

Таблица 2

Представленность типов профессионально-ценностных ориентаций среди представителей выборки (%)

о я ■а

§ § н

о и

а &1

I =

щ Я

Н щ

ев И О

И

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Группа 1 Группа 2 Группа 3

34 32 31

27 25 23

43 43 46

X Когнитивный тип

' Эмоциональный тип

- Поведенческий тип

Следует подчеркнуть, что независимо от стажа работы в должности начальника отряда респонденты идентично высказались о значении поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций в ходе реализации служебных обязанностей. В тоже время для сотрудников со стажем работы более 10 лет в большей степени присущ данный тип профессионально-ценностных ориен-таций (46 %). Полученный результат можно объяснить осознанием необходимости самореализации в трудовой

области через совершенствование профессионально необходимых качеств и умений. Преобладание в процессе взаимодействия с осужденными личностных, статусно-ролевых и профессиональных качеств во многом способствует формированию чувства долга, ответственности, дисциплинированности, обязательности, исполнительности и требовательности к себе и другим.

Высокий уровень морально-психологической нагрузки начальников отрядов ИУ обусловливает и

развитие профессиональных умений, как значимых показателей успешности служебной деятельности. В структуре профессиональных умений ведущую роль играют знание и применение на практике норм законодательства и современного права, распределение обязанностей среди осужденных, правомерное наложение взысканий за дисциплинарные проступки, поддержание правил внутреннего распорядка в отряде, а также планирование и проведение воспитательных мероприятий.

Названные выше характеристики служебной деятельности и их выраженность у исследуемой группы начальников отрядов свидетельствуют о сформированном профессиональном паттерне поведения, выражающего общую тенденцию на эффективное осуществление функциональных обязанностей по исправлению различных категорий осужденных.

Определяющую роль в группе профессиональных ценностей начальников отрядов ИУ играет когнитивный тип (31 + 34 %). Представители групп практически одинаково воспринимают возможность включения в процесс служебной деятельности

смыслообразующего аспекта, позволяющего адекватно оценивать социальную и личностную значимость реализуемого вида труда. Для начальников отряда, принявших участие в исследовании, преимущественно характерны положительно окрашенные отношения с коллегами и осужденными. Профессиональные отношения отличаются сниженным показателем конфликтности и ориентированы на результативность поставленных задач.

При организации и поддержании профессиональных отношений респондентами подчеркивается важность специализированных знаний, которые, с одной стороны, выступают в качестве условия для профилактики профессионального выгорания и де-струкций, а с другой, содействуют профессиональному и личностному саморазвитию специалистов пенитенциарной сферы.

Систематическое взаимодействие с осужденными определяет и эмоциональную сферу сотрудников, непосредственно работающих с лицами, имеющими выраженную криминальную зараженность и мотивацию на делинквентное поведение. Общение со спецконтингентом приводит к

деформации представлений начальников отрядов о важности эмоциональных переживаний при выполнении служебных задач.

Эмоциональные представления начальников отряда о содержательной наполненности и осознания значимости профессиональной деятельности определяют возможность достижения социально ориентированных целей и

служат основным условием реализации актуальных и потенциальных возможностей в процессе труда. Данные характеристики входят в понятие «психологическое благополучие» [3].

В ходе изучения психологического благополучия как важного показателя эмоционального аспекта профессиональной ценности были получены следующие результаты (таблица 3):

Таблица 3

Выраженность показателей психологического благополучия в исследуемых группах (%)

Показатели психологического благополучия Группа 1 Группа 2 Группа 3

Положительные отношения с другими 16 19 17

Автономия 11 9 10

Управление окружением 23 23 26

Личностный рост 12 15 17

Цель в жизни 23 25 24

Самопринятие 15 9 6

Респонденты исследуемых групп практически одинаково осознают значимость критериев психологического благополучия при реализации служебной деятельности. Необходимость поддержания доверительных отношений и способность к сопереживанию более выражена у начальников отрядов ИУ со стажем работы от 5 до 10 лет (19 %). Самостоятельность, возможность регуляции собственного по-

ведения и оценка себя в соответствии с профессиональными компетенциями свойственна представителям первой группы (11 %). Сотрудники со стажем работы более 10 лет в должности начальника отряда обладают авторитетом и необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями для осуществления поставленных задач по исправлению и воспитанию осужденных (26 %). Для них также

характерно создание специальных психолого-педагогических условий для эффективного выполнения своих должностных обязанностей и достижения профессиональных целей.

Возможность личностного роста в процессе служебной деятельности осознают представители третьей группы респондентов (17 %), что позволяет утверждать о наличии у них перспективы самореализации и динамику когнитивной стороны и профессиональных достижений. Однако целевой компонент жизнедеятельности присущ сотрудникам второй группе (25 %). В то же время самопринятие как значимая сторона профессиональной деятельности более выражено в выборке начальников отряда со стажем менее 3 лет (15 %). Вероятно, данное обстоятельство связано с общей направленностью позитивного отношения, как к себе, так и к выполняемым профессиональным задачам, а также объективным восприятием успехов и неудач в ходе службы.

Таким образом, проведенное нами исследование сформированности

профессионально-ценностных ориентаций начальников отрядов исправительных учреждений позволяет сделать следующие выводы. Психологическое изучение профессиональной группы начальников отрядов, проходящих службу в условиях непосредственного взаимодействия с осужденными, в настоящее время достаточно актуально. Начальник отряда выступает в качестве представителя администрации учреждения, с одной стороны, и организует воспитательную работу с лицами, преступившими закон, с другой. Для успешного осуществления служебных задач у начальника отряда должна быть развита система профессиональных ценностей, большую роль среди которых играет поведенческий тип, выраженной в устойчивой модели профессионального поведения. Не менее важным показателем значимости профессиональной деятельности является психологическое благополучие, одинаково осознаваемое представителями исследуемых групп.

Литература

1. Жуковская, Л. В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л. В. Жуковская, Е. Г. Трошихина // Психологический журнал. — 2011. — № 2. — Т. 32.

2. Ивашко, Н. Н. Педагогическая составляющая профессиональной деятельности начальников отрядов / Н. Н. Ивашко, О. В. Игумнова, В. В. Кароян // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 1 (22).

3. Лифшиц, М. В. Ценностно-смысловые основания психологического благополучия личности // Научное мнение. — 2019. — № 9.

4. Самойлик, Н. А. Профессионально-ценностные ориентации личности: теория и практика. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2019.

5. Чириков, А. Г. Эффективность педагогической деятельности начальников отрядов исправительных учреждений / А. Г. Чириков, Н. Н. Ивашко // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 2 (27).

Сведения об авторе

Самойлик Наталья Анатольевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: nat_asp@mai.ru

Information about the author

Samoylik Natalya Anatolyevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of the Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: nat_asp@mai.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.